Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6357
Скачиваний: 32
значили соответствующих должностных лиц, часто не согласуя кан-
дидатуры с руководителями субъектов РФ.
Федеральные органы исполнительной власти по договоренно-
сти с органами исполнительной власти субъектов РФ могут переда-
вать им осуществление части своих полномочий, если это не проти-
воречит Конституции РФ и федеральным законам. И наоборот, органы
исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федераль-
ными органами исполнительной власти могут передавать им осуще-
ствление части своих полномочий.
Формальное единство исполнительной власти в определенной
мере обусловлено целостностью экономического пространства Рос-
сии, т.е. свободным перемещением товаров, услуг и финансовых
средств, рыночной конкуренцией, свободой экономической деятель-
ности на всей территории страны (ст. 8 Конституции РФ), и опреде-
ляется вышеназванными ст. 71-73, предусматривающих компетен-
цию России и совместную компетенцию ее и субъектов РФ.
Вместе с тем, государственная служба и в новых двух федераль-
ных законах лишена такого необходимого для нее качества как вла-
стное единство. В какой-то мере процессуальное единство традици-
онно сохраняется в судебной ветви власти. Что же касается
исполнительной и особенно законодательной власти, то здесь этого
единства, к сожалению, нет. Политические руководители и государ-
ственные служащие субъектов РФ, ссылаясь на Конституцию РФ
и особенно на ст. 73, 76 ч. 4, ст. 77 ч. 1, не признают в должной мере
федеральные власти. Любой руководитель федеральной службы или
агентства (начальник департамента, управления, отдела и др.) не может
напрямую руководить, дать соответствующее задание или прокон-
тролировать государственного служащего субъекта РФ, даже если
они формально из одного министерства, ведомства. Взаимодействие
федеральных государственных служащих с государственными слу-
жащими субъектов РФ происходит лишь опосредованно, во-первых,
через федеральных политических руководителей и, прежде всего, через
министра, Председателя Правительства и Президента; во-вторых,
через руководителей федеральных территориальных органов своего
министерства и ведомства.
Все это негативно сказывается на эффективности государствен-
ной власти. Из-за несогласованности действий федеральных органов
и государственных органов субъектов РФ, работающих в них госу-
дарственных служащих, не выполняются многие договоры, наруша-
ются права и свободы граждан, разрушаются экономические связи,
усиливается противостояние регионов-«доноров» и регионов- «реци-
121
пиентов». Затягивание с урегулированием вопросов, отнесенных
к предметам совместного ведения, привело к таким отрицательным
последствиям, как низкая эффективность приватизации, ослабление
управления государственной и муниципальной собственностью, сла-
бая поддержка малого предпринимательства, обострение проблем со-
циального развития и социальной защиты населения и др.
Принцип законности.
В части 1 ст. 19 Конституции РФ прямо
записано: «Все равны перед законом и судом». Это означает, что госу-
дарственный орган и деятельность государственных служащих регули-
руются правовыми нормами и осуществляются в целях реализации
предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и сво-
бод граждан, прав и законных интересов всех участников управлен-
ческих отношений. Органы исполнительной власти, местного само-
управления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать
Конституцию РФ и законы РФ, а равно общепризнанные принципы
и нормы международного права, международные договоры России,
являющиеся составной частью правовой системы. Если международ-
ным договором Российской Федерации устанавливаются иные пра-
вила, чем предусмотренные законом, то применяются правила меж-
дународного договора (ст. 15 Конституции РФ).
Принцип верховенства законов в системе государственной службы
есть законность в осуществлении государственными служащими
управленческих действий. Они вправе осуществлять полномочия
в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должност-
ными обязанностями. Государственные служащие призваны выпол-
нять все свои действия только в пределах компетенции государствен-
ного органа, в котором они занимают государственные должности,
и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная служба включает в систему своих правовых
источников множество законодательных и иных нормативных актов.
Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на
всей территории России должно обеспечивать единство, согласован-
ность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элемен-
тов, а также правовых институтов, в том числе и института государ-
ственной службы.
Принцип законности предусматривает обязанность исполнитель-
ных органов Российской Федерации соблюдать правовые условия
договоров с ее субъектами, а также законодательные и иные норма-
тивные акты, принятые в республиках, краях, областях, городах фе-
дерального значения в пределах их компетенции. Все, что не проти-
воречит законодательству РФ, и принятые в пределах полномочий
122
органов государственной власти законодательные и нормативные акты
субъекта Федерации обязательны для исполнения на его территории.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственное действие, обязательность их признания, соблюде-
ния и защиты.
В Конституции РФ в ст. 2 сказано: «Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде-
ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность
государства». Обладание правами и свободами обеспечивает лично-
сти возможность быть самостоятельной, способной самоутвердиться
в качестве достойного члена общества. При этом отношения лично-
сти и государства не исчерпываются обязанностью государства не
посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую по-
литико-правовую связь с государством, которая предполагает соче-
тание взаимных прав и обязанностей.
Российское государство, установив в Конституции права и сво-
боды человека и гражданина, обязуется через деятельность органов
власти, суда, прокуратуры и охраны правопорядка гарантировать их
реализацию и защиту. Лица, постоянно проживающие на территории
государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом граж-
данина.
Механизм действия прав и свобод человека и гражданина осу-
ществляется непосредственно, т.е. если человек руководствуется ими,
то его поведение считается правомерным и, таким образом, кроме кон-
ституционного установления не требуется дополнительного подтвер-
ждения их действия. В силу этого со стороны государства и государ-
ственных служащих нет необходимости в их реальном обеспечении.
Вместе с тем данное положение не означает, что законы и правовые
акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны, поскольку
в ряде случаев Конституция предусматривает такие нормативы.
Государственные служащие всех органов государственной вла-
сти, осуществляя правоприменение и исполняя соответствующие пол-
номочия, руководствуются прежде всего необходимостью признания,
обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Кон-
ституция РФ в ст. 18 устанавливает: «Права и свободы человека
и гражданина являются непосредственно действующими. Они опре-
деляют смысл, содержание и применение законов, деятельность за-
конодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием».
В конечном счете деятельность государственных органов долж-
на быть направлена на претворение в жизнь и защиту конституцион-
ных прав, свобод и законных интересов граждан. Все государствен-
123
ные органы и государственные служащие в пределах своих полномо-
чий обязаны неукоснительно способствовать:
• созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво-
бодное развитие человека (ч. 1, ст. 7 Конституции РФ);
• охране труда и здоровья людей, государственной поддержке
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граж-
дан, системе социальных служб, государственных пенсий, пособий
и иных гарантий социальной защиты (ч. 2, ст. 7 Конституции РФ);
• реализации на практике равенства прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, про-
исхождения, имущественного и должностного положения, места жи-
тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об-
щественным объединениям, другим обстоятельствам (ч. 2, ст. 19
Конституции РФ);
• созданию равных возможностей для реализации своих прав
и свобод мужчинами и женщинами (ч. 3, ст. 19 Конституции РФ);
• охране достоинства личности, недопущения его умаления ни
по каким основаниям органами государственного управления и долж-
ностными лицами (ст. 21 Конституции РФ);
• защите частной собственности наравне с государственной,
муниципальной и иными формами собственности (ч. 2, ст. 8 Консти-
туции РФ).
Государственная служба должна обрести у граждан доверие, по-
шатнувшееся за последние годы. Однако эта цель не будет достигнута,
если не сменить кадровые технологии, когда по прихоти политических
руководителей просто увольняли старый аппарат и постоянно набира-
ли новый. На данном этапе гораздо важнее приблизить систему управ-
ления к гражданам. Избавить людей от предубежденности в отноше-
нии к ней сможет только тот государственный служащий, который
работает в непосредственном контакте с гражданами и активно про-
тиводействует попыткам нарушения их прав и законных интересов.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе
означает их право на занятие любой аппаратной должности в соот-
ветствии со своими способностями и профессиональной подготов-
кой, без какой-либо дискриминации. Согласно ч. 4 ст. 32 Конститу-
ции РФ государственная служба определяется как наиболее важный
институт непосредственного участия граждан в управлении делами
государства, они имеют равный доступ к этой службе. В Федераль-
ном законе «О государственной гражданской службе РФ» определя-
ется, что право поступления на гражданскую службу имеют совер-
шеннолетние граждане России, если иное не установлено законом.
124
При поступлении на гражданскую службу, а также при ее про-
хождении не допускается установление каких бы то ни было прямых
или косвенных ограничений и преимуществ в зависимости от соци-
альной, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В названном законе в ст. 16 сформулированы лишь такие ограниче-
ния, которые связаны со здоровьем, судебным наказанием, отказом
от процедуры оформления доступа к секретной информации, нали-
чия гражданства другого государства и др.
Очевидно, что гражданским служащим может быть лишь граж-
данин, способный по состоянию здоровья и своим деловым каче-
ствам профессионально обеспечить выполнение функций, возложен-
ных на соответствующий орган. При этом принцип равнодоступности
к гражданской службе реализуется посредством участия граждан
в конкурсе на вакантные государственные должности гражданской
службы.
Правоограничения, предусмотренные в данном законе, не ослаб-
ляют действия принципа равного доступа граждан к гражданской
службе и не означают исключений из него. Они естественно вытека-
ют из факта осуществления гражданскими служащими властных пол-
номочий и специфики конкретных служебных функций.
§ 6.3. Организационные принципы
государственной службы
Помимо конституционных принципов государственная служба
имеет еще ряд специальных принципов, которые по значимости
и роли в системе государственной службы можно назвать организа-
ционными. Они регламентируют различные взаимодействия как внут-
ри государственной службы, так и во взаимоотношениях государ-
ственной службы с обществом.
Принцип единства правовых и организационных основ государ-
ственной службы,
предполагающий законодательное закрепление еди-
ного подхода к организации государственной службы. Согласно ему
основные требования являются едиными как для федеральной госу-
дарственной службы, так и для государственной службы субъектов
РФ и соответственно для деятельности государственных служащих.
Этот принцип обеспечивает независимость государственной службы
от структурных и иных перестроек в системе органов власти.
Единство основных требований осуществляется посредством си-
стемного урегулирования и согласования статусов государственных
должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функци-
125