Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6408
Скачиваний: 32
нами государственной (исполнительной) власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами и гражданами правил пове-
дения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Федеральные службы
осуществляют контроль и надзор за ис-
полнением органами государственной (исполнительной) власти, орга-
нами местного самоуправления, юридическими лицами и граждана-
ми общеобязательных правил поведения, выдачей этими органами
разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида дея-
тельности юридическим лицам и гражданам, регистрация актов, до-
кументов, прав, объектов, а также издание индивидуальных право-
вых актов, ведение реестров, регистров и кадастров.
Федеральные агентства
оказывают услуги населению, в том числе
при осуществлении полномочий собственника в отношении феде-
рального имущества, а также управлении находящимися в федераль-
ной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Совокупный состав служебных функций государственных органов
обусловливает (детерминирует) структуру подразделений граждан-
ской службы этих органов. Обычно гражданские служащие в линей-
ных подразделениях заняты почти всецело реализацией организаци-
онных и технологических функций, а в штабных (функциональных) —
сосредоточены главным образом на исполнении информационных
функций.
Вполне очевидно, что система федеральной гражданской службы
находится пока в процессе становления. Она создана лишь в основ-
ном. Здесь все еще идут поиски наиболее рациональных и эффек-
тивных форм взаимодействия различных федеральных государствен-
ных органов. Однако недостаточная системность федеральной
гражданской службы весьма отрицательно сказывается на ее результа-
тах, провоцирует многочисленные реорганизации аппарата, массовые
сокращения работников, порождает у значительной части чувство
неуверенности, должностную безответственность и недисциплини-
рованность, мешает работать в полную силу и творчески.
Думается, что здесь следует продолжить структурно-функцио-
нальный анализ, начатый административной реформой. Надо прове-
сти тщательную инвентаризацию всего, что есть, и выяснить то, что
надо. Только после этого станет возможной выработка действитель-
но необходимой структуры государственных служб министерств и ве-
домств как по горизонтали, так и по вертикали.
Таким образом, наиболее уязвимым местом гражданской служ-
бы федеральной исполнительной власти как особой подсистемы яв-
ляются разобщенность, отсутствие надежной субординации, что сни-
261
жает ее ответственность за принимаемые решения. Чтобы преодо-
леть данный недостаток, необходимо перечисленные три уровня граж-
данской службы федеральной исполнительной власти сделать еди-
ной и достаточно субординированной управленческой подсистемой,
которая бы функционировала как целостный, хорошо отлаженный
организм. И сделать это можно главным образом за счет создания
«федерального государственного органа по управлению государствен-
ной службой» (ст. 19, п. 5).
§ 12.4. Гражданская служба
федеральной судебной власти
Гражданская служба федеральной судебной власти на сегодняш-
ний день состоит из четырех совершенно самостоятельных и парал-
лельно существующих гражданских служб: трех федеральных судов —
Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного, а также
Генеральной прокуратуры. Каждая из них имеет свою специфику,
обусловленную спецификой обеспечения осуществляемых государ-
ственных полномочий (табл. 8).
Таблица 8
Состав кадров федеральной государственной гражданской службы
по полу, категориям должностей, ветвям власти и уровням управления
(на 1 января 2005 г.)
Всего
работников,
чел.
К
всего
итогу,
в том
муж-
чины
%
числе
жен-
щины
От общей
численности, %
муж-
чины
жен-
щины
Федеральные органы судебной власти и прокуратуры
Государственные
должности Российской
Федерации и должности
федеральной граждан-
ской службы, всего
88 110
100
100
100 22,9 77,1
Государственные
должности Российской
Федерации
21 569
24,5 44,2 18,6 41,3 58,7
Должности государствен- 66 541
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители 3 463
помощники (советники) 11 873
75,5 55,8 81,4 16,9 83,1
3,9 5,5 3,5 32,3 67,7
13,5 15,5 12,9 26,3 73,7
262
Продолжение
специалисты
обеспечивающие
специалисты
Всего
работников,
чел.
37 917
13 288
К
всего
43,0
15,1
итогу,
в том
муж-
чины
23,0
11,8
%
числе
жен-
щины
49,С
16,0
От общей
численности, %
муж-
чины
12,2
17,9
жен-
щины
87,8
82,1
на федеральном уровне
Государственные
должности Российской
Федерации и должности
федеральной граждан-
ской службы, всего
2
306
100
100
100
34,2
56,8
Государственные
должности Российской
Федерации
194
8,4 17,9 3,5 72,7 27,3
Должности государствен-
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие
специалисты
на региональном уровне
2 112
252
119
945
796
91,6
10,9
5,2
41,0
34,5
82,1
19,8
6,5
30,8
25,1
96,5
6,3
4,5
46,3
39,4
30,7
61,9
42,9
25,7
24,9
69,3
38,1
57,1
74,3
75,1
Государственные
должности Российской
Федерации и должности
федеральной граждан-
ской службы, всего
85 804
100 100 100 22,6 77,4
Государственные
должности Российской
Федерации
21 375
24,9 45,2 19,0 41,0 59,0
Должности государствен-
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие
специалисты
64
3
11
36
12
429
211
754
972
492
75,1
3,7
13,7
43,1
14,6
54,8
5,0
15,8
22,7
11,3
81,0
3,4
13,1
49,0
15,5
16,5
29,9
26,1
11,9
17,5
83,5
70,1
73,9
88,1
82,5
2 6 3
Что конкретно представляет собой каждая из четырех граждан-
ских служб федеральной судебной власти?
Гражданская служба Конституционного суда в организационном
плане состоит из 23 самостоятельных подразделений: 19 секретари-
атов судей КС, центрального секретариата, финансового управления,
отдела кадров, управления делами. Девятнадцать небольошх секре-
тариатов судей Конституционного суда подчиняются непосредственно
судьям. Центральный секретариат, финансовое управление, отдел кад-
ров и управление делами не соподчинены между собой. Они подчи-
няются только руководству Конституционного суда. При этом фи-
нансовое управление и отдел кадров не имеют внутренних структур,
а центральный секретариат и управление делами имеют.
В аппарате Верховного суда все подразделения непосредственно
подчиняются только руководству Верховного суда. В соответствии
с Федеральным законом «О судебной системе Российской Федера-
ции» от 6 января 1997 г. при Верховном суде РФ создан Судебный
департамент, назначение которого — организационное и материаль-
но-техническое обеспечение судов общей юрисдикции и органов су-
дейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ
и Высшей квалификационной коллегии судей РФ). Руководитель
Судебного департамента назначается на должность и освобождается
от должности Председателем Верховного суда с согласия Совета судей
РФ. Работники этого департамента являются государственными слу-
жащими, им присваиваются классные чины и другие специальные
звания. Судебному департаменту при Верховном суде РФ сразу было
предоставлено право юридического лица.
Что касается аппарата Высшего арбитражного суда, то он может
быть структурирован на четыре группы аппаратов: два секретариата,
две группы консультантов, пять отделов, четыре управления. Здесь
также, как и в Верховном суде, все подразделения напрямую подчи-
няются руководству Высшего арбитражного суда. Внутреннюю струк-
туру имеют только управления.
По Конституции составной частью судебной власти в Россий-
ской Федерации является также прокуратура. Ее основное назначе-
ние — осуществление контроля за исполнением принимаемых в стране
законов, а также участие в судебных заседаниях. Гражданская служба
Генеральной прокуратуры РФ строится и функционирует на тех же
правовых принципах, что и гражданские службы федеральных мини-
стерств. Поэтому здесь имеют место примерно те же проблемы. И глав-
ная среди них — нестабильность аппарата, которая во многом обус-
ловливается отсутствием в нем механизмов двойного подчинения.
264
Все подразделения гражданской службы субординированы только
Генеральному прокурору, который, как известно, является полити-
ческой и потому достаточно часто сменяемой фигурой. Со сменой
первого руководителя, как обычно, меняется значительное количе-
ство руководителей аппаратных подразделений, а те, в свою очередь,
меняют подведомственный им персонал. В результате в аппарат при-
ходят новые люди без необходимых знаний и профессиональной
выучки. Пока они учатся и овладевают административными навыка-
ми, какое-то число отделов, управлений, а вместе с ними и весь ап-
парат в целом работают недостаточно эффективно. Одним словом,
гражданская служба и Генеральной прокуратуры нуждается в даль-
нейшем совершенствовании. Она также должна стать стабильной,
надежной и действенной.
Как известно, в последние годы судебная реформа шла по еди-
ной федеральной целевой программе. Утверждать, что все цели были
достигнуты, не возьмется никто. Чтобы оценить, хороша наша судеб-
ная система или не очень, лучший критерий — рост (или снижение)
доверия в обществе к судам. К сожалению, проблемы здесь все боль-
ше обостряются, недовольство работой судов нарастает. Несомнен-
но, на некачественную работу судов в определенной мере сказывает-
ся избыточная перегрузка. В звене, которое ближе всего к людям,—
в мировой юстиции (суды общей юрисдикции), в среднем на одного
судью приходится 139 дел в месяц. Есть суды, в которых перегрузка
еще больше. Например, в судах Ростовской области нагрузка на су-
дью 450 дел в месяц. При таком вале трудно говорить о качестве
судебных решений, об их объективности, равно как и о сроках рас-
смотрения.
По мнению судебных авторитетов, выход из подобной ситуации
только один — в разделении функций. В системе общей юрисдикции
надо создавать специализированные структуры. Нужна ювенальная
(детская) юстиция, патентный суд, система административного про-
изводства. В арбитражных судах углубление специализации может
идти по налоговым, корпоративным спорам и делам о несостоятель-
ности. Нагрузку на судей можно уменьшить за счет использования
упрощенных форм, примирительных процедур, внесудебных и досу-
дебных разбирательств, альтернативных способов урегулирования
споров.
Среди первоочередных задач — создание административного суда.
Ведь административное правосудие — это споры гражданина и госу-
дарства, когда гражданин жалуется на бесчинства бюрократов. В сред-
нем суды общей юрисдикции рассматривают в год около 600 тыс.
265