Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6356
Скачиваний: 32
ГЛАВА 6
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые
принципы государственной (гражданской) службы;
понятия:
классификация принципов государственной (граж-
данской) службы
В государственном управлении периодический ряд необходимых
операций начинается со знаний о социальной проблеме, которую не-
обходимо оценить, выработать для ее решения цель, затем норму,
задачу и, наконец, сформулировать функции, посредством которых
преодолевается эта проблема. Для такой деятельности обычно раз-
рабатываются административные принципы.
§ 6.1. Понятие «принципы гражданской службы»
Термином «принцип» (лат.
principiuni)
обозначают основное,
исходное положение какой-либо теории, учения.
Принципы граждан-
ской службы — это основополагающие требования, которыми руко-
водствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональ-
ной деятельности.
В них выражены необходимые основания
функционирования государственного аппаратного управления. Они
устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы
кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования
гражданской службы как административной власти.
По содержанию принципы гражданской службы представляют
собой ориентиры, некоторые основания по упорядочению обществен-
ных отношений, управлению социальными явлениями и процесса-
ми. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой
деятельности в различных органах системы государственного управ-
ления, взаимную их согласованность и общую направленность на ре-
ализацию намеченных целей. На основе этих принципов организует-
ся сам реальный процесс административного управления, т.е.
продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуще-
116
ствлению административных управленческих функций, выбору ме-
тодов и приемов управленческого административного воздействия.
Принципы гражданской службы изложены в федеральных зако-
нах «О системе государственной службы Российской Федерации»
и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Естественно, что по большей части принципы в этих двух федераль-
ных законах совпадают, но есть и некоторые различия, в том числе
и терминологические. Так, в первом законе они обозначены как «прин-
ципы государственной службы», тогда как во втором эти принципы
названы «принципами гражданской службы». В целом последние
принципы развивают и обогащают данный раздел государственного
законодательства.
Принципы гражданской службы не являются застывшими дог-
мами. С течением времени они совершенствуются и конкретизиру-
ются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями
в концепции государственного управления, которой придерживались
в обществе в определенные моменты времени. Искусство управле-
ния не может опираться только на интуицию, талант руководителя.
Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной за
сотни лет административной аппаратной деятельности.
Современный законодатель не дает определения принципам граж-
данской службы, но перечисляет их в двух вышеозначенных феде-
ральных законах. Правовое установление принципов гражданской
службы обусловливает функционирование государственных органов,
деятельность гражданских служащих, устойчивость государственно-
правового регулирования государственно-служебных отношений,
а также обоснование тенденций развития служебного законодатель-
ства о гражданской службе.
Основное значение принципов гражданской службы заключает-
ся в том, что они определяют правовое содержание, практическую
организацию и реальное функционирование гражданской службы.
Эти принципы отражают наиболее существенные стороны организа-
ции и функционирования не только самой гражданской службы, но
и системы государственных органов, определяют характер сложных
взаимоотношений внутри этой системы.
Принципы гражданской службы объективно отражают ее сущ-
ность и наиболее важные черты. Они раскрывают общий характер
управленческой, исполнительно-распорядительной и другой адми-
нистративной деятельности гражданских служащих, закрепляют их
в нормах, входящих в социально-правовой институт гражданской
службы.
117
Обычно принципы гражданской службы формулируются законо-
дателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры
в стране, и базируются на основных положениях правовой системы
с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодатель-
ства. Формулировка и установление этих принципов зависят от из-
бранной (действующей в стране) модели государственного управле-
ния, от адекватности понимания внутренних закономерностей
общественных отношений и правового регулирования.
Публичное закрепление принципов гражданской службы проис-
ходит в различных законодательных и других нормативных право-
вых актах: в Конституции РФ, федеральных законах, указах Прези-
дента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах
и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Кроме
того, принципы гражданской службы, установленные в рамочном Фе-
деральном законе «О системе государственной службы РФ» и Феде-
ральном законе «О государственной гражданской службе РФ», яв-
ляются основой, эталоном для всех других правовых норм, которые
будут приняты в будущем.
В Законе «О системе государственной службы РФ» в гл. 1, ст. 3
сформулированы
девять основных принципов построения и функци-
онирования системы государственной службы:
• федерализм, обеспечивающий единство системы государствен-
ной службы и соблюдения конституционного разграничения пред-
метов ведения и полномочий между федеральными органами госу-
дарственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации;
• законность;
• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-
средственное действие, обязательность их признания, соблюдения
и защиты;
• равный доступ граждан к государственной службе;
• единство правовых и организационных основ государствен-
ной службы, предполагающее законодательное закрепление единого
подхода к организации государственной службы;
• взаимосвязь государственной службы и муниципальной
службы;
• открытость государственной службы и ее доступность обще-
ственному контролю, объективное информирование общества о дея-
тельности государственных служащих;
• профессионализм и компетентность государственных служа-
щих;
118
• защита государственных служащих от неправомерного вме-
шательства в их профессиональную служебную деятельность как го-
сударственных органов и должностных лиц, так и физических и юри-
дических лиц.
Каждый в отдельности принцип государственной службы отра-
жает не все объективные связи государственных органов и служа-
щих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны
и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации
других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрица-
тельно сказывается на выполнении остальных принципов.
При классификации принципов государственной службы целесо-
образно выделять три группы принципов: конституционные, органи-
зационные и вспомогательные. Конституционные принципы
обуслов-
лены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются
в данном законодательном акте.
Организационные принципы
отражают
механизм построения и функционирования государственной служ-
бы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управлен-
ческого труда, обеспечения эффективной административной деятель-
ности в государственных органах
1
.
Из девяти принципов государственной службы к числу конститу-
ционных относятся первые четыре, а к числу организационных — по-
следние пять принципов. Все федеральные органы и органы государст-
венной власти субъектов РФ обязаны проводить эти принципы.
Государственные служащие должны руководствоваться ими в своей ра-
боте.
Помимо этих двух групп, в реальной жизни гражданские служа-
щие руководствуются еще и
вспомогательными принципами.
По боль-
шей части они разбросаны в различных нормативных документах.
§ 6.2. Конституционные принципы
государственной службы
Изучение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что
государственная служба признается важнейшим институтов в деле
формирования и развития нового российского государства. Консти-
туционные принципы конкретизируются в соответствующих зако-
нодательных актах. Но современный уровень регулирования этих во-
просов страдает неполнотой и неопределенностью, т.е. действующая
1
См.:
Старилов Ю.Н.
Государственная служба в Российской Федерации:
теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 79.
119
Конституция не устанавливает в полной мере и детально важнейшие
сущностные положения о государственной службе. Однако она вклю-
чает в себя множество конституционно-правовых установлений,
в той или иной степени регламентирующих основы современной го-
сударственной службы в России. В названном Основном законе от-
ражены только четыре таких конституционных установления.
Принцип федерализма,
обеспечивающий единство системы госу-
дарственной службы и соблюдение конституционного разграниче-
ния предметов ведения и полномочий между федеральными органа-
ми государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Россия является федеративным государством. Поэтому государ-
ственная власть в ней осуществляется не только федеральными го-
сударственными органами, но и органами государственной власти
субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов. Поэтому между
государственными органами РФ и органами входящих в нее субъек-
тов предусматривается разграничение предметов ведения и полно-
мочий.
В Конституции РФ согласно ч. 3 ст. 11 это разграничение между
органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ устанавливается, во-первых, Конституцией РФ,
а во-вторых, федеративными и иными договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий. В Конституции РФ данное раз-
граничение закреплено в ст. 71, где указано все то, что отнесено
к ведению Российской Федерации; в ст. 72 определены предметы
совместного ведения РФ и ее субъектов; в ст. 73 отмечено, что субъек-
ты РФ обладают всей полнотой власти вне пределов ведения РФ
и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ
и ее субъектов.
Следовательно, государственная служба организовывается и функ-
ционирует в соответствии с этими разграничениями. Государствен-
ные служащие решают задачи и осуществляют функции только тех
государственных органов и только в тех пределах, которые устанав-
ливаются Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
РФ должны образовывать единую систему исполнительной власти
в России. Но этого у нас до последнего времени не произошло.
И тогда для реализации своей компетенции федеральные органы ис-
полнительной власти создали свои территориальные органы и на-
120