Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6337

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

щий должен доказывать свою невиновность, а руководитель госу-
дарственного органа (естественно, через своих юристов) должен до-
казать вину гражданского служащего, которого он намерен досрочно
уволить. И вот только в том случае, если заявителю удастся убедить
суд и тот примет соответствующее решение, руководитель государ-
ственного органа может уволить гражданского служащего досрочно.

О государственной службе законодательных (представительных)

органов.

 Среди гражданских служащих Федерального Собрания Рос-

сийской Федерации давно зреет намерение об организации особой

«парламентской службы», которая будет объединять гражданских

служащих лишь этой структуры. Но данная идея чревата различны-
ми осложнениями.

Создание только на федеральном уровне «парламентской служ-

бы» не вполне правомерно, поскольку «парламенты» есть и у многих
субъектов РФ. Видимо, надо ставить вопрос о создании на базе за-
конодательства о гражданской службе РФ специфической структу-
ры (отрасли) — гражданской службы законодательных (представи-
тельных) органов РФ. Принятие такого федерального закона,
несомненно, будет правовой новацией и послужит делу улучшения
всей нашей гражданской службы.

Об институте гуманитарной службы.

 До сих пор мы говорили

о создании института государственной (гражданской) службы. Но
при переходе к гражданскому обществу возникает необходимость
в создании новой службы — гуманитарной службы. В нее должны
войти другие слои интеллигенции, основным материальным источни-
ком которых будет также государственный бюджет. Среди них прежде
всего будут учителя, преподаватели вузов, средних учебных заведе-
ний и профессиональных училищ, научные работники, врачи и др.

Основная специфика гуманитарной службы будет состоять

в подготовке профессиональных кадров не только для государствен-
ных органов, но, прежде всего, для всех отраслей народного хозяйст-
ва, а также в заботе об их здоровье и жизнеспособности. Материаль-
ное обеспечение этой службы также будет определяться повышенным
уровнем жизни. Естественно, для этого нужны соответствующие нор-
мативные документы, над которыми уже надо работать..

Естественно, если мы ничего не сделаем по нормализации пра-

вового и финансового положения этой группы интеллигенции, то
можем и дальше рассчитывать на «бегство умов» из России, на про-
должающийся отток специалистов в другие страны, на нехватку кад-
ров и застой в различных отраслях духовной деятельности — в обра-
зовании, науке, культуре, здравоохранении. Вынужденное бегство

71


background image

интеллигенции за кордон способно создать состояние духовного кол-
лапса для страны.

Выводы

• Гражданская служба (или государственная административ-

ная власть) — это профессиональная деятельность аппарата граж-
данских служащих по обеспечению исполнения и исполнению пол-
номочий федеральных и региональных государственных органов.

В любом государственном органе аппарат находится в подчинении

у политической власти.

• Государственная служба как административная часть го-

сударства должна иметь такое качество, как системность. В Феде-
ральном законе «О системе государственной службы Российской Фе-
дерации» используется понятие «система». Утверждается, что эта
система включает в себя следующие виды государственной службы:
государственную гражданскую службу, военную службу, правоохра-
нительную службу. Но данные виды пока никак не связаны друг с дру-
гом. Их объединяет только название «государственная служба».

Единого органа управления у них нет, как нет и единых норматив-

ных оснований. В равной мере это относится и к гражданской служ-
бе. У нее нет ни общероссийского управленческого органа, ни даже
федерального.

• При низком материальном и социальном обеспечении граж-

данские служащие несут ответственную нагрузку, составляя основу
исполнительного механизма при осуществлении государственной по-
литики. Поэтому наряду с необходимостью совершенствования за-
конодательства о гражданской службе как социального института тре-
буются законодательная защита гражданских служащих, установление

их правового и социального статусов, увеличение их материального
вознаграждения.

• Необходимость реформы гражданской службы осознается

сегодня и обществом, и руководством страны. При этом в отличие от
других сфер данное направление административной реформы имеет
свою немаловажную специфику: преобразование в ней должны быть
проведены как раз теми людьми, деятельность которых и нуждается
в коренном пересмотре. Поэтому в данный процесс необходимо вве-
сти другие социальные силы. А ими могут быть только, во-первых,
политические работники — государственные и общественные (пред-
ставители политических партий, движений и др.); во-вторых, пред-
ставители бизнеса (руководители предприятий, фирм, корпораций,

72


background image

банков и т.д.); и, наконец, в-третьих, представители социально ак-
тивного населения.

• Конечным результатом этого очень длительного процесса пре-

образований будет коренное изменение принципов работы граждан-
ской службы — от контроля над непосредственной деятельностью
гражданского служащего следует перейти к контролю над ее итога-
ми. Вся гражданская служба должна быть переориентирована на про-
дуктивное движение к конечному результату. Тем самым будет вы-
полнена главная задача административной реформы — создание
результативной гражданской службы, которая вместе с политическими
руководителями будет качественно управлять государством и стра-
ной.

Контрольные вопросы

1. Каково место государственной службы в государстве?

2. В чем специфика гражданской службы как вида государственной

службы?

3. Каковы особенности гражданской службы?
4. Почему гражданская служба должна иметь системный характер?
5. Каковы основные направления реформирования гражданской

службы?

Рекомендуемая литература

Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный

закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-

ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ

Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314.

О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование

государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)»
на 2006-2007 годы. Указ Президента РФ от 12 декабря 2005 г.
№ 1437.

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—

2008 годах. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г.
№ 1789-р.

Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становле-

ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.

73


background image

Граждан В.Д.

 Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.

Гришковец АЛ.

 Правовое регулирование государственной гражданской служ-

бы в Российской Федерации: учеб. курс. М., 2003.

Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ <<О систе-

ме государственной службы Российской Федерации» и Федераль-
ному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред.
Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.


background image

ГЛАВА 4

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Ключевые

 социальный институт; оказание услуг; специфика

понятия:

 агентства; адаптивность гражданской службы;

административный аппарат

Специфическими образованиями, обеспечивающими относитель-

ную устойчивость социальных связей и отношений в рамках соци-
альной организации общества и государства, в частности, являются
социальные институты. Они возникают и функционируют лишь на
основе какой-либо социальной необходимости. Социальный инсти-
тут обычно характеризуется как с внешней (материальной) стороны,
так и с внутренней (идеологической). Для гражданской службы со-
циальный институт — это один из важнейших объектов анализа.
Учение о социальных институтах наряду с прочим отталкивается
и от марксистской теории о социальной надстройке. В обществе име-
ется множество социальных институтов. Например, выделяют инсти-
тут частной собственности, семьи, государства и др. Значительную
роль в системе государственного управления занимает социальный
институт гражданской службы.

§ 4.1. Определение «социального института»

Термин «институт» имеет множество значений. Он происходит

от латинского слова

 institutum,

 что означает установление, устрой-

ство. В русском языке приобрел два значения — узкое (техническое)
и широкое (социальное). В узкотехническом смысле — это название
специализированных научных и учебных заведений. Например, Ин-
ститут стали и сплавов, Строительный институт, Институт почво-
ведения и т.д. В широкосоциальном контексте он обозначает сово-
купность норм и правил, объединяющих людей по определенному
кругу общественных отношений. Так говорят об институте брака, ин-
ституте наследования и др.

75