Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6371

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ботникам в основном в негативном контексте: недостатки, трудно-
сти, неудачи в стране, как плод деятельности, прежде всего, политиче-
ских руководителей, списываются на неправильную деятельность
гражданских служащих. Но политические руководители не имеют
классных чинов. Они имеют только государственные должности.
И эта путаница в значительной степени снижает социальный авто-
ритет гражданских служащих, всего государственного управления
в целом.

Контрольные вопросы

1. Что такое должность? Какова специфика должности гражданской

службы?

2. Каковы основные должности гражданской службы?
3. В чем особенности категорий должностей гражданской службы?
4. Какие группы должностей гражданской службы вы знаете?
5. Какую роль играют оптимальные пропорции численности катего-

рий и групп в государственных аппаратах?

6. Каковы квалификационные требования к должностям граждан-

ской службы?

7. Для чего нужны реестры гражданских служащих?
8. Какие классные чины присваиваются гражданским служащим?

Каково их соотношение с воинскими и правоохранительными зва-
ниями?

9. В чем характерные недостатки представителей нанимателя в ра-

боте с кадрами?

Рекомендуемая литература

О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-

ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ

Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314.

О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской

службы (государственной службы иных видов) или стажу работы
по специальности для федеральных государственных гражданских
служащих. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131.

О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной граж-

данской службы Российской Федерации федеральным государ-
ственным гражданским служащим. Указ Президента РФ от 1 фев-
раля 2005 г. № 113.

156


background image

О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574.

Граждан В.Д.

 Государственная гражданская служба: Учеб. пособие. М., 2005.

Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе-

ме государственной службы Российской Федерации» и Федеральному
закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граждан-
ской службе Российской Федерации» / под общ. ред. Г.В. Маль-
цева и И.Н. Барцица. М., 2005.

Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской

службе Российской Федерации» и законодательству о граждан-
ской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,
2005.

Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской

службе Российской Федерации» / под ред. Э.Г. Липатова, СЕ. Чанно-
ва. М., 2006.

Овсянко Д.М.

 Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-

бие. М., 2005.


background image

ГЛАВА 8

ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ,
ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРАВОВОЙ СТАТУС

Ключевые

 гражданский служащий; квалификационные требо-

понятия:

 вания к гражданским служащим; классификация

гражданских служащих; социально-правовой статус
гражданского служащего

Государственный гражданский служащий является главным дей-

ствующим лицом в сфере государственно-административного управ-
ления, той организационной единицей, которая обеспечивает испол-
нение политическими руководителями конституционных и иных
государственных полномочий. Поэтому цель настоящей темы состоит
в том, чтобы ознакомить с установленными и гарантированными го-
сударством мерами должного и возможного поведения гражданского
служащего в профессиональной деятельности.

§ 8.1. Определение понятия «гражданский служащий»

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служа-

щий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержа-
нию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще боль-
ше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров
была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь
три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, поняти-
ем «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в пре-
стижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служа-
щие зачисляли не только работников государственных учреждений
(советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работни-

ков негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских,
профсоюзных и других общественных организаций).

Вместе с тем с конца 1950-х гг., в литературе предпринима-

лось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный
служащий». В конечном счете почти все авторы приходили

158


background image

к выводу, что следует различать понятия «государственный служа-
щий» в широком и узком смысле слова. В широком смысле госу-

дарственный служащий — это профессиональный работник умствен-
ного труда любой государственной организации (управленческого
органа, армии, образования, здравоохранения и др.). В узком смыс-
ле — это профессиональный управленец органов государственной вла-
сти. В принятом в 1995 г. Федеральном законе «Об основах государ-
ственной службы Российской Федерации» понятие «государственный
служащий» приобрело достаточно определенное содержание, тожде-

ственное узкому смыслу этого слова.

В настоящее время понятие «государственный служащий» так-

же означает особую аппаратную должность в государственных орга-
нах. В Федеральном законе «О системе государственной службы

Российской Федерации» есть два определения государственного слу-

жащего: федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по
содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить:
федеральный (субъекта Федерации) государственный служащий —
это гражданин России, осуществляющий профессиональную служеб-
ную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации)
государственной службы и получающий денежное содержание за счет
средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Следователь-
но, у государственного служащего выделяются три признака: граж-
данин России, осуществляющий деятельность на должности госу-
дарственной службы, получающий денежное содержание. Аналогичное
определение имеется и в Федеральном законе «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13).

В различных статьях данных двух федеральных законов, поми-

мо трех упомянутых, перечисляются различные признаки государ-
ственного гражданского служащего. Если их обобщить, то можно пред-
ложить следующее определение:

 гражданский служащий

 —

 это

гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не стар-
ше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий професси-
ональное образование и исполняющий обязанности по государствен-
ной должности гражданской службы за денежное вознаграждение.

В данном определении перечислены шесть признаков работника,
которые делают его гражданским служащим. Основным среди них,
конечно, является исполнение обязанностей по государственной долж-
ности гражданской службы. Все остальные так или иначе обуслов-
ливаются данным признаком.

Таким образом, гражданский служащий занимает аппаратную

(административную) должность только в органе государственной

159


background image

власти. В соответствии с федеральными законами не является граж-

данской службой деятельность политических руководителей — Прези-
дента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства

РФ, министров, президентов и председателей правительств нацио-

нальных республик, губернаторов и председателей правительств рус-
ских областей и краев, судей всех уровней и иных лиц, занимающих
государственные должности и являющихся представителями государ-
ственного нанимателя, а также деятельность служащих государствен-
ных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.).

Можно ли гражданских служащих как-либо классифицировать,

т.е. разбить на основные группы (типы) по определенным призна-
кам? Эта задача пока не имеет устоявшегося решения. На основе
современных знаний по данному вопросу можно предложить следу-
ющие основания для классификации (рис. 5).

Рис.

 5. Классификация гражданских служащих

Деление государственных служащих по уровням государствен-

ного управления — наиболее старый принцип. По большей части он
возник вместе с возникновением государственной службы. В России
использовался в дооктябрьский период и в советское время. Исполь-
зуется он и сейчас. Российская Федерация имеет два уровня управ-

ления — федеральный и региональный (субъектов Федерации). Со-
ответственно два уровня имеет и государственная служба.

С середины XIX в. особую важность приобрели структуры, свя-

занные с делением государственной власти на три ветви (законода-
тельную, исполнительную и судебную). В России в дооктябрьский

160