Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6348
Скачиваний: 32
еще и не догадываемся. В массе социальных законов обращают на
себя внимание те из них, которые регулируют информационную
и организационную деятельности административных структур. По-
скольку информация тесно связана с сознанием и анализом изменя-
ющейся обстановки, то эту группу называют информационной, а ту
группу, которая направлена на регулирование материальных (вещ-
ных) отношений,— организационной.
Среди изученных объективных информационных законов мож-
но назвать такие законы, как закон самовозрастания некомпетентно-
сти управленческого персонала (принцип Питера), закон катастроф
(закон Мерфи), закон самовозрастания бюрократизма управленче-
ских организаций, закон единства, закон адекватности, закон опти-
мальности, закон предрасположенности, закон устойчивости, закон
управляемости, закон повышения квалификации, закон документаль-
ного обеспечения, закон привычных сумм и пр.
Рассмотрим первый информационный закон, который является
объективным и регулирует гражданскую службу.
Закон самовозрастания некомпетентности управленческого пер-
сонала
впервые был открыт американским ученым Л.Д. Питером
(1919—1989) из Южно-Калифорнийского университета. Его книга
«Принцип Питера», написанная в соавторстве с Р. Холлом, выдержа-
ла более 30 изданий и была бестселлером 1969 г. Питер не применяет
в своих работах понятие «закон», а все устойчивые нормы деятель-
ности управленческого персонала называет принципами. Поэтому
и основной открытый им закон он именует «Принцип Питера». В чем
сущность этого закона (принципа)?
Хотя его содержание лежит, казалось бы, на поверхности, Пите-
ру пришлось выполнить огромный объем научных исследований,
прежде чем удалось сформулировать содержание данного закона.
«В иерархии
— пишет он, —
каждый служащий стремится достичь
своего уровня некомпетентности»
1
.
Вывод на первый взгляд кажется
убийственным для гражданских и муниципальных служащих. Если
согласиться с ним, то как тогда быть с надеждами на служебную
карьеру? Однако принцип Питера, как показывает изучение, не от-
вергает карьеры. Он только пытается предупредить, что возможно-
сти для карьеры у разных служащих различны. И наука, а также
кадровые работники должны помочь каждому управленцу достаточ-
но четко определиться в своих карьерных возможностях.
Питер Л.Д.
Принцип Питера // Закон Мерфи. М., 1997. С. 94.
101
На самом деле, если времени и ступеней в управляющей подси-
стеме окажется достаточно, то каждый гражданский, муниципаль-
ный и другой служащий сможет подняться до того уровня, который
предшествует уровню некомпетентности, и остаться на нем. В разви-
тии каждой управляющей подсистемы общая тенденция такова, что
со времени каждая должность может быть замещена работником, не-
достаточно компетентным для выполнения своих обязанностей.
Однако своего уровня некомпетентности работники достигают
не все сразу. На практике такие состояния управляющих подсистем,
когда бы все служащие стали некомпетентными, не встречаются.
В большинстве случаев управляющие подсистемы выполняют основ-
ную часть своих функций для достижения официально провозгла-
шенных целей. Кто же работает? Очевидно, необходимую работу
выполняют те гражданские служащие, которые еще не достигли сво-
его уровня некомпетентности.
Питер всех служащих делит на пять групп: сверхкомпетентные,
компетентные, ограниченно компетентные, некомпетентные и сверх-
некомпетентные. Для большинства управленческих организаций,
в том числе и для государственного управления, считает он, «свер-
компетентность принимается за большее зло, нежели некомпетент-
ность»
1
. Обычная некомпетентность не служит причиной для уволь-
нения. Она лишь преграда для повышения по службе. В то же время
как сверхкомпетентность «подрывает иерархию и, таким образом
нарушает первую заповедь всякой иерархической системы — иерар-
хия должна быть сохранена любой ценой»
2
. Служащие, принадлежа-
щие к двум крайним группам — сверхкомпетентным и сверхнеком-
петентным, — в равной степени подвергаются изгнанию. Обычно их
увольняют вскоре после того, как наняли, и по одной и той же при-
чине: их деятельность подрывает управляющую подсистему.
По мнению Питера, графическое изображение «полной кривой»
в соотношении перечисленных пяти групп служащих может выгля-
деть следующим образом (рис. 3).
Если попытаться определить процентное соотношение между ука-
занными группами управленческого персонала, то цифры обычно при-
ближаются к следующим величинам: ограниченно компетентные —
по 33% с каждой стороны разделительной линии «медиана»; компе-
тентные и некомпетентные — по 16% каждая; сверхкомпетентные
и сверхнекомпетентные — по 1% каждая.
1
См.
Питер Л.Д.
Принцип Питера // Закон Мерфи. М., 1997. С. 94.
2
Там же. С. 208.
102
Рис. 3. Кривая компетентности управленческого персонала
по Л.Д. Питеру
Ни одному политологу не удалось пока должным образом выяс-
нить, как работает машина государственного управления, с надлежа-
щей степенью точности предсказать политическое будущее. Питер
показал, что капиталистическая и социалистическая системы имеют
одинаковое свойство накапливать в своих структурах избыточный
и некомпетентный персонал. В современных иерархических систе-
мах работники перемещаются снизу вверх, чтобы заполнить вакан-
сии, образовавшиеся по причине передвижения работников на еще
более высокие посты, а также вследствие отставок, выходов на пен-
сию, увольнений и смертей. Существует также тенденция к тому,
чтобы число должностных продвижений не оставалось минималь-
ным
1
.
Каковы формы продвижении по службе, с точки зрения автора?
Продвижение по результату.
В организациях, где работа оцени-
вается по ее соответствию поставленным и поддающимся измере-
нию целям, есть возможность продвигать работника сообразно его
заслугам в достижении этих целей (широко используется, например,
в государственной службе США).
Продвижение по усердию.
В этом случае служащего ценят за
исполнительность, аккуратность, соблюдение правил и процедур, за
то, что он соглашается с начальником и смеется его шуткам, за улыб-
ки, обращенные к вышестоящим, и за участие в служебных интригах
на стороне начальства.
Продвижение на основе предпочтительности,
которая бывает двух
видов — гласная и тайная. Гласная предпочтительность означает, какие
качества работника принимаются за признаки компетентности, и это
может быть даже отражено в публичном заявлении по кадровой по-
литике. Тайная предпочтительность основана на личных привязан-
См.:
Питер ЛД.
Принцип Питера // Закон Мерфи. М., 1997. С. 94.
103
ностях и антипатиях, на скрытых пристрастиях тех, кто стоит у кор-
мила власти.
Продвижение по старшинству
или продвижение по стажу, с по-
мощью которого профсоюзы хотели противостоять несправедливо-
сти продвижений, основанных на предпочтительности.
Продвижение с участием кандидата
формально имеет демокра-
тический характер, но реально назначение на новую должность всту-
пает в силу лишь при согласии начальства.
По мнению Питера, каждая новая иерархия сначала проявляет
значительную компетентность, но потом вызревает в бюрократиче-
ское нагромождение информационных и организационных несураз-
ностей. Она успевает проявить себя с хорошей стороны, прежде чем
погрузится в динамическую бездеятельность.
Внутри иерархии каждое звено имеет свой коэффициент полез-
ности, или индикатор статуса. Любой служащий может этот коэф-
фициент повышать или понижать. Итоговый показатель колеблется.
В этот период индикатор должностного статуса данного служащего
будет возрастать пропорционально его вкладу в общую компетент-
ность. Если компетентные люди будут последовательно сменять друг
друга на этой должности, то индикатор ее статуса будет расти и дальше.
Если на большинстве должностей в данной иерархии окажутся ком-
петентные работники, то и сама иерархия в целом возвысится до
статуса полезного учреждения.
Однако по мере того, как иерархия достигает своей зрелости,
бюрократическое загрязнение ограничивает эффективность работы
компетентных индивидуумов и одновременно защищает некомпетент-
ность тех, кто добрался до своей последней черты («Питеров затык»).
Каждый некомпетентный работник снижает коэффициент полезно-
сти занимаемой им должности. Сменяя друг друга, некомпетентные
служащие сводят этот коэффициент к нулю. Со временем иерархия
в целом приходит к упадку.
В предкризисных и кризисных условиях служащие вынуждены
бывают использовать неэтичные формы делания своей карьеры. Пи-
тер дает характеристику таким формам, как «рука», «отцовы сапо-
ги», «локти», «возвышение пинком», «изящно-в-сторону» и др.
«Рука» способна ускорить ваше продвижение по иерархической
лестнице. Добиваться служебного повышения с помощью «руки» есть
нечто такое, что обычно вызывает осуждение сослуживцев, тем бо-
лее, если она тащит вверх не их, а других. Чиновник, продвигающий-
ся по милости «руки», не пользуется симпатиями коллег, которые
выражают свои чувства нелестными замечаниями относительно его
104
некомпетентности. Пересудами на счет некомпетентности своего
сослуживца они лишь прикрывают зависть к тем, у кого есть «рука».
Как ею обзавестись?
1.
Найдите покровителя.
Обычно покровитель есть лицо, возвы-
шающееся над вами в иерархии и располагающее возможностью
помочь вашему продвижению по службе. Иногда требуется потра-
тить немало сил, чтобы выяснить, кто действительно обладает такой
возможностью, а кто нет.
2.
Заинтересуйте покровителя.
Незаинтересованный покрови-
тель, как правило, реальным покровителем не является. Позаботь-
тесь о том, чтобы покровитель имел какой-нибудь выигрыш в слу-
чае, если он поможет вам продвинуться в иерархии повыше,
и обязательно что-нибудь проиграет, если в такой помощи откажет.
В том случае, если не сможете осуществить данную акцию, значит,
вы уже достигли своего уровня некомпетентности.
3.
Выбирайтесь из-под застрявшего.
В иерархии иногда склады-
ваются ситуации, когда ни от ваших собственных усилий, ни от «руки»
в лице вашего покровителя не будет никакого толку, если должность,
которую вы хотите получить в порядке повышения, занята челове-
ком, достигшим своего уровня некомпетентности. Чтобы попасть на
искомую должность, вам надлежит устремиться в другой, свободный
для движения канал (другой орган).
4.
Проявляйте гибкость.
Если данный покровитель не поднима-
ется на более высокий пост, дальнейшее использование «руки» пред-
полагает необходимость найти другого покровителя, способного дви-
гаться выше. Так что будьте готовы в нужный момент отказать
в своей преданности нынешнему покровителю и передать ее друго-
му, повыше рангом.
5.
Имейте побольше «рук».
В большинстве случаев покровители
общаются между собой и, поминая вас в разговорах, постоянно укреп-
ляют друг друга во мнении о ваших высоких достоинствах и в жела-
нии вам посодействовать. При наличии одного-единственного по-
кровителя вы лишаетесь этого преимущества. Р. Халл (соавтор Питера)
вывел даже теорему: «Общая тяговая сила нескольких покровителей
равна сумме их индивидуальных сил, помноженной на число покро-
вителей»
1
.
«Локти» способны обеспечить карьеру чиновнику за счет его
«суперактивности». Чаще всего они проявляют себя в непомерном
увлечении такими занятиями, как учеба, повышение профессиональ-
Питер Л.Д.
Указ. соч. 172-175.
105