Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6344
Скачиваний: 32
Нужно отметить, что в прошлых законах (например, «Об осно-
вах государственной службы Российской Федерации», 1995 г.) тре-
бование деполитизации государственной службы не получило отра-
жения, что соответствовало объективным тенденциям в этой сфере
социальной деятельности. Здесь в гл. II, ст. 5 в числе основных прин-
ципов зафиксировано лишь требование «внепартийности государ-
ственной службы», что предполагало недопустимость партийных
пристрастий в деятельности государственной администрации. Дума-
ется, что данное, в принципе очень правильное, но и очень общее
положение требовало дополнительного нормативного регулирования.
В Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г., утвердившем «Об-
щие принципы служебного поведения государственных служащих»,
также подчеркивается необходимость «соблюдать политическую ней-
тральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою
служебную деятельность решений политических партий или иных
общественных объединений».
К сожалению, в принятых Федеральных законах «О системе го-
сударственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе
РФ» никаких норм по этому вопросу не было предложено. Конкрети-
зации принципа «внепартийности» и «политической нейтральности»
пока не произошло, хотя практика государственного управления по-
стоянно требует большей определенности в данном деле.
Конечно,
департизация является элементом деполитизации, но
не исчерпывает ее. Гражданская служба должна быть департизиро-
ванной, но, как необходимая составная часть главной политической
организации общества
—
государства, она не может быть деполити-
зированной.
Наряду с прочим в деятельности гражданских служащих неред-
ко проявляется и такая форма адаптации к окружающим социальным
изменениям, как конформизм. Что это такое? Конформизм в граж-
данской службе (от позднелат.
conformism —
подобный, сходный) —
это позиция гражданского служащего, характеризующаяся податли-
востью, приспособленчеством, безоговорочным механистическим вос-
приятием определенной системы идей, установок и следующих за
ними стереотипных действий и поступков. Конформизм является
следствием отсутствия собственной позиции, беспринципности, под-
ражания, неосмысленного следования за большинством и т.д. К со-
жалению, это качество довольно широко распространено в нынеш-
ней гражданской службе.
Уже говорилось, что государственные органы, и в частности ад-
министративный аппарат, должны перейти на компьютерные техно-
91
логии. Они выведут, если и не всех, то большую часть государствен-
ных служащих на основу основ управления — на принятие, пускай
и вторичных (подзаконных), государственных решений. Именно это
позволит сделать гражданскую службу более действенной, надежной
и результативной. Административный аппарат будет не только гото-
вить и выполнять государственные решения, но и в значительной
мере их принимать.
Выводы
• Социальный институт есть система юридических, мораль-
ных, организационных и других норм и правил, регулирующих дея-
тельность людей в какой-либо определенной области. Они могут быть
формальными и содержательно-потребительскими.
• Институционализация обычно представляет процесс опре-
деления и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей
в организациях, рассчитанный на удовлетворение человеческих по-
требностей за счет деятельности в определенных сферах.
• Государственные органы не могут быть поделены на те, ко-
торые выполняют только «стратегические» (политические) функции,
и те, которые выполняют единственно «оперативные» (администра-
тивные) функции. Государственный орган по выполняемым функци-
ям может и должен состоять только из органического единства этих
двух групп функций, потому что государственный орган — это ана-
лог самого государства. В связи с этим ему также должны быть
присущи все основные государственные функции. Политическая
и административная власти в государстве дифференцируются лишь
функционально, но никак не организационно.
ш
Политика расставляет те ориентиры, на которые должна вы-
ходить гражданская служба. Административные нормы (и в этом их
специфика) не имеют собственной социально-профессиональной сущ-
ности. Данная сущность обусловливается спецификой той производ-
ственной деятельности, которую осуществляют эти работники (ад-
министративные нормы бывают, по сути дела, одинаковыми в любой
социальной структуре — государственной, предпринимательской, ком-
мерческой, финансовой и т.д.). Поэтому в сфере государственной
политики административное право должно отражать именно особен-
ности этой политики. Гражданская служба как необходимая состав-
ная часть государства (политики государства), ее административная
власть не может быть деполитизированной.
92
• В Федеральном законе «О государственной гражданской служ-
бе РФ» норма об оказании сервисных услуг населению прописана
несколько однобоко и формально нацелена лишь на обеспечение
«государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям
в соответствии с административным регламентом государственного
органа». О роли политических руководителей, которые на деле дей-
ствительно главенствуют во властных структурах, здесь почему-то
ничего не сказано. Поэтому реальное оказание государственных ус-
луг гражданам и организациям происходит лишь с организационны-
ми натяжками и коррупционными демаршами. И пока, к сожалению,
не создано необходимых законов, которые умеряли бы своеволие по-
литических руководителей, возглавляющих государственные органы.
• Гражданские служащие прежде всего и главным образом
заняты оказанием услуг именно руководителям государственных
органов, т.е. политическим руководителям (представителям нанима-
теля). И в той же мере, в какой население и организации оказывают-
ся бессильными и незащищенными от всевластия гражданских слу-
жащих, теперь уже сами гражданские служащие оказываются
бессильными и незащищенными от всевластия и своеволия полити-
ческих руководителей, представителей нанимателя.
• Гражданская служба помимо функций по обслуживанию го-
сударства призвана осуществлять и социальные функции. К ним от-
носятся разработка проектов и реальное участие в решении проблем
воспроизводства социальных ресурсов, обеспечения стабильности
общественной системы, снижения социальной напряженности, по-
вышения уровня и качества жизни людей и т.д. Однако практика
свидетельствует, что эти и другие проблемы пока не составляют су-
щественного содержания гражданской службы. Поэтому многие граж-
дане относятся к гражданской службе достаточно отрицательно, от-
мечают ее оторванность от их интересов и поддерживают предложения
о ее сокращении. Одна из причин такого отношения к гражданской
службе состоит в том, что в законодательстве о государственной (граж-
данской) службе очень слабо прописаны статьи о ее общественном
предназначении, законодательство в этой сфере имеет значительные
пробелы.
Контрольные вопросы
1. Что такое социальный институт?
2. Можно ли поделить государственные органы на «стратегические»
и «оперативные»?
93
3. Каков характер взаимодействия политической и административ-
ной власти?
4. Каковы формы влияния административной власти на законода-
тельную и исполнительную политику?
5. В чем различие между аппаратом и «командой»?
6. Что означает адаптивная направленность гражданской службы?
7. Каковы основные направления социализации гражданской службы?
Рекомендуемая литература
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Государственная гражданская служба России: Опыт и проблемы становле-
ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М, 2005.
Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе-
ме государственной службы Российской Федерации» и Федераль-
ному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред.
Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» и законодательству о граждан-
ской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,
2005.
Овсянко ДМ.
Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-
бие. М., 2005.
ГЛАВА 5
ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые
особенности объективных законов гражданской
понятия:
службы; принцип Питера; первый закон Паркинсо-
на; третий закон Паркинсона
Государственная гражданская служба как необходимый элемент
государственного управления в своей основной части не является
случайной деятельностью случайных личностей, а носит достаточно
необходимый характер и потому регулируется своими специфиче-
скими объективными законами.
В литературе понятие «закон» обычно используется в двух смыс-
лах: объективном и субъективном.
Объективными называют законы
общества, всего реального мира, действующими независимо от воли
и сознания людей, а субъективными — государственные (правовые)
законы, которые обычно вводятся и действуют по воле государствен-
ных органов (государства в целом), а также нравственные, организа-
ционные и другие общепринятые правила гражданского общества.
§ 5.1. Объективные законы и законы
гражданской службы
Нередко объективный закон характеризуется как существенная,
устойчивая, повторяющаяся, внутренне присущая явлениям связь
и взаимная обусловленность. Однако понятие «связь», рассматрива-
емое обычно как синоним понятий «отношение» и «взаимодействие»,
не дает возможности правильно подойти к сущностному определе-
нию закона, поскольку все эти понятия не характеризуют целена-
правленную деятельность. Всякий социальный закон раскрывается
только как форма управления деятельностью людей, их необходи-
мыми и повторяющимися управленческими программами. Конечно,
это не любая форма управления.
Объективный социальный закон есть
95