Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6404
Скачиваний: 32
это особое состояние общественного сознания и поведения, которое
чревато различными последствиями.
Управление конфликтом предполагает не только регулирование
уже возникшего противостояния, но и создание условий для его пре-
дупреждения. Профилактика конфликта представляет такой вид уп-
равленческой деятельности, который состоит в заблаговременном
распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенных фак-
торов и ограничении возможности их возникновения или деструк-
тивного развития в будущем
2
.
Способы разрешения конфликта по степени эффективности под-
разделяются на функциональные, паллиативные и дисфункциональ-
ные.
Для
функционального
разрешения конфликта необходимо раз-
личать внешний повод и подлинную причину ее возникновения,
определить «деловую объективную зону», учитывать идейно-нрав-
ственную направленность действий, социально-психологические
и личностные особенности участников. Возникающие в трудовых кол-
лективах конфликты, неправомерно рассматривать лишь как
дисфунк-
циональное,
отрицательное явление. Они могут быть общественно
целесообразными (выполняющими позитивные функции) и обще-
ственно нецелесообразными (имеющими негативные последствия).
При
паллиативном
(фр.
palliative
— полумера) разрешении кон-
фликта наблюдается временное снижение производительности тру-
да, качества продукции, повышение уровня текучести кадров, увели-
чение числа случаев заболеваний, ухудшение взаимоотношений между
людьми и т.д. Вместе с тем наступление такого состояния в коллек-
тиве выявляет актуальные противоречия, своевременное и эффек-
тивное разрешение которых способствует поступательному развитию
организации, стимулирует трудовую и творческую активность ра-
ботников, оказывает на них благотворное идейное и морально-пси-
хологическое воздействие.
§ 11.2. Урегулирование конфликта интересов
На гражданской службе в той или иной мере действуют все рас-
смотренные выше конфликты. Но государственно важным и специ-
фическим для служебной деятельности является конфликт интере-
1
См.:
Самыгин СИ., Столяренко Л.Д.
Психология управления: учеб. посо-
бие. Ростов-н/Д, 1997. С. 438.
2
См.: Конфликтология: учебник для вузов / под ред. В.П. Ратникова. М., 2002.
231
сов, который по преимуществу относится к внутригрупповым (внут-
риорганизационным) конфликтам.
Понятие «конфликт интересов» имеет широкое содержание. По
СИ. Ожегову, интерес — это внимание, значительность, потребность,
выгода. В нашем контексте «конфликт интересов» означает, прежде
всего, противоречия, связанные с материальной выгодой. В зарубеж-
ных странах это понятие давно применяется и активно разрабатыва-
ется.
В «Рекомендации № R (2000) 10 Комитета министров Совета
Европы о Кодексах поведения для государственных служащих», при-
нятой 106-й сессией Комитета министров 11 мая 2000 г. указано, что
личная заинтересованность не должна влиять на прохождение госу-
дарственной службы, исполнение человеком своих должностных обя-
занностей. В п. 2 ст. 21 указано, что «государственный служащий не
должен пытаться влиять в частных целях на какое-либо лицо или
организацию, в том числе на других государственных служащих,
пользуясь своим служебным положением или предлагая им личные
выгоды».
В США в органах государственного управления используются
три понятия: харрасмент (злоупотребление служебным положением
в разных целях), политкорректность и конфликт интересов. Послед-
нее означает ситуацию, когда у государственного служащего или по-
литического руководителя появляется возможность (только возмож-
ность) принять решение в пользу близкого ему человека. Например,
губернатор штата Род-Айленд был лишен поста из-за того, что после
выборов он первым делом отдал (без учета конкурса) подряд на
крупное строительство той фирме, президент которой финансировал
его избирательную компанию
1
.
В России понятие «конфликт интересов» используется преимуще-
ственно в законодательстве о предпринимательской деятельности
и рынке ценных бумаг. Данной категорией оперируют федеральные
законы от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной
кооперации» (ст. 38), от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударствен-
ных пенсионных фондах» (ст. 36.24), от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ
«Об инвестиционных фондах» (ст. 44), от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ
«Об инвестировании средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ст. 35), от 1 но-
1
См.: Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы
становления / под общ. ред. А. И. Турчинова. М., 2005. С. 263.
232
ября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (ст. 43), от
22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.
Что касается государственного управления и конкретно госу-
дарственной службы, то впервые оно было дано в Указе Президента
РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения го-
сударственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885.
Источниками конфликта интересов в сфере государственной
(гражданской) службы в настоящее время являются, во-первых, не-
дооценка труда государственных служащих по сравнению с трудом
политических руководителей (представителей нанимателя), а во-вто-
рых, их незащищенность в правовых вопросах и, в частности, в вопросах
увольнения с государственной (гражданской) службы, а также доста-
точно низкая заработная плата. По совокупности эти источники де-
лают государственную службу непрестижной и работающие на ней
стремятся как-то укрепить свой социальный статус подчас нелеги-
тимными методами.
Итак, согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной
гражданской службе РФ»
конфликт интересов проявляется в ситу-
ации, при которой личная заинтересованность гражданского служа-
щего влияет или может повлиять на объективное исполнение им долж-
ностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть
противоречие между личной заинтересованностью гражданского слу-
жащего и законными интересами граждан, организацией, общества,
субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способ-
ное привести к причинению вреда этим законным интересам.
Случаи возникновения у гражданского служащего личной заин-
тересованности, которая приводит или может привести к конфликту
интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вре-
да законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта
Российской Федерации или Российской Федерации.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, ко-
торая влияет или может повлиять на объективное исполнение им
должностных обязанностей, понимается возможность получения граж-
данским служащим при исполнении должностных обязанностей дохо-
дов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной
форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для граж-
данского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства (или
свойства), а также для граждан или организаций, с которыми граж-
данский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В случае возникновения у гражданского служащего личной за-
интересованности, которая приводит или может привести к конфликту
233
интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом
представителя нанимателя в письменной форме.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возник-
новении у гражданского служащего личной заинтересованности, ко-
торая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан
принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта
интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являю-
щегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности
гражданской службы в порядке, установленном настоящим федераль-
ным законом.
Для соблюдения требований к служебному поведению граждан-
ских служащих в государственном органе, федеральном государствен-
ном органе по управлению государственной службой и государствен-
ном органе субъекта РФ по управлению гражданской службой
образуются
комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется
правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят
представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские
служащие (в том числе из подразделения по вопросам государствен-
ной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и под-
разделения, в котором гражданский служащий, являющийся сторо-
ной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы),
представитель соответствующего органа по управлению государствен-
ной службой, а также представители научных и образовательных
учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управ-
лению государственной службой по запросу представителя нанима-
теля в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам,
связанным с гражданской службой, без указания персональных дан-
ных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не
менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Составы комиссий по урегулированию конфликта интересов
формируются таким образом, чтобы была исключена возможность
возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять
на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по
соблюдению требований к служебному поведению гражданских слу-
жащих РФ и урегулированию конфликтов интересов утверждается
указом Президента РФ.
В настоящее время заметно активизировалась борьба с проявле-
ниями конфликта интересов в органах государственной власти. Так,
Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 создан Совет
при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, в рамках которого дей-
234
ствует Комиссия по разрешению конфликта интересов. Она пред-
назначена для рассмотрения ситуаций, при которых личная заинте-
ресованность лиц, замещающих государственные должности (пред-
ставители нанимателя), должности государственных гражданских
служащих могут повлиять на объективное исполнение должностных
обязанностей.
Для того чтобы не допускать конфликта интересов, а также кон-
тролировать незаконные доходы (неосновательное обогащение) граж-
данских служащих, естественно, важно и необходимо постоянно сле-
дить за их законными (основательными) доходами. С этой целью
в данном федеральном законе в ст. 20 предусматривается представ-
ление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуще-
ственного содержания.
В ней говорится, что гражданин при поступлении на граждан-
скую службу, а также гражданский служащий ежегодно не позднее
30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представите-
лю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера. Эти сведения являются информацией кон-
фиденциального характера, если федеральным законом они не отне-
сены к сведениям, составляющим государственную тайну.
Не допускается использование сведений о доходах, об имуще-
стве и обязательствах имущественного характера гражданского слу-
жащего для установления или определения его платежеспособности,
для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов)
в фонд общественных или религиозных объединений, иных органи-
заций, а также физических лиц.
Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о до-
ходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
других гражданских служащих или в использовании этих сведений
в целях, не предусмотренных настоящим федеральным законом
и другими федеральными законами, несет ответственность в соот-
ветствии с настоящим федеральным законом и другими федераль-
ными законами.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен-
ного характера гражданских служащих, назначение на должность
и освобождение от должности которых осуществляются Президен-
том РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликова-
ния общероссийским средствам массовой информации по их обра-
щениям с одновременным информированием об этом указанных
гражданских служащих. Сведение о доходах, об имуществе и обяза-
тельствах имущественного характера соответствующих гражданских
235