ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3310
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение диссертации (часть автореферата)
На тему "Политический терроризм :Регион. аспект"
Заключение диссертации по теме "Философия политики и права", Манацков, Игорь Валентинович
Оглавление научной работыавтор диссертации — кандидат политических наук Политов, Сергей Иванович
Введение диссертации2007 год, автореферат по политологии, Политов, Сергей Иванович
по праву и юриспруденции, автор работы: Ивлиев, Сергей Михайлович, кандидат юридических наук
по теме "Уголовно-правовые средства противодействия терроризму"
Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления
Автореферат докторской диссертации по философии
Современный терроризм: специфика, причины, основные направления противодействия
Специфика, структура и проявления современного терроризма
Причины современного терроризма
Идеологические основания терроризма
Список публикаций автора по теме диссертационной работы
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
2.1 Юридический анализ и особенности квалификации преступлений террористической направленности
2) рассматриваемое деяние должно содержать признаки одного или нескольких перечисленных в законе составов преступлений, например, таких, как: умышленное уничтожение общественного и личного имущества граждан опасным для жизни и здоровья людей способом (поджог, взрыв и т.д.); умышленное убийство; захват воздушного судна и другие (всего около тридцати составов).
Приведенный подход нашел свое дальнейшее воплощение в новом Уголовном кодексе Франции (1992 г). В статье о терроризме (ст.421-1) дается исчерпывающий перечень тех преступлений, которые при определенных условиях должны квалифицироваться как террористический акт[38]. При этом особо отмечается, что соответствующие преступления должны квалифицироваться как террористические акты, если они совершаются с "целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора".
В том случае, если эта цель будет установлена и доказана, преступление из данного перечня квалифицируется, как террористический акт, что автоматически влечет за собой весьма существенное повышение санкций.
Рассматриваемый подход позволяет не превращать террористический акт в особый, отличный по объективной стороне от других преступлений состав преступления, т.е. отойти от попыток превращения общеуголовных преступлений (со стороны посягающей стороны), в акты политического противления существующему строю, а сам террористический (общественно - опасный) характер выступает в качестве отягчающего ответственность обстоятельствам и служит основанием усиления наказания.
Различие между двумя рассмотренными подходами в области нормотворчества и правоприменениязаключается, главным образом, в том, что во французском Законе "О борьбе с терроризмом" дается перечень конкретных деяний, могущих квалифицироваться, как террористический акт при наличии цели запугивания, тогда как американский Всеобщий закон "О контроле над преступностью" позволяет при наличии аналогичной цели квалифицировать как террористический акт любое опасное для человеческой жизни насильственное действие, нарушающее уголовный закон.
Но в основе конструкции норм лежит один и тог же подход, который исходит из того, что террористическим актом может считаться широкий круг преступлений, предусмотренных уголовным законом, если они совершаются с целью оказания устрашающего воздействия на органы власти или население.
Во Франции согласно Закону "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" 1986 года, срок задержания подозреваемого в террористическом акте может быть продлен до 96 часов против 48 по другим преступлениям. Так, согласно этому же закону в УПК Франции была введена новая глава (гл.15), которая полностью состоит из статей, регулирующих процессуальные действия по делам о терроризме[39].
Такой подход является предпочтительным с точки зрения юридической техники и существенно упрощаетправоприменительную деятельность. Более того, дела по терроризму рассматриваются специальными органами, каковыми являются исправительный суд и суд присяжных Парижа. В этом суде рассматриваются только дела о террористических актах, совершенных во Франции или на ее заморской территории.
Своеобразие подхода, использованного в уголовном законе Великобритании заключается в том, что в качестве основного признака виновности в терроризме выделяется причастность к террористической организации[40]. В законодательстве этого государства указываются террористические организации, принадлежность к которым составляет оконченный состав преступления.
Кроме того, согласно этому закону, государственный секретарь Великобритании правомочен, сократить данный перечень или объявить запрещенными другие организации, связанные с актами терроризма в Соединенном Королевстве и Северной Ирландии.
Антитеррористическое законодательство Великобритании предусматривает уголовную ответственность лиц,входящих в какую-либо из запрещенных организаций, устраивающих или помогающих устраивать собрания запрещенных организаций, участвующих в таком собрании.
Уголовный кодекс ФРГ согласно ст.129-а ("создание террористических объединений") предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы как за создание самого объединения, так и за участие в объединении, деятельность которого направлена на захват заложников, совершение убийства и других преступлений (всего около 15 составов) [41]. В 1980 г. в УК Италии введена ст.270- (бис), предусматривающая ответственность лиц, организующих сообщества с конечной целью терроризма и разрушения демократического строя[42].
Важнейшее значение подобных норм заключается в том, что они позволяют правоохранительным органам зарубежных государств привлекать к уголовной ответственности уже за сам факт принадлежности к преступной организации. А это - необходимое условие привлечения к уголовной ответственности лиц, относящихся к руководящим уровням организованных преступных структур. В раскрытии многих террористических актов и осуждении совершивших их преступников важное значение имеют нормы об освобождении от наказания или о снижении наказания для членов преступных организаций, активно сотрудничавших с правоохранительными органами.
Так, ст.268 УК Франции предусматривает освобождение от наказания за участие в преступной организации лица, до начала судебного преследования разоблачавшего участников организации или преступного соглашения и помогающего судебным властям опознать вин. Также, предусмотрено освобождение от наказания лица, участвовавшего в подготовке или совершении террористического акта при условии, если виновный предупреждает административные или судебные власти о готовящейся преступлении и принимаетмеры, чтобы помешать его совершению, или когда виновный помогает задержать исполнителей или соучастников совершенного преступления.
Как условие полного освобождения от наказания или сокращения его наполовину, данное деяние рассматривается, если последующие действия террориста дали возможность предупредить террористический акт (ст.422-1 УК Франции) или позволили избежать причинения смерти или увечья потерпевшим (ст.422-2 УК Франции). Появилась впервые данная норма еще в 1986 г. Теперь она закреплена и в УК 1992 года.
В западных правовых системах также должное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба лицам, пострадавшим от террористических актов.
Закон "О предупреждении терроризма"[43], принятый в 1989 г. в Великобритании, предусмотрел, что всякое лицо, которое субсидирует фонд террористической деятельности или склоняет к этому других лиц, независимо от того, оказывается финансовая помощь в обмен на что-то или бескорыстно, виновно в принадлежности к терроризму. В случаях, когда суд признает, что деньги и имущество осужденного были направлены на поддержку терроризма, может быть принято решение об их конфискации.
Законы о борьбе с терроризмом носят в Великобритании, ФРГ, Франции общегосударственный характер. Это рассматривается как необходимое условие их эффективного функционирования.
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма, как особо опасного вида преступления против общественной безопасности по Уголовному кодексу Российской Федерации
2.1 Юридический анализ и особенности квалификации преступлений террористической направленности
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" № 130 - ФЗ от 25.07.98 г., другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Особенностью уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности является то, что дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, по решению суда рассматриваются в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства.
Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. Заявление о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность направляется в суд Генеральным прокурором РФ или подчиненными ему прокурорами[44].
По УК РФ статья 205 (Терроризм) в действующей редакции такова:
1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162 - ФЗ);
в) с применением огнестрельного оружия, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (в ред. ФЗ от 9 февраля 1999 г. № 26-ФЗ), - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет.
Статья в редакции ФЗ № 74-ФЗ от 21 июля 2004 года.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
В современных условиях опасность терроризма возрастает не только вследствие его более значительной распространенности, но и потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: ядерному, химическому, биологическому, лазерному и др., обладающему огромной разрушительной силой. Поэтому международное сообщество принимает меры по выработке эффективных мер противодействия названной социальной болезни ХХI века, в том числе в виде заключения международных документов.
В этом смысле терроризм относится к числу конвенционных преступлений. Советский Союз и впоследствии Россия как его правопреемница также являются участниками международных соглашений, поэтому в Уголовном кодексе РФ и предусматривается соответствующая норма.
Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в России определяются не только ратифицированными международными документами, но также и Законом о борьбе с терроризмом. Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"[45] под терроризмом понимается: "Насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений".
К преступлениям террористического характера в данной статье отнесены преступления, предусмотренные ст. 205-208, 277 и 360 УК РФ. Как видно, данное определение строится по методу перечисления конкретных деяний, в которых терроризм может выражаться, что вряд ли следует признать удачным. Более того, по мысли законодателя преступлениями террористического характера могут быть признаны и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, если они совершены в террористических целях.
Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Таким образом, практически любое преступление (убийство, уничтожение имущества, разбой и т.д.) может быть сочтено террористическим, что не только безгранично расширяет пределы данного понятия, но и делает невозможным построение какой-либо системы противодействия терроризму.
Закрепление в уголовном законе различных форм проявления терроризма обусловлено стремлением законодателя обеспечить охрану основных конституционных объектов - личности, общества, государства.
Поскольку безопасность общества, как подчеркивалось ранее, является самостоятельной социальной ценностью, постольку внесение в разд. IХ УК РФ "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" ст. 205, 205.1 и 207 логично и обосновано[46].
Основной сущностной характеристикой терроризма является устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание состояния постоянного страха[47]. Заслуживает внимания высказанная в литературе точка зрения, согласно которой к признакам терроризма относятся также порождение общей опасности, возникающей в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми, публичный характер исполнения и цель - прямое или косвенное воздействие на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов[48].
Таким образом, под терроризмом в широком смысле слова следует понимать применение насилия со стороны отдельных лиц или групп людей по устрашению населения либо отдельных специальных лиц, созданию социально-психологической атмосферы страха в целях оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов. Терроризм в узком смысле слова в каждом конкретном случае определяется в вышеуказанных статьях УК РФ.
"Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации"[49].
Высокая степень общественной опасности терроризма обусловливается тем, что он выполняет социально-деструктивную функцию, связан с культом насилия, порождает в обществе атмосферу страха и беспокойства.