Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6391
Скачиваний: 32
дило подобную программу действий на период до 2008 г. Успешным
можно считать и опыт стратегического планирования в Санкт-Пе-
тербурге, где действует единый методологический подход к разра-
ботке и реализации правовых актов, составляющих основу реформи-
рования гражданской службы.
Практически любой аспект административной реформы в реги-
онах нуждается в дальнейшей доработке. Для этого целесообразно
создание реального механизма разграничения сфер компетенции Фе-
дерации и ее субъектов. Его, возможно, следует закрепить законода-
тельно, а в составе федеральных органов власти образовать единый
центральный орган, определяющий государственную административ-
ную политику и занятый нормативно-правовым регулированием. Такая
роль могла бы быть отведена управлению РФ по вопросам государ-
ственной службы в Администрации Президента.
Что касается специфических путей оптимизации гражданской
службы отдельных субъектов Федерации, то здесь речь должна идти
об учете и практическом использовании исторических, географиче-
ских, этнических и других особенностей этих субъектов Федерации.
Например, численность и структура аппаратов органов государствен-
ной власти малонаселенных субъектов Федерации должны быть зна-
чительно меньше и проще, чем в густонаселенных и промышленно
развитых регионах, имеющих по 5-10 млн населения. В свою оче-
редь, в северных регионах, очевидно, размер материального возна-
граждения гражданских служащих, длительность их отпусков и дру-
гие льготы должны быть больше, чем в других регионах.
Совершенствование гражданской службы субъектов Федерации —
процесс разносторонний. Он предполагает постоянное изучение и об-
мен опытом в этих вопросах между регионами, использование всего
лучшего, что здесь удается сделать.
Таким образом, гражданская служба субъектов Федерации пока
что еще недостаточно определилась как информационно (норматив-
но), так и организационно. В большинстве случаев она представляет
собой простой или слегка модифицированный повтор ранее суще-
ствовавших структур. При этом наблюдается большой разброс в на-
званиях этих структур. Отсутствие единых методологических подхо-
дов к проектированию структур регионального управления создает
определенные трудности при идентификации органов и должностей
гражданской службы различных субъектов Федерации. Кроме того,
это ведет к дублированию функций различными подразделениями
и отдельными работниками, раздуванию штатной численности пер-
сонала, быстрому обюрокрачиванию управленческих структур.
291
Выводы
• Субъектами РФ называются исторически сложившиеся тер-
риториально-национальные образования, формирующие в настоящее
время свои системы государственного управления, экономического
обеспечения и местного самоуправления в пределах единого полити-
ко-административного пространства. В качестве самостоятельных
субъектов Федерации выступают русские края, области, города фе-
дерального значения, а также республики, область и округа других
наций и народностей. В последнее время за субъектами Федерации
закрепилось название «регионы».
• Гражданская служба субъектов Федерации — это професси-
ональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспе-
чению исполнения и исполнению полномочий региональных госу-
дарственных органов.
ш Особенности гражданской службы субъектов Федерации:
1) имеет переходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет
ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны транс-
формироваться или исчезнуть совсем; 2) представляет собой прак-
тически самостоятельный срез государственного управления, плохо
связанный с федеральной и муниципальной службами; 3) в настоя-
щее время в основных чертах начинает постепенно повторять струк-
туру федеральной гражданской службы; 4) как и на федеральном
уровне большую часть среди региональных гражданских служащих
также занимают женщины.
и
Классификация гражданских служб субъектов Федерации:
1) по территориально-национальному принципу — гражданские служ-
бы 55 русских краев и областей, двух русских городов федерального
значения, 21 национальной республики, одной автономной области
и девяти автономных округов; 2) по уровням государственной влас-
ти — гражданские службы региональные и районные; 3) по ветвям го-
сударственной власти — гражданские службы законодательной (пред-
ставительной), исполнительной, судебной и иных органов власти.
• Система гражданской службы субъектов Федерации должна
строиться на балансе двух начал — унитарного и федеративного, край-
не необходимых для успешного функционирования большого по тер-
ритории и многонационального по составу российского государства.
• Пути оптимизации гражданской службы субъектов Федера-
ции, судя по всему, должны разворачиваться по двум основным на-
правлениям. Одно призвано решать общие проблемы совершенство-
вания гражданской службы всех субъектов Федерации, а также ее
взаимодействия с федеральной гражданской службой. Другое — уде-
292
лить больше внимания специфическим вопросам становления граж-
данской службы отдельных (конкретных) субъектов Федерации и ее
взаимодействия с муниципальной службой.
Контрольные вопросы
1. Как можно определить понятие «гражданская служба субъек-
тов РФ»?
2. Каковы особенности гражданской службы субъектов Федерации?
3. Что представляет собой классификация гражданских служб субъек-
тов Федерации?
4. Какова структура гражданской службы субъектов Федерации?
5. В чем сущность системы гражданской службы субъектов Федера-
ции?
6. Каковы пути оптимизации гражданской службы субъектов Феде-
рации?
Рекомендуемая литература
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Овсянко Д.М.
Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-
бие. М., 2005.
ГЛАВА 14
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые
виды информационного обеспечения; информацион-
понятия:
ные технологии; система удостоверяющих центров;
электронная среда
Гражданская служба по своей социальной природе и характеру
нацелена на участие во власти и, в частности, на необходимое обес-
печение государственного управления. Для этого она наделяется
целым рядом функций, основу которых составляют информацион-
ные и организационные функции.
§ 14.1. Соотношение понятий «функция» и «обеспечение»
Слово «функция» — латинского происхождения, означает «круг
деятельности». Обычно функцией называют часть, сторону, элемент,
этап любой социальной деятельности. Она выступает как совокуп-
ность действий гражданского служащего для достижения необходи-
мой подцели в рамках более широкой целенаправленной деятельно-
сти. Функции являются специфическими частями управленческой
деятельности, которые в совокупности образуют гражданскую служ-
бу (административное управление) как таковое.
Разные авторы достаточно по-разному анализируют характер
и количество функций государственной (гражданской) службы. В чем-
то их мнения совпадают, но по большей
части
они высказывают доста-
точно противоречивые взгляды. Например, А.Ф. Ноздрачев указы-
вает на пять функций государственной службы: правоприменительная,
правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная'.
Н.М. Казанцев называет тридцать семь подобных функций, среди
которых охрана суверенитета и защита прерогатив Российской Фе-
1
См.:
Ноздрачев А.Ф.
Государственная служба: учебник. М., 1999. С. 43—44.
294
дерации, контроль за соблюдением Конституции Российской Феде-
рации и федеральных законов, мониторинг правовых и политиче-
ских проблем осуществления Конституции и федеральных законов,
оценка степени необходимости внесения поправок и изменений и др.
1
Ю.Н. Старилов выделяет около двух десятков аналогичных функ-
ций: общие — регулирующая, принуждения, обеспечительно-восста-
новительная, организационная, правосоздающая (правотворческая),
контроля; основные — информационного обеспечения, прогнозиро-
вания и моделирования, планирования, организации, распорядитель-
ства, руководства, координации, контроля, регулирования; в сфере
обороны; в сфере экономики и социально-культурного строительства;
вспомогательные; специальные
2
.
Если говорить по существу, то в принципе каждый государствен-
ный служащий должен иметь свою особенную функцию. И в целом
государственную службу можно охарактеризовать как совокупность
конкретных функций всех государственных служащих.
Как известно, в стране проводится административная реформа.
Правительственная комиссия вес функции государства разделила на
три группы: «избыточные», «дублирующие» и «необходимые». Всего
она насчитала 5800 функций, их которых на начало 2004 г. 800 —
признаны избыточными, 350 — дублирующими и более 500 — требу-
ющими сокращения масштабов исполнения. Над остальными функ-
циями предложено поработать в процессе дальнейших реформ. Ана-
лиз функций гражданской службы показал запущенность нашего
государственного управления.
Через функции гражданской службы обеспечиваются необходи-
мые потребности государственной власти. Согласно СИ. Ожегову,
«обеспечить» — значит «сделать возможным, действительным, ре-
ально выполнимым»
3
. Через информационное и организационное обес-
печение гражданская служба делает себя необходимым инструмен-
том государственного управления, той структурой, которая должна
гибко реагировать на все сложности социальной жизни.
Как известно,
информация
—
это совокупность сведений о со-
стоянии управляющей и управляемой подсистем, а также внешней
среды.
Все стадии и этапы процесса управления связаны с перера-
боткой информации. В социальной жизни она является средством
1
См.:
Казанцев Н.М.
Публично-правовое регулирование государственной
службы: институционально-функциональный анализ. М., 1999. С. 156—163.
2
См.:
Старилов Ю.Н.
Служебное право: учебник. М., 1996. С. 189—197.
3
Ожегов СИ.
Словарь русского языка. М., 1972. С. 388.
295