Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6361

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

онирования всех элементов института государственной службы. На-
пример, в соответствии с группами государственных должностей граж-
данской службы установлены классные чины, в соответствии с которы-
ми, в свою очередь, к претендентам предъявляются предусмотренные
законом квалификационные требования. Кроме того, различные тре-
бования к государственным должностям гражданской службы могут
устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ,
а также нормативными актами государственных органов — в отно-
шении гражданских служащих этих органов.

Принцип единства правовых и организационных основ государ-

ственной службы обеспечивает государственному служащему рав-
ные возможности для осуществления должностных обязанностей, спо-
собствует укреплению справедливости и хорошего морального климата
в государственных органах, а также качественному исполнению слу-
жебных функций.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы

изложен в гл. 1, ст. 7 Федерального закона «О государственной граж-

данской службе РФ». Муниципальная служба

 —

 это профессиональ-

ная деятельность на постоянной основе по обеспечению исполнения
и исполнению полномочий органов местного самоуправления. Она
осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об об-
щих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.)
и «Об основах муниципальной службы в РФ» (1998 г.). В Законе
о гражданской службе сказано, что взаимосвязь гражданской служ-
бы с муниципальной обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для заме-

щения должностей гражданской службы и должностей муниципаль-
ной службы;

2) единства требований к профессиональной подготовке, пере-

подготовки и повышению квалификации гражданских и муниципаль-
ных служащих;

3) учета стажа муниципальной службы в стаже гражданской служ-

бы и стажа гражданской службы в стаже муниципальной службы;

4) соотносимости основных условий оплаты служебной деятель-

ности и социальных гарантий;

5) соотносимости основных условий государственного пенсион-

ного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципаль-
ную службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципаль-

ной службы пока проработан недостаточно. Он не обеспечен необхо-

димыми нормативными правовыми документами ни с одной сторо-

126


background image

ны (государственного управления), ни с другой (муниципального уп-
равления). Руководители районного и регионального уровней госу-
дарственного управления пытаются что-то здесь сделать, но в основ-
ном эти их инициативы пока далеки от требуемых решений.
Федеральному Собранию необходимо продолжить работу по разра-
ботке данной проблемы.

Принцип открытости государственной службы и ее доступно-

сти общественному контролю, объективного информирования обще-
ства о деятельности государственных служащих.

 Данный принцип

тоже опирается на Конституцию РФ (ч. 3, ст. 15), в которой сказано,
что все законы, а следовательно, и законы о государственной службе,
подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные зако-
ны не применяются. Поэтому граждане вправе знать положение
в государственной службе. В средствах массовой информации долж-
на освещаться практика деятельности этой государственной структу-
ры, ее успехи и недостатки, материальное и другое обеспечение и т.д.

В настоящее время официальной публикацией нормативных ак-

тов считается первое опубликование их полного текста в «Россий-
ской газете» или журнале «Собрание законодательства Российской
Федерации». При этом федеральные конституционные законы и фе-
деральные законы подлежат официальному опубликованию в тече-
ние семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Именно
благодаря гласности может быть установлен общественный контроль
за деятельностью государственной службы.

Следовательно, в законе впервые в нормативной форме закреп-

лена обязанность государственных служащих предоставлять населе-
нию соответствующую информацию. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Кон-
ституции РФ органы государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосред-
ственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем феде-
ральный закон (ст. 15) закрепляет и определенные рамки этого прин-
ципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить
государственную и иную охраняемую законом тайну и не разгла-
шать служебную информацию. Поэтому государственная служба
фактически основывается на сочетании социальной гласности и слу-
жебной конфиденциальности. Добиться сочетания этих противоре-
чивых требований нелегко. Все будет зависеть от общего прогресса
на пути достижения большей открытости и от того, в какой мере
удастся совместить операциональные нужды государственной служ-

бы со стремлением граждан к большей осведомленности.

127


background image

По содержанию данный принцип обусловлен, с одной стороны,

положением о необходимости участия граждан в управлении госу-
дарством и обществом, с другой — потребностью в постоянном учете
мнения граждан при решении государственных задач.

Практика показывает, что для обеспечения гласности в системе

государственной службы необходимо:

1) создать механизм учета мнения граждан;

2) сформировать правовые условия безопасности граждан в слу-

чае критики ими государственных органов, должностных лиц, уп-
равленческих структур;

3) обеспечить гласность в процессе осуществления государствен-

ными служащими своих полномочий и компетенции государствен-
ных органов через средства массовой информации.

Принцип гласности с необходимостью выводит на факты кор-

рупции в государственном аппарате, запрещенном законом совмеще-
нии некоторыми государственными служащими государственных

и предпринимательских должностей, получении завышенных гоно-
раров и т.д. В средствах массовой информации должны освещаться
практика их деятельности, успехи и недостатки. Государственная

служба не должна под прикрытием заботы о сохранении «государ-
ственной тайны» скрывать свои ошибки и недостатки.

Вместе с тем совершенно недопустимы надуманные, огульные

обвинения государственных служащих в печати, по радио и телеви-
дению, оскорбляющих достоинство многих работников государствен-
ной службы. Этому в значительной степени сопутствует и тот факт,

что в нашем законодательстве не проведена в должной мере диффе-
ренциация должностей государственных служащих и должностей по-
литических руководителей. Последние «прячутся» в нормативных
документах за внешне индифферентными понятиями, такими как ра-
ботающие на «государственных должностях», «представители нани-
мателя». Взяточничество и вымогательство политической элиты
в значительной мере переносятся на государственных служащих.

У нас, к сожалению, не проведено пока социологических исследова-

ний по выявлению первенства (приоритета) в коррупционных нару-
шениях этих двух частей государственной власти.

Принцип профессионализма и компетентности государственных

служащих

 отражает сущность государственной службы как высоко-

значимой деятельности по обеспечению исполнения и исполнению
полномочий федеральных и субъектов Федерации государственных
органов. Профессионализм есть глубокое и всестороннее знание
и владение практическими навыками в определенной области об-

128


background image

щественно полезной деятельности. Подготовленный человек распо-
лагает комплексом специальных знаний и соответствующих умений,
приобретенных в результате углубленного общего и специального
опыта работы. Государственную службу следует считать такой про-
фессией (лат.

 professio

 — специальность), которая имеет значение

для всего государства и требует особого мастерства, приобретаемого
и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного
образования. Исполнение функций государственного аппарата уп-
равления является основным родом занятий государственного слу-
жащего.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного

вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как
государственных органов и должностных лиц, так и физических
и юридических лиц.

 Данный принцип говорит о том, что государствен-

ные служащие находятся под защитой государства, его законов
и правоохранительных органов. Никто не вправе вмешиваться в их
служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то
нормативными установлениями.

В Законе «О государственной гражданской службе РФ» в га-

рантиях (ст. 52) под государственной защитой гражданского служа-
щего и членов его семьи понимаются различные меры охраны от
насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполне-
нием им должностных обязанностей в порядке и на условиях, уста-
новленных федеральным законом. В нормативных документах пока
мало внимания уделяется разработке форм ответственности руково-
дителей за нарушение прав подчиненных, о применении к ним соот-
ветствующих санкций.

В последние годы меры защиты установлены для отдельных ка-

тегорий государственных служащих. Например, Федеральным зако-
ном от 20 апреля 1995 г. в эту категорию были занесены судьи, долж-
ностные лица правоохранительных и контрольных органов

1

.

§ 6.4. Принципы гражданской службы

при ее взаимодействии с гражданским обществом

Уже говорилось, что в Федеральном законе «О государственной

гражданской службе РФ» также имеются принципы функциониро-
вания, но уже «гражданской службы» (ст. 4), которых здесь восемь:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

1

 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

1

 9Q

5 Государственная гражданская служба '

 *-

 а


background image

2) единство правовых и организационных основ федеральной

гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком

Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее
прохождения независимо от поля, расы, национальности, языка, про-
исхождения, имущественного и должностного положения, места жи-

тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об-
щественным объединениям, а также от других обстоятельств, не
связанных с профессиональными и деловыми качествами граждан-
ского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражда-

нами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного

вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В чем-то эти принципы совпадают с вышерассмотренными прин-

ципами «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их
по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то
только два из них (было четыре) повторяют конституционные прин-
ципы, шесть (было пять) — организационные. Очевидно, что совпа-
дающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес пред-
ставляют лишь два новых принципа, которые очевидно имеют
отношение к гражданскому обществу.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и граж-

данами

 пока относится к числу самых неразработанных проблем.

В литературе (книгах и статьях) можно встретить множество попы-
ток дать хоть какой-либо ответ на очень злободневный вопрос, но

данные ответы не внушают нужного доверия. Поэтому и коммента-
рий к этому принципу также будет весьма условным и приблизи-
тельным.

Мы уже говорили о том, что государственная гражданская служ-

ба сосредоточена обычно на выполнении двуединой цели: с одной
стороны, она обеспечивает политическим руководителям (предста-
вителям нанимателя) информационные, организационные, техноло-
гические и другие услуги, а с другой

 —

 оказывает аналогичный сер-

вис и населению, электорату. Если распространить этот тезис на
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, то

работу государственного органа можно признать действительно удов-
летворительной и эффективной лишь в том случае, если он успешно

130