Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6374
Скачиваний: 32
период деление власти на три ветви признавалось. Однако после
Октября 1917 г. при утверждении советской власти деление было
осуществлено лишь на две ветви — законодательно-исполнительную
и судебную. После принятия Конституции Российской Федерации
в 1993 г. опять было восстановлено тройственное деление, произо-
шло отделение законодательной власти от исполнительной.
В настоящее время деление государственной власти на три вет-
ви проводится достаточно последовательно, хотя и не без перекосов
по линии доминирования исполнительной власти. Во всех ветвях
государственной власти государственная служба (административная
власть) является неотъемлемой частью властных отношений.
Помимо уровней и ветвей власти гражданские служащие еще
структурируются по различным внутриорганизационным формам.
Например, работающие в министерстве, службе, агентстве; в струк-
туре департамента, управления, отдела.
§ 8.2. Социально-правовой статус
гражданского служащего
Все, что связано с компетенцией гражданских служащих, обыч-
но регламентировано в социальных (этических, организационных, тех-
нологических и др.) и правовых нормах, которые составляют соци-
ально-правовой статус гражданского служащего. Он возникает на
основе соответствующего законодательства в связи с замещением
должности гражданского служащего. Именно определенная должность
является базой для характеристики социально-правового положения
гражданского служащего. По своей сути
социально-правовой статус
гражданского служащего — это установленные и гарантированные
государством и обществом меры должного и возможного поведения
работника в области государственно-служебных отношений.
С изме-
нением государственно-служебных отношений изменяется и соци-
ально-правовой статус гражданского служащего (например, повыше-
ние, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).
Основу социально-правового статуса гражданского служащего
составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые
определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требова-
ния, ответственность, социальную защищенность (экономическое обес-
печение) и гарантии.
Именно они предопределяют основное содер-
жание государственно-служебных отношений, в которых участвует
данный работник (рис. 6).
6 Государственная гражданская служба
161
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ
Права
Ограничения
Обязанности
Запреты
Ответственность
Требования
Гарантии
Экономическое
обеспечение
Рис.
6. Социально-правовой статус гражданского служащего
Следует подчеркнуть, что статусные нормы устанавливаются
обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для
должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач
и функций государственного органа. Эти статусные нормы диффе-
ренцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, част-
ные). В свою очередь особенные статусные нормы также делятся на
две части: основные и неосновные (дополнительные).
Общими статусными нормами называются те, которые свойствен-
ны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, катего-
рии и группы их должностей. Особенными — те, которые устанавли-
ваются в зависимости от этих структур. При этом особенные —
основные статусные нормы определяются исходя из типовых квали-
фикационных характеристик, а особенные — неосновные — под вли-
янием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимо-
действий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно
закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской
службе Российской Федерации».
Каковы основные
права
гражданских служащих? В названном
законе перечисляются 18 таких прав. Их характеристика дается в гл. 3,
ст. 14. В соответствии с ними каждый гражданский служащий имеет
право:
1) на обеспечение надлежащих организационно-технические ус-
ловий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными доку-
ментами, определяющими его права и обязанности по замещаемой
должности гражданской службы, критериями оценки эффективно-
сти исполнения должностных обязанностей, показателями результа-
тивности профессиональной служебной деятельности и условиями
должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продол-
жительности служебного времени, предоставлением выходных дней
162
и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых
основного и дополнительных отпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим
федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ
и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и матери-
алов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а так-
же на внесение предложений о совершенствовании деятельности го-
сударственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим
государственную тайну, если исполнение должностных обязанно-
стей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением долж-
ностных обязанностей в государственные органы, органы местного
самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности
и другими документами до внесения их в его личное дело, материа-
лами личного дела, а также на приобщение к личному делу его пись-
менных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалифика-
ции и стажировку в порядке, установленном настоящим федераль-
ным законом и другими федеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответ-
ствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными
законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской
службе, включая обжалование в суд при их нарушении;
16) медицинское страхование в соответствии с настоящим зако-
ном и законом о медицинском страховании государственных служа-
щих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни
и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имуще-
ства;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии
с федеральным законом.
Особенные — основные права гражданского служащего также
обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их чис-
163
лу относятся, например, право на принятие вторичных нормативных
актов, распоряжения имуществом, дисциплинарной практикой в от-
ношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельно-
сти готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особен-
ных — дополнительных прав могут быть право технического контроля
за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники бе-
зопасности в помещении, использования различной оргтехники,
компьютеров и т.д.
Не меньшую значимость в социально-правовом статусе граждан-
ского служащего занимают его служебные
обязанности.
В Федераль-
ном законе в гл. 3, ст. 15 указывается 12 пунктов, устанавливающих
основные обязанности гражданских служащих. Согласно им каждый
гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федераль-
ные конституционные законы, федеральные законы, иные норматив-
ные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы),
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с долж-
ностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, дан-
ные в пределах их полномочий, установленных законодательством
Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей пра-
ва и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для над-
лежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную
и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения,
ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обя-
занностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здо-
ровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предостав-
ленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные фе-
деральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также
сведения о полученных доходах и подлежащем ему на праве соб-
ственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об
обязательствах имущественного характера;
164
10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении
гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ
или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требо-
вания к служебному поведению, не нарушать запреты, которые уста-
новлены настоящим федеральным законом и другими федеральны-
ми законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересо-
ванности при исполнении должностных обязанностей, которая мо-
жет привести к конфликту интересов, и принимать меры по предот-
вращению такого конфликта.
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему непра-
вомерное поручение. В случае его исполнения гражданский служа-
щий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную,
гражданско-правовую, административную или уголовную ответствен-
ность.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской
службы категории «руководители» высшей группы должностей граж-
данской службы, в целях исключения конфликта интересов в госу-
дарственном органе не может представлять интересы гражданских
служащих в выборном профсоюзном органе данного государствен-
ного органа в период замещения им указанной должности.
Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопи-
ческой регистрации в случаях и порядке, установленных федераль-
ным законом.
Помимо них на каждого гражданского служащего, в зависимо-
сти от специфики занимаемой должности, возлагается какое-то ко-
личество особенных (основных и дополнительных) обязанностей.
Обычно именно основные специфические обязанности и составляют
сущность профессиональной деятельности гражданского служащего
по обеспечению и реализации полномочий какого-либо государствен-
ного органа. По качеству исполнения данных обязанностей, как пра-
вило, оцениваются профессионализм и компетентность гражданско-
го служащего.
Уже отмечалось, что наличие прав и обязанностей с необходи-
мостью обусловливает установление различных общих и особенных
ограничений
в профессиональной деятельности гражданского служа-
щего. По федеральному закону их 9. Эти ограничения подкрепляют-
ся
запретами,
которых 15, и
требованиями
к служебному поведению
гражданского служащего (их 14), что отражено в гл. 3, ст. 16—18.
165