Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6353
Скачиваний: 32
прирост технического (обслуживающего) персонала. Если ничего не
предпринимать для ограничения этого прироста, процесс может стать
неуправляемым.
По этой причине, считает Паркинсон, «...любое учреждение, где
наберется больше тысячи сотрудников, становится административ-
но-самодостаточным... Оно поддерживает свое существование исклю-
чительно за счет документов, которые само себе адресует, а его со-
трудники проводят все свое время за чтением докладных записок,
написанных соседями по коридору... Пока статус администратора бу-
дет измеряться количеством его подчиненных, это руководящее уч-
реждение будет расти и пускать побеги, увеличивая тем самым на-
кладные расходы»
1
.
Пути нейтрализации негативного действия первого закона Пар-
кинсона: периодическая инвентаризация функций государственных
органов и структурное сокращение их количества и численности;
повышение профессионализма управленческого персонала; переход
на «гибкие команды»; компьютеризация всей системы государствен-
ного и иного управления.
Закон самовозрастания сложности управленческих организаций
также открыт Паркинсоном и известен под названием его третьего
закона. Данный закон является прямым продолжением и дополне-
нием первого закона Паркинсона. Сущность его в следующем:
само-
возрастание сложности управленческих организаций неминуемо ве-
дет их к гибели.
Паркинсон данный закон сформулировал так: «Рост
приводит к усложненности, а усложненность — это конец пути»
2
.
И действительно, рост численности управленческого персонала не-
обходимо ведет к росту сложности управленческих организаций, что
в конечном счете приводит их к дезорганизации и разрушению. До-
статочно убедительным свидетельством действия данного закона яв-
ляется достижение уровня стагнации, а затем и распада Советского
Союза.
«При загнивании больших империй,— говорит Паркинсон,—
мелочно-диктаторская суета в центре зачастую сопровождается пре-
небрежением к основным проблемам и отдаленным провинциям. Рас-
пад центральной власти чувствуется, прежде всего, на окраинах, куда
с трудом дотягивается рука центра»
3
. Избыточно разросшимся
и заорганизованным структурам государственного управления на за-
1
Паркинсон С.Н.
Законы Паркинсона. Минск, 1997. С. 305—306.
2
Там же. С. 192.
3
Там же. С. 193.
111
кате советской власти не оставалось ничего другого, кроме деграда-
ции и развала.
Основным средством нейтрализации пагубных последствий тре-
тьего закона Паркинсона является постоянно проводимая децент-
рализация управляющей подсистемы,
а точнее, последовательное
внедрение в ее деятельность демократических начал. Социальное уп-
равление всегда осуществляется при органичном единстве центра-
лизации и децентрализации как особых видов социального управле-
ния. Что они собой представляют?
Централизация
—
это такой вид управления, при котором боль-
шая часть функций по управлению общественными делами сосредо-
точивается в центральных для каждой социальной общности органах
(в федеральных — для России, в региональных — для каждого субъекта
Федерации, в районных — для каждого района). При этом происхо-
дит значительная монополизация власти высшими для каждой тер-
ритории уровнями управления. Здесь право принятия решений кон-
центрируется во властных центрах каждой социальной общности.
Децентрализация есть противоположный вид управления, при
котором управленческие функции более или менее равномерно рас-
средоточиваются по всем уровням и органам государственного уп-
равления.
При децентрализации каждая социальная общность полу-
чает возможность функционировать относительно самостоятельно,
широко развивая творческую инициативу и самодеятельность людей.
Децентрализация выражается в передаче соответствующих полно-
мочий и ответственности за принимаемые решения более низким
ступеням иерархии.
Как соотносятся между собой централизация и децентрализа-
ция? Централизация и децентрализация — это такие два вида госу-
дарственного управления, которые могут не только отрицать, но
и взаимно обусловливать и дополнять друг друга. Децентрализация
возможна и существует лишь в связи с централизацией и наоборот.
Таким образом, централизация и децентрализация характеризуют
степень распределения власти, ответственности и контроля по вер-
тикали управления. При возникновении чрезвычайных ситуаций
в обществе роль централизации возрастает. При нормализации об-
щественной жизни возрастает значение децентрализации.
Разграничение функций между уровнями государственного уп-
равления основано во многом на том, что в централизованном по-
рядке обычно решаются только те вопросы, которые с такой же эф-
фективностью не могут быть решены низовыми звеньями. Другими
словами, при формировании управленческих структур централиза-
112
ция используется при решении стратегических вопросов, а децент-
рализация — при решении вопросов тактических и оперативных.
Всякая государственная система только тогда оказывается до-
статочно устойчивой в неравновесных социальных ситуациях, когда
все ее основные структурные части (подсистемы) обладают авто-
номностью (относительной самостоятельностью). Автономность
социальных подсистем является важным фактором повышения
устойчивости и активности государственной системы в целом. В го-
сударственных подсистемах нередки случаи, когда возникает потреб-
ность в немедленной реакции (ответном действии) на те или иные
внутренние и внешние воздействия, но вышестоящий орган не в со-
стоянии сразу же разработать линию своего поведения и дать ниже-
стоящим органам соответствующие решения. В таких случаях именно
относительная автономность (суверенность) позволяет государствен-
ным подсистемам гибко приспосабливаться к изменяющимся усло-
виям и самостоятельно решать возникающие вопросы.
В прошлом решению всех этих задач в значительной мере содей-
ствовало использование такого социального регулятора, как прин-
цип демократического централизма. В советском обществе данный
управленческий принцип имел конституционный характер, а сейчас
выброшен как элемент коммунистической тоталитарной идеологии.
Вместе с тем принцип демократического централизма имеет общеис-
торическое и общедемократическое содержание, которое нам следо-
вало бы восстановить нормативно, иначе нашу систему государствен-
ного и всего социального управления будет постоянно лихорадить.
Сломав жестко централизованную партократическую систему управ-
ления страной, мы сейчас никак не определимся с уровнем децент-
рализации управления субъектами Федерации, степенью их сувере-
низации. Они все еще остаются плохо управляемыми системами,
в которых нередко царит произвол руководителей исполнительной
власти. Вместе с тем данные проблемы достаточно успешно решают-
ся, если использовать принцип демократического централизма.
Принцип демократического централизма означает обязательность
решений вышестоящих органов социального управления для ниже-
стоящих, подотчетность всех органов социального управления перед
населением, а также относительную самостоятельность каждого уровня
и каждого органа социального управления в осуществлении своих
полномочий. Одной из проблем в реализации принципа демократи-
ческого централизма являются нахождение правильного сочетания
коллегиальности и единоначалия в осуществлении властных функ-
ций в конкретном государственном органе; подотчетность и подкон-
113
трольность органов исполнительной и судебной власти законодатель-
ным (представительным) органам, что у нас в настоящее время встре-
чается нечасто, и др.
Выводы
• Наряду с правовыми и нравственными законами, имеющи-
ми субъективный характер, в гражданской службе имеются и объек-
тивные законы. Их особенность проявляется в том, что они, во-пер-
вых, упорядочивают непосредственно нормативную деятельность
людей; а, во-вторых, имеют по большей части, достаточно кратковре-
менный характер. Объективных законов социального управления
имеется огромное множество. Среди них выделяют законы, регули-
рующие информационную деятельность (принцип Питера и др.),
а также организационную деятельность (законы Паркинсона и др.).
• Закон самовозрастания некомпетентности управленческого
персонала был открыт Л.Д. Питером. «В иерархии, — говорил он, —
каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентно-
сти». В развитии каждой управленческой подсистемы общая тенден-
ция такова, что со временем каждая должность может быть замеще-
на работником, недостаточно компетентным для выполнения своих
обязанностей.
Формы продвижения по службе: 1) по результату; 2) по усер-
дию; 3) на основе предпочтительности; 4) по старшинству; 5) с уча-
стием кандидата.
Неэтичные формы делания своей карьеры: «рука», «отцовы са-
поги», «локти», «возвышение пинком», «изящно-в-сторону».
Как обзавестись «рукой»: 1) найдите покровителя, 2) заинтере-
суйте покровителя, 3) выберитесь из-под застрявшего, 4) проявляй-
те гибкость, 5) имейте побольше «рук».
«Синдром конечной остановки», т.е. достижение своей некомпе-
тентности, характеризуется следующими признаками: столообожание,
телефонофилия, папирофобия, паииромания, архивофилия, стологи-
гантизм, самооплакивание, план-картизм, «ошеломляй и властвуй»,
маятниковый синдром, многословие при маломыслии.
• Первый закон Паркинсона: численность персонала любой
управляющей подсистемы ежегодно растет независимо от состояний
управляемой подсистемы. Ежегодный средний прирост персонала
в процентах составляет 5,75%.
• Третий закон Паркинсона: самовозрастание сложности уп-
равленческих организаций неминуемо ведет их к гибели. Данный
114
закон является прямым продолжением и дополнением его первого
закона.
Контрольные вопросы
1. Что такое объективный социальный закон? Каковы особенности
объективных законов гражданской службы?
2. Каково содержание закона (принципа) Питера?
3. Каковы неэтичные формы делания своей карьеры?
4. В чем смысл первого закона Паркинсона?
5. Каково содержание третьего закона Паркинсона?
Рекомендуемая литература
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Государственная служба Российской Федерации: основы управления персо-
налом / под общ. ред. В.П. Иванова. М., 2003.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Кнорринг В.И.
Искусство управления: учебник. М., 1997.
Основы теории управления: учеб. пособие / под ред. В.Н. Парахиной,
Л.И. Ушвицкого. М., 2003.
Паркинсон СМ.
Законы Паркинсона. Минск, 1997.
Питер Л.Д.
Принцип Питера // Закон Мерфи. Минск, 1997.
Саймон ГЛ., Смитбург Д.У., Томпсон В.А.
Менеджмент в организациях. М.,
1995.
Смирнов Э.А.
Основы теории организации: учеб. пособие. М., 1998.
Социальное управление: курс лекций / ред. кол. B.C. Карпичев и др. М.,
2000.