Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6403
Скачиваний: 32
дел, которые можно отнести в разряд административных. Причем
граждане выигрывают до 65% этих дел, а могли бы и больше. Поэто-
му для решения споров между гражданами и властью нужна специ-
альная процедура, защищающая в первую очередь граждан.
В субъектах РФ имеются все четыре структуры федеральной
судебной власти, которые должны координировать свою работу с ор-
ганами власти субъектов РФ.
§ 12.5. Другие федеральные государственные органы
На федеральном уровне постепенно складывается группа госу-
дарственных органов, которые не могут быть включены в три тради-
ционные ветви власти (законодательную, исполнительную и судеб-
ную). Эти органы обычно относят к «иным (другим) органам власти».
В них также имеется гражданская служба. В настоящее время сюда
относят прежде всего Центральную избирательную комиссию и Счет-
ную палату, а также финансовые органы — Центральный банк и три
накопительных фонда.
Поскольку Центральная избирательная комиссия формируется
на паритетных началах президентом и Федеральным Собранием,
а Счетная палата — двумя палатами Федерального Собрания, их граж-
данские службы никакой ветви власти не подчинены и существуют
сами по себе (табл. 9).
Таблица 9
Состав кадров федеральной государственной гражданской службы
по полу, категориям должностей, ветвям власти и уровням управления
(на 1 января 2005 г.)
Всего
работников,
чел.
К
всего
итогу,
в том
муж-
чины
%
числе
жен-
щины
От общей
численности, %
муж-
чины
жен-
щины
Другие федеральные государственные органы
Государственные
должности Российской
Федерации и должности
федеральной граждан-
ской службы, всего
1 470
100 100
100
46,8 53,2
Государственные
должности Российской
Федерации
30
2,0 3,6
0,6 83,3 16,7
266
Продолжение
Должности государствен-
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие
специалисты
Всего
работников,
чел.
1 440
340
24
967
109
К
всего
98,0
23,1
1,6
65,8
7,4
итогу,
в том
муж-
чины
96,4
33,6
2,8
56,5
3,5
%
числе
жен-
щины
99,4
13,9
0,6
73,9
10,9
От общей
численности, %
муж-
чины
46,0
67,9
79,2
40,2
22,0
жен-
щины
54,0
32,1
20,8
59,8
78,0
При этом если в первых двух государственных органах (Цент-
ральной избирательной комиссии и Счетной палате) гражданские
службы имеются, то в финансовых органах их по непонятным при-
чинам все еще нет. Хотя эти органы, во-первых, государственные,
а во-вторых, также имеют достаточно большие административные ап-
параты. Что мешает узаконить гражданскую службу? Ведь граждан-
ский орган без гражданской службы — это в принципе уже и не го-
сударственный орган.
В субъектах РФ также создаются свои избирательные комиссии
и счетные палаты, но они неподотчетны аналогичным федеральным
структурам.
§ 12.6. Проблемы совершенствования
федеральной гражданской службы
Основной проблемой развития законодательства о гражданской
службе является медлительность в разработке и принятии федераль-
ных законов и иных нормативных правовых актов. Это прежде всего
касается норм, направленных на укрепление единства гражданской
службы в федеральных и региональных государственных органах.
Здесь негативно сказывается:
• отсутствие единого Сводного реестра государственных (граж-
данских) служащих РФ (п. 5 ст. 15 Федерального закона «О системе
государственной службы РФ» и п. 4 ст. 43 Федерального закона
«О государственной гражданской службе РФ»);
• отсутствие единого управления гражданской службой на уров-
не Федерации и на уровне субъектов Федерации;
267
• неурегулированность порядка присвоения и сохранения ква-
лификационных классных чинов гражданских и муниципальных слу-
жащих;
• недостаток подзаконных актов, конкретизирующих общие
нормы Федерального закона «О государственной гражданской службы
РФ», касающиеся единой карьеры гражданских и муниципальных
служащих;
• отсутствие правил поведения, отвечающего статусу граждан-
ского служащего (чиновника);
• недостаточная мотивация эффективной работы на должно-
стях гражданской службы;
• ведомственность в организации федеральной гражданской
службы (уровне затрат, профессиональных требований к граждан-
ским служащим, их карьере, конкурсам, аттестации, квалификаци-
онным экзаменам)
1
.
Анализ структуры федеральной гражданской службы показыва-
ет ее некоторую бессистемность, неупорядоченность. Конечно, про-
цесс создания единой и надежно функционирующей федеральной
государственной службы — дело достаточно сложное и трудоемкое.
Оно требует квалифицированной проработки как общей концепции
всей системы, так и концепции составляющих ее подсистем. Вполне
естественно, что в этом деле есть определенные недоработки и упу-
щения.
Гражданские службы федеральных органов по уровню системно-
сти можно условно разбить на три группы: удовлетворительно систем-
ные, слабосистемные и плохосистемные. В группу удовлетворитель-
но системных можно включить гражданские службы Администрации
Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель-
ства, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты. В пользу
данного вывода говорит то, что они достаточно централизованы и си-
стематизированы. Входящие в них подразделения имеют обычно
двойное подчинение — политическому руководству и руководству
аппаратов, что обеспечивает и двойной контроль за их деятельностью.
В группу слабосистемных можно включить гражданскую служ-
бу Конституционного суда. В этом федеральном органе часть под-
разделений объединены в центральный секретариат. Он также цен-
трализован, систематизирован и имеет двойное подчинение. Но наряду
1
См.:
Южаков В.Н.
Законодательство о государственной службе: коллизии
федерализма // Законодательные (представительные) органы власти субъектов
РФ. Практика. Мнение. Проблемы. Инф.-мет. бюлл. Вып. 2 (28). М., 2004.
268
с этим в Конституционном суде имеется и другая часть подразделе-
ний, которые функционируют автономно и подчиняются только пер-
вому руководителю. При этом в автономные выделены в основном
хозяйственные подразделения.
Наконец, в группу плохо системных, видимо, следует включить
гражданские службы большинства федеральных министерств и ве-
домств, двух федеральных судов — Верховного и Высшего арбит-
ражного, а также Генеральной прокуратуры. Здесь все подразделе-
ния имеют автономный характер, подчиняются только политическому
руководству данных органов.
Поэтому одной из первостепенных задач в деле повышения на-
дежности и эффективности гражданских служб значительной части
федеральных органов государственной власти является их структур-
ная систематизация. С этой целью необходимо аппараты всех феде-
ральных органов сделать более субординированными, т.е. подчинить
каждый единому административному руководству. Только таким
образом в них можно создать механизмы двойного подчинения (по-
литическим и административным руководителям), которые прояв-
ляют себя на практике как оптимальные. Подобная мера нужна для
усиления надежности и устойчивости данных гражданских служб.
Выводы
• Федеральная гражданская служба — это профессиональная
административная (аппаратная) деятельность гражданских служащих
по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федераль-
ных государственных органов.
• Особенности системы федеральной гражданской службы:
имеет координационный характер; регулируется нормативными пра-
вовыми актами; абсолютное большинство в ней занимают женщины.
• Структура федеральной гражданской службы имеет два уров-
ня подсистем — центрально-федеральный и федерально-региональ-
ный. Первый уровень (или центрально-федеральный) образуют го-
сударственные службы четырех ветвей федеральной государственной
власти. Он возникает под влиянием дифференциации этих четырех
властей на определенные федеральные органы. Второй уровень (или
федерально-региональный) образуется в регионах (субъектах Феде-
рации), где многие федеральные органы исполнительной и судебной
власти создают свои дочерние органы.
• Аппарат Федерального Собрания может быть охарактеризо-
ван как частично централизованный, поскольку в нем имеется два
269
независимых аппарата (на каждую из палат), которые возглавляют-
ся своими руководителями. Естественно, в построении этих аппара-
тов есть своя специфика, связанная непосредственно с функциональ-
ной спецификой соответствующих палат Федерального Собрания.
• Федеральная гражданская служба имеет два уровня подсис-
тем: центрально-федеральную и федерально-региональную.
• В центрально-федеральной подсистеме особую значимость
по своей роли имеет гражданская служба исполнительной власти:
1) она располагает самым большим среди всех ветвей федеральной
власти управленческим аппаратом; 2) это единственная ветвь феде-
ральной гражданской службы, в которой просматривается суборди-
национный характер; 3) данная структура гражданской службы бо-
лее других обеспечена нормативными актами. Здесь имеется три
в определенной мере соподчиненных между собой уровня. Высший
уровень составляет гражданская служба Президента. Затем слабо
подчиненная ей гражданская служба Правительства. Нижнюю сту-
пеньку в этой иерархии занимают гражданские службы федераль-
ных министерств и ведомств (куда входят службы и агентства).
• Наиболее уязвимым местом гражданской службы федераль-
ной исполнительной власти как особой подсистемы является разоб-
щенность, отсутствие надежной субординации, что снижает ее ответ-
ственность за принимаемые решения. Наибольшая несогласованность
как раньше, так и теперь просматривается во взаимоотношениях между
аппаратами Президента, с одной стороны, и аппаратами Правитель-
ства, его министерств и ведомств — с другой. Чтобы преодолеть дан-
ный недостаток, необходимо перечисленные три уровня гражданской
службы федеральной исполнительной власти сделать единой и до-
статочно субординированной управленческой подсистемой, которая
бы функционировала как целостный, хорошо отлаженный организм.
И сделать это можно главным образом за счет создания «федераль-
ного государственного органа по управлению государственной служ-
бой» (ст. 19, п. 5).
Контрольные вопросы
1. Каково определение федеральной гражданской службы?
2. Что представляет собой система федеральной
государственной
службы? Какие подсистемы она имеет?
3. Каковы особенности системы федеральной государственной
службы?
270