Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6410

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: учеб.

пособие / под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. М.,
2006.

Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О систе-

ме государственной службы Российской Федерации» и Федераль-
ному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред.
Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.

Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской

службе Российской Федерации» и законодательству о граждан-
ской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,
2005.

Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской

службе Российской Федерации» / под ред. Э.Г. Липатова,
СЕ. Чаннова. М., 2006.

Овсянко ДМ.

 Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-

бие. М., 2005.


background image

ГЛАВА 12

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Ключевые

 федеральная гражданская служба; особенности

понятия:

 федеральной гражданской службы законодательной,

исполнительной и судебной власти

Уже говорилось, что гражданская служба в соответствии с госу-

дарственным управлением делится на два уровня — Федеральную
и субъектов РФ (региональную). В данной теме речь пойдет о феде-
ральном уровне гражданской службы. Будет дано определение, по-
казаны ее особенности, структура, а также характеристики граждан-
ских служб трех ветвей федеральной государственной власти.

§ 12.1. Определение федеральной гражданской службы

и ее строение

Характеристика федеральной гражданской службы дается в Фе-

деральном законе «О системе государственной службы РФ». В нем
в ст. 5 п. 2 сказано: «Федеральная государственная гражданская служ-
ба — профессиональная служебная деятельность граждан на долж-
ностях федеральной государственной гражданской службы по обес-
печению исполнения полномочий федеральных государственных
органов и лиц, замещающих государственные должности Россий-
ской Федерации».

В целом это определение вполне согласуется с ранее рассмот-

ренными определениями государственной службы РФ и государствен-
ной гражданской службы. Единственное, что в нем не выражено оп-
ределенно, так это то, что гражданские служащие в соответствующих
ситуациях могут не только обеспечивать, но и исполнять полномо-
чия государственных органов. Поэтому здесь вполне целесообразно
привести и авторское определение: федеральная гражданская служба —
это профессиональная административная (аппаратная) деятельность
гражданских служащих по обеспечению исполнения и исполнению
полномочий федеральных государственных органов (табл. 5).

247


background image

Таблица 5

Состав кадров федеральной государственной гражданской службы

по полу, категориям должностей, ветвям власти и уровням управления

(на 1 января 2005 г.)

Всего

работников,

чел.

К

всего

итогу,

в том

муж-

чины

%

числе

жен-

щины

От общей

численности, %

муж-

чины

жен-

щины

Федеральные государственные органы — всего

Государственные

должности Российской
Федерации и должности
федеральной граждан-
ской службы

498 853

100 100 100 28,3 71,7

Государственные
должности Российской
Федерации

Должности государствен-
ной гражданской службы,
всего

в том числе:
руководители
помощники (советники)

специалисты
обеспечивающие
специалисты

на федеральном уровне

22

476

70

13

321

71

240

613

233
869
412
099

4,5

95,5

14,1

2,8

64,4
14,3

6,7

93,3

19,0

2,9

59,1
12,2

3,6

96,4

12,1

2,7

66,5
15,1

42,8

27,6

38,3
29,6
26,0
24,2

57

72

61
70
74
75

,2

,4

,7
,4
,0
,8

Государственные

должности Российской
Федерации и должности
федеральной гражданской
службы, всего

34 598

100 100 100 42,0 58,0

Государственные

должности Российской
Федерации

865

2,5 5,2

0,6 87,1 12,9

Должности государствен-
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие

специалисты

33 733

97,5 94,8 99,4 40,8 59,2

6

1

18

7

595

547

261
330

19,1

4,5

52,8
21,2

29,8

5,8

46,6

12,6

11,3

3,5

57,2
27,4

65,6

54,7

37,0
24,9

34,4

45,3
63,0
75,1

248


background image

Продолжение

Всего

работников,

чел.

К

всего

итогу,

в том

муж-

чины

%

числе

жен-

щины

От общей

численности, %

муж-

чины

жен-

щины

на региональном уровне

Государственные

должности Российской
Федерации и должности
федеральной гражданской
службы, всего

464 255

100 100 100 27,3 72,7

Государственные

должности Российской
Федерации

Должности государствен-

ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)

специалисты
обеспечивающие
специалисты

21

442

63

12

303

63

375

880

638
322
151
769

4,6

95,4

13,7

2,7

65,3

13,7

6,9

93,1

17,8

2,6

60,6

12,1

3,7

26,6

12,2

2,7

67,1

14,3

41,0

73,4

35,5
26,5
25,3
24,1

59,0

94,0

64,5
73,5
74,7
75,9

Каковы особенности системы федеральной гражданской служ-

бы? Во-первых, она имеет не субординационный, а координацион-
ный характер. Гражданские службы всех трех ветвей федеральной
власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенци-
онализма

1

. Располагаясь по федеральной горизонтали, они согласо-

вывают свои действия друг с другом при подготовке законов и об-
щих нормативных актов, при решении совместных служебных задач.

Во-вторых, данная система регулируется нормативными правовы-

ми актами. Основной и определяющей формой координации в системе
федеральной гражданской службы является управление с помощью
различных государственных норм — законов, указов, совместных
постановлений, общих процедур и т.д. Именно эти согласованные
между ветвями власти законы, указы, постановления, процедуры
регламентируют их права и обязанности, обеспечивают необходи-

1

 Конвенционализм (от лат.

 conventio —

 соглашение, договор) — теория

согласования совместных действий. Принципы конвенционализма определяют
пути и формы выработки согласованных социальных норм, которые призваны
регулировать совместную деятельность участников соглашения (договора).

249


background image

мые сдержки и противовесы во взаимоотношениях друг с другом.
Выработка и принятие таких нормативных актов — одна из актуаль-
нейших задач всех ветвей федеральной государственной власти.

Особая ответственность за задержку с принятием этих нормати-

вов ложится на законодательную власть. Судя по всему, в составе

Государственной Думы было бы целесообразно создать комитет по
вопросам государственной службы с тем, чтобы в ближайшие годы

обеспечить как федеральную, так и всю в целом государственную
службу страны необходимыми нормативными актами.

И, в-третьих, абсолютное большинство на должностях федераль-

ной гражданской службы занимают женщины, их в два с половиной
раза больше, чем мужчин. В значительной мере это связано, с одной
стороны, с имеющейся в России тендерной диспропорцией, а с дру-
гой — с успехами советской власти в развитии социальной активно-
сти женщин.

С организационной стороны федеральная гражданская служба

выступает как административно-управленческая система, объединя-
ющая аппараты четырех ветвей федеральной государственной вла-
сти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерально-
го Собрания, президента, правительства, министерств и ведомств,
а также трех федеральных судов и Генеральной прокуратуры. Кроме
того, в нее еще включается гражданская служба других органов фе-
деральной власти (рис. 8). В совокупности эти гражданские службы
образуют федеральную административную власть, которая является
(вместе с политической властью) необходимой составляющей феде-
ральной государственной власти.

Помимо этого, федеральная гражданская служба имеет два уровня

подсистем: центрально-федеральную и федерально-региональную.
Первичный (или центрально-федеральный) уровень образуют госу-
дарственные службы законодательной, исполнительной, судебной вла-
сти и других органов. Он возникает под влиянием дифференциации
этих четырех структур на определенные федеральные органы.

Вторичный (или федерально-региональный) уровень образуют

территориальные органы исполнительной, судебной и иных органов
власти. Они должны проводить федеральную политику, взаимодей-
ствуя и координируя свои действия с региональными исполнитель-
ными, судебными и иными органами власти.

Поскольку гражданская служба обычно направлена на обеспече-

ние исполнения полномочий тех государственных органов, в составе
которых осуществляется, то в каждом из них имеет свою специфику,

что позволяет говорить о гражданских службах этих органов, уров-

250