Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6391

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

дило подобную программу действий на период до 2008 г. Успешным

можно считать и опыт стратегического планирования в Санкт-Пе-
тербурге, где действует единый методологический подход к разра-
ботке и реализации правовых актов, составляющих основу реформи-
рования гражданской службы.

Практически любой аспект административной реформы в реги-

онах нуждается в дальнейшей доработке. Для этого целесообразно
создание реального механизма разграничения сфер компетенции Фе-

дерации и ее субъектов. Его, возможно, следует закрепить законода-
тельно, а в составе федеральных органов власти образовать единый
центральный орган, определяющий государственную административ-
ную политику и занятый нормативно-правовым регулированием. Такая
роль могла бы быть отведена управлению РФ по вопросам государ-
ственной службы в Администрации Президента.

Что касается специфических путей оптимизации гражданской

службы отдельных субъектов Федерации, то здесь речь должна идти
об учете и практическом использовании исторических, географиче-
ских, этнических и других особенностей этих субъектов Федерации.
Например, численность и структура аппаратов органов государствен-
ной власти малонаселенных субъектов Федерации должны быть зна-
чительно меньше и проще, чем в густонаселенных и промышленно

развитых регионах, имеющих по 5-10 млн населения. В свою оче-
редь, в северных регионах, очевидно, размер материального возна-
граждения гражданских служащих, длительность их отпусков и дру-
гие льготы должны быть больше, чем в других регионах.

Совершенствование гражданской службы субъектов Федерации —

процесс разносторонний. Он предполагает постоянное изучение и об-
мен опытом в этих вопросах между регионами, использование всего
лучшего, что здесь удается сделать.

Таким образом, гражданская служба субъектов Федерации пока

что еще недостаточно определилась как информационно (норматив-
но), так и организационно. В большинстве случаев она представляет
собой простой или слегка модифицированный повтор ранее суще-
ствовавших структур. При этом наблюдается большой разброс в на-

званиях этих структур. Отсутствие единых методологических подхо-
дов к проектированию структур регионального управления создает
определенные трудности при идентификации органов и должностей
гражданской службы различных субъектов Федерации. Кроме того,
это ведет к дублированию функций различными подразделениями
и отдельными работниками, раздуванию штатной численности пер-
сонала, быстрому обюрокрачиванию управленческих структур.

291


background image

Выводы

• Субъектами РФ называются исторически сложившиеся тер-

риториально-национальные образования, формирующие в настоящее
время свои системы государственного управления, экономического
обеспечения и местного самоуправления в пределах единого полити-
ко-административного пространства. В качестве самостоятельных
субъектов Федерации выступают русские края, области, города фе-
дерального значения, а также республики, область и округа других
наций и народностей. В последнее время за субъектами Федерации
закрепилось название «регионы».

• Гражданская служба субъектов Федерации — это професси-

ональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспе-

чению исполнения и исполнению полномочий региональных госу-
дарственных органов.

ш Особенности гражданской службы субъектов Федерации:

1) имеет переходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет

ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны транс-
формироваться или исчезнуть совсем; 2) представляет собой прак-
тически самостоятельный срез государственного управления, плохо
связанный с федеральной и муниципальной службами; 3) в настоя-
щее время в основных чертах начинает постепенно повторять струк-
туру федеральной гражданской службы; 4) как и на федеральном
уровне большую часть среди региональных гражданских служащих
также занимают женщины.

и

 Классификация гражданских служб субъектов Федерации:

1) по территориально-национальному принципу — гражданские служ-

бы 55 русских краев и областей, двух русских городов федерального
значения, 21 национальной республики, одной автономной области
и девяти автономных округов; 2) по уровням государственной влас-
ти — гражданские службы региональные и районные; 3) по ветвям го-
сударственной власти — гражданские службы законодательной (пред-
ставительной), исполнительной, судебной и иных органов власти.

• Система гражданской службы субъектов Федерации должна

строиться на балансе двух начал — унитарного и федеративного, край-
не необходимых для успешного функционирования большого по тер-
ритории и многонационального по составу российского государства.

• Пути оптимизации гражданской службы субъектов Федера-

ции, судя по всему, должны разворачиваться по двум основным на-
правлениям. Одно призвано решать общие проблемы совершенство-
вания гражданской службы всех субъектов Федерации, а также ее
взаимодействия с федеральной гражданской службой. Другое — уде-

292


background image

лить больше внимания специфическим вопросам становления граж-
данской службы отдельных (конкретных) субъектов Федерации и ее
взаимодействия с муниципальной службой.

Контрольные вопросы

1. Как можно определить понятие «гражданская служба субъек-

тов РФ»?

2. Каковы особенности гражданской службы субъектов Федерации?

3. Что представляет собой классификация гражданских служб субъек-

тов Федерации?

4. Какова структура гражданской службы субъектов Федерации?
5. В чем сущность системы гражданской службы субъектов Федера-

ции?

6. Каковы пути оптимизации гражданской службы субъектов Феде-

рации?

Рекомендуемая литература

Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный

закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-

ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Граждан В.Д.

 Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.

Овсянко Д.М.

 Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-

бие. М., 2005.


background image

ГЛАВА 14

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые

 виды информационного обеспечения; информацион-

понятия:

 ные технологии; система удостоверяющих центров;

электронная среда

Гражданская служба по своей социальной природе и характеру

нацелена на участие во власти и, в частности, на необходимое обес-

печение государственного управления. Для этого она наделяется
целым рядом функций, основу которых составляют информацион-

ные и организационные функции.

§ 14.1. Соотношение понятий «функция» и «обеспечение»

Слово «функция» — латинского происхождения, означает «круг

деятельности». Обычно функцией называют часть, сторону, элемент,
этап любой социальной деятельности. Она выступает как совокуп-
ность действий гражданского служащего для достижения необходи-
мой подцели в рамках более широкой целенаправленной деятельно-
сти. Функции являются специфическими частями управленческой
деятельности, которые в совокупности образуют гражданскую служ-
бу (административное управление) как таковое.

Разные авторы достаточно по-разному анализируют характер

и количество функций государственной (гражданской) службы. В чем-
то их мнения совпадают, но по большей

 части

 они высказывают доста-

точно противоречивые взгляды. Например, А.Ф. Ноздрачев указы-
вает на пять функций государственной службы: правоприменительная,
правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная'.
Н.М. Казанцев называет тридцать семь подобных функций, среди
которых охрана суверенитета и защита прерогатив Российской Фе-

1

 См.:

 Ноздрачев А.Ф.

 Государственная служба: учебник. М., 1999. С. 43—44.

294


background image

дерации, контроль за соблюдением Конституции Российской Феде-
рации и федеральных законов, мониторинг правовых и политиче-
ских проблем осуществления Конституции и федеральных законов,
оценка степени необходимости внесения поправок и изменений и др.

1

Ю.Н. Старилов выделяет около двух десятков аналогичных функ-

ций: общие — регулирующая, принуждения, обеспечительно-восста-
новительная, организационная, правосоздающая (правотворческая),
контроля; основные — информационного обеспечения, прогнозиро-
вания и моделирования, планирования, организации, распорядитель-
ства, руководства, координации, контроля, регулирования; в сфере
обороны; в сфере экономики и социально-культурного строительства;
вспомогательные; специальные

2

.

Если говорить по существу, то в принципе каждый государствен-

ный служащий должен иметь свою особенную функцию. И в целом
государственную службу можно охарактеризовать как совокупность
конкретных функций всех государственных служащих.

Как известно, в стране проводится административная реформа.

Правительственная комиссия вес функции государства разделила на
три группы: «избыточные», «дублирующие» и «необходимые». Всего

она насчитала 5800 функций, их которых на начало 2004 г. 800 —
признаны избыточными, 350 — дублирующими и более 500 — требу-
ющими сокращения масштабов исполнения. Над остальными функ-
циями предложено поработать в процессе дальнейших реформ. Ана-
лиз функций гражданской службы показал запущенность нашего
государственного управления.

Через функции гражданской службы обеспечиваются необходи-

мые потребности государственной власти. Согласно СИ. Ожегову,

«обеспечить» — значит «сделать возможным, действительным, ре-

ально выполнимым»

3

. Через информационное и организационное обес-

печение гражданская служба делает себя необходимым инструмен-
том государственного управления, той структурой, которая должна
гибко реагировать на все сложности социальной жизни.

Как известно,

 информация

 —

 это совокупность сведений о со-

стоянии управляющей и управляемой подсистем, а также внешней
среды.

 Все стадии и этапы процесса управления связаны с перера-

боткой информации. В социальной жизни она является средством

1

 См.:

 Казанцев Н.М.

 Публично-правовое регулирование государственной

службы: институционально-функциональный анализ. М., 1999. С. 156—163.

2

 См.:

 Старилов Ю.Н.

 Служебное право: учебник. М., 1996. С. 189—197.

3

 Ожегов СИ.

 Словарь русского языка. М., 1972. С. 388.

295