Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6399

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рис. 9. Примерная структура гражданской службы субъектов РФ

(пунктирные линии означают федеральные органы, которые не входят

в систему государственных органов субъектов РФ, но находятся

на их территории и обеспечивают решение как федеральных,

так и региональных задач)

281


background image

По уровням государственной власти (по вертикали) в каждом

субъекте Федерации пока что целесообразно различать региональ-
ную и районную гражданские службы. При этом нужно подчеркнуть,
что структура районных аппаратов органов исполнительной власти,
по мере формирования, почти один к одному повторяет основную
структуру аппаратов органов исполнительной власти субъектов
Федерации.

Если же брать внутреннее строение гражданской службы субъек-

тов Федерации, то горизонтальная структура здесь выстраивается по
четырем ветвям власти и включает соответственно аппараты законо-
дательной, исполнительной, судебной и других органов власти.

В состав гражданской службы законодательной власти входят

лишь гражданские службы законодательных органов субъектов Фе-
дерации. Поскольку законодательные органы некоторых субъектов

Федерации (например, республик Башкортостан, Карелии, Саха (Яку-

тии) и др.) имеют двухпалатную структуру, то и гражданские служ-
бы здесь также разделяются по этим палатам (табл. 11). Из-за бед-
ности многих субъектов Федерации их законодательные органы
формируются по смешанной системе: часть депутатов оплачивается
государством, а другая — ведет работу на общественных началах.

Таблица 11

Состав кадров государственной гражданской службы субъектов

Российской Федерации по полу, категориям должностей

и уровням управления (на 1 января 2005 г.)

Всего

работников,

чел.

К

всего

итогу,

в том

муж-
чины

%

числе

жен-

щины

От общей

численности, %

муж-
чины

жен-

щины

В органах законодатель-
ной власти субъектов
Российской Федерации

7 912 100 100 100 40,7 59,3

Государственные

должности Российской

Федерации, субъектов
Российской Федерации

1 159 14,6 30,2 3,9 84,0 16,0

Должности государствен- 6 753
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители 1 344

помощники (советники) 914
специалисты 3 156

85,4 69,8 96,1 33,3 66,7

17,0 21,0 14,2 50,5 49,6
11,6 14,3 9,7 50,4 49,6

40,4 26,7 49,9 26,8 73,2

282


background image

Продолжение

обеспечивающие
специалисты

Всего

работников,

чел.

1 295

К

всего

16,4

итогу,

в том

муж-

чины

7,8

%

числе

жен-

щины

22,3

От общей

численности, %

муж-

чины

жен-

щины

19,3 80,7

Гражданская служба законодательных органов субъектов Феде-

рации испытывает наибольшие трудности в своем становлении. Дело
в том, что прежняя вертикаль законодательной власти в стране раз-
рушена, каждый уровень (федеральный, региональный, районный)
и каждый законодательный орган здесь функционируют совершенно
самостоятельно. Какое-либо служебное общение, а тем более обмен
опытом между законодательными органами даже одного уровня до
последнего времени практически отсутствовал. Поэтому и функции
гражданской службы данной ветви государственной власти форми-

руются в основном стихийно, методом проб и ошибок.

Государственные аппараты законодательных органов большин-

ства субъектов Федерации пока численно невелики (30-40 человек)
и имеют обычно по четыре-пять отделов: организационный, юридиче-
ский, информационно-аналитический, хозяйственный и общий (иногда
протокольный). В некоторых субъектах Федерации аппараты зако-
нодательных органов достаточно многочисленны и способны в долж-
ной мере обеспечить исполнение полномочий своими депутатами
(Москва, Московская область, Татарстан, Башкортостан и др.).

К настоящему времени более или менее определились следующие

функции государственного аппарата законодательных органов субъек-
тов Федерации: 1) подготовка и проведение сессий законодательных
органов, заседаний депутатских комитетов, депутатских слушаний,
круглых столов и других депутатских мероприятий; 2) участие в раз-
работке проектов нормативных актов и проверке исполнения приня-
тых решений; 3) учет и систематизация правовых актов; 4) планиро-
вание работы; 5) анализ социально-экономического положения
в регионе; 6) изучение общественного мнения; 7) документационное
обеспечение депутатов и ведение делопроизводства; 8) рассмотрение
писем и обращений населения; 9) финансовое и хозяйственное обес-
печение деятельности законодательных органов; 10) обеспечение взаи-
модействия с органами исполнительной и судебной власти, а также
местного самоуправления.

283


background image

Среди четырех ветвей региональной гражданской службы наи-

более многочисленной является гражданская служба исполнитель-
ной власти. До начала реформ 1990-х гг. аппаратные структуры испол-
комов региональных советов народных депутатов были стабильными
и унифицированными. С началом этих реформ и ликвидацией со-
ветской власти численность региональных аппаратных структур и чис-
ленность их персонала резко возросли (табл. 12).

Таблица 12

Состав кадров государственной гражданской службы субъектов

Российской Федерации по полу, категориям должностей

и уровням управления (на 1 января 2005 г.)

В органах исполнитель-
ной власти субъектов
Российской Федерации

Государственные

должности Российской
Федерации, субъектов

Российской Федерации

Должности государствен-

ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие
специалисты

Всего

работников,

чел.

153

 735

1 007

152 728

39 234

1 609

94 423

17 462

К

всего

100

0,7

99,3

25,5

1,0

61,4

11,4

итогу,

в том

муж-

чины

100

1,8

98,2

39,2

2,1

50,8

6,0

%

числе

жен-

щины

100

0,1

99,9

19,4

0,6

66,1

13,7

От общей

численности, %

муж-

чины

30,8

86,0

30,4

47,3
62,6
25,5

16,3

жен-

щины

69,2

14,0

69,6

52,7
37,4
74,5
83,7

Гражданская служба исполнительной власти включает: 1) граж-

данскую службу первых руководителей исполнительной власти
субъектов Федерации; 2) гражданскую службу Правительства субъек-
тов РФ; 3) гражданскую службу региональных отраслевых органов
исполнительной власти субъектов Федерации; 4) гражданскую службу
региональных органов федеральных министерств и ведомств, кото-
рые находятся на региональном бюджете (культура, труд, архитекту-
ра и др.).

Гражданская служба судебной власти состоит из гражданской

службы уставного (конституционного) суда субъекта Федерации
и мировых судей (табл. 13).

284


background image

Судебная власть пока очень плохо взаимодействует с местным

самоуправлением. Но Федеральный конституционный закон «О су-
дебной системе Российской Федерации» (1997 г.) уже наметил ос-
новные положения концепции местной судебной власти, что, несом-
ненно, является позитивным моментом. Ведь местное самоуправление
без местного суда обычно не функционирует.

Таблица 13

Состав кадров государственной гражданской службы субъектов

Российской Федерации по полу, категориям должностей

и уровням управления (на 1 января 2005 г.)

В органах судебной
власти субъектов
Российской Федерации

Государственные

должности Российской

Федерации, субъектов
Российской Федерации

Должности государствен-

ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие
специалисты

Всего

работников,

чел.

17 562

5 981

11 581

200
387

6 224
4 770

К

всего

100

34,1

65,9

1,1

2,2

35,4

27,2

итогу,

в том

муж-

чины

100

63,3

36,7

3,8
2,8

15,3
14,7

%

числе

жен-

щины

100

28,0

72,0

0,6
2,1

39,6
29,7

От общей

численности, %

муж-

чины

17,1

31,9

9,5

57,5
22,0

7,4
9,3

жен-

щины

82,9

68,1

90,5

42,5
78,0
92,6
90,7

На региональном уровне так же, как и на федеральном, имеются

еще и иные (другие) органы власти, которые приобретают немало-
важное значение (табл. 14).

Гражданские службы региональных органов федеральных мини-

стерств и ведомств, которые находятся на федеральном бюджете (во-
енные комиссариаты, управления внутренних дел, управления здра-
воохранения и др.), а также гражданские службы региональных судов
общей юрисдикции, гражданские службы региональных арбитраж-
ных судов и гражданские службы региональных прокуратур фор-
мально не входят в состав гражданских служб субъектов Федерации,
но находятся на территории этих субъектов и обеспечивают решение
многих их задач.

285