Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6365
Скачиваний: 32
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Государственная гражданская служба России: Опыт и проблемы становле-
ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе-
ме государственной службы Российской Федерации» и Федераль-
ному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред.
Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» и законодательству о граждан-
ской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,
2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» / под ред. Э.Г. Липатова, СЕ. Чанно-
ва. М., 2006.
Овсянко ДМ.
Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-
бие. М„ 2005.
ГЛАВА 7
ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые
должность; должность гражданской службы; катего-
понятия:
рии; группы; квалификационные требования; реест-
ры; классные чины
Социальная деятельность людей чрезвычайно сложна и много-
образна. Объективной основой данного многообразия является мно-
гообразие человеческих потребностей, удовлетворение которых
ведет ко все большему разделению общественного труда, ко все боль-
шей его дифференциации и специализации. Конечным этапом
в процессе дифференциации и специализации общественного труда,
социальной деятельности в целом является формирование профес-
сиональных должностей. Гражданская служба как особая отрасль
профессиональной деятельности не составляет исключения. Здесь
также процесс дифференциации административного (аппаратного)
труда завершается образованием необходимых для деятельности го-
сударства административных должностей. Что они собой представ-
ляют?
§ 7.1. Характеристика должности гражданской службы
Понятие «должность» широко используется в юридической, со-
циологической и социально-психологической литературе. Вырабо-
тано довольно много определений этого понятия. Каждое из них от-
теняет специфику подхода того или иного автора к проблеме. Чаще
всего используются два таких подхода — деонтологический и роле-
вой. При
деонтологическом подходе
(гр.
deon
— долг и
logos
— учение;
учение о должном) должность определяется как совокупность тех
действий и операций, которые должен осуществлять человек на сво-
ем рабочем месте. При
ролевом подходе
(фр.
role —
мера влияния,
степень участия в чем-либо) должностью называется установленная
определенным образом социальная (служебная) мера влияния, кото-
рую должен исполнять человек в государственных органах, органи-
137
зациях, учреждениях и предприятиях. С содержательной стороны при
обоих подходах должность выступает как совокупность обязанно-
стей, прав и ответственности работника. Другими словами, между
этими двумя определениями имеет место чисто словесное различие.
По содержанию они тождественны.
Должность является исходным началом (первоосновой) органи-
зационной структуры любой социальной деятельности.
Чтобы успешно
решать производственные или служебные задачи при достижении
поставленных целей, обычно и создаются должности, а затем на них
подбираются соответствующие работники. Специфика той или иной
отрасли социальной деятельности всегда реализуется в специфике
создаваемых для этих целей должностей, а также в их наборе и струк-
туре сорасположения. В конечном счете именно
совокупность конк-
ретных профессиональных должностей образует реальную основу,
несущую конструкцию любой социальной организации.
Именно под
должности с учетом их специфики оборудуются рабочие места, ко-
торые снабжаются определенными средствами производства, техни-
кой, технологическими ресурсами.
В государственном управлении встречаются обычно два поня-
тия для обозначения должностей работников: «государственная долж-
ность» и «должность государственной (гражданской) службы». Ка-
ково содержание этих понятий?
Понятие
«государственная должность»,
которое встречается
в Федеральных законах «О системе государственной службы Рос-
сийской Федерации» и «О государственной гражданской службе Рос-
сийской Федерации», используется в двух смыслах: 1) как название
для должностей политических руководителей, исполняющих полно-
мочия Российской Федерации и его органов, а также полномочия
субъектов Российской Федерации и их органов (по закону 1995 г.
они назывались государственными должностями категории «А»);
2) как общее название для всех должностей, которые введены в го-
сударственном управлении.
По поводу должностей политических руководителей в Федераль-
ном законе «О государственной гражданской службе РФ» в ст. 1 го-
ворится, что «государственные должности Российской Федерации и го-
сударственные должности субъектов Российской Федерации —
должности,устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными закона-
ми для непосредственного исполнения полномочий федеральных госу-
дарственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уста-
вами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов субъектов РФ». Стало быть,
138
это должности для
«непосредственного исполнения полномочий»
го-
сударства и его органов.
В данной статье, помимо понятия «государственная должность»,
введено еще одно понятие, имеющее частично синонимический ха-
рактер со вторым смыслом,— «представитель нанимателя». Каково
содержание этого понятия? В законе сказано: «представитель нани-
мателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее
государственную должность, либо представитель указанных руково-
дителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от име-
ни Российской Федерации или субъекта Российской Федерации».
Следовательно, непосредственным нанимателем федерального
государственного служащего является государство Российская Фе-
дерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ —
соответствующий субъект РФ, которые персонифицируются в лице
политических руководителей государственных органов. Но в опре-
делении перечислены два «представителя». Что касается первого
«представителя», то в определении сказано — это «руководитель го-
сударственного органа, лицо, замещающее государственную долж-
ность». А вот характер деятельности второго «представителя» разъяс-
няется лишь впоследствии, когда речь идет о комиссиях — конкурсной
(ст. 22), аттестационной (ст. 48), по урегулированию конфликта
интересов (ст. 19) и др. Здесь говорится, что представитель нанима-
теля или сам входит в состав этих комиссий «и (или)» назначает
«уполномоченных им гражданских служащих», которые рассматри-
ваются в качестве такого «представителя».
Одним словом, должности, которые занимают политические ру-
ководители, всячески маскируются, уводятся в «понятийную тень».
Для чего это делается? В классовом обществе — для того, чтобы скрыть
непосредственную связь и зависимость политических руководите-
лей от экономически господствующего класса. А у нас? Видимо, по
тем же причинам. История неокапитализма в России пока еще очень
непродолжительна (немногим более 15 лет), но и она свидетельству-
ет о несомненной связи большей части «новых русских» (олигархов)
с власть имущими.
Таким образом, принцип демократического устройства граждан-
ской службы и в новом законе проведен не до конца и не вполне
последовательно. В чем это выражается? В том, что здесь, правда,
несколько в завуалированной форме, но достаточно прозрачно про-
водится линия служения гражданского служащего не закону, а не-
посредственно вышестоящему начальнику, в основном, представите-
лю нанимателя. Именно по его усмотрению гражданский служащий,
139
совершивший дисциплинарный проступок, может быть привлечен
к дисциплинарной ответственности или даже уволен (ст. 57).
При этом надо сказать, что гражданская служба (или админи-
стративная власть) в сфере государственного управления — это тоже
политическая власть только со своей спецификой. Она с необходи-
мостью выполняет политические функции государства. Но эти функ-
ции, естественно, отличны от функций политических руководите-
лей. Дифференциация этих функций пока в литературе не проведена.
Для целей научного анализа их вполне возможно разделить
на пер-
вичные политические функции для политических руководителей
и вторичные политические функции для гражданских служащих (ад-
министративного аппарата).
Следовательно, в структуре государ-
ственного управления участвуют первичная и вторичная политиче-
ские власти. В этом случае гражданские служащие будут исполнять
как раз вторичные политические функции для реализации первич-
ных политических решений, принятых политическими руководите-
лями государственных органов.
Кроме того, на обыденном уровне понятие «государственная долж-
ность» используется и как название для должностей государствен-
но-хозяйственного персонала, трудовая деятельность которых регу-
лируется законом о труде. В законе «О системе государственной
службы РФ» в п. 6 ст. 8 сказано: «В федеральном государственном
органе и государственном органе субъекта РФ могут быть преду-
смотрены должности, не являющиеся должностями государственной
службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие долж-
ности, регулируются законодательством РФ о труде».
Что можно сказать о должности государственной гражданской
службы?
Понятие «должность государственной (гражданской) службы»
различными авторами определяется достаточно одинаково. Напри-
мер, Ю.Н. Старилов считает, что она «является первоэлементом, «кир-
пичиком» государственной организации (администрации)... Это оз-
начает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое
занимает эту должность»
1
. Следовательно, должность гражданской
службы есть первоэлемент государственной организации (админи-
страции), которая замещается гражданским служащим.
По мнению А.Ф. Ноздрачева, такая должность — это «простей-
шая ячейка государственного аппарата, предназначенная для одного
1
Старилов Ю.Н.
Государственная служба в Российской Федерации: Теоре-
тико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 119.
140