Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6399
Скачиваний: 32
Рис. 9. Примерная структура гражданской службы субъектов РФ
(пунктирные линии означают федеральные органы, которые не входят
в систему государственных органов субъектов РФ, но находятся
на их территории и обеспечивают решение как федеральных,
так и региональных задач)
281
По уровням государственной власти (по вертикали) в каждом
субъекте Федерации пока что целесообразно различать региональ-
ную и районную гражданские службы. При этом нужно подчеркнуть,
что структура районных аппаратов органов исполнительной власти,
по мере формирования, почти один к одному повторяет основную
структуру аппаратов органов исполнительной власти субъектов
Федерации.
Если же брать внутреннее строение гражданской службы субъек-
тов Федерации, то горизонтальная структура здесь выстраивается по
четырем ветвям власти и включает соответственно аппараты законо-
дательной, исполнительной, судебной и других органов власти.
В состав гражданской службы законодательной власти входят
лишь гражданские службы законодательных органов субъектов Фе-
дерации. Поскольку законодательные органы некоторых субъектов
Федерации (например, республик Башкортостан, Карелии, Саха (Яку-
тии) и др.) имеют двухпалатную структуру, то и гражданские служ-
бы здесь также разделяются по этим палатам (табл. 11). Из-за бед-
ности многих субъектов Федерации их законодательные органы
формируются по смешанной системе: часть депутатов оплачивается
государством, а другая — ведет работу на общественных началах.
Таблица 11
Состав кадров государственной гражданской службы субъектов
Российской Федерации по полу, категориям должностей
и уровням управления (на 1 января 2005 г.)
Всего
работников,
чел.
К
всего
итогу,
в том
муж-
чины
%
числе
жен-
щины
От общей
численности, %
муж-
чины
жен-
щины
В органах законодатель-
ной власти субъектов
Российской Федерации
7 912 100 100 100 40,7 59,3
Государственные
должности Российской
Федерации, субъектов
Российской Федерации
1 159 14,6 30,2 3,9 84,0 16,0
Должности государствен- 6 753
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители 1 344
помощники (советники) 914
специалисты 3 156
85,4 69,8 96,1 33,3 66,7
17,0 21,0 14,2 50,5 49,6
11,6 14,3 9,7 50,4 49,6
40,4 26,7 49,9 26,8 73,2
282
Продолжение
обеспечивающие
специалисты
Всего
работников,
чел.
1 295
К
всего
16,4
итогу,
в том
муж-
чины
7,8
%
числе
жен-
щины
22,3
От общей
численности, %
муж-
чины
жен-
щины
19,3 80,7
Гражданская служба законодательных органов субъектов Феде-
рации испытывает наибольшие трудности в своем становлении. Дело
в том, что прежняя вертикаль законодательной власти в стране раз-
рушена, каждый уровень (федеральный, региональный, районный)
и каждый законодательный орган здесь функционируют совершенно
самостоятельно. Какое-либо служебное общение, а тем более обмен
опытом между законодательными органами даже одного уровня до
последнего времени практически отсутствовал. Поэтому и функции
гражданской службы данной ветви государственной власти форми-
руются в основном стихийно, методом проб и ошибок.
Государственные аппараты законодательных органов большин-
ства субъектов Федерации пока численно невелики (30-40 человек)
и имеют обычно по четыре-пять отделов: организационный, юридиче-
ский, информационно-аналитический, хозяйственный и общий (иногда
протокольный). В некоторых субъектах Федерации аппараты зако-
нодательных органов достаточно многочисленны и способны в долж-
ной мере обеспечить исполнение полномочий своими депутатами
(Москва, Московская область, Татарстан, Башкортостан и др.).
К настоящему времени более или менее определились следующие
функции государственного аппарата законодательных органов субъек-
тов Федерации: 1) подготовка и проведение сессий законодательных
органов, заседаний депутатских комитетов, депутатских слушаний,
круглых столов и других депутатских мероприятий; 2) участие в раз-
работке проектов нормативных актов и проверке исполнения приня-
тых решений; 3) учет и систематизация правовых актов; 4) планиро-
вание работы; 5) анализ социально-экономического положения
в регионе; 6) изучение общественного мнения; 7) документационное
обеспечение депутатов и ведение делопроизводства; 8) рассмотрение
писем и обращений населения; 9) финансовое и хозяйственное обес-
печение деятельности законодательных органов; 10) обеспечение взаи-
модействия с органами исполнительной и судебной власти, а также
местного самоуправления.
283
Среди четырех ветвей региональной гражданской службы наи-
более многочисленной является гражданская служба исполнитель-
ной власти. До начала реформ 1990-х гг. аппаратные структуры испол-
комов региональных советов народных депутатов были стабильными
и унифицированными. С началом этих реформ и ликвидацией со-
ветской власти численность региональных аппаратных структур и чис-
ленность их персонала резко возросли (табл. 12).
Таблица 12
Состав кадров государственной гражданской службы субъектов
Российской Федерации по полу, категориям должностей
и уровням управления (на 1 января 2005 г.)
В органах исполнитель-
ной власти субъектов
Российской Федерации
Государственные
должности Российской
Федерации, субъектов
Российской Федерации
Должности государствен-
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие
специалисты
Всего
работников,
чел.
153
735
1 007
152 728
39 234
1 609
94 423
17 462
К
всего
100
0,7
99,3
25,5
1,0
61,4
11,4
итогу,
в том
муж-
чины
100
1,8
98,2
39,2
2,1
50,8
6,0
%
числе
жен-
щины
100
0,1
99,9
19,4
0,6
66,1
13,7
От общей
численности, %
муж-
чины
30,8
86,0
30,4
47,3
62,6
25,5
16,3
жен-
щины
69,2
14,0
69,6
52,7
37,4
74,5
83,7
Гражданская служба исполнительной власти включает: 1) граж-
данскую службу первых руководителей исполнительной власти
субъектов Федерации; 2) гражданскую службу Правительства субъек-
тов РФ; 3) гражданскую службу региональных отраслевых органов
исполнительной власти субъектов Федерации; 4) гражданскую службу
региональных органов федеральных министерств и ведомств, кото-
рые находятся на региональном бюджете (культура, труд, архитекту-
ра и др.).
Гражданская служба судебной власти состоит из гражданской
службы уставного (конституционного) суда субъекта Федерации
и мировых судей (табл. 13).
284
Судебная власть пока очень плохо взаимодействует с местным
самоуправлением. Но Федеральный конституционный закон «О су-
дебной системе Российской Федерации» (1997 г.) уже наметил ос-
новные положения концепции местной судебной власти, что, несом-
ненно, является позитивным моментом. Ведь местное самоуправление
без местного суда обычно не функционирует.
Таблица 13
Состав кадров государственной гражданской службы субъектов
Российской Федерации по полу, категориям должностей
и уровням управления (на 1 января 2005 г.)
В органах судебной
власти субъектов
Российской Федерации
Государственные
должности Российской
Федерации, субъектов
Российской Федерации
Должности государствен-
ной гражданской службы,
всего
в том числе:
руководители
помощники (советники)
специалисты
обеспечивающие
специалисты
Всего
работников,
чел.
17 562
5 981
11 581
200
387
6 224
4 770
К
всего
100
34,1
65,9
1,1
2,2
35,4
27,2
итогу,
в том
муж-
чины
100
63,3
36,7
3,8
2,8
15,3
14,7
%
числе
жен-
щины
100
28,0
72,0
0,6
2,1
39,6
29,7
От общей
численности, %
муж-
чины
17,1
31,9
9,5
57,5
22,0
7,4
9,3
жен-
щины
82,9
68,1
90,5
42,5
78,0
92,6
90,7
На региональном уровне так же, как и на федеральном, имеются
еще и иные (другие) органы власти, которые приобретают немало-
важное значение (табл. 14).
Гражданские службы региональных органов федеральных мини-
стерств и ведомств, которые находятся на федеральном бюджете (во-
енные комиссариаты, управления внутренних дел, управления здра-
воохранения и др.), а также гражданские службы региональных судов
общей юрисдикции, гражданские службы региональных арбитраж-
ных судов и гражданские службы региональных прокуратур фор-
мально не входят в состав гражданских служб субъектов Федерации,
но находятся на территории этих субъектов и обеспечивают решение
многих их задач.
285