Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6406

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

служащих субъектов РФ предоставляются для опубликования об-
щероссийским и региональным средствам массовой информации по
их обращениям с одновременным информированием об этом указан-
ных гражданских служащих.

Положение о предоставлении сведений о полученных гражданс-

ким служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности
имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах
имущественного характера гражданского служащего утверждаются
соответственно указом Президентом РФ и нормативным правовым
актом субъекта РФ с учетом требований настоящей статьи.

Очевидно, что в Федеральном законе «О государственной граж-

данской службе РФ» лишь фрагментарно представлены характеристики
конфликта интересов и законодательные установки по его профилак-
тике и разрешению. Здесь он сводится исключительно к материаль-
ным интересам, тогда как данная проблема имеет и другие аспекты,
например, личную выгоду, укрепление собственного политического
положения и др. В законе также не прописан порядок создания ко-
миссии по урегулированию конфликта интересов, а указывается толь-
ко ее состав.

§ 11.3. Положения об установлении мер

по недопущению возникновения конфликта интересов

Практика показывает, что конфликт интересов проявляется по-

разному в зависимости от сферы деятельности. Правительство РФ
приняло пока постановления по урегулированию конфликта интере-
сов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспече-
ния военнослужащих, а также в отношении должностных лиц феде-
ральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс
регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсион-
ного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда РФ и чле-
нов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных
накоплений

1

.

1

 Положение об установлении мер по недопущению возникновения конф-

ликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспе-
чения военнослужащих от 7 ноября 2005 г. № 656; Положение об установлении
мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должно-
стных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс
регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхова-
ния, должностных лиц Пенсионного фонда РФ и членов Общественного совета
по инвестированию средств пенсионных накоплений от 2 марта 2006 г. № ИЗ.

236


background image

В дополнение к Федеральному закону «О государственной граж-

данской службе РФ» в этих постановлениях введен ряд основопола-
гающих положений, позволяющих более обстоятельно охарактери-
зовать данный закон. В частности, здесь даны очень важные, с точки
зрения конфликтологии, категории «материальная выгода», «личная
выгода» и «предконфликтная ситуация». Поскольку эти два доку-
мента имеют идентичный характер, то вполне возможен анализ лишь
одного из них.

Так, в положении о жилищном обеспечении военнослужащих

говорится, что

 материальная выгода —

 это экономическая выгода

в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и опре-
делить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодатель-
ством РФ. В отличие от нее,

 личная выгода,

 не являющаяся матери-

альной выгодой, выражается в достижении лицом очевидных личных
целей, даже если такая выгода не привела к получению материаль-
ной выгоды. При этом следует сказать, что не являются личной
выгодой повышение по службе и объявление благодарности.

Предконфликтная ситуация

 складывается тогда, когда у долж-

ностных лиц и членов Совета по инвестированию накоплений для
жилищного обеспечения военнослужащих при осуществлении ими
своей профессиональной деятельности возникает конфликт интере-
сов. Подобное положение возможно в тех случаях, когда указанные
лица или их близкие родственники: а) в течение последних 12 меся-
цев состояли в трудовых или гражданско-правовых отношениях с юриди-

ческими лицами, принимающими участие в конкурсе по отбору специ-
ализированного депозитария и управляющих компанией для

заключения с ними уполномоченным федеральным органом исполни-
тельной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-
ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; б) вла-
деют долями в капитале, паями, акциями, облигациями и иными
ценными бумагами, эмитентами которых являются юридические лица,
принимающие участие в конкурсе и (или) являющиеся субъектами
отношений по формированию, инвестированию и использованию
накоплений в соответствии с законодательством РФ и их аффили-
рованные лица. Из этого правила, естественно, выпадают государ-
ственные гражданские служащие — собственники ценных бумаг,
передавшие их в доверительное управление в соответствии с законо-
дательством РФ о государственной гражданской службе; в) получи-

ли в течение последних 12 месяцев вознаграждения (денежную пла-
ту, призы, подарки, скидки, безвозмездные услуги и т.п.) и (или) иную
выгоду от юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или)

237


background image

являющихся субъектами отношений но формированию, инвестиро-
ванию и использованию накоплений в соответствии с законодатель-
ством РФ, и их аффилированных лиц; г) имеют обязательства иму-
щественного характера в отношении юридических лиц, принимающих
участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами отношений по
формированию, инвестированию и использованию накоплений в со-
ответствии с законодательством РФ, и их аффилированных лиц.

По последним двум случаям («в» и «г») исключение составляют

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обес-
печивающий функционирование накопительно-ипотечной системы
жилищного обеспечения военнослужащих, а также федеральные орга-
ны исполнительной власти, в которых федеральным законом пре-
дусмотрена военная служба.

Должностные лица и члены Совета обязаны ежегодно информи-

ровать (в письменной форме) о наличии или отсутствии предконф-
ликтной ситуации с их участием соответственно руководителя упол-

номоченного федерального органа исполнительной власти или
председателя Совета в срок, установленный для представления госу-

дарственными гражданскими служащими сведений о доходах, а но-

вые члены Совета — при их включении в состав Совета. Указанные

лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуа-

ции с их участием в 10-дневный срок с даты ее возникновения.

Если должностное лицо сообщило о возникновении предкон-

фликтной ситуации, руководитель соответствующего уполномочено
федерального органа исполнительной власти принимает меры но недо-
пущению возникновения конфликта интересов, связанного с осущест-
влением должностным лицом соответствующих полномочий. Им при-
нимаются меры, во-первых, по усилению контроля за исполнением

должностным лицом его профессиональной деятельности, в ходе кото-

рого может быть урегулирован конфликт интересов, а, во-вторых,

 по

исключению возможности принятия должностным лицом единоличных
решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

В случае, если принимаемые меры не позволяют предотвратить

конфликт интересов, руководителем уполномоченного федерально-
го органа исполнительной власти или представителем указанного ру-
ководителя или лицом, выполняющим полномочия нанимателя, при-
нимается решение об отстранении должностного лица от исполнения

должностных обязанностей, в ходе которых может быть реализован
конфликт интересов.

Если руководитель уполномоченного федерального органа ис-

полнительной власти не принял меры по недопущению возникнове-

238


background image

ния конфликта интересов, к нему применяется дисциплинарное взыс-
кание в соответствии с законодательством РФ. Когда стороной кон-
фликта интересов является либо может явиться сам руководитель
уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в отно-
шении его принимаются меры в соответствии с законодательством РФ.

При обнаружении предконфликтной ситуации, о которой долж-

ностное лицо знало, но не сообщило руководителю соответствующе-
го уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
к этому должностному лицу применяется дисциплинарное взыска-
ние в соответствии с законодательством РФ.

Выявление и урегулирование конфликта интересов в отноше-

нии должностных лиц осуществляются комиссией по соблюдению
требований к служебному поведению гражданских служащих и уре-
гулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Фе-
деральным законом «О государственной гражданской службе РФ»
в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Что
касается должностных лиц, являющихся военнослужащими, то по-
добные операции осуществляются на основании соответствующих
федеральных законов о государственной службе.

Если член Совета сообщил о возникновении предконфликтной

ситуации, Советом принимаются меры по недопущению возникнове-
ния конфликта интересов на ближайшем заседании. Каждый член Со-
вета до начала рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня,
обязан заявить об отсутствии возможности возникновения конфликта
интересов с его участием при принятии решений по вопросам повестки
дня. Заявления членов Совета заносятся в протокол заседания Совета.

В случае если в Совет поступила информация о наличии или

возникновении предконфликтной ситуации в отношении члена Со-
вета (заявления других членов Совета, информация третьих лиц или
материалы, опубликованные в средствах массовой информации), пред-
седатель Совета выносит решение о проведении проверки такой ин-
формации.

Член Совета, в отношении которого поступила указанная инфор-

мация, по решению Совета может быть отстранен от участия в рассмот-
рении вопросов и принятии решений, в которых может быть реализо-
ван конфликт интересов, до принятия решения по результатам проверки.
В случае, если такая информация поступила в отношении председателя

Совета, члены Совета ставят на голосование предложения о проведе-
нии проверки поступившей информации и о временном отстранении
председателя Совета от исполнения его обязанностей до принятия
решения по результатам проверки.

239


background image

Обеспечение сбора материалов, подтверждающих, либо опровер-

гающих информацию о наличии или возникновении предконфликт-
ной ситуации, возлагается на председателя Совета, а в случае по-
ступления указанной информации в отношении председателя
Совета — на его заместителя. Член Совета вправе дать объяснения
по фактам, изложенным в заявлении других членов Совета, инфор-
мации третьих лиц либо в материале, опубликованном в средствах
массовой информации. Объяснения члена Совета представляются
в письменной форме.

Совет рассматривает на заседании материалы, подтверждающие,

либо опровергающие информацию о наличии или возникновении
предконфликтной ситуации, и принимает одно из следующих реше-
ний: 1) в рассматриваемом случае отсутствует возможность реализа-
ции конфликта интересов, 2) в рассматриваемом случае содержится
возможность реализации конфликта интересов, 3) конфликт интере-
сов уже реализован.

В случае, если информация о наличии или возникновении пред-

конфликтной ситуации будет признана достоверной, а также, если
член Совета сообщил о наличии предконфликтной ситуации, Совет
принимает решение, прежде всего, рекомендовать указанному члену
Совета воздержаться от рассмотрения вопросов и(или) участия в го-

лосовании тогда, когда он может явиться стороной в конфликте
интересов, или внести в Правительство РФ предложение об измене-

нии состава Совета в связи с исключением указанного члена Совета
из состава Совета, если предконфликтная ситуация носит длитель-

ный характер, либо конфликт интересов уже реализован. Длитель-
ной признается предконфликтная ситуация, при которой указанно-
му члену Совета было рекомендовано не менее двух раз в течение

12 месяцев воздержаться от рассмотрения вопросов и(или) участие

в голосовании в случае, когда он может явиться стороной в кон-
фликте интересов. Если член Совета (председатель Совета) не воз-

держится от участия в голосовании, его голос не засчитывается.

Информация о результатах проверки, проведенной в отношении

члена Совета (председателя Совета), и о принятых мерах публику-
ется в средствах массовой информации.

§ 11.4. Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Что такое индивидуальный служебный спор?
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе

РФ» в ст. 69 сказано, что индивидуальный служебный спор пред-
ставляет собой неурегулированные между представителем нанимате-

240