Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6369
Скачиваний: 32
ливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта
РФ — законом субъекта РФ.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанно-
стей, устанавливаются нормативным актом государственного органа
с учетом его задач и функций и включаются в должностной регла-
мент гражданского служащего.
Так, Указом Президента РФ «О квалификационных требовани-
ях по государственным должностям федеральной государственной
службы» от 30 января 1996 г. № 123 установлены требования к ста-
жу и опыту работы по специальности:
1) для высших государственных должностей государственной
службы — стаж государственной службы на главных государствен-
ных должностях не менее двух лет или стаж работы по специально-
сти не менее пяти лет;
2) для главных государственных должностей государственной
службы — стаж государственной службы на ведущих государствен-
ных должностях не менее двух лет или стаж работы по специально-
сти не менее трех лет;
3) для ведущих государственных должностей государственной
службы — стаж государственной службы на старших государствен-
ных должностях не менее двух лет или стаж работы по специально-
сти не менее трех лет;
4) для старших государственных должностей — стаж работы по
специальности не менее трех лет;
5) для младших государственных должностей — без предъявле-
ния требований к стажу.
Этим же указом было рекомендовано органам государственной
власти субъектов Федерации установить такие же требования к ста-
жу и опыту работы по специальности по соответствующим государ-
ственным должностям государственной службы и в аппаратах орга-
нов государственной власти субъектов Федерации.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанно-
стей, устанавливаются нормативным актом государственного органа
с учетом его задач и функций и включаются в должностной регла-
мент гражданского служащего.
Данные требования обеспечивают соответствие компетентности
лица, претендующего на должность, содержанию и объему полномо-
чий по этой должности. Чем выше в организационной иерархии долж-
ность, тем выше объем квалификационных требований.
146
Уже говорилось о том, что государственная гражданская служба
регулярно подвергается «наездам» со стороны вновь избранных по-
литических руководителей и это наносит непоправимый ущерб госу-
дарственному управлению страной. Принятые законы (2003 и 2004 гг.)
формально вроде бы защищают гражданских служащих. А реаль-
но и сейчас государственный аппарат не защищен от агрессивности
политических руководителей. Представители нанимателя постоянно
разбазаривают подготовленные квалифицированные кадры.
Вместе с тем гражданская служба только тогда приносит пользу
обществу и людям, когда в основу ее деятельности кладется прин-
цип стабильности, поскольку она составляет костяк, несущую конст-
рукцию государственного управления. И потому, хотя бы в своей
главной части, призвана работать на постоянной основе.
На практике в трудовом законодательстве есть положение, что
работники, в том числе и гражданские служащие, могут подать в суд
заявление на руководителя за необоснованное увольнение. Но до-
биться справедливого решения своего вопроса от суда — дело чрез-
вычайно сложное. Начальник через своих юристов выдвигает самые
различные аргументы в поддержку принятого решения. А граждан-
скому служащему без зарплаты (финансового обеспечения) прихо-
дится многие месяцы и даже годы обивать пороги судебных учреж-
дений, что вынуждает его отказываться от своих претензий и ради
обеспечения нужд семьи идти на какую-либо иную работу.
Другие требования к должностям государственной службы мо-
гут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов
Федерации, а также нормативными актами государственных органов —
в отношении гражданских служащих этих государственных органов.
При анализе сложившихся и проектируемых аппаратов органов
государственной власти относительно должностей государственной
службы надо учитывать и еще один чрезвычайно важный вопрос —
оптимальные пропорции численности этих должностей в аппаратах
конкретных органов государственной власти. В зависимости от ха-
рактера и напряженности управленческого процесса численность ка-
тегорий и групп должностей гражданской службы будет регулярно
меняться.
Например, на федеральном уровне первоначально после приня-
тия Закона об основах государственной службы РФ в министер-
ствах и ведомствах при составлении штатных расписаний были по-
чти проигнорированы младшие должности государственной службы,
но избыточно завышены численность ведущих и старших должно-
стей государственной службы.
147
Чтобы преодолеть сложившийся перекос в пропорциях между
государственными должностями государственной службы, Правитель-
ство РФ приняло постановление от 5 ноября 1995 г. № 1094, в ко-
тором устанавливался определенный лимит на численность должно-
стей государственной службы в структурных подразделениях
государственных органов. В частности, было определено, что в аппа-
рате любого федерального министерства и ведомства численность
старших должностей государственной службы не должна превышать
40% от всей численности должностей государственной службы,
а численность ведущих должностей государственной службы не долж-
на превышать 10% от всей численности должностей государствен-
ной службы.
Кроме того, в данном постановлении Правительства РФ была
установлена минимальная численность должностей государственной
службы в структурных подразделениях аппаратов федеральных ми-
нистерств и ведомств, а также минимальная численность самостоя-
тельных отделов в управлениях и департаментах. Согласно ему
в составе самостоятельного отдела должно быть не менее 10 должно-
стей государственной службы, а в составе отдела, входящего в струк-
туру управления (департамента), — не менее пяти должностей государ-
ственной службы. Соответственно в составе управления должно быть
не менее 20 должностей государственной службы, а в составе депар-
тамента — не менее 35 должностей государственной службы. В струк-
туру департамента и управления должны входить не менее трех отделов.
Очевидно, что эти лимиты никак не учитывали результаты на-
учных разработок по данному вопросу. Если при «нарезке» штатов
гражданских служащих руководствоваться научными нормами уп-
равляемости, то в составе отдела не может быть больше пяти-семи че-
ловек, а в составе управления (департамента) — не больше трех-
пяти отделов (управлений). Причем все руководители подразделений
гражданской службы помимо руководства своими подразделениями дол-
жны и сами выполнять определенные функции этого подразделения.
Государственные должности гражданской службы приобретают
легитимный характер только после включения их в соответствующие
реестры. Что они собою представляют?
Реестр
(лат.
regestrum —
перечень, список)
есть перечень долж-
ностей гражданской службы, официально включенных в соответству-
ющие нормативные документы.
Они ведутся на электронных носи-
телях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа
и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, реги-
ональный и сводный.
148
Реестр должностей федеральной гражданской службы
включает
должности федеральной гражданской службы, классифицированные
по государственным органам, категориям, группам и иным призна-
кам, который утверждается указом Президента РФ.
Реестр должностей гражданской службы субъекта РФ
утверж-
дается законом или иным нормативным правовым актом субъекта
РФ с учетом положений Закона о государственной гражданской
службе РФ, а также структуры государственных органов, наиме-
нований, категорий и групп должностей федеральной гражданской
службы. Реально все субъекты РФ (кроме Чеченской Республики)
имеют такие реестры.
Сводный реестр должностей гражданской службы РФ
образует-
ся из реестра должностей федеральной гражданской службы и реест-
ров должностей гражданской службы субъектов РФ. Порядок веде-
ния Сводного реестра должностей гражданской службы РФ также
утверждается указом Президента РФ. Однако пока работа по со-
ставлению Сводного реестра должностей гражданской службы не вы-
полняется. Но данной работы, судя по всему, не избежать и чем
быстрее она будет начата, тем больше будет полезной отдачи от это-
го нормативного документа.
Больше всего принималось федеральных реестров. Первый был
принят Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Положение
о федеральной государственной службе», а последний был вве-
ден указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 157
«О Реестре должностей федеральной государственной гражданской
службы». Это самый объемный и обстоятельный нормативный доку-
мент подобного рода. В нем подчеркивается, что должности феде-
ральной государственной гражданской службы, учреждаемые феде-
ральными законами и указами Президента РФ, необходимо подлежат
включению в данный реестр. Установлено, что наименования долж-
ностей федеральной государственной гражданской службы в феде-
ральных государственных органах (или их аппаратах) должны соот-
ветствовать наименованиям должностей, включенных в федеральный
реестр.
В этом подзаконном акте говорится, что, наряду с прочим, до-
пускается и двойное наименование должности федеральной государ-
ственной гражданской службы. Например, заместитель руководите-
ля государственного органа может быть руководителем структурного
подразделения этого органа, заместитель руководителя структурно-
го подразделения государственного органа может быть руководите-
лем подразделения в структурном подразделении этого органа, заме-
149
ститель руководителя федерального органа исполнительной власти
может быть статс-секретарем этого органа и т.д.
В тех случаях, когда федеральным законом предусмотрено наи-
менование должности федеральной государственной гражданской
службы в сочетании с наименованием другой должности (должнос-
тными обязанностями или функциями), такое сочетание следует
считать наименованием должности, установленный реестром.
В указе сказано, что в регистрационном номере (коде) должно-
сти федеральной государственной гражданской службы имеется семь
цифр: первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру
раздела реестра, третья цифра — категории должности («руководите-
ли» — 1, «помощники (советники)» — 2, «специалисты» — 3, «обеспечи-
вающие специалисты» — 4), четвертая цифра — группе должностей
(высшая — 1, главная — 2, ведущая — 3, старшая — 4, младшая — 5),
пятая, шестая и седьмая цифры — порядковому номеру должности
в разделе реестра.
Реестры должностей государственной гражданской службы
субъектов РФ утверждаются законодательными или иными норма-
тивными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Фе-
дерального закона от 27 мая 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе РФ» и Указа Президента РФ «О Реестре должно-
стей федеральной государственной гражданской службы».
§ 7.3. Классные чины гражданской службы
Гражданские служащие не только различаются по категориям
и группам, но еще и по
классным чинам
(ст. 11). Они присваиваются
гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью
в пределах группы должностей гражданской службы по результатам
квалификационного экзамена. Всего
в гражданской службе имеется
пять классных чинов и по три класса в каждом классном чине
(рис. 4).
Именно за классные чины гражданских служащих нередко называ-
ют «чиновниками». Исторически это понятие используется обычно
в двух смыслах: в положительном — как служебное звание, указыва-
ющее положение гражданского служащего в иерархии государствен-
ных должностей; в негативном — как свидетельство медлительности,
нерасторопности, бюрократизма гражданских служащих.
Гражданским служащим, замещающим должности федеральной
гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин
действительного государственного советника РФ 1, 2 или 3 класса.
150