Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6378
Скачиваний: 32
дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ граждан-
ского служащего от дачи объяснения в письменной форме не явля-
ется препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служеб-
ная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тя-
жесть совершенного гражданским служащим должностного проступка,
степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисципли-
нарный проступок, предшествующие результаты исполнения граж-
данским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после
обнаружения должностного проступка, но не позднее одного месяца
со дня его обнаружения. Оно не может быть применено позднее шести
месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по ре-
зультатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или ауди-
торской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисципли-
нарного проступка.
Копия акта (указа, постановления, распоряжения, приказа)
о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыска-
ния с указанием оснований его применения вручается гражданскому
служащему под расписку в течение пяти календарных дней со дня
издания акта. Он вправе обжаловать это взыскание в письменной
форме в комиссии по служебным спорам государственного органа
или в суде.
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыс-
кания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинар-
ному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыс-
кания. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное
взыскание до истечения одного года со дня применения дисципли-
нарного взыскания по собственной инициативе, по письменному
заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непо-
средственного руководителя.
Дисциплинарная ответственность гражданских служащих имеет
двоякий характер. Она устанавливается, во-первых, на общих осно-
ваниях с другими гражданами (например, равенство всех перед зако-
ном, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонару-
шениях и т.д.), а во-вторых, с учетом специфики профессиональной
деятельности (например, этот вид юридической ответственности
в армии регулирует Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, в орга-
нах охраны общественного порядка — Положение о прохождении
государственной службы в органах внутренних дел и т.п.).
171
В настоящее время становление новой российской государствен-
ности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дис-
циплины и безответственности должностных лиц и работников фе-
деральных и региональных органов исполнительной власти. Чаще
всего это проявляется в нарушении порядка и сроков исполнения
федеральных законов, указов президента, решений судов; установле-
нии не предусмотренных федеральными законами и указами прези-
дента процедур для реализации прав граждан; выполнении норм
и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания.
Неисполнение государственных нормативных актов не только диск-
редитирует государственную власть, создает условия для коррупции
и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подры-
вает основы конституционного строя России.
Другим видом юридической ответственности гражданского слу-
жащего является
административная ответственность,
которую он
несет по общим правилам наравне с остальными гражданами Рос-
сии, как это предусмотрено Кодексом об административных право-
нарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.
Административная ответственность является комплексом админист-
ративных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за адми-
нистративные правонарушения соответствующими органами и долж-
ностными лицами.
Каковы особенности административной ответственности? Чем
она отличается от дисциплинарной ответственности?
1. Административную ответственность могут устанавливать не
только органы законодательной власти, но в пределах своей компе-
тенции государственные органы всех ветвей власти.
2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется
в порядке служебной подчиненности, то наложение административ-
ных наказаний производится должностными лицами исполнитель-
ной власти, назначаемых Президентом РФ, и в некоторых случаях
судами (судьями).
3. Административная ответственность по сравнению с дисцип-
линарной в большей мере заформализована, она наступает, как пра-
вило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные
последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого фак-
та нарушения).
4. В отличие от дисциплинарной, административная ответствен-
ность распространяется не только на граждан и должностных лиц,
но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случа-
ях экологических правонарушений).
172
5. Административная ответственность отличается от дисципли-
нарной и мерами воздействия. Все меры административного при-
нуждения обычно делятся на три группы: административно-предупре-
дительные; меры административного пресечения; административные
взыскания.
Таким образом, административная ответственность занимает про-
межуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответ-
ственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как
правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения
по своему характеру не влекут уголовной ответственности.
Кодекс об административных правонарушениях подробно регули-
рует исполнение постановлений о наложении административных взыс-
каний. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав граждан-
ских служащих, привлекаемых к административной ответственности.
Третьим видом ответственности гражданского служащего явля-
ется материальная ответственность. Она наступает за служебный про-
ступок, в результате которого наносится материальный ущерб госу-
дарству, предприятию, организации, учреждению. Материальная
ответственность выражается в возмещении гражданским служащим
причиненного им имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба
не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания,
а применяется наряду с ним. Материальная ответственность граж-
данского служащего наступает либо в административном порядке,
либо по суду.
К
уголовной ответственности
гражданские служащие привлека-
ются на общих со всеми гражданами основаниях.
§ 8.4. Экономическое обеспечение и гарантии
гражданского служащего
Права и обязанности гражданского служащего только тогда имеют
социальный смысл и значимость, если они обеспечены
экономиче-
скими
и
правовыми гарантиями.
В Федеральном законе «О государ-
ственной гражданской службе Российской Федерации» сделана по-
пытка сформулировать и должным образом зафиксировать данные
гарантии в гл. 10 и И.
Согласно ст. 50 оплата труда гражданского служащего произво-
дится в виде денежного содержания, являющегося основным сред-
ством его материального обеспечения и стимулирования професси-
ональной служебной деятельности по замещаемой должности
гражданской службы.
173
Денежное содержание
гражданского служащего состоит из ме-
сячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещае-
мой должностью гражданской службы и месячного оклада граждан-
ского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином
гражданской службы, которые составляют оклад месячного денеж-
ного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных
и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федераль-
ных государственных гражданских служащих устанавливаются ука-
зом Президента РФ по представлению Правительства РФ. По от-
дельным должностям гражданской службы указом Президента РФ
может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежно-
го вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за
классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за
выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской
службы, за работу со сведениями, составляющими государственную
тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин граж-
данских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии
с нормативным правовым актом субъекта РФ.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу
лет на гражданской службе в размерах от 10 до 30% за стаж от 5
до 15 лет;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые ус-
ловия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу
за работу со сведениями, составляющими государственную тайну,
в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской
Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий,
порядок выплаты которых определяется представителем нанимате-
ля с учетом обеспечения задач и функций государственного органа,
исполнения должностного регламента (максимальный размер не ог-
раничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при представлении ежегодного оп-
лачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет
средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого
федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федераль-
174
ным государственным органам дифференцировано указами Прези-
дента РФ.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия граж-
данской службы определяется представителем нанимателя. Порядок
выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда
гражданских служащих определяется соответствующим положени-
ем, утверждаемым представителем нанимателя.
В случаях, установленных законодательством Российской Фе-
дерации, к денежному содержанию гражданского служащего уста-
навливается районный коэффициент.
Размеры окладов денежного содержания по должностям феде-
ральной и субъектов Федерации гражданской службы ежегодно уве-
личиваются (индексируются) в соответствии с федеральным и субъек-
тов Федерации бюджетом на соответствующий год с учетом уровня
инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индек-
сации) размеров окладов денежного содержания по должностям фе-
деральной гражданской службы принимается Президентом Россий-
ской Федерации по представлению Правительства Российской
Федерации, а по должностям гражданской службы субъекта Россий-
ской Федерации производится в соответствии с законодательством
субъекта Российской Федерации.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности
гражданской службы в государственном органе, находящимся за пре-
делами территории Российской Федерации, денежное содержание
выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и разме-
рах, установленных Президентом РФ и Правительством РФ.
По отдельным должностям гражданской службы может устанав-
ливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при
котором оплата труда производится в зависимости от показателей
эффективности и результативности профессиональной служебной
деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К граж-
данским служащим, оплата труда которых производится в указан-
ном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, уста-
новленные иными частями настоящей статьи.
В статье 51 дается описание фонда оплаты труда гражданских слу-
жащих и работников государственного органа. При формировании
фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх сум-
мы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, пре-
дусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклад за классный чин — в размере четырех должностных
окладов;
175