Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6402
Скачиваний: 32
ГЛАВА 11
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ СПОРЫ
НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Ключевые
социальный конфликт; конфликт интересов; мате-
понятия:
риальная выгода; личная выгода; предконфликтная
ситуация; индивидуальные служебные споры
Прохождение гражданской службы, естественно, связано с це-
лым рядом служебных действий и процедур, которые обычно жестко
регламентированы. Вместе с тем руководство данным процессом про-
текает с многочисленными сложностями и трудностями, которые на
определенном этапе приводят к конфликту интересов и индивиду-
альным служебным спорам. Допустимы ли они в сфере государствен-
ного управления и в какой форме? Технология конфликтогенных
ситуаций и будет предметом настоящей главы.
§ 11.1. Характер и последствия социальных конфликтов
На обыденном уровне распространено мнение, что конфликт на
работе — явление всегда нежелательное. Поэтому его надо всячески
избегать, а если он возникает, то необходимо как можно быстрее
преодолевать и разрешать. Конфликт обычно рассматривается как
признак неэффективной деятельности организации и плохого управ-
ления. Предполагается, что внедрение в организацию доброжелатель-
ных отношений может предотвратить возникновение конфликтов.
Однако функционирование социальных организаций, в том чис-
ле и государственных органов, не может обходиться без противоре-
чий и конфликтов. Весь вопрос: с какими конфликтами встречаются
государственные служащие? Поэтому целесообразно рассмотреть
вопрос о природе социального конфликта, его различных видах,
а уже затем вплотную заняться теми конфликтами, которые распро-
странены на гражданской службе.
226
Социальные конфликты
(лат.
conflictus —
столкновение) —
это
столкновение сторон, противоположно направленных целей, интере-
сов, позиций.
Они представляют собой высшую стадию развития про-
тиворечий в системе отношений людей, социальных институтов, об-
щества в целом. Социальные конфликты характеризуются усилением
противоположных тенденций и интересов социальных общностей
и индивидов. Они формируются в конкретной обстановке, содержа-
щей
социальную проблему.
Именно разрешение или снятие этой про-
блемы и составляет существо конфликта.
Разрешение конфликта предполагает поиск интегрирующих ви-
дов совместной деятельности, позволяющих участникам конфликта
осознать содержание и причину конфликта и выработать гибкую стра-
тегию ее преодоления. Изживанию конфликта способствуют также
практика совместной его диагностики самими участниками, снятие
избыточной эмоциональности межличностных взаимодействий на
микросоциальном уровне. Этот процесс протекает значительно быст-
рее, если предусмотреть совместное проектирование позитивного,
управляемого конфликта, создающего конфликтную ситуацию лишь
для носителей асоциальных целей, ценностей, норм в группе, орга-
низации и т.д.
Какова классификация конфликтов?
Поскольку конфликтов ог-
ромное множество, то их систематизация пока в должной мере не
проведена. Разные авторы дают различное количество их типов, ви-
дов, форм. Например, С.С. Фролов выделяет три типа конфликтов:
личностные, или психологические; межличностные, или социально-
психологические; социальные
1
. Другие авторы считают, что по ран-
гам участников конфликтов их четыре: внутриличностные, межлич-
ностные, между личностью и группой, межгрупповые
2
. Третьи
полагают, что все конфликты можно свести к семи типам: мотиваци-
онные, коммуникационные, власти и безвластья, внутриличностные,
межличностные, между личностью и группой, межгрупповые
3
. Не-
сомненно, все типы имеют место в реальной жизни, в практике госу-
дарственной работы.
Опираясь на современный уровень конфликтогенной теории
и социальной практики, можно предложить следующую
классифика-
1
См.:
Фролов С.С.
Социология организаций: учебник. М., 2001. С. 277—282.
2
Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Пан-
крухина. М., 2003. С. 383.
3
Государственная служба Российской Федерации: Основы управления
персоналом / под общ. ред. В.П. Иванова. М., 2003. С. 148—151.
227
цию социальных конфликтов, которая будет включать восемь основ-
ных типов, группирующихся дихотомически: конструктивные и де-
структивные, внутриличностные и межличностные, внутригруппо-
вые и межгрупповые, открытые и скрытые.
Конструктивными
конфликты могут быть тогда, когда стороны
не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом
наблюдаются различные стратегии поведения. Обычно здесь выде-
ляют пять таких стратегий:
соперничество
(противоборство), сопро-
вождающееся открытой борьбой за свои интересы;
сотрудничество,
направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех
сторон;
компромисс,
при котором происходит урегулирование разно-
гласий через взаимные уступки;
избегание,
заключающееся в стрем-
лении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего,
но и не настаивая на своем;
приспособление —
тенденция сглажива-
ния противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное вы-
ражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоратив-
ность и напористость.
Деструктивными
конфликты могут быть в тех случаях, когда
одна из сторон прибегает к законодательно и нравственно осужда-
емым методам борьбы, стремится психологически подавить партне-
ра, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это
вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровож-
дается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится не-
возможным, разрушаются межличностные отношения
1
.
Внутриличностные
конфликты возникают тогда, когда в созна-
нии и поведении личностей сталкиваются противоречивые взгляды,
положения, нормы, линии деятельности. Это может быть связано как
с тем, что работникам предъявляются взаимоисключающие требова-
ния по поводу результатов их работы, так и с тем, что может быть
нарушен принцип единоначалия. Чаще всего внутриличностные кон-
фликты возникают в ситуациях, когда производственные требования
не согласуются с личными потребностями или ценностями. Кроме
того, они могут являться ответом на рабочую перегрузку или недогруз-
ку, а также с низкой степенью удовлетворенности службой, малой
уверенностью в себе и с различными стрессами. Среди внутрилично-
стных конфликтов наиболее распространены ролевые и мотивацион-
ные конфликты.
1
См.: Психология: Словарь / под общ. ред. А.В. Петрушевского, М.Г Яро-
шевского. М., 1990. С. 175.
228
Ролевые конфликты связаны с трудностями выполнения работ-
ником своей роли, когда происходит несоответствие тем ожиданиям,
которые предъявляются к члену коллектива, занимающему опреде-
ленный статус в организации. В основе мотивационных конфликтов
лежит недостаточная или неправильная мотивация личности в орга-
низации, а также неудовлетворенность работой и условиями труда.
Межличностные
конфликты происходят в связи с несовмести-
мостью ценностей, установок, ориентации отдельных членов органи-
зации. Люди с различными чертами характера и взглядами иногда
просто не в состоянии ладить друг с другом. Это самый распростра-
ненный тип конфликта. Чаще всего он происходит в борьбе за огра-
ниченные ресурсы: материальные средства, производственные пло-
щади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый
считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Обычно выделяют следующие разновидности межличностных
конфликтов: 1) конфликты как агрессивная реакция на блокаду по-
требностей в достижении значимых целей трудовой деятельности.
Например, неправильное с точки зрения работника решение произ-
водственной проблемы, несправедливое вознаграждение со стороны
руководителя и т.д.; 2) конфликты как агрессивная реакция на бло-
каду личностных потребностей (конфликты из-за «несправедливо-
го» распределения заданий, конкуренция при распределении долж-
ностей и др.)
1
.
Внутригрупповые
(внутриорганизационные) конфликты связа-
ны с нарушением отдельными личностями внутригрупповых (внут-
риорганизационных) норм поведения и общения. Отступление от об-
щегрупповых (общеорганизационных) правил поведения группа
(организация) рассматривает как негативное явление. Такие конф-
ликты могут возникать как между отдельными индивидами, так и меж-
ду группой (организацией) и руководителем. Наиболее тяжко такие
конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповые
(межорганизационные) конфликты обусловлены
несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть,
богатство, территория, материальные и духовные блага и т.п.), т.е.
наличием реальной конкуренции. Это такое взаимодействие сторон,
когда достижение целей одного препятствует достижению целей дру-
гого, а соперничество выступает как объективная основа конфликто-
генных отношений. В данном случае интересы какого-то числа чле-
1
См.:
Фролов С.С.
Социология организаций: учебник. М., 2001. С. 279.
2 2 9
нов в организации, образующих формальную или неформальную
группу, вступают в противоречие с интересами другой социальной
группы. Типичной причиной групповых конфликтов в организации
являются разногласия между линейными и штабными структурами.
Открытые
конфликты — это такие, когда взаимодействия про-
тивоборствующих сторон вполне определенно обозначены, предсказу-
емы и декларируемы. О таких конфликтах известно и высшему ру-
ководству организации, и любому работнику в ее пределах, а иногда
представителям других организаций. Конфликтные взаимодействия
такого рода проявляются в виде прямых протестов, различных под-
стрекательств, открытых взаимных обвинений, нескрываемого пас-
сивного сопротивления и т.д. С точки зрения управления и последу-
ющего гашения открытые конфликты более предпочтительны, но
вместе с тем в силу своей остроты они могут быть разрушительны
и распространяться на другие структурные единицы организации.
Скрытые
конфликты недоступны непосредственному наблюде-
нию, поскольку соперники пытаются подавить другую сторону или
навязать ей свою волю, используя факторы неожиданности или не-
известности. Эти конфликты составляют основную долю конфлик-
тогенных взаимодействий. Одним из способов влияния на противо-
действующие стороны может быть угроза, запугивание или попытка
замаскировать свои действия, обмануть, запугать соперника
1
.
Социальный конфликт всегда сопровождается особой социаль-
но-психологической атмосферой, которая получила название
соци-
альной напряженности.
Она возникает в ситуации, когда назревший
кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противоречие
никак не разрешается, переходя в тупиковую ситуацию, когда люди
осознают расхождение между провозглашаемыми идеалами и целя-
ми общественного развития и его действительными результатами.
Социальная напряженность характеризуется следующими осо-
бенностями: а) распространением неудовлетворенности жизнью (не-
довольство ростом цен, инфляцией, оскудением потребительской кор-
зины, угрозой личной безопасности и т.д.); б) утратой доверия
к правящей элите (пессимизм в оценке будущего, рост ощущения
опасности, возникновение атмосферы массового психического бес-
покойства и эмоционального возбуждения); в) появлением стихий-
ных массовых действий (различные конфликты, митинги, демонст-
рации, забастовки)
1
. Следовательно, социальная напряженность —
1
См.:
Фролов С.С.
Социология организаций: учебник. М., 2001. С. 280—281.
230