Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6382
Скачиваний: 32
• Дисциплинарная ответственность — это применение мер дис-
циплинарного воздействия к гражданским служащим в порядке слу-
жебного подчинения за виновные нарушения правил гражданской
службы. Представитель нанимателя имеет право применить следу-
ющие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) пре-
дупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобожде-
ние от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение
с гражданской службы. За каждый дисциплинарный проступок мо-
жет быть применено только одно дисциплинарное наказание.
• Административная ответственность является комплексом ад-
министративных взысканий, налагаемых на гражданских служащих
за административные правонарушения соответствующими органами
и должностными лицами, как это предусмотрено Кодексом об адми-
нистративных правонарушениях (КоАП).
• Материальная ответственность наступает за служебный про-
ступок, в результате которого наносится материальный ущерб госу-
дарству, предприятию, организации, учреждению. Она выражается
в возмещении гражданским служащим причиненного им имуществен-
ного ущерба.
• К уголовной ответственности гражданские служащие при-
влекаются на общих со всеми гражданами основаниях.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «гражданский служащий». Какой
признак, по вашему мнению, является основным при характери-
стике гражданского служащего?
2. Какие классификации гражданских служащих вы можете предло-
жить?
3. В чем вы видите различие между гражданскими служащими, во-
еннослужащими и правоохранительными служащими?
4. Что такое правовой статус гражданского служащего? Какие груп-
пы государственно-служебных норм составляют его основу?
5. В чем выражается "ответственность гражданского служащего
и каковы ее виды?
Рекомендуемая литература
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
181
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Об утверждении Положения о персональных данных государственного граж-
данского служащего Российской Федерации и ведении его лич-
ного дела. Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609.
Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становле-
ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе-
ме государственной службы Российской Федерации» и Федераль-
ному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред.
Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» и законодательству о граждан-
ской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,
2005.
Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской служ-
бе Российской Федерации» / под ред. Э.Г Липатова, СЕ.
Чаянова.
М.,
2006.
Овсянко Д.М.
Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-
бие. М, 2005.
ГЛАВА 9
УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ
Ключевые
административная триада (министерства, службы,
понятия:
агентства); новый порядок выборов региональных
высших должностных лиц; новации построения вла-
стной вертикали в системе гражданской службы;
электронное правительство
Государственная (гражданская) служба страны реформируется
уже 12 лет. Характерной особенностью этого процесса было то, что
за все это время, вопреки общепринятой практике, для данной от-
расли деятельности не предусматривалось реально никакого органа
управления. Все попытки предложить что-либо по этому вопросу
были проигнорированы. Создавалась государственная, а теперь граж-
данская служба, которая целиком вверялась политическим руково-
дителям государственных органов. Опыт показал, что из такого кон-
струирования ничего путного не получается. Однако проблема
управления гражданской службой и поныне находится лишь на на-
чальной стадии решения. Тоталитарное мышление по-прежнему дер-
жит в плену наших политических руководителей и особенно депута-
тов Государственной Думы, а также представителей регионов Совета
Федерации. В 2003 г. Федеральное Собрание приняло рамочный закон
«О системе государственной службы Российской Федерации», но «си-
стема» без органа управления не может называться системой.
§ 9.1. Механизмы взаимодействия федеральной
и региональной гражданских служб
Начиная с 1993 г. в России проводится административная ре-
форма. В связи с этим Федеральное Собрание приняло ряд законов,
достраивающих и нормализующих властную вертикаль.
Помощь законодателям в работе над проблемами государствен-
ной службы оказывает Президент РФ В. В. Путин, который принял
ряд указов, нормализующих деятельность, прежде всего, федераль-
183
ных органов власти. В частности, им был принят Указ от 9 марта
2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнитель-
ной власти». Но под «системой» здесь также понимается деление
государственной службы на три вида, а об органах управления граждан-
ской службой и всей государственной службой ничего не сказано.
Предполагается, что на основе этого указа должно быть покончено
с раздробленностью и несобранностью федерального уровня управ-
ления. Это первая с советских времен
административная реформа.
Она предусматривает некоторое сокращение аппарата, но не это
в ней главное.
Ее целью является новая структура выстраивания функций и ме-
ханизмов федерального государственного управления.
В прошлом вла-
стные отношения на федеральном уровне позволяли создавать
«те-
невое правительство»,
в качестве которого выступал чиновничий
аппарат. Обычно министерство подготавливало проект решения. По-
том этот проект «закидывали» вице-премьеру (их было пять, а иногда
и шесть). Вице-премьер пересылал его в аппарат правительства. В ре-
зультате министр не нес ответственности за свое решение, ссылаясь
на аппарат правительства. Аппарат кивал на вице-премьера, а тот
кивал на федеральное министерство. В конечном счете, согласова-
ние по кругу занимало иногда до 18 месяцев, т.е. полтора года!
Согласно данному указу
основными органами исполнительной вла-
сти на федеральном уровне будут министерства, осуществляющие
функции по принятию подзаконных нормативных правовых актов. Им
подчинены службы и агентства. В каждом министерстве службы осуще-
ствляют функции по контролю и надзору, а агентства
—
оказанию
государственных услуг в данной сфере деятельности.
Эта тройствен-
ная схема органов исполнительной власти, судя по всему, действи-
тельно сможет избежать тех недостатков и ошибок, которые были
свойственны им до настоящего времени. И главное, она нацелена на
необходимое оживление гражданской службы, придания ей действенно-
сти за счет наделения властными полномочиями. Гражданские служа-
щие, в особенности в агентствах и службах, в значительной мере начнут
активно влиять на управленческую политику, принятие вторичных
государственных решений станет для них повседневной практикой.
Очевидно, что и в субъектах Федерации будут приняты анало-
гичные правовые нормы по реформированию государственного ап-
парата.
Уже говорилось о том, что в июле 2004 г. был принят Федераль-
ный закон «О государственной гражданской службе Российской Феде-
рации», который реально решил множество вопросов аппаратной дея-
184
тельности. Но он очень неконкретно говорит об органе (или органах)
по управлению государственной гражданской службой. Опять-таки,
для реализации этого закона необходимо принятие еще 28 подзакон-
ных актов, над которыми в последнее время идет работа в Администра-
ции Президента РФ и в аппарате Правительства. В настоящее время
большая из них часть уже принята. В результате предусматривается
комплекс мер по усилению открытости государственных органов,
доступности для общества информации о функционировании граж-
данской службы, более активного использования Интернет-техноло-
гий, информационных ресурсов. Но главного — а именно реального
конструирования органов управления гражданской службой — в этих
документах нет.
В анализируемом федеральном законе уже сделана попытка дать
рамочную идею об этих органах.
Так, в п. 5 ст. 19, посвященном
урегулированию конфликта интересов на гражданской службе, ска-
зано о «федеральном государственном органе по управлению госу-
дарственной службой и государственном органе субъекта Россий-
ской Федерации по управлению государственной службой». Эта идея
повторяется во многих других статьях. Однако данное положение
пока никак не подкрепляется правовыми нормами. Во-первых, при
каких федеральных и региональных структурах следует создать эти
органы — при Правительстве или при Президенте? И, во-вторых,
как будут взаимодействовать федеральная и региональные государ-
ственные службы? Какие механизмы смогут регулировать эти взаи-
модействия?
Обычно органы по управлению государственной гражданской
службой создаются при главах исполнительной власти. В россий-
ском варианте они могут создаваться при Президенте РФ, губерна-
торах, президентах республик. Именно данные органы могут в долж-
ной мере обеспечить деятельность такой специфической структуры
как административная власть.
Что касается механизмов взаимодействия федеральной и регио-
нальных государственных (гражданских) служб, то в значительной
мере они были решены в тех предложениях, которые были внесены
Президентом РФ в федеральные законы в конце 2004 г. Формирова-
ние высшей исполнительной власти в регионах теперь построен по
принципам, практически идентичным принципам образования пра-
вительства РФ. Данный порядок образования исполнительной вла-
сти базируется на общих положениях Конституции России.
И в целом, взаимодействие федеральных и региональных орга-
нов должны будут осуществляться на принципах двойного подчине-
185