Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6384
Скачиваний: 32
ния: первые руководители исполнительных органов субъектов Фе-
дерации теперь напрямую подчиняются федеральному президенту,
а также подотчетны региональным законодательным органам. В свою
очередь, региональные отраслевые органы непосредственно подчи-
нены главам региональных исполнительных органов, а также теперь
федеральным отраслевым министерствам, службам и агентствам.
Согласно этим механизмам следует также законодательно руковод-
ство предполагаемых региональных гражданских служб соподчинить
руководству предполагаемой федеральной гражданской службы.
Для построения такой вертикали, помимо указанного соподчине-
ния, вероятно, следует ввести в федеральных и региональных органах
исполнительной власти должности руководителей органов исполни-
тельной власти по вопросам гражданской службы с подчиненными
им структурными подразделениями. Основной их обязанностью долж-
но быть обучение, подбор, расстановка и воспитание кадров граж-
данских служащих. Собственно, таким образом можно и решить вопрос
об органах управления гражданской службой.
Вероятно, аналогичные органы по управлению гражданской служ-
бой следует создать и при полномочных представителях президента
в семи федеральных округах для координации деятельности сопод-
чиненных региональных гражданских служб.
При этом рассмотренный выше принцип двойного подчинения
целесообразно адаптировать и к деятельности непосредственно госу-
дарственных органов (министерств и ведомств), для чего в каждом
из них учредить должности руководителей аппаратов. В результате
гражданский служащий должен будет подчиняться не только поли-
тическому, но и административному (аппаратному) руководителю,
что обеспечивает и двойной контроль за их деятельностью.
Уже говорилось, что в настоящее время лишь некоторые госу-
дарственные органы перешли на данный принцип двойного подчи-
нения, который на практике проявляет себя как оптимальный для
усиления надежности и устойчивости гражданской службы.
Дальше,
весьма напряженный труд гражданских служащих в прош-
лом оплачивался достаточно скудно, а сейчас все еще вознаграждает-
ся очень недостаточно
(табл. 4).
Таблица 4
Заработки по отраслям (в рублях)
Высокие зарплаты
Низкие зарплаты
Финансовая деятельность 28 094 Розничная и оптовая 7 828
торговля
186
Продолжение
Высокие зарплаты
Производство
нефтепродуктов
Добыча топливноэнергети-
ческих полезных ископаемых
Рыболовство, рыбоводство
Металлургическое
производство
Добыча полезных
ископаемых
Транспорт и связь
Электроэнергетика
Государственное управление
25
25
15
13
13
12
12
11
532
129
844
665
189
290
284
734
Низкие зарплаты
Здравоохранение,
социальные услуги
Обработка древесины
Образование
Производство кожи и обуви
Текстильное и швейное
производство
Сельское хозяйство
7
6
6
5
4
3
054
683
151
303
556
956
В результате все, что происходило на государственной службе
в последнее десятилетие XX и начала XXI вв., есть следствие именно
данного фактора: депрофессионализация государственной службы;
замена мужского контингента на женский; усиление бюрократизма
и формализма; рост коррупции и взяточничества; нарастающая смычка
государственных чиновников с криминалитетом (мафия). Стремле-
ние государства сэкономить на заработной плате государственных
служащих оборачивается колоссальными потерями. Выход из такого
положения только один — незамедлительное разовое повышение
заработной платы всем государственным служащим в 2—3 раза. Ре-
шение данной задачи представляется чрезвычайно важным и нетриви-
альным. В среднесрочной перспективе (3—5 лет) она должна по-
выситься не менее чем в 5 раз и быть достойным вознаграждением
за очень сложный и ответственный труд государственных служащих.
Очень нужна
подготовка, переподготовка и повышение квалифи-
кации
муниципальных служащих. Видимо, в федеральном государ-
ственном органе по управлению государственной службой следует
создать специальную структуру (департамент, управление), которая
бы взяла на себя данную функцию. Провести дифференциацию учеб-
ных заведений, в которых бы занимались муниципальные служащие,
работающие в селах; городах краевого, областного, республиканского
и окружного подчинения; а также в городах — субъектах Федерации.
Наконец, об
институте публичной службы,
которая должна объ-
единить все виды социальной службы: государственную службу с ее
187
тремя видами (гражданской, военной, правоохранительной), муни-
ципальную службу, а также предполагаемые службы — законодатель-
ную (представительную) и гуманитарную, объединяющую другие виды
интеллигенции (учителей, врачей, научных работников и др.)- Толь-
ко такое объединение сможет создать надежный аппарат государ-
ственно-социального управления в российском обществе.
Государственная гражданская служба
на деле оказывается об-
служивающей структурой. Она
сосредоточена обычно на выполнении
двуединой цели: с одной стороны — обеспечивает политическим руко-
водителям (представителям нанимателя) аппаратные услуги отно-
сительно информационных, организационных, технологических, доку-
ментационных, финансово-экономических, хозяйственных и др.
государственных функций; с другой
—
оказывает разнообразные ус-
луги населению (справки, выписки, регистрации, лицензирование, сер-
тификация, идентификация, маркирование и пр.).
Наряду с положительными моментами в рассматриваемом феде-
ральном законе, к сожалению, есть и определенные недостатки. Их
достаточно много, но главным среди них является вопрос о процеду-
рах зачисления гражданина на гражданскую службу. Для этого в за-
коне используются две вроде бы идентичных процедуры — акт о на-
значении и служебный контракт. Что они собою представляют?
§ 9.2. Информационные и организационные неувязки
федерального закона о гражданской службе
Принцип демократического устройства гражданской службы в но-
вом законе проведен не до конца и не вполне последовательно. В чем
это выражается? В том, что и здесь, правда, несколько в завуалиро-
ванной форме, но достаточно прозрачно проводится линия служе-
ния гражданского служащего не закону, а непосредственно вышесто-
ящему начальнику, в основном представителю нанимателя. Именно
по его усмотрению гражданин или гражданский служащий могут быть
приняты на работу, а гражданский служащий, совершивший дисцип-
линарный проступок, может быть привлечен к дисциплинарной от-
ветственности или даже уволен (ст. 57).
Анализ технологии отбора лиц на гражданскую службу показы-
вает наличие в этом процессе ряда противоречий и нестыковок, ко-
торые программируют слабую работу кадровых служб и по большей
части неуспех данного социально-правового института. Гражданская
служба, ориентированная исключительно на отдельные государствен-
ные органы и зависящая от конкретных политических руководите-
188
лей, не может продуктивно исполнять свои функции. Она будет все-
цело определяться характером, вкусами и политическими пристра-
стиями руководителей этих государственных органов. Чтобы пре-
одолеть их политический субъективизм и волюнтаризм, необходимо
отбор лиц на гражданскую службу поручить федеральному или ре-
гиональным органам по управлению государственной службой, ко-
торые будут готовить, назначать, продвигать и увольнять граждан-
ских служащих.
Естественно, эти органы по управлению федеральной и регио-
нальной гражданскими службами, опираясь на соответствующее за-
конодательство, должны защищать гражданских служащих от всевла-
стия и субъективизма политических руководителей (представителей
нанимателя). Во всяком случае, пора уже положить конец антиобще-
ственным действиям политических руководителей (губернаторов, глав
регионов, президентов республик, министров, мэров городов и др.),
которые завоевав в политической борьбе государственные должно-
сти, основной упор в своей первоначальной деятельности сосредото-
чивают на «обновлении» (чистке) аппарата. Они разгоняют граж-
данских служащих (федеральных, региональных, городских, районных
и т.д.), совершенно не считаясь ни с их интересами, ни с интересами
проживающего населения, государства в целом.
В последние годы уже стало своеобразной аксиомой, дурным
тоном (примером), что со сменой политического руководителя ме-
няется на 40—70% (а иногда и больше) административный аппа-
рат, который по недоразумению рассматривается как «команда»
прежней власти. Но аппарат — это не «команда» и его не следует
разгонять со сменой политического руководителя. «Команда» может
в зависимости от тех или иных обстоятельств меняться, а аппарат
должен быть постоянным элементом государственного органа.
Дело в том, что с точки зрения законодателя (который, видимо,
выражает волю представителей нанимателя), во взаимодействии акта
о назначении на должность гражданской службы и служебным кон-
трактом, если дело касается отдельного государственного органа, при-
оритет получает акт (приказ) о назначении на должность (ст. 26
п. 1). Его, как известно, подписывает руководитель данного государ-
ственного органа, узурпируя тем самым право распоряжаться судь-
бой гражданского служащего. Очевидно, что управленческий аппа-
рат будет и дальше все также испытывать бессилие перед своими
политическими руководителями (представителями нанимателя).
В результате подобной «традиции» государственная служба за
время своего существования не смогла должным образом конститу-
189
ироваться, создать условия для формирования устойчивого админи-
стративного аппарата, надежного кадрового потенциала. Подготов-
ленные в правительственных академиях гражданские служащие, из-
за грубого и неуважительного к себе отношения представителей
нанимателя, по большей части уходят в коммерческие и предприни-
мательские сектора экономики.
Если говорить о нормализации дел в гражданской службе, то
взаимоотношения политического руководителя (представителя на-
нимателя) со своими гражданскими служащими должны быть опо-
средованы федеральным или региональными органами но управле-
нию гражданской службой. В этом случае политический руководитель
(представитель государственного нанимателя), при отсутствии ка-
ких-либо работников в возглавляемом им государственном органе,
должен обратиться в федеральный или региональный орган но уп-
равлению гражданской службой с ходатайством о направлении соот-
ветствующего работника.
Кадровая служба федерального или регионального органа прово-
дит соответствующий конкурс претендентов на заявленную должность.
Кадровые работники должны собрать с претендентов те сведения,
которые перечислены в п. 2. ст. 26. По итогам конкурса победившего
гражданина или гражданского служащего направляют в данный госу-
дарственный орган, который заключает с ним соответствующий слу-
жебный контракт. В подобной ситуации акт о назначении на долж-
ность гражданской службы совершенно не нужен и тогда снимается
противоречивая ситуация между актом о назначении
и
служебным
контрактом. И, самое главное, политические руководители (предста-
вители нанимателя) не смогут так произвольно и подчас по варвар-
ски обращаться с подготовленными кадрами гражданских служащих.
Судя по всему, в готовящиеся должностные реестры необходимо
как можно быстрее внести поправки, с тем чтобы должности руководи-
телей гражданских служб всех федеральных органов власти были
обязательно включены в состав
работающих
на постоянной основе.
Конечно, периодически меняющиеся политические руководители
должны иметь определенную возможность менять какое-то количество
гражданских служащих, формировать свои «команды». Но это не
может
идти в ущерб основным задачам гражданской службы, стабильной
и надежной работе государства в целом. Поэтому в категорию «помощни-
ки (советники)» следует зачислять лишь тех специалистов, которые
действительно имеют «личностный» характер, напрямую зависят от
индивидуальных особенностей тех политических руководителей, де-
ятельность которых они призваны обеспечивать.
190