Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6374

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

период деление власти на три ветви признавалось. Однако после
Октября 1917 г. при утверждении советской власти деление было
осуществлено лишь на две ветви — законодательно-исполнительную
и судебную. После принятия Конституции Российской Федерации
в 1993 г. опять было восстановлено тройственное деление, произо-
шло отделение законодательной власти от исполнительной.

В настоящее время деление государственной власти на три вет-

ви проводится достаточно последовательно, хотя и не без перекосов
по линии доминирования исполнительной власти. Во всех ветвях
государственной власти государственная служба (административная
власть) является неотъемлемой частью властных отношений.

Помимо уровней и ветвей власти гражданские служащие еще

структурируются по различным внутриорганизационным формам.
Например, работающие в министерстве, службе, агентстве; в струк-
туре департамента, управления, отдела.

§ 8.2. Социально-правовой статус

гражданского служащего

Все, что связано с компетенцией гражданских служащих, обыч-

но регламентировано в социальных (этических, организационных, тех-
нологических и др.) и правовых нормах, которые составляют соци-
ально-правовой статус гражданского служащего. Он возникает на
основе соответствующего законодательства в связи с замещением
должности гражданского служащего. Именно определенная должность
является базой для характеристики социально-правового положения
гражданского служащего. По своей сути

 социально-правовой статус

гражданского служащего — это установленные и гарантированные
государством и обществом меры должного и возможного поведения

работника в области государственно-служебных отношений.

 С изме-

нением государственно-служебных отношений изменяется и соци-
ально-правовой статус гражданского служащего (например, повыше-
ние, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового статуса гражданского служащего

составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые
определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требова-
ния, ответственность, социальную защищенность (экономическое обес-
печение) и гарантии.

 Именно они предопределяют основное содер-

жание государственно-служебных отношений, в которых участвует
данный работник (рис. 6).

6 Государственная гражданская служба

161


background image

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Права

Ограничения

Обязанности

Запреты

Ответственность

Требования

Гарантии

Экономическое

обеспечение

Рис.

 6. Социально-правовой статус гражданского служащего

Следует подчеркнуть, что статусные нормы устанавливаются

обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для

должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач

и функций государственного органа. Эти статусные нормы диффе-
ренцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, част-
ные). В свою очередь особенные статусные нормы также делятся на

две части: основные и неосновные (дополнительные).

Общими статусными нормами называются те, которые свойствен-

ны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, катего-
рии и группы их должностей. Особенными — те, которые устанавли-
ваются в зависимости от этих структур. При этом особенные —
основные статусные нормы определяются исходя из типовых квали-
фикационных характеристик, а особенные — неосновные — под вли-
янием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимо-
действий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно
закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской
службе Российской Федерации».

Каковы основные

 права

 гражданских служащих? В названном

законе перечисляются 18 таких прав. Их характеристика дается в гл. 3,

ст. 14. В соответствии с ними каждый гражданский служащий имеет
право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технические ус-

ловий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными доку-

ментами, определяющими его права и обязанности по замещаемой

должности гражданской службы, критериями оценки эффективно-
сти исполнения должностных обязанностей, показателями результа-
тивности профессиональной служебной деятельности и условиями
должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продол-

жительности служебного времени, предоставлением выходных дней

162


background image

и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых
основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим

федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ
и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и матери-

алов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а так-
же на внесение предложений о совершенствовании деятельности го-
сударственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим

государственную тайну, если исполнение должностных обязанно-
стей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением долж-

ностных обязанностей в государственные органы, органы местного
самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности

и другими документами до внесения их в его личное дело, материа-

лами личного дела, а также на приобщение к личному делу его пись-
менных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалифика-

ции и стажировку в порядке, установленном настоящим федераль-
ным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответ-

ствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными
законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской

службе, включая обжалование в суд при их нарушении;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим зако-

ном и законом о медицинском страховании государственных служа-
щих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни

и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имуще-
ства;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии

с федеральным законом.

Особенные — основные права гражданского служащего также

обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их чис-

163


background image

лу относятся, например, право на принятие вторичных нормативных
актов, распоряжения имуществом, дисциплинарной практикой в от-
ношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельно-

сти готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особен-
ных — дополнительных прав могут быть право технического контроля
за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники бе-
зопасности в помещении, использования различной оргтехники,
компьютеров и т.д.

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе граждан-

ского служащего занимают его служебные

 обязанности.

 В Федераль-

ном законе в гл. 3, ст. 15 указывается 12 пунктов, устанавливающих
основные обязанности гражданских служащих. Согласно им каждый
гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федераль-

ные конституционные законы, федеральные законы, иные норматив-
ные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы),
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с долж-

ностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, дан-

ные в пределах их полномочий, установленных законодательством
Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей пра-

ва и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для над-

лежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную

и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения,
ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обя-
занностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здо-
ровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предостав-

ленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные фе-

деральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также
сведения о полученных доходах и подлежащем ему на праве соб-
ственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об
обязательствах имущественного характера;

164


background image

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении

гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ
или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требо-

вания к служебному поведению, не нарушать запреты, которые уста-
новлены настоящим федеральным законом и другими федеральны-
ми законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересо-

ванности при исполнении должностных обязанностей, которая мо-
жет привести к конфликту интересов, и принимать меры по предот-
вращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему непра-

вомерное поручение. В случае его исполнения гражданский служа-
щий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную,
гражданско-правовую, административную или уголовную ответствен-
ность.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской

службы категории «руководители» высшей группы должностей граж-
данской службы, в целях исключения конфликта интересов в госу-
дарственном органе не может представлять интересы гражданских
служащих в выборном профсоюзном органе данного государствен-
ного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопи-

ческой регистрации в случаях и порядке, установленных федераль-
ным законом.

Помимо них на каждого гражданского служащего, в зависимо-

сти от специфики занимаемой должности, возлагается какое-то ко-
личество особенных (основных и дополнительных) обязанностей.

Обычно именно основные специфические обязанности и составляют

сущность профессиональной деятельности гражданского служащего
по обеспечению и реализации полномочий какого-либо государствен-
ного органа. По качеству исполнения данных обязанностей, как пра-
вило, оцениваются профессионализм и компетентность гражданско-
го служащего.

Уже отмечалось, что наличие прав и обязанностей с необходи-

мостью обусловливает установление различных общих и особенных

ограничений

 в профессиональной деятельности гражданского служа-

щего. По федеральному закону их 9. Эти ограничения подкрепляют-
ся

 запретами,

 которых 15, и

 требованиями

 к служебному поведению

гражданского служащего (их 14), что отражено в гл. 3, ст. 16—18.

165