Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6361
Скачиваний: 32
онирования всех элементов института государственной службы. На-
пример, в соответствии с группами государственных должностей граж-
данской службы установлены классные чины, в соответствии с которы-
ми, в свою очередь, к претендентам предъявляются предусмотренные
законом квалификационные требования. Кроме того, различные тре-
бования к государственным должностям гражданской службы могут
устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ,
а также нормативными актами государственных органов — в отно-
шении гражданских служащих этих органов.
Принцип единства правовых и организационных основ государ-
ственной службы обеспечивает государственному служащему рав-
ные возможности для осуществления должностных обязанностей, спо-
собствует укреплению справедливости и хорошего морального климата
в государственных органах, а также качественному исполнению слу-
жебных функций.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы
изложен в гл. 1, ст. 7 Федерального закона «О государственной граж-
данской службе РФ». Муниципальная служба
—
это профессиональ-
ная деятельность на постоянной основе по обеспечению исполнения
и исполнению полномочий органов местного самоуправления. Она
осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об об-
щих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.)
и «Об основах муниципальной службы в РФ» (1998 г.). В Законе
о гражданской службе сказано, что взаимосвязь гражданской служ-
бы с муниципальной обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований для заме-
щения должностей гражданской службы и должностей муниципаль-
ной службы;
2) единства требований к профессиональной подготовке, пере-
подготовки и повышению квалификации гражданских и муниципаль-
ных служащих;
3) учета стажа муниципальной службы в стаже гражданской служ-
бы и стажа гражданской службы в стаже муниципальной службы;
4) соотносимости основных условий оплаты служебной деятель-
ности и социальных гарантий;
5) соотносимости основных условий государственного пенсион-
ного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципаль-
ную службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципаль-
ной службы пока проработан недостаточно. Он не обеспечен необхо-
димыми нормативными правовыми документами ни с одной сторо-
126
ны (государственного управления), ни с другой (муниципального уп-
равления). Руководители районного и регионального уровней госу-
дарственного управления пытаются что-то здесь сделать, но в основ-
ном эти их инициативы пока далеки от требуемых решений.
Федеральному Собранию необходимо продолжить работу по разра-
ботке данной проблемы.
Принцип открытости государственной службы и ее доступно-
сти общественному контролю, объективного информирования обще-
ства о деятельности государственных служащих.
Данный принцип
тоже опирается на Конституцию РФ (ч. 3, ст. 15), в которой сказано,
что все законы, а следовательно, и законы о государственной службе,
подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные зако-
ны не применяются. Поэтому граждане вправе знать положение
в государственной службе. В средствах массовой информации долж-
на освещаться практика деятельности этой государственной структу-
ры, ее успехи и недостатки, материальное и другое обеспечение и т.д.
В настоящее время официальной публикацией нормативных ак-
тов считается первое опубликование их полного текста в «Россий-
ской газете» или журнале «Собрание законодательства Российской
Федерации». При этом федеральные конституционные законы и фе-
деральные законы подлежат официальному опубликованию в тече-
ние семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Именно
благодаря гласности может быть установлен общественный контроль
за деятельностью государственной службы.
Следовательно, в законе впервые в нормативной форме закреп-
лена обязанность государственных служащих предоставлять населе-
нию соответствующую информацию. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Кон-
ституции РФ органы государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосред-
ственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем феде-
ральный закон (ст. 15) закрепляет и определенные рамки этого прин-
ципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить
государственную и иную охраняемую законом тайну и не разгла-
шать служебную информацию. Поэтому государственная служба
фактически основывается на сочетании социальной гласности и слу-
жебной конфиденциальности. Добиться сочетания этих противоре-
чивых требований нелегко. Все будет зависеть от общего прогресса
на пути достижения большей открытости и от того, в какой мере
удастся совместить операциональные нужды государственной служ-
бы со стремлением граждан к большей осведомленности.
127
По содержанию данный принцип обусловлен, с одной стороны,
положением о необходимости участия граждан в управлении госу-
дарством и обществом, с другой — потребностью в постоянном учете
мнения граждан при решении государственных задач.
Практика показывает, что для обеспечения гласности в системе
государственной службы необходимо:
1) создать механизм учета мнения граждан;
2) сформировать правовые условия безопасности граждан в слу-
чае критики ими государственных органов, должностных лиц, уп-
равленческих структур;
3) обеспечить гласность в процессе осуществления государствен-
ными служащими своих полномочий и компетенции государствен-
ных органов через средства массовой информации.
Принцип гласности с необходимостью выводит на факты кор-
рупции в государственном аппарате, запрещенном законом совмеще-
нии некоторыми государственными служащими государственных
и предпринимательских должностей, получении завышенных гоно-
раров и т.д. В средствах массовой информации должны освещаться
практика их деятельности, успехи и недостатки. Государственная
служба не должна под прикрытием заботы о сохранении «государ-
ственной тайны» скрывать свои ошибки и недостатки.
Вместе с тем совершенно недопустимы надуманные, огульные
обвинения государственных служащих в печати, по радио и телеви-
дению, оскорбляющих достоинство многих работников государствен-
ной службы. Этому в значительной степени сопутствует и тот факт,
что в нашем законодательстве не проведена в должной мере диффе-
ренциация должностей государственных служащих и должностей по-
литических руководителей. Последние «прячутся» в нормативных
документах за внешне индифферентными понятиями, такими как ра-
ботающие на «государственных должностях», «представители нани-
мателя». Взяточничество и вымогательство политической элиты
в значительной мере переносятся на государственных служащих.
У нас, к сожалению, не проведено пока социологических исследова-
ний по выявлению первенства (приоритета) в коррупционных нару-
шениях этих двух частей государственной власти.
Принцип профессионализма и компетентности государственных
служащих
отражает сущность государственной службы как высоко-
значимой деятельности по обеспечению исполнения и исполнению
полномочий федеральных и субъектов Федерации государственных
органов. Профессионализм есть глубокое и всестороннее знание
и владение практическими навыками в определенной области об-
128
щественно полезной деятельности. Подготовленный человек распо-
лагает комплексом специальных знаний и соответствующих умений,
приобретенных в результате углубленного общего и специального
опыта работы. Государственную службу следует считать такой про-
фессией (лат.
professio
— специальность), которая имеет значение
для всего государства и требует особого мастерства, приобретаемого
и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного
образования. Исполнение функций государственного аппарата уп-
равления является основным родом занятий государственного слу-
жащего.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного
вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как
государственных органов и должностных лиц, так и физических
и юридических лиц.
Данный принцип говорит о том, что государствен-
ные служащие находятся под защитой государства, его законов
и правоохранительных органов. Никто не вправе вмешиваться в их
служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то
нормативными установлениями.
В Законе «О государственной гражданской службе РФ» в га-
рантиях (ст. 52) под государственной защитой гражданского служа-
щего и членов его семьи понимаются различные меры охраны от
насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполне-
нием им должностных обязанностей в порядке и на условиях, уста-
новленных федеральным законом. В нормативных документах пока
мало внимания уделяется разработке форм ответственности руково-
дителей за нарушение прав подчиненных, о применении к ним соот-
ветствующих санкций.
В последние годы меры защиты установлены для отдельных ка-
тегорий государственных служащих. Например, Федеральным зако-
ном от 20 апреля 1995 г. в эту категорию были занесены судьи, долж-
ностные лица правоохранительных и контрольных органов
1
.
§ 6.4. Принципы гражданской службы
при ее взаимодействии с гражданским обществом
Уже говорилось, что в Федеральном законе «О государственной
гражданской службе РФ» также имеются принципы функциониро-
вания, но уже «гражданской службы» (ст. 4), которых здесь восемь:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
1
СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
1
9Q
5 Государственная гражданская служба '
*-
а
2) единство правовых и организационных основ федеральной
гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком
Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее
прохождения независимо от поля, расы, национальности, языка, про-
исхождения, имущественного и должностного положения, места жи-
тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об-
щественным объединениям, а также от других обстоятельств, не
связанных с профессиональными и деловыми качествами граждан-
ского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражда-
нами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного
вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
В чем-то эти принципы совпадают с вышерассмотренными прин-
ципами «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их
по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то
только два из них (было четыре) повторяют конституционные прин-
ципы, шесть (было пять) — организационные. Очевидно, что совпа-
дающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес пред-
ставляют лишь два новых принципа, которые очевидно имеют
отношение к гражданскому обществу.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями и граж-
данами
пока относится к числу самых неразработанных проблем.
В литературе (книгах и статьях) можно встретить множество попы-
ток дать хоть какой-либо ответ на очень злободневный вопрос, но
данные ответы не внушают нужного доверия. Поэтому и коммента-
рий к этому принципу также будет весьма условным и приблизи-
тельным.
Мы уже говорили о том, что государственная гражданская служ-
ба сосредоточена обычно на выполнении двуединой цели: с одной
стороны, она обеспечивает политическим руководителям (предста-
вителям нанимателя) информационные, организационные, техноло-
гические и другие услуги, а с другой
—
оказывает аналогичный сер-
вис и населению, электорату. Если распространить этот тезис на
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, то
работу государственного органа можно признать действительно удов-
летворительной и эффективной лишь в том случае, если он успешно
130