Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6362

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

решает проблемы оптимальной представленности потребностей по-
литических руководителей и защиты интересов населения.

Гражданская служба действует только в составе государства (го-

сударственного управления), т.е. одновременно и наряду с полити-
ческими руководителями. И потому ставить вопрос об эффективно-
сти исключительно гражданской службы не вполне правомерно.
Реально на практике может эффективно работать лишь государствен-
ный орган. А вот в составе такого органа достаточно эффективно
способен работать и государственный аппарат, состоящий из граж-

данских служащих.

Некоторые авторы пытаются выработать математическую модель

эффективности государственной службы. Так, по поводу парламент-
ской службы утверждается, что необходимое соотношение может быть
выражено формулой

г д е — эффективность деятельности парламента;

— результат работы парламента;
— цель парламентской деятельности.

Позже пытаются подкорректировать эту формулу путем уста-

новления разницы между первичным состоянием объекта деятель-
ности (COi) и измененным в соответствии с целью (ССЬ). Поэтому
более конкретно эффективность парламентской деятельности выра-

жается формулой

1

Несомненно, уровень взаимодействия с общественными объеди-

нениями и гражданами или эффективность деятельности граждан-
ской службы рано или поздно будет выражена в математической мо-
дели. Но предлагаемый вариант ни в какой форме для этого не
подходит. Прежде всего, в нем не вполне корректно используются
исходные понятия. Цель никогда не бывает в знаменателе. Вместо
нее здесь должны быть затраты (издержки). В административном
управлении эффективность организации (государственного органа,
системы государственных органов) определяется как отношение по-

1

 См.:

 Романов P.M.

 Российский парламентаризм. История и современность.

М„ 2000. С. 261, 264.

131


background image

ложительных результатов (ПР) (превышение желательных послед-
ствий над нежелательными) и допустимых затрат (ДЗ):

Организация эффективна, если заданный результат (ЗР) полу-

чен при самых низких издержках Или другой вари-

ант: организация эффективна, если лучший результат (ЛР) получен

при заданных издержках (ЗИ):

Конечно, по поводу изложенных соображений могут быть раз-

личные суждения, но очевидно одно — эффективность гражданской
службы не может и не должна определяться деятельностью всего
государственного органа, в котором определяющую роль играют не
гражданские служащие, а политические руководители. Эффектив-
ная работа такого государственного органа — основа, залог эффек-
тивной работы гражданских служащих, но эффективность граждан-
ской службы — совсем другая проблема.

Принцип стабильности гражданской службы

 означает постоян-

ство государственно-служебных отношений, которое проявляется
в несменяемости гражданских служащих и преемственности в про-
ведении государственной кадровой политики, в формировании ос-
нов государственного аппарата. Этот принцип основывается на стрем-
лении государства к своему постоянству.

Профессиональная стабильность и устойчивость служебного поло-

жения являются необходимыми в интересах как государства, так
и гражданских служащих. Они должны быть гарантированными и в том
случае, когда полностью или частично изменяется система государ-
ственных органов и организация гражданской службы.

Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в под-

держании управления гражданской службой таким образом, кото-
рый позволит ей качественно осуществлять функции государства.

Она обеспечивается мерами систематического поддержания высоко-
го уровня управления, учебой персонала, проведением занятий, пе-

реподготовки и повышения квалификации гражданских служащих.

Гражданским служащим должны быть обеспечены достаточные

гарантии против произвольных действий политических руководите-

132


background image

лей, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру.

Их статус не может быть зависим от политической конъюнктуры,

конкретной личности политического руководителя, частых и не все-
гда обоснованных организационных перестроек.

В последние годы проблема стабильности состава гражданской

службы значительно обострилась в связи с большой сменяемостью
кадров гражданских служащих, постоянными реорганизациями и со-
кращениями государственного аппарата, что ставит под угрозу пре-
емственность в его работе, тормозит ход реформ. В этих условиях
принцип стабильности должен стать гарантией для гражданских
служащих от незаконного увольнения со службы.

§ 6.5. Вспомогательные принципы

государственной службы

В своей повседневной деятельности государственные служащие

руководствуются не только теми 17 принципами, о которых шла речь,
но и вспомогательными, разбросанными по другим законам и ин-
струкциям. В этом параграфе будут даны только наиболее встреча-
ющиеся, в том числе:

• принцип оптимизации государственного управления, кото-

рый заключается в совершенствовании управляемой и управляющей
подсистем;

• принцип разумной управляемости, согласно которому обыч-

ная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредствен-
но подчиненных руководителю исполнителей;

• принцип делегирования полномочий, когда руководитель или

вышестоящий орган передает часть своих функций подчиненным без
активного вмешательства в их действия;

• принцип соответствия, который имеет две стороны: с одной —

работник должен соответствовать должности, с другой — получа-
емая работа должна соответствовать интеллектуальным и физиче-
ским возможностям исполнителя;

• принцип автоматического замещения отсутствующего, при

котором отсутствующий работник должен замещаться автоматиче-
ски на основе действующих служебных должностных инструкций
и регулироваться формально;

• принцип первого руководителя, заключающийся в том, что

контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководи-
телем, так как только он имеет право и возможность решать или
поручать решение любого вопроса;

133


background image

• принцип единоначалия, при котором подчиненные должны

получать приказания только от одного начальника;

• принцип эффективности организационной структуры, состо-

ящий в том, что она эффективна только тогда, когда способствует
достижению поставленных целей при минимальных затратах труда
и ресурсов;

• принцип единства доверия и проверки, сформулированный

в поговорке: «Доверяй, но поверяй!»;

• принцип допустимости ошибки, который предусматривает

правило: «Исполнитель имеет право на ошибку!», что обязывает пре-

дусматривать подстраховку и перестраховку;

• принцип основного звена предполагает, что не следует раз-

мениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное
и основное в своей работе.

Таким образом, на смену обычным стихийным регуляторам со-

циальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде
государственных нормативов, которые направляют события в нуж-
ное для людей русло. Основные социальные процессы в современ-
ном обществе регулируются главным образом государством и его го-
сударственной (гражданской) службой.

Выводы

• Принципы гражданской службы представляют собой основ-

ные требования, которыми руководствуются гражданские служащие
в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены
необходимые основания функционирования государственного адми-
нистративного управления. Они устанавливают основные правила
этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования
и дальнейшего функционирования гражданской службы законода-
тельной, исполнительной, судебной власти и других органов.

• В Федеральном законе «О системе государственной службы

РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов по-
строения и функционирования системы государственной службы: феде-
рализм, законность, приоритет прав и свобод человека и граждани-
на, равный доступ граждан к государственной службе, единство
правовых и организационных основ государственной службы, взаимо-
связь государственной службы и муниципальной службы, открытость
государственной службы и ее доступность общественному контро-

лю, профессионализм и компетентность государственных служащих,
защита государственных служащих от неправомерного вмешатель-
ства в их профессиональную служебную деятельность.

134


background image

• Классификация принципов государственной службы может

быть проведена по таким основаниям (группам): конституционные,
организационные и вспомогательные. Первые обусловлены положе-
ниями Конституции РФ, вторые отражают механизм построения
и функционирования государственной службы, а третьи разбросаны
в различных нормативных актах.

• В Федеральном законе «О государственной гражданской служ-

бе РФ» в ст. 4 также имеются принципы функционирования, но уже
«гражданской службы», которых здесь по численности восемь. В чем-
то эти принципы совпадают с выше рассмотренными принципами
«государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-преж-
нему разделить на конституционные и организационные, то только

два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы,
шесть (было пять) — организационные. Очевидно, что совпадающие
принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представ-
ляют лишь два новых принципа, которые, очевидно, имеют отноше-
ние к гражданскому обществу. Ими являются принцип эффективно-
сти гражданской службы и степени удовлетворения интересов
общества и государства, а также принцип стабильности гражданской
службы.

• В своей повседневной деятельности гражданские служащие

руководствуются не только теми 17 принципами (9 + 8), о которых
шла речь, но и вспомогательными, разбросанным по другим законам.
Основная их особенность состоит в том, что они не вошли в базовые

законы о государственной (2003 г.) и гражданской (2004 г.) службе.

Контрольные вопросы

1. Что такое принципы гражданской службы, их классификация?

2. Каковы особенности и содержание конституционных принципов?
3. В чем суть ограничений на равный доступ к гражданской служ-

бе?

4. Каковы особенности и содержание организационных принципов?
5. Что нового содержится в принципах гражданской службы Феде-

рального закона от 27 июля 2004 г.?

Рекомендуемая литература

Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный

закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

135