Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6362
Скачиваний: 32
решает проблемы оптимальной представленности потребностей по-
литических руководителей и защиты интересов населения.
Гражданская служба действует только в составе государства (го-
сударственного управления), т.е. одновременно и наряду с полити-
ческими руководителями. И потому ставить вопрос об эффективно-
сти исключительно гражданской службы не вполне правомерно.
Реально на практике может эффективно работать лишь государствен-
ный орган. А вот в составе такого органа достаточно эффективно
способен работать и государственный аппарат, состоящий из граж-
данских служащих.
Некоторые авторы пытаются выработать математическую модель
эффективности государственной службы. Так, по поводу парламент-
ской службы утверждается, что необходимое соотношение может быть
выражено формулой
г д е — эффективность деятельности парламента;
— результат работы парламента;
— цель парламентской деятельности.
Позже пытаются подкорректировать эту формулу путем уста-
новления разницы между первичным состоянием объекта деятель-
ности (COi) и измененным в соответствии с целью (ССЬ). Поэтому
более конкретно эффективность парламентской деятельности выра-
жается формулой
1
Несомненно, уровень взаимодействия с общественными объеди-
нениями и гражданами или эффективность деятельности граждан-
ской службы рано или поздно будет выражена в математической мо-
дели. Но предлагаемый вариант ни в какой форме для этого не
подходит. Прежде всего, в нем не вполне корректно используются
исходные понятия. Цель никогда не бывает в знаменателе. Вместо
нее здесь должны быть затраты (издержки). В административном
управлении эффективность организации (государственного органа,
системы государственных органов) определяется как отношение по-
1
См.:
Романов P.M.
Российский парламентаризм. История и современность.
М„ 2000. С. 261, 264.
131
ложительных результатов (ПР) (превышение желательных послед-
ствий над нежелательными) и допустимых затрат (ДЗ):
Организация эффективна, если заданный результат (ЗР) полу-
чен при самых низких издержках Или другой вари-
ант: организация эффективна, если лучший результат (ЛР) получен
при заданных издержках (ЗИ):
Конечно, по поводу изложенных соображений могут быть раз-
личные суждения, но очевидно одно — эффективность гражданской
службы не может и не должна определяться деятельностью всего
государственного органа, в котором определяющую роль играют не
гражданские служащие, а политические руководители. Эффектив-
ная работа такого государственного органа — основа, залог эффек-
тивной работы гражданских служащих, но эффективность граждан-
ской службы — совсем другая проблема.
Принцип стабильности гражданской службы
означает постоян-
ство государственно-служебных отношений, которое проявляется
в несменяемости гражданских служащих и преемственности в про-
ведении государственной кадровой политики, в формировании ос-
нов государственного аппарата. Этот принцип основывается на стрем-
лении государства к своему постоянству.
Профессиональная стабильность и устойчивость служебного поло-
жения являются необходимыми в интересах как государства, так
и гражданских служащих. Они должны быть гарантированными и в том
случае, когда полностью или частично изменяется система государ-
ственных органов и организация гражданской службы.
Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в под-
держании управления гражданской службой таким образом, кото-
рый позволит ей качественно осуществлять функции государства.
Она обеспечивается мерами систематического поддержания высоко-
го уровня управления, учебой персонала, проведением занятий, пе-
реподготовки и повышения квалификации гражданских служащих.
Гражданским служащим должны быть обеспечены достаточные
гарантии против произвольных действий политических руководите-
132
лей, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру.
Их статус не может быть зависим от политической конъюнктуры,
конкретной личности политического руководителя, частых и не все-
гда обоснованных организационных перестроек.
В последние годы проблема стабильности состава гражданской
службы значительно обострилась в связи с большой сменяемостью
кадров гражданских служащих, постоянными реорганизациями и со-
кращениями государственного аппарата, что ставит под угрозу пре-
емственность в его работе, тормозит ход реформ. В этих условиях
принцип стабильности должен стать гарантией для гражданских
служащих от незаконного увольнения со службы.
§ 6.5. Вспомогательные принципы
государственной службы
В своей повседневной деятельности государственные служащие
руководствуются не только теми 17 принципами, о которых шла речь,
но и вспомогательными, разбросанными по другим законам и ин-
струкциям. В этом параграфе будут даны только наиболее встреча-
ющиеся, в том числе:
• принцип оптимизации государственного управления, кото-
рый заключается в совершенствовании управляемой и управляющей
подсистем;
• принцип разумной управляемости, согласно которому обыч-
ная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредствен-
но подчиненных руководителю исполнителей;
• принцип делегирования полномочий, когда руководитель или
вышестоящий орган передает часть своих функций подчиненным без
активного вмешательства в их действия;
• принцип соответствия, который имеет две стороны: с одной —
работник должен соответствовать должности, с другой — получа-
емая работа должна соответствовать интеллектуальным и физиче-
ским возможностям исполнителя;
• принцип автоматического замещения отсутствующего, при
котором отсутствующий работник должен замещаться автоматиче-
ски на основе действующих служебных должностных инструкций
и регулироваться формально;
• принцип первого руководителя, заключающийся в том, что
контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководи-
телем, так как только он имеет право и возможность решать или
поручать решение любого вопроса;
133
• принцип единоначалия, при котором подчиненные должны
получать приказания только от одного начальника;
• принцип эффективности организационной структуры, состо-
ящий в том, что она эффективна только тогда, когда способствует
достижению поставленных целей при минимальных затратах труда
и ресурсов;
• принцип единства доверия и проверки, сформулированный
в поговорке: «Доверяй, но поверяй!»;
• принцип допустимости ошибки, который предусматривает
правило: «Исполнитель имеет право на ошибку!», что обязывает пре-
дусматривать подстраховку и перестраховку;
• принцип основного звена предполагает, что не следует раз-
мениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное
и основное в своей работе.
Таким образом, на смену обычным стихийным регуляторам со-
циальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде
государственных нормативов, которые направляют события в нуж-
ное для людей русло. Основные социальные процессы в современ-
ном обществе регулируются главным образом государством и его го-
сударственной (гражданской) службой.
Выводы
• Принципы гражданской службы представляют собой основ-
ные требования, которыми руководствуются гражданские служащие
в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены
необходимые основания функционирования государственного адми-
нистративного управления. Они устанавливают основные правила
этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования
и дальнейшего функционирования гражданской службы законода-
тельной, исполнительной, судебной власти и других органов.
• В Федеральном законе «О системе государственной службы
РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов по-
строения и функционирования системы государственной службы: феде-
рализм, законность, приоритет прав и свобод человека и граждани-
на, равный доступ граждан к государственной службе, единство
правовых и организационных основ государственной службы, взаимо-
связь государственной службы и муниципальной службы, открытость
государственной службы и ее доступность общественному контро-
лю, профессионализм и компетентность государственных служащих,
защита государственных служащих от неправомерного вмешатель-
ства в их профессиональную служебную деятельность.
134
• Классификация принципов государственной службы может
быть проведена по таким основаниям (группам): конституционные,
организационные и вспомогательные. Первые обусловлены положе-
ниями Конституции РФ, вторые отражают механизм построения
и функционирования государственной службы, а третьи разбросаны
в различных нормативных актах.
• В Федеральном законе «О государственной гражданской служ-
бе РФ» в ст. 4 также имеются принципы функционирования, но уже
«гражданской службы», которых здесь по численности восемь. В чем-
то эти принципы совпадают с выше рассмотренными принципами
«государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-преж-
нему разделить на конституционные и организационные, то только
два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы,
шесть (было пять) — организационные. Очевидно, что совпадающие
принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представ-
ляют лишь два новых принципа, которые, очевидно, имеют отноше-
ние к гражданскому обществу. Ими являются принцип эффективно-
сти гражданской службы и степени удовлетворения интересов
общества и государства, а также принцип стабильности гражданской
службы.
• В своей повседневной деятельности гражданские служащие
руководствуются не только теми 17 принципами (9 + 8), о которых
шла речь, но и вспомогательными, разбросанным по другим законам.
Основная их особенность состоит в том, что они не вошли в базовые
законы о государственной (2003 г.) и гражданской (2004 г.) службе.
Контрольные вопросы
1. Что такое принципы гражданской службы, их классификация?
2. Каковы особенности и содержание конституционных принципов?
3. В чем суть ограничений на равный доступ к гражданской служ-
бе?
4. Каковы особенности и содержание организационных принципов?
5. Что нового содержится в принципах гражданской службы Феде-
рального закона от 27 июля 2004 г.?
Рекомендуемая литература
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
135