Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6341

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В социологии существует множество определений социального

института. Например, В.Ф. Анурин определяет социальный инсти-
тут как «устойчивый комплекс формальных и неформальных пра-
вил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие
людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих
их в систему ролей и статусов»

1

. По мнению С.С. Фролова, «соци-

альный институт — это организованная система связей и социальных
норм, которая объединяет значимые общественные ценности и про-
цедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества»

2

. На-

конец, согласно М.С. Комарову, социальные институты представля-
ют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых
направляются и контролируются действия людей в жизненно важ-
ных сферах — экономике, политике, культуре, семье и др.»

3

. Следо-

вательно, в этих трех определениях в «сухом остатке» вычленяются
правила и нормы, которые регулируют взаимодействие людей в оп-
ределенной сфере жизнедеятельности.

Любой социальный институт возникает и функционирует лишь

на основе социальной потребности. Если такая потребность стано-
вится незначительной или совсем исчезает, то существование инсти-
тута оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.
Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время
еще может существовать как дань традиции, но в большинстве слу-
чаев его жизнь довольно быстро прекращается. Институциональная
деятельность осуществляется людьми, организованными в группы
или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соот-
ветствии с потребностями данной социальной группы или общества
в целом. Социальные институты являются крупномасштабными объ-
единениями социальных статусов и ролей, особенно если речь идет
о государстве.

Внешне (формально) социальный институт выглядит как сово-

купность лиц, учреждений и организаций, снабженных определен-
ными материальными средствами и осуществляющих конкретную со-

циальную функцию. С содержательной стороны — это заданный набор
целесообразно ориентированных стандартов поведения определен-
ных лиц в конкретных ситуациях.

Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть

охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материаль-

1

 Анурин В.Ф.

 Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 125.

2

 Фролов С.С.

 Основы социологии: учеб. пособие. М., 1997. С. 143.

3

 Комаров М.С.

 Введение в социологию. М., 1994. С. 194.

76


background image

ных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной сто-
роны — это совокупность стандартизованных образцов поведения

у правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию.

Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях,
характерных для системы юстиции (судья, прокурор, адвокат и т.д.).

Таким образом, социальный институт есть определенная организа-

ция социальной деятельности, осуществляемая посредством стандар-
тов поведения, возникновение и группировка которых в систему обуслов-
лены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.
Следовательно,

 социальный институт есть система юридических,

моральных, организационных и других норм и правил, регулирующих

деятельность людей в какой-либо определенной области.

 Каждый со-

циальный институт характеризуется наличием цели деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набо-
ром социальных позиций и ролей, типичных для данной организа-
ции, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение жела-
емого и подавление отклоняющегося поведения.

Социальный институт,

 особенно государственный,

 обладает

 спе-

цифическими

 особенностями

 (признаками):

1)

 жестким и обязывающим типом регламентации,

 что обеспе-

чивает регулярность, высокую предсказуемость и надежность функ-

ционирования социальных связей. Обязывающая сила социального
института органично связана с социальным контролем, с санкциями,
стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удер-
живающими от нежелательного;

2)

 четким распределением функций, прав и обязанностей

 участ-

ников институционализированного взаимодействия. Конкретный че-
ловек должен выполнять свою функцию, а потому каждый другой
имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания в отношении
его деятельности. В результате поведение личности в рамках соци-
ального института обладает большой предсказуемостью, а деятель-
ность институтов — регулярностью, самовозобновляемостью;

3)

 обезличенностью требований

 к тому, кто включается в дея-

тельность института, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять
место в институционализированных социальных связях, надо взять
на себя определенные деперсонифицированные обязанности и пра-
ва. Они представляют собой исторически отобранный, наиболее эф-
фективный вариант поведения участников институционализирован-
ных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются
как предуказания (предустановления) социального института, обще-
ства в целом. Тем самым обеспечиваются относительная независи-

77


background image

мость функционирования социального института, его устойчивость
и способность к самовозобновлению;

4)

 разделением труда и профессионализацией выполнения инсти-

туционализированных функций.

 Для этого общество, государство долж-

но осуществлять специальную подготовку людей с тем, чтобы они
смогли выполнять свои профессиональные обязанности. Тем самым
обеспечивается высокая эффективность институтов;

5)

 необходимостью материальной организации, обладающей не-

обходимыми средствами и ресурсами.

 Для выполнения своих функ-

ций социальный институт должен иметь материальную основу, в рамках
которой осуществляются управление и контроль за его деятельно-
стью. Например, институт здравоохранения обладает такими учреж-

дениями, как больницы, поликлиники, медицинские центры, жен-

ские консультации. Для их деятельности нужны ресурсы в виде
помещений, медицинского оборудования, квалификации врачей, до-
верия со стороны клиентов и т.д.

Перечисленные признаки социального института свидетельствуют

о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как
глубокое, сопряженное отношение между людьми по поводу того или
иного предмета связи (образования, здоровья, труда, науки) приобрета-
ет регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.

Социальные институты могут быть формальными и содержатель-

но-потребительскими.

 Формальные институты

 характеризуются тем,

что взаимодействие между индивидами, а также между родами (об-
щностями) осуществляется на основе формально оговоренных пра-
вил, законов, регламентов, положений. Если социальные институты
имеют надежную и устойчивую систему связей, то они образуют
достаточно прочный и гибкий социальный каркас, определяющий
прочность общества и государства. Иногда говорят и о неформаль-
ных институтах, которые, напротив, не имеют между индивидами
и родами (общностями) устойчивых связей, поскольку не связаны
нормативными правилами. Например, институты дружбы, любви,

добрососедства имеют многие признаки социальных институтов, но

они нормативно не оформлены и потому не могут рассматриваться
как социальные институты.

Содержательно-потребительские социальные институты

 разли-

чаются по типу потребностей, которые они стремятся удовлетворить.

Здесь выделяют экономические, политические, управленческие, пра-
вовые и другие институты.

Формирование социальных институтов в обществе и тем более

в государстве есть великое организационное изобретение человека.

78


background image

Они создают наиболее крепкие социально-политические связи, ко-
торые в решающей степени предопределяют жизнеспособность об-
щества и его государства. Именно институциональный (т.е. зафор-
мализованный, отлаженный и регулярный), аспект общественной
жизни является решающим фактором, определяющим уровень жиз-
недеятельности человека и человечества в целом.

Социальные институты взаимодействуют с социальной средой,

в качестве которой выступают различные административные, эконо-
мические, организационные, культурные и другие отношения. Эти
взаимодействия могут быть нормальными, но возможны и наруше-
ния. Основой взаимодействия служит реализация главной функции
социального института — удовлетворение конкретных социальных
потребностей. Протекающие в обществе процессы постоянно изме-
няют данные потребности индивидов и персонифицируемых ими
социальных общностей (групп, слоев, классов), а потому меняется
и характер взаимодействия социальных институтов с обществом.

В процессе общественного развития появляются новые институ-

ты. Они формируются на базе новых потребностей, а, следовательно,
целей и норм, объединяющих людей в какие-либо группы и органи-
зации. Исторические и другие изменения социальных институтов
называют институционализацией. Что она собой представляет?

Люди в социальных организациях пытаются реализовать свои

потребности и ищут для этого различные способы. В ходе социаль-
ной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шабло-
ны поведения, которые постепенно через повторение и оценку пре-
вращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя
некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживают-
ся общественным мнением, принимаются и узакониваются

1

. На этой

основе разрабатывается система санкций. Движение от зарождения
потребности и целей до выработки норм и формирования организа-
ций, рассчитанных для деятельности в определенном секторе соци-
альной жизни, составляют элементы институционализации.

Институционализация

 —

 это процесс определения и закрепления

социальных норм и правил, статусов и ролей в организациях, рассчи-
танный на удовлетворение человеческих потребностей за счет дея-
тельности в определенных сферах.

 Она означает закрепление прак-

тики или области общественных отношений в виде государственного
закона или принятого нравственного и другого правила, замену спон-
танных и эпизодических действий на предсказуемое поведение, ко-

См.:

 Фролов С.С.

 Указ. соч. С. 144.

79


background image

торое ожидается, моделируется, регулируется. Институционализи-
рованное в обществе противостоит хаотичному, нестабильному, не-
организованному, случайному.

Складывающаяся система статусов и ролей приводит к диффе-

ренциации участников на руководителей и руководимых, появлению
устойчивых лидеров, которые оформляются официально, согласно

принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кро-
ме того, каждый участник организации или движения может быть
членом организационного актива, находиться в составе групп под-

держки лидера, быть агитатором и т.д. Все это приводит к тому, что
появляются предпосылки для организованных совместных действий.

Современное общество без институционализации существовать

не может. Благодаря ей беспорядочные ссоры и драки превращаются
в высокоформализованные спортивные поединки, беспорядочная по-
ловая жизнь — в институт семьи и брака, стихийные движения про-
теста — в политические партии. Институты выступают опорными
механизмами общественного порядка, теми строительными лесами,
на которых держится социальный мир

1

.

В социальной жизни институционализация представляет собой

восхождение, укрепление складывающейся профессиональной прак-
тики до уровня стабильных форм (институтов), нормативное опре-
деление статуса участвовавших в этом лиц, обрастание организаци-
онной инфраструктурой и материальными ресурсами в виде
государственных, строительных, сельскохозяйственных и других пред-
приятий, организаций и учреждений.

В чем специфика социального института гражданской службы?

§ 4.2. Оказание услуг как главное свойство

гражданской службы

В предыдущей главе говорилось, что спецификой социального

института гражданской службы является обеспечение исполнения
и исполнение полномочий федеральных и региональных государствен-
ных органов. Действительно, государственная гражданская служба
специализируется на оказании сервисных услуг. Кому и для чего?
Сейчас она оказывает услуги по преимуществу политическим руко-

водителям. А населению? Чтобы это произошло, здесь необходимо
провести серьезные изменения в правовом положении и характере
деятельности гражданской службы.

1

 См.:

 Кравченко В.И.

 Социология: учебник. М., 2001. С. 189.

80