Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6371
Скачиваний: 32
ботникам в основном в негативном контексте: недостатки, трудно-
сти, неудачи в стране, как плод деятельности, прежде всего, политиче-
ских руководителей, списываются на неправильную деятельность
гражданских служащих. Но политические руководители не имеют
классных чинов. Они имеют только государственные должности.
И эта путаница в значительной степени снижает социальный авто-
ритет гражданских служащих, всего государственного управления
в целом.
Контрольные вопросы
1. Что такое должность? Какова специфика должности гражданской
службы?
2. Каковы основные должности гражданской службы?
3. В чем особенности категорий должностей гражданской службы?
4. Какие группы должностей гражданской службы вы знаете?
5. Какую роль играют оптимальные пропорции численности катего-
рий и групп в государственных аппаратах?
6. Каковы квалификационные требования к должностям граждан-
ской службы?
7. Для чего нужны реестры гражданских служащих?
8. Какие классные чины присваиваются гражданским служащим?
Каково их соотношение с воинскими и правоохранительными зва-
ниями?
9. В чем характерные недостатки представителей нанимателя в ра-
боте с кадрами?
Рекомендуемая литература
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ
Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314.
О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской
службы (государственной службы иных видов) или стажу работы
по специальности для федеральных государственных гражданских
служащих. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131.
О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной граж-
данской службы Российской Федерации федеральным государ-
ственным гражданским служащим. Указ Президента РФ от 1 фев-
раля 2005 г. № 113.
156
О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: Учеб. пособие. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе-
ме государственной службы Российской Федерации» и Федеральному
закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граждан-
ской службе Российской Федерации» / под общ. ред. Г.В. Маль-
цева и И.Н. Барцица. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» и законодательству о граждан-
ской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,
2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» / под ред. Э.Г. Липатова, СЕ. Чанно-
ва. М., 2006.
Овсянко Д.М.
Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-
бие. М., 2005.
ГЛАВА 8
ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ,
ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРАВОВОЙ СТАТУС
Ключевые
гражданский служащий; квалификационные требо-
понятия:
вания к гражданским служащим; классификация
гражданских служащих; социально-правовой статус
гражданского служащего
Государственный гражданский служащий является главным дей-
ствующим лицом в сфере государственно-административного управ-
ления, той организационной единицей, которая обеспечивает испол-
нение политическими руководителями конституционных и иных
государственных полномочий. Поэтому цель настоящей темы состоит
в том, чтобы ознакомить с установленными и гарантированными го-
сударством мерами должного и возможного поведения гражданского
служащего в профессиональной деятельности.
§ 8.1. Определение понятия «гражданский служащий»
Долгое время понятия «служащий» и «государственный служа-
щий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержа-
нию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще боль-
ше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров
была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь
три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, поняти-
ем «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в пре-
стижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служа-
щие зачисляли не только работников государственных учреждений
(советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работни-
ков негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских,
профсоюзных и других общественных организаций).
Вместе с тем с конца 1950-х гг., в литературе предпринима-
лось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный
служащий». В конечном счете почти все авторы приходили
158
к выводу, что следует различать понятия «государственный служа-
щий» в широком и узком смысле слова. В широком смысле госу-
дарственный служащий — это профессиональный работник умствен-
ного труда любой государственной организации (управленческого
органа, армии, образования, здравоохранения и др.). В узком смыс-
ле — это профессиональный управленец органов государственной вла-
сти. В принятом в 1995 г. Федеральном законе «Об основах государ-
ственной службы Российской Федерации» понятие «государственный
служащий» приобрело достаточно определенное содержание, тожде-
ственное узкому смыслу этого слова.
В настоящее время понятие «государственный служащий» так-
же означает особую аппаратную должность в государственных орга-
нах. В Федеральном законе «О системе государственной службы
Российской Федерации» есть два определения государственного слу-
жащего: федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по
содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить:
федеральный (субъекта Федерации) государственный служащий —
это гражданин России, осуществляющий профессиональную служеб-
ную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации)
государственной службы и получающий денежное содержание за счет
средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Следователь-
но, у государственного служащего выделяются три признака: граж-
данин России, осуществляющий деятельность на должности госу-
дарственной службы, получающий денежное содержание. Аналогичное
определение имеется и в Федеральном законе «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13).
В различных статьях данных двух федеральных законов, поми-
мо трех упомянутых, перечисляются различные признаки государ-
ственного гражданского служащего. Если их обобщить, то можно пред-
ложить следующее определение:
гражданский служащий
—
это
гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не стар-
ше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий професси-
ональное образование и исполняющий обязанности по государствен-
ной должности гражданской службы за денежное вознаграждение.
В данном определении перечислены шесть признаков работника,
которые делают его гражданским служащим. Основным среди них,
конечно, является исполнение обязанностей по государственной долж-
ности гражданской службы. Все остальные так или иначе обуслов-
ливаются данным признаком.
Таким образом, гражданский служащий занимает аппаратную
(административную) должность только в органе государственной
159
власти. В соответствии с федеральными законами не является граж-
данской службой деятельность политических руководителей — Прези-
дента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства
РФ, министров, президентов и председателей правительств нацио-
нальных республик, губернаторов и председателей правительств рус-
ских областей и краев, судей всех уровней и иных лиц, занимающих
государственные должности и являющихся представителями государ-
ственного нанимателя, а также деятельность служащих государствен-
ных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.).
Можно ли гражданских служащих как-либо классифицировать,
т.е. разбить на основные группы (типы) по определенным призна-
кам? Эта задача пока не имеет устоявшегося решения. На основе
современных знаний по данному вопросу можно предложить следу-
ющие основания для классификации (рис. 5).
Рис.
5. Классификация гражданских служащих
Деление государственных служащих по уровням государствен-
ного управления — наиболее старый принцип. По большей части он
возник вместе с возникновением государственной службы. В России
использовался в дооктябрьский период и в советское время. Исполь-
зуется он и сейчас. Российская Федерация имеет два уровня управ-
ления — федеральный и региональный (субъектов Федерации). Со-
ответственно два уровня имеет и государственная служба.
С середины XIX в. особую важность приобрели структуры, свя-
занные с делением государственной власти на три ветви (законода-
тельную, исполнительную и судебную). В России в дооктябрьский
160