Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6387
Скачиваний: 32
коммуникации между людьми, а в социальном управлении — сред-
ством воздействия на людей.
Роль информации в процессе управления противоречива. С од-
ной стороны, с усложнением общества растет информация о нем, что
создает трудности в управлении, а с другой — по мере увеличения
объема организованной (упорядоченной) информации увеличиваются
возможности совершенствования управления. Следовательно, инфор-
мация дает лишь сведения о внешних предметах независимо от фор-
мы их представления. Данное понимание зафиксировано в Законе
«Об информации, информатизации и защите информации», приня-
том в стране в 1995 г.
Классификация (или структурирование) информации может быть
проведена по следующим основаниям:
• содержанию управляемых подсистем: политическая, эконо-
мическая, организационная, социальная, технологическая;
• источникам получения: познающая, оценивающая, целепо-
лагающая, нормирующая, запоминающая;
• форме передачи: визуальная, аудиоинформация, аудиовизу-
альная;
• форме представления: цифровая, буквенная, кодирован-
ная;
• механизмам получения: внутренняя, внешняя;
• роли в процессе управления: отчетная, статистическая,
контрольная;
• степени обработки: первичная, производная;
• времени представления: постоянная, оперативная;
• возможности использования: полезная — неполезная, избы-
точная — недостаточная, истинная — ложная.
В литературе нередко информационное управление сводят един-
ственно к познанию и оцениванию, т.е. получению знаний и оценок.
Однако это не соответствует реальному положению вещей. Инфор-
мация включает не только знания и оценки, но также цели, нормы
и память людей.
Информационное обеспечение гражданской службы —
это выработка знаний, оценок, целей, норм и памяти, которые затем
используются в государственном управлении, в социальной практике.
В современных условиях
информационное управление дифферен-
цируется на два уровня — на обыденное и профессиональное.
Основ-
ное различие между ними сводится к тому, что обыденное информа-
ционное управление осуществляется всеми людьми, тогда как
профессиональное — это обязанность специально подготовленных
работников. Гражданская служба естественно проходит в основном
296
на профессиональном уровне. В связи с этим она осуществляет ин-
формационное обеспечение государственной деятельности, которое
реализуется посредством таких видов, как аналитическая, эксперт-
ная, целевая, нормативная и документационная.
Что представляют собой эти виды?
§ 14.2. Аналитическое и экспертное обеспечение
Социальный анализ (гр.
analysis —
разложение, расчленение) —
совокупность действий, с помощью которых социальный объект рас-
членяется (разлагается) на различные составляющие. Обычно он ис-
пользуется наряду с социальным синтезом (гр.
synthesis —
соедине-
ние, сочетание). Анализ и синтез — два взаимоисключающих, но
взаимодополняющих метода социального познания.
Аналитическое обеспечение заключается в том, что гражданские
служащие собирают различные знания об управляемых объектах, обоб-
щают и систематизируют их для выяснения состояния и дееспособ-
ности данных объектов, т.е. формируют управленческую проблему.
Постановка управленческой проблемы — это всегда сложный позна-
вательный процесс. Для формулировки такой проблемы требуется
не только мастерство, но и творческий подход, неординарность мыш-
ления.
Для того чтобы начать регулировать какой-либо процесс, взаи-
модействие предметов или социальных общностей, необходимо их
вначале изучить, получить достоверные знания об их сущности и осо-
бенностях. Познание есть идеальное воспроизведение человеком осо-
бенностей тех предметов и людей, с которыми он взаимодействует.
В познании отражаются реальные свойства и связи внешнего и внут-
реннего мира, но лишь того, который уже есть, т.е. реально суще-
ствует.
Результатом познания являются знания.
Они выступают
субъективными копиями объективно существующих предметов или
их свойств.
Получение и накопление знаний, передача их от одних поколе-
ний другим оказывают существенное влияние на характер общения
людей, на согласование их действий в процессе труда и всего пове-
дения в обществе. Другими словами, знания самым непосредствен-
ным образом участвуют в управлении человеческими делами. И ос-
новной целью познавательно-аналитической деятельности является
как раз обеспечение человека специфическим социальным продук-
том — знаниями. Потребность в этом продукте исторически возра-
стает, особенно значительной она стала в настоящее время.
297
Знания, однажды возникнув, являются достоянием социального
человека. Решающую роль в возникновении и развитии познаватель-
ной деятельности как в прошлом, так и сейчас, играют человеческие
потребности. Именно человеческие потребности, необходимость их
удовлетворения побуждают и стимулируют познавательную деятель-
ность людей.
В процессе исторического развития познавательная деятельность
претерпела глубокие изменения. Из управленческого элемента, впле-
тенного в повседневную жизнь человека, она превратилась в эпоху
капитализма в особую отрасль профессиональной деятельности.
В современных условиях в России основные проблемы государ-
ственного управления решаются только с использованием научных
знаний. Подготовка практически любого федерального и большин-
ства региональных законопроектов, других основных нормативных
актов проводится с привлечением профессионалов-ученых, специа-
лизирующихся в конкретных областях научных исследований, а так-
же высококвалифицированных практиков-управленцев. Во всех фе-
деральных министерствах и ведомствах созданы отделы науки, которые
координируют научные исследования, проводимые отраслевыми и ака-
демическими институтами по заказам министерств и ведомств. Дума-
ется, что аналогичные отделы были бы уместны и в структурах руко-
водителей исполнительной власти субъектов Федерации.
В государственном и муниципальном управлении информаци-
онное обеспечение осуществляется посредством государственных и му-
ниципальных правовых актов, которые выступают в виде государ-
ственных и муниципальных решений. Поэтому, говоря об управлении
в этих органах, первостепенное значение приобретают технология
подготовки, принятия и выполнения государственных и муниципаль-
ных решений, информационно-аналитический механизм управления
с помощью нормативных актов.
Аналитическое обеспечение, будучи исходным в государствен-
ном управлении, сопровождает осуществление всех других этапов
этого управления. Экспертное, целевое, нормативное и документа-
ционное обеспечение всегда протекают с участием аналитического
обеспечения, хотя каждое из них сохраняет свою специфику как
особых видов государственного управления.
Что представляет собой экспертное обеспечение? В отличие от
аналитического,
экспертное обеспечение состоит в выработке граж-
данскими служащими оптимальных оценок той или иной деятельно-
сти управляемых объектов, выявлении их значимости в данной сис-
теме социальных связей.
298
Получив знания о предметах и процессах природы и общества,
гражданские служащие сразу же пытаются определить, что полезно-
го для государства содержится в этих предметах и процессах. В ре-
зультате оценивания приоритет получают всегда те предметы и про-
цессы, которые несут какую-либо пользу или благо для людей.
Следовательно,
оценивание
—
это выражение интересов оцениваю-
щего субъекта в отношении к оцениваемому объекту.
В ходе оценивания определяющую роль играют два момента. Во-
первых, природные или социальные свойства предмета или процесса,
а во-вторых, их значимость для деятельности людей, для удовлетво-
рения их потребностей. Если в познании выясняется, что представ-
ляет собой данный предмет (процесс), то в оценивании задача состо-
ит в том, чтобы выяснить его полезность для людей.
Человек в своем оценивании выражает одобрение или неодобре-
ние, принятие или неприятие данных предметов (процессов) или
каких-либо их свойств. Оценивание всегда связано со сравнением
предметов или процессов, их свойств между собой и выделением
наиболее полезных для какой-либо деятельности. Сравнение — оп-
ределяющий момент (операция) в процессе оценивания.
Результатом оценивания является оценка.
Она выступает как
субъективное мнение о каком-либо объективно существующем пред-
мете или свойстве этого предмета, т.е. о его ценности. Социальная
оценка есть средство определения значимости вещи для деятельно-
сти человека, для удовлетворения его потребностей.
Стало быть, оценка есть проявление ценности в конкретной жиз-
ненной ситуации. Поэтому она (оценка) изменяется вслед за изме-
нением жизненной ситуации. Одна и та же ценность в зависимости
от жизненной конъюнктуры получает различные оценки. Ценности —
объективны, оценки — субъективны. Ценности — общезначимы, оцен-
ки в своем большинстве имеют частное (партикулярное) значение.
Особенности оценок: это всегда мнения людей о чем-либо; данные
мнения носят обычно утилитарный (лат. полезный, выгодный) ха-
рактер; они сопровождают все этапы сознательного управления.
Общество движется к осознанию и осмыслению исключитель-
ной важности оценочной проблематики, что выражается в постепен-
ном формировании
социальной экспертизы
(лат.
expertus
— опытный,
профессиональное заключение о чем-либо). Становится все более
очевидным, что в социальном оценивании помимо обыденного оце-
нивания необходимо высококвалифицированное экспертное оцени-
вание, для которого нужны соответствующим образом подготовлен-
299
ные профессионалы. Пока в качестве профессионалов-экспертов
выступают как практики, так и ученые.
В настоящее время социальная экспертиза осуществляется в че-
тырех основных формах: служебной, правовой, экономической и на-
учной. Служебная экспертиза проводится обычно по отраслям про-
фессиональной деятельности. В государственном управлении — в виде
согласования проектов нормативных актов с государственными орга-
нами, которые в соответствии с их компетенцией заинтересованы
или как-либо связаны с решением вопросов, регулируемых издава-
емым актом. Служебная экспертиза (согласование) может быть двух
видов: внутренней и внешней.
Внутренняя служебная экспертиза проводится соответствующими
структурными подразделениями органа, издающего нормативный акт.
В зависимости от содержания этого акта она включает выяснение
мнений:
• функциональных, отраслевых и совещательных подразделе-
ний органа, издающего акт;
• работников, должностные обязанности которых связаны
с функциональной структурой данного органа управления (специа-
листов, обеспечивающих специалистов и т.д.);
• заместителей руководителя коллегиального органа, замести-
телей министра или руководителя ведомства, ведающего вопросами,
разрешаемыми в проекте нормативного акта;
• правового отдела (управления);
• главного (старшего) бухгалтера.
Внешняя служебная экспертиза осуществляется подчиненными
и неподчиненными органами, имеющими непосредственное отноше-
ние к вопросам, содержащимся в проекте акта. В этом случае выяс-
няется мнение:
• подчиненных и неподчиненных органов в случае, когда по-
следние будут нести какие-либо обязанности вследствие издания нор-
мативного акта, или когда содержание этого акта затрагивает их не-
посредственные интересы;
• органов вневедомственного государственного контроля в оп-
ределенной области (санитарного, пожарного, экологического и др.);
• вышестоящих органов общей или специальной компетенции,
когда законодательством предусматривается возможность соверше-
ния тех или иных управленческих действий только с разрешения
этих органов.
Формами выражения мнения (фиксированных оценок) но про-
екту согласуемого нормативного акта являются: 1) визирование про-
300