Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6332
Скачиваний: 32
дамент новой науки о гражданской службе, которая формировалась
как новая ветвь политологии. Гражданская служба концентрирова-
лась на проблемах формирования государственной администрации,
рекрутирования и обучения гражданских служащих таким образом,
чтобы они могли действовать с максимальной эффективностью и эконо-
мичностью. Считалось, что демократия — это забота политиков, а за-
дача гражданских служащих — повышение профессионализма и эф-
фективности своей административной (аппаратной) деятельности.
Во-вторых, дихотомия между политиками и администраторами
дала удовлетворительное теоретическое обоснование существованию
постоянной профессиональной гражданской службы. Утверждалось,
что поскольку гражданские служащие являются только исполните-
лями той политики, которая определяется политическими руково-
дителями, то нет необходимости в том, чтобы гражданские служа-
щие были непосредственно ответственными перед избирателями.
Наконец, в-третьих, эта дихотомия привела к установлению ос-
новных принципов для организации государственного управления.
В соответствии с ними считалось, что все официальные лица, отве-
чающие за политику, должны избираться или назначаться выбран-
ными официальными лицами на короткий период времени, а все граж-
данские служащие, аппаратные работники должны отбираться на
основе системы оценок профессиональных качеств и находиться
в должности столь долго, сколь долго они сохраняют профессиональ-
ную компетентность и эффективность. Именно эта идея заложена
в один из основных организационных принципов гражданской служ-
бы — принцип пожизненного найма, работы на постоянной основе.
Благодаря этому принципу обеспечиваются устойчивость и надеж-
ность в деятельности государства. Практика свидетельствует, что в сов-
ременных условиях сильное государство невозможно без высокопро-
фессиональной и постоянной гражданской службы.
Итак, что такое гражданская служба? Имеющиеся в литературе
варианты ответа на данный вопрос не производят положительного
впечатления. Так, Ю.Н. Старилов, автор обстоятельного и интерес-
ного учебника «Служебное право», считает, что «государственная
служба РФ — это профессиональная деятельность, состоящая в вы-
полнении государственными служащими федеральных органов госу-
дарственной власти РФ и субъектов РФ
компетенции этих органов,
установленной в законодательных и иных нормативных актах»
1
.
1
Старилов ЮМ.
Служебное право: учебник. М., 1996. С. 134.
56
Аналогичное определение дает и А.Ф. Ноздрачев. В коллектив-
ном учебнике «Государственная служба (комплексный подход)» он
пишет: «Под федеральной государственной службой имеется в виду
профессиональная деятельность лиц, занимающих соответствующие
должности в аппаратах федеральных органов государственной вла-
сти и иных федеральных государственных органов, образуемым
для
решения государственных задач»^.
В этих определениях даны, собственно, два признака государ-
ственной службы. Во-первых, это профессиональная деятельность, а во-
вторых, она осуществляется в государственных органах для решения
государственных задач (выполнения компетенции этих органов).
Получается, что государственные служащие и есть те должностные
лица, которые исполняют компетенцию государственных органов.
Но такое понимание явно расходится с законодательством о го-
сударственной службе. Начиная с определения, данного в Федераль-
ном законе 1995 г. и повторенного в аналогичных законах «О системе
государственной службы Российской Федерации» и «О государствен-
ной гражданской службе Российской Федерации» при характери-
стике гражданской службы на ведущее место ставится не исполне-
ние полномочий государственных органов (оно в определенной мере
присуще гражданским служащим), а обеспечение данного исполне-
ния политическими руководителями.
Наиболее правильное, на наш взгляд, определение дается в фе-
деральных законах о государственной службе и государственной граж-
данской службе (2003 и 2004 гг.). Во втором из них в ст. 3 говорится:
«Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид
государственной службы, представляющий собой профессиональную
служебную деятельность граждан Российской Федерации на долж-
ностях государственной гражданской службы Российской Федерации
по обеспечению исполнения полномочий
2
федеральных государствен-
ных органов, государственных органов субъектов Российской Феде-
рации, лиц, замещающих государственные должности Российской Фе-
дерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов
Российской Федерации».
В любом государственном органе аппарат (административная
власть) находится в подчинении у политической власти. Он прида-
ется этой власти в качестве вспомогательной управленческой силы
1
Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие. М., 1999.
С. 125.
2
Выделено автором
(примеч. ред.).
57
для содействия осуществлению ею полномочии данного государствен-
ного органа.
Следовательно, гражданская служба — это, во-первых, профессио-
нальная деятельность, т.е. она является профессией для гражданских
служащих и требует определенной подготовки, получения соответству-
ющего специального образования, а также впоследствии постоянного
занятия этим видом социальной деятельности. И, во-вторых, это опре-
деление указывает на содержание данной профессиональной деятель-
ности, а именно она направлена на обеспечение исполнения полномо-
чий федеральных и субъектов Федерации государственных органов.
Следует обратить внимание на то, что профессиональная деятельность
гражданских служащих связана в своем большинстве не с прямым ис-
полнением полномочий государственных органов, а лишь с
обеспечени-
ем
такого исполнения соответствующих полномочий.
Естественно, возникает вопрос: а кто же исполняет эти полномо-
чия государственных органов? В свете вышесказанного ответ очеви-
ден — политические руководители, находящиеся на «государственных
должностях», или, как теперь говорят, «представители нанимателя».
Именно они являются основными носителями полномочий государ-
ственных органов. Гражданские служащие придаются политическим
руководителям в помощь как раз для «обеспечения» всем необходи-
мым при «исполнении» данных полномочий. Гражданская служба —
это профессиональная, но вспомогательная (вторичная) деятельность
в структуре государственных органов (табл. 2).
Таблица 2
Состав органов государственной гражданской службы Российской
Федерации по полу, ветвям власти и уровня управления
(на 1 января 2005 г.)
Все государственные
должности и должности
гражданской службы
в том числе в органах:
законодательной власти
исполнительной власти
Всего
работников,
чел.
684 202
11 989
558 931
В том
муж-
чины
197 162
5 272
165 656
числе
жен-
щины
487 040
6 717
393 275
От общей
численности, %
муж-
чины
28,8
44,0
29,6
жен-
щины
71,2
56,0
70,4
1
См.: Федеральная служба государственной статистики. Статистический
бюллетень. Т. 1. М., 2005. С. 11. Другие таблицы цитируются по данному источ-
нику. С. 13-21.
58
Продолжение
на федеральном уровне
34 598
в том числе в органах:
законодательной власти 4 077
исполнительной власти 26 745
судебной власти 2 306
и прокуратуры
других государственных 1 470
органах
688
судебной власти
и прокуратуры
других государственных
органах
В федеральных органах
государственной власти
всего
в том числе в органах:
законодательной власти
исполнительной власти
судебной власти
и прокуратуры
других государственных
органах
Всего
работников,
чел.
105 672
7 610
498 853
4 077
405 196
88 110
1 470
В том
муж-
чины
23 185
3 049
141 228
2 048
118 318
20 174
688
числе
жен-
щины
82 487
4 561
357 625
2 029
286 878
67 936
782
От общей
численности, %
муж-
чины
21,9
40,1
28,3
50,2
29,2
22,9
46,8
жен-
щины
78,1
59,9
71,7
49,8
70,8
77,1
53,2
14 514 20 084 42,0 58,0
2 048 2 029 50,2 49,8
10 989 15 756 41,1 58,9
789 1 517 34,2 65,8
782 46,8 53,2
на региональном уровне
464 255
в том числе в органах:
исполнительной власти 378 451
судебной власти 85 804
и прокуратуры
126 714 337 541 27,3 72,7
107 329 271 122 28,4 71,6
19 385 66 419 22,6 77,4
В органах государствен- 185 349
ной власти субъектов
Российской Федерации
в том числе в органах:
законодательной власти 7 912
исполнительной власти 153 735
судебной власти 17 562
и прокуратуры
других государственных 6 140
органах
55 934 129 415 30,2 69,8
3 224 4 688 40,7 59,3
47 338 106 397 30,8 69,2
3 011 14 551 17,1 82,9
2 361 3 779 38,5 61,5
Государственные органы
Российской Федерации
и другие организации
(гражданская служба) —
всего
685 385
197 916 487 469 28,9 71,1
5 9
Следует, однако, подчеркнуть, что в составе государственных
органов есть должности, на которых гражданские служащие непо-
средственно участвуют в исполнении полномочий этих органов. Во-
первых, это происходит во всех сферах государственного управле-
ния на высших (иногда и главных) должностях гражданской службы,
где осуществляется совмещение политики и административной дея-
тельности. И, во-вторых, в ряде государственных органов, имеющих
по преимуществу административный характер (например, в налого-
вой службе, в милиции, ГИБДД и др.).
Из сказанного очевидно, что
государственная гражданская служ-
ба — это профессиональная деятельность аппарата гражданских слу-
жащих по обеспечению исполнения и исполнению полномочий феде-
ральных и региональных государственных органов.
Это аппаратная
деятельность в органах государственной власти.
Чем отличается гражданская служба от других видов управлен-
ческой деятельности? В литературе имеется несколько вариантов
ответа на данный вопрос. Если их обобщить, то можно указать сле-
дующие
особенности гражданской службы.
1.
Сервисность
(от англ.
service
— обслуживание). Основное на-
значение гражданской службы, как уже говорилось, заключается
в обеспечении (т.е. обслуживании) исполнения политическими долж-
ностными лицами полномочий государственных органов. Однако
сервисный характер гражданской службы проявляется не только в том,
что обслуживаются потребности политических руководителей, но
и в том, что оказываются услуги населению — выдаются разного рода
лицензии, сертификаты, разрешения, справки и т.д., а также изуча-
ются его настроения и потребности.
2.
Безличность.
Гражданские служащие выполняют свою работу
в соответствии с предписанными правилами, без произвола и пред-
почтений. Закон для них должен быть превыше всего. Судьбы людей
они призваны решать не в пылу должностных амбиций и удовлетво-
рения личного честолюбия, а в соответствии с законами, другими
нормативными актами. Кроме того, гражданские служащие почти не
имеют «выхода» на нормативные результаты деятельности своих го-
сударственных органов. Подготавливаемые ими проекты законов,
постановлений, распоряжений, других нормативных актов приобрета-
ют юридическую силу только после принятия политическими органа-
ми или подписания политическими должностными лицами. А имена
готовивших их фажданских служащих остаются обычно безвестными.
3.
Субординационный характер.
Любой аппарат гражданских
служащих внутри государственного органа и отрасли строится на
60