Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6409
Скачиваний: 32
ля и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на граж-
данскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, раз-
ногласия по вопросам применения законов, иных нормативных право-
вых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых
заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Что представляют собой органы по рассмотрению индивидуаль-
ных служебных споров?
Индивидуальные служебные споры рассматриваются двумя орга-
нами: комиссией государственного органа по служебным спорам и су-
дом. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмот-
рению служебных споров регулируется настоящим федеральным
законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотре-
ния дел по служебным спорам в судах определяется также граждан-
ским процессуальным законодательством РФ.
Комиссия государственного органа по служебным спорам обра-
зуется решением представителя нанимателя из равного числа пред-
ставителей выборного профсоюзного органа и представителя нани-
мателя. Представители выборного профсоюзного органа избираются
на конференции гражданских служащих государственного органа.
Представители нанимателя назначаются в комиссию нанимателем.
Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организа-
ционное и техническое обеспечение деятельности этой комиссии осу-
ществляется государственным органом. Она избирает из своего со-
става председателя и секретаря комиссии.
Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спо-
рам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или
с участием своего представителя не урегулировал разногласия при
непосредственных переговорах с представителем нанимателя.
Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на граж-
данскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, мо-
жет обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный
срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении
своего права. В случае пропуска по уважительной причине установ-
ленного срока комиссия по служебным спорам может восстановить
этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее
в комиссию по служебным спорам письменное заявление граждан-
ского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую
службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит
обязательной регистрации в день его подачи.
Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть данный
спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного
241
заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией, а так-
же порядок принятия решения этой комиссией и его исполнения
регулируется федеральным законом.
Решение комиссии по служебным спорам может быть обжалова-
но любой из сторон в суде в десятидневный срок со дня вручения ей
копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным при-
чинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рас-
смотреть служебный спор по существу.
В судах рассматриваются служебные споры по письменным за-
явлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего
на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской служ-
бе, представителя нанимателя или представителя выборного проф-
союзного органа данного государственного органа, если хотя бы один
из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо
если гражданский служащий или представитель нанимателя обра-
щаются в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а так-
же по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным
спорам не соответствует федеральным законам или иным норматив-
ным правовым актам Российской Федерации.
Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по
письменным заявлениям: 1) гражданского служащего или граждани-
на, ранее состоявшего на гражданской службе,— о восстановлении
в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от
оснований прекращения или расторжения контракта, освобождения
от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с граж-
данской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой
должности гражданской службы и формулировки причины указан-
ного освобождения, о переводе на иную должность гражданской служ-
бы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вы-
нужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании
за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачива-
емой должности гражданской службы; 2) представителя нанимате-
л я — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного го-
сударственному органу, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также служебные спо-
ры: о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что
они подвергались дискриминации.
В случае освобождения от замещаемой должности гражданской
службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не пре-
242
дусмотренным настоящим федеральным законом, или с нарушением
установленного порядка освобождения от замещаемой должности
гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в слу-
чае незаконного перевода на иную должность гражданской службы
суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вы-
нести решение о возмещении в денежном выражении причиненного
ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.
Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и по-
рядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов,
порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с ос-
вобождением от замещаемой должности гражданской службы и уволь-
нением с гражданской службы, переводом на иную должность граж-
данской службы без согласия гражданского служащего, порядок
удовлетворения денежных требований гражданских служащих, ис-
полнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности
гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, вы-
плаченных по решению органов по рассмотрению служебных спо-
ров, устанавливаются федеральным законом.
Выводы
• Социальные конфликты — это столкновение сторон, проти-
воположно направленных целей, интересов, позиций. Они представ-
ляют собой высшую стадию развития противоречий в системе отно-
шений людей, социальных институтов, общества в целом. Социальные
конфликты характеризуются усилением противоположных тенден-
ций и интересов социальных общностей и индивидов. Они форми-
руются в конкретной обстановке, содержащей социальную пробле-
му. Именно разрешение или снятие этой проблемы и составляет
существо конфликта.
• Классификация социальных конфликтов, включающая во-
семь основных типов, группирующихся дихотомически: конструк-
тивные и деструктивные, внутриличностные и межличностные, внут-
ригрупповые и межгрупповые, открытые и скрытые.
• На гражданской службе в той или иной мере действуют все
рассмотренные выше конфликты. Но государственно важным и спе-
цифическим для служебной деятельности является конфликт инте-
ресов, который по преимуществу относится к внутригрупповым (внут-
риорганизационным) конфликтам.
• Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная
заинтересованность гражданского служащего влияет или может по-
243
влиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и
при которой возникает или может возникнуть противоречие между
личной заинтересованностью гражданского служащего и законными
интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Рос-
сийской Федерации, способные привести к причинению вреда этим
законным интересам.
• Личная заинтересованность гражданского служащего, влия-
ющая или могущая повлиять на объективное исполнением им долж-
ностных обязанностей, проявляется в возможности получения дохо-
дов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной
форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для
гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого род-
ства или свойства, а также для граждан или организаций, с которы-
ми гражданский служащий связан финансовыми или иными обяза-
тельствами.
• Материальная выгода — это экономическая выгода в денежной
или натуральной форме, которую можно оценить и определить в каче-
стве дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ.
• Личная выгода, не являющаяся материальной выгодой, вы-
ражается в достижении лицом очевидных личных целей, даже, если
такая выгода не привела к получению материальной выгоды. При
этом не является личной выгодой повышение по службе и объявле-
ние благодарности.
• Предконфликтная ситуация складывается тогда, когда у долж-
ностных лиц и членов общественных Советов по инвестированию
накоплений при осуществлении ими своей профессиональной дея-
тельности возникает конфликт интересов.
• Для соблюдения требований к служебному поведению граж-
данских служащих в государственном органе, федеральном государ-
ственном органе по управлению государственной службой и госу-
дарственном органе субъекта РФ но управлению гражданской службой
образуются комиссии по урегулированию конфликта интересов.
• Индивидуальный служебный спор представляет собой не-
урегулированный между представителем нанимателя и гражданским
служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую служ-
бу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по
вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов
о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено
в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
• Индивидуальные служебные споры рассматриваются двумя
органами: комиссией государственного органа по служебным спорам
244
и судом. Комиссия государственного органа по служебным спорам
образуется решением представителя нанимателя из равного числа
представителей выборного профсоюзного органа и представителя на-
нимателя. Представители выборного профсоюзного органа избира-
ются на конференции гражданских служащих государственного органа.
Представители нанимателя назначаются в комиссию нанимателем.
Контрольные вопросы
1. В чем суть социальных конфликтов?
2. Какова классификация социальных конфликтов?
3. Что такое конфликт интересов?
4. В чем проявляется личная заинтересованность гражданского слу-
жащего?
5. Каково содержание работы комиссии по урегулированию кон-
фликта интересов?
6. Каковы меры по недопущению возникновения конфликта инте-
ресов?
7. Что такое индивидуальный служебный спор?
8. Что представляют из себя органы для рассмотрения индивиду-
альных служебных споров?
Рекомендуемая литература
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Положение об установлении мер по недопущению возникновения конфлик-
та интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищ-
ного обеспечения военнослужащих. Постановление Правительства
РФ от 7 ноября 2005 г. № 656.
Положение об установлении мер по недопущению возникновения конфлик-
та интересов в отношении должностных лиц федеральных орга-
нов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирова-
ния, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного
страхования, должностных лиц Пенсионного фонда РФ и членов
Общественного совета по инвестированию средств пенсионных
накоплений. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2006 г.
№ ИЗ.
Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становле-
ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
245