Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6389
Скачиваний: 32
екта, применяемое при согласии с ним; 2) изложение в письменной
форме замечаний при несогласии с проектом или отдельными частя-
ми; 3) представление протокола обсуждения проекта нормативного
акта на заседании коллегиального органа (при согласовании его с кол-
легиальным органом).
Таким образом, технология экспертного обеспечения государ-
ственного управления — это совокупность необходимых этапов, при-
емов, подходов и способов проведения экспертизы для подготовки,
принятия и выполнения оптимальных вариантов государственных
решений. Данная технология исходит из того, что оценивание сопро-
вождает все этапы управления — от выяснения приоритетной со-
циальной проблемы, через выработку и реализацию оптимального
решения до эффективного контроля за последствиями этой реали-
зации.
§ 14.3. Целевое, нормативное
и документационное обеспечение
Целевое обеспечение государственного управления заключается
в выработке гражданскими служащими (или учеными) социального
прогноза (предвидения) для формирования оптимальной цели при
решении какой-либо актуальной социальной проблемы.
После того как предмет (процесс) познан и оценен с точки зре-
ния его полезности для человека, всегда, и вполне естественно, воз-
никает вопрос о возможности его использования на практике.
Целе-
полагание есть интеллектуальная деятельность человека по выработке
целей своей деятельности.
Под целью обычно понимается желаемое
состояние системы, отличное от существующего; это осознанный образ
потребного результата деятельности. Следовательно, в процессе це-
леполагания происходит выработка идеального «образа потребного
будущего» (Н.А. Бернштейн), в котором найдут применение полез-
ные свойства изученного и оцененного предмета (процесса).
Целеполагание — сложная интеллектуальная деятельность, в ко-
торой можно выделить две основные стадии: выработка предвиде-
ния (предсказания) и выработка на основе данного предвидения оп-
ределенной цели. Предвидение — это предположение о том, что должно
произойти, наступить. Любая цель формируется лишь на основе пред-
видения (предсказания). Категория цели настолько близка понятию
предвидения, что их нередко отождествляют. Вместе с тем если цель,
отражая необходимость в том или ином предмете потребности, вы-
ступает в форме желания определенного будущего, то предвидение —
301
это прежде всего как можно более объективная, во многих случаях
многовариантная картина возможного будущего.
Следовательно, основное различие между предвидением и це-
лью заключается в том, что предвидение дает образ (или образы)
возможного будущего, тогда как цель — образ желаемого, потребно-
го будущего. Из различных вариантов предполагаемого развития
событий люди выбирают те, которые сулят (обещают) наибольшее
благо. Поэтому некоторые предвидения не становятся основой для
выработки целей.
Деятельность по научному предвидению получила в XX в. на-
звание научного прогнозирования (от гр.
prognosis
— предвидение,
предсказание), а науку о научном прогнозировании стали называть
прогностикой. Прогнозирование непосредственно предназначено
только для одного
—
выработки на его основе социально значимой
цели. Прогноз — это база и основа для формулирования цели.
Что такое нормативное обеспечение?
Нормативное обеспечение
связано с выработкой и принятием моральных, правовых, организа-
ционных и других норм для решения назревшей социальной проблемы.
После того как предмет (процесс) познан, оценен и выработана цель,
как его использовать в интересах человека, необходимо принять ре-
шение о путях и средствах достижения (выполнения) данной цели.
Сущность всякого решения составляет интеллектуальная деятель-
ность по выработке и выбору оптимальной нормы предстоящей долж-
ной деятельности.
Результатом нормирования являются нормы.
Норма (лат.
погта
—
руководящее правило, образец) есть правило, типичный уровень
требований к тем или иным сферам, отраслям, участкам человечес-
кой деятельности. Это регулятор социальных взаимодействий раз-
личных социальных групп и их членов.
Таким образом, государственное нормирование — это всегда про-
цесс создания устойчивых норм и правил, с помощью которых ре-
гулируется (упорядочивается) деятельность людей. Посредством
социального нормирования подготавливается система регламенти-
рованных требований, которые предъявляются в конкретном перио-
де к условиям и процессам социальной жизнедеятельности.
Обыденное нормирование
— это сфера действия морали. Она до-
стигается путем всякого рода соглашений между участниками в за-
висимости от специфики той или иной жизненной ситуации. Напри-
мер, в «Общих принципах служебного поведения государственных
служащих», утвержденных Указом Президента Российской Федера-
ции от 12 августа 2002 г. № 885, говорится, что следует «воздержи-
302
ваться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объек-
тивном исполнении государственными служащими должностных
(служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций,
способных нанести ущерб его репутации или авторитету государ-
ственного органа».
Профессиональное правовое нормирование —
это выработка и при-
нятие системы обязательных для всего общества норм и правил по-
ведения, охраняемых силой государства. Правовое нормирование
осуществляется государственными органами с помощью профессио-
налов-юристов (правовиков, правоведов). Это сфера действия права.
Правовые нормы всегда получают письменное выражение в раз-
личных государственных решениях, которые называются норматив-
ными актами. Последними оформляется установление, изменение или
отмена правовых норм. Определяющую роль среди нормативных ак-
тов имеют законы, принимаемые законодательной властью. Норма-
тивные акты, принимаемые исполнительной властью для исполне-
ния законов, обычно называются подзаконными актами.
Наконец, в чем смысл документационного обеспечения?
До-
кументационное обеспечение государственного управления включает
выработку и использование социальных технологий накопления и со-
хранения необходимой информации.
Данное обеспечение играет та-
кую же существенную и значительную роль в управлении, как и все
остальное обеспечение общественного сознания. Для того чтобы сво-
бодно пользоваться поступающей к нему в процессе познания и оце-
нивания информацией, человек должен иметь возможность ее за-
помнить. Таким свойством в полной мере обладает человеческое
сознание. Запоминание — это форма сознательной (духовной) дея-
тельности, посредством которой происходит накопление информа-
ции о мире в голове человека.
Результатом запоминания является
память общества.
Память есть способность сознания сохранять информацию о со-
бытиях внешнего мира и реакциях организма (организации) и много-
кратно вводить ее в сферу сознательной деятельности.
Без памяти
невозможно нормальное существование ни человека, ни общества.
В значительной мере благодаря своей качественно своеобразной па-
мяти, ее многопорядковому превосходящему объему (в сравнении
с памятью высших животных) человек смог выделиться из животно-
го мира и достигнуть того интеллектуального потенциала, которым
в настоящее время располагает.
У
человека три вида памяти: двигательная, образная и эмоцио-
нальная, которые имеют два уровня
—
бессознательный и сознателъ-
303
ный.
Бессознательный связан с деятельностью мозга и психики (это
собственно не память, а просто накопленная деятельность), созна-
тельный — с деятельностью сознания. На сознательном уровне чело-
век вспоминает не движения, образы и чувства сами по себе, а их
вербальное (словесное) сопровождение, языковый код этих движе-
ний, образов и чувств.
По степени волевой регуляции память подразделяют на непроиз-
вольную и произвольную.
Непроизвольная память характеризуется тем,
что человек вспоминает о чем-то не по своему желанию и не в соответ-
ствии с осознанными намерениями, а стихийно, под влиянием внут-
ренних психических состояний или внешних обстоятельств. При этом
он не затрачивает волевых усилий, не использует какие-либо вспомо-
гательные средства, приемы, способы для выстраивания логически
последовательных воспоминаний. В отличие от этого при произволь-
ной памяти человек вспоминает намеренно, с большим или меньшим
волевым усилием (по своему усмотрению), стремясь в памяти воспро-
извести события так, как они происходили в жизни. Для этого исполь-
зуются различные приемы и средства: знаки, схемы, карты, экспери-
менты и др.
По времени сохранения накопленной информации выделяют крат-
ковременную, оперативную и долговременную память.
Кратковремен-
ная память представляет способ хранения информации в течение
короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд). Она
связана с актуальным сознанием человека. Воспроизведение при этом
характеризуется высокой точностью, в той форме и последователь-
ности, в которой происходило запоминание.
Когда выполняется какая-либо сложная деятельность, то осущест-
вляется она, как правило, по частям (действиям, операциям). Поня-
тием «оперативная память» как раз и обозначают память, обслужи-
вающую такие непосредственно осуществляемые действия, операции.
Срок хранения информации этой памятью определяется вставшей
перед человеком задачей и рассчитан только на ее решение. После
этого информация может исчезать из оперативной памяти. Послед-
няя по длительности хранения информации и своим свойствам за-
нимает промежуточное положение между кратковременной и долго-
временной памятью.
Спецификой долговременной памяти являются относительная
длительность и прочность сохранения информации. Она способна
хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
Попавшая в долговременную память информация может воспроиз-
304
водиться человеком многократно, и это только увеличивает ее мне-
мологическую (гр.
mnemologia
— запоминающую) прочность и силу.
В основе социальной памяти обычно лежит государственный (со-
циальный) документ.
Государственный документ — это деловая (слу-
жебная) бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на
что-нибудь, официальное письменное свидетельство о чем-нибудь.
Документирование — это процесс составления какого-либо докумен-
та, а документооборот — социальное движение документов.
Система документационного обеспечения или служебное делоп-
роизводство включает: 1) регистрацию документов (входящих, исхо-
дящих и внутренних); 2) маршруты движения основных и наиболее
массовых документов; 3) контроль за исполнением документов;
4) группировку документов в делах (номенклатуру дел); 5) опера-
тивное и архивное хранение документов и справочную службу по
документам; 6) взаимосогласованность форм документов и отсутствие
повторяемости показателей в движении реквизитов в документах.
В государственном управлении есть тенденция к росту числен-
ности и объема служебных документов. Необходимо постоянно кон-
тролировать этот процесс.
Помимо документирования в социальную память общества вклю-
чаются также историческая, техническая, художественная и другая
литература, живопись, архитектура и прочие культурные памятники,
а также средства материального и духовного производства.
Документационное обеспечение также осуществляется в обыден-
ной и профессиональной формах. В настоящее время в России ве-
дется подготовка специалистов-профессионалов для этой отрасли
в архивных и библиотечных институтах, на исторических факуль-
тетах университетов, в институтах электронной техники и др. Недо-
статком проводимой здесь работы является то, что выпускники
данных учебных заведений мало ориентируются на участие в управ-
ленческой деятельности. Их подготовка в значительной мере носит
абстрактный и отвлеченный характер. Вместе с тем для работников
архивов, библиотек, музеев, компьютерных баз и банков данных са-
мой приоритетной должна быть задача по сохранению и выдаче не-
обходимой информации прежде всего для целей государственного
и другого социального управления.
Уже говорилось, что информацию образуют пять блоков созна-
ния, каждый из которых включает процесс и результат — познание
и знания, оценивание и оценки, целеполагание и цели, нормирова-
ние и нормы, запоминание и память. Все эти блоки, и это было по-
казано выше, располагают своей спецификой, занимают достаточно
305