Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6319
Скачиваний: 32
му, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данно-
го ведомства.
Каково соотношение понятий «субординация» и «иерархия»?
В главном понятия «субординация» и «иерархия» имеют синоними-
ческий характер. Это латинское и греческое название вертикального
соподчинения. Но, как правило, понятие «иерархия» используют тог-
да, когда речь заходит о сложных формах субординации. Если в ка-
кой-либо деятельности субординационная зависимость проявляется
многосторонне и на нескольких этажах управления, то в этом случае
обычно говорят об иерархии, т.е. расположении систем или сложных
элементов определенной системы в порядке от высшего к низшему.
В сравнении с субординацией иерархия является более объемным
и развитым видом управления. Она упорядочивает по линии сопод-
чинения не просто целостности, а системы, в которых управление
одного порядка оказывается зависимым от управления второго по-
рядка, управление второго порядка — от управления третьего поряд-
ка и т.д. до вершины пирамиды или высшей точки данной системы.
Важнейшими особенностями субординации как вида управле-
ния гражданской службой являются следующие: 1) в условиях этих
связей одни государственные органы оказывают направляющее воз-
действие на другие, вследствие чего последние начинают выполнять
функции, которые им раньше не были свойственны; 2) значительное
изменение функций зависимыми государственными органами спо-
собно привести к изменению их совокупных характеристик и даже
качеств в целом; 3) новые функции и новые качества государствен-
ных органов создают предпосылки для возникновения новых субор-
динационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью.
Следовательно, субординацию нельзя понимать как простое механи-
ческое структурирование. В последнем случае внимание обращается
обычно лишь на внешнюю сторону и оставляется без анализа сторо-
на внутренняя — содержательная (функциональная), а между тем
именно ей принадлежит особенно важное значение.
Отмечая определяющее влияние высших уровней субординации
в отношении низших, ни в коем случае не следует абсолютизировать
эту зависимость, ибо всякое взаимодействие исключает абсолютно
первичное и абсолютно вторичное. В любой субординации не только
высший уровень воздействует на низший, но имеет место и обрат-
ный процесс, в силу которого низший уровень также влияет на выс-
ший, и очень важно изучить особенности этого влияния.
Субординационную зависимость не следует понимать односто-
ронне, это всегда двусторонний процесс. Высшее только потому выс-
26
шее, что есть низшее. Именно низшее обусловливает возможность
высшего. Без низшего невозможно никакое высшее. И, кроме того,
разделение на низшее и высшее всегда очень условно, граница меж-
ду ними подвижна и неустойчива. Специфика государственных су-
бординации проявляется в том, что здесь в большей мере и в более
развернутом виде осуществляется с обеих сторон функция контро-
ля. Не только высшее контролирует низшее, но и, наоборот, низшее
способно контролировать высшее (но это должно закладываться в нор-
мативных установлениях).
Кстати, сложившаяся в прошлом в нашей стране командно-адми-
нистративная иерархия страдала как раз порочной односторонностью,
при которой контроль осуществлялся лишь сверху вниз. Всякие по-
пытки нижних этажей управленческой пирамиды контролировать
деятельность верхних этажей пресекались, да и все еще пресекаются
довольно решительно и жестко. В этом, видимо, проявляется соци-
альная сущность бюрократизма. В процессе социальных реформ нам
нужно создавать такие механизмы управления, народовластия, при
которых управляемые имели бы реальную возможность всесторонне
контролировать работу управляющих.
Нужно отметить, что в блоке с субординацией целесообразно
упомянуть и такую модель административного управления, как ре-
ординация (лат.
reordination —
переподчинение).
Реординацией обычно
называют такую модель государственного управления, при которой
осуществляется правовое переподчинение одного органа другому или
одних сторон, частей и элементов какого-либо государственного органа
другим, как по горизонтали, так и по вертикали.
О реординации пока мало что известно в науке. Вместе с тем
она является постоянным спутником не только координации, но
и субординации. Например, в России в настоящее время в системе го-
сударственного управления все силовые министерства переподчинены
президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у Пред-
седателя Правительства. Аналогично представительства ряда министерств
и ведомств в субъектах Федерации также переподчинены теперь руко-
водителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факто-
ров подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта прак-
тика характерна не только для государственного управления, но и для
всех других видов социального управления.
Координацией
(лат.
coordinatio —
сорасположение)
называется
третья модель гражданской службы, при которой осуществляется
горизонтальное упорядочение, а стороны, части и элементы одного
и того же государственного органа или взаимодействие нескольких
27
государственных органов характеризуются тождественностью, рав-
новеликостью.
Например, взаимодействие департаментов внутри ми-
нистерств или министерств между собой имеет характер координа-
ции, основные принципы которой закладываются распоряжением
соответствующего министра или постановлением правительства. Ко-
ординация выражается в согласовании гражданскими служащими
и государственными органами, расположенными по горизонтали, своих
действий друг с другом при подготовке общих нормативных актов
и решении совместных служебных задач.
Субординация, реординация и координация широко распростра-
нены в социальной действительности. Именно эти модели управле-
ния чаще всего лежат в основе различных систем государственного
управления. Можно отметить, что они в равной мере способны при-
давать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преуве-
личить роль и значение субординационных зависимостей в процессе
государственной деятельности не выглядят убедительными. Реорди-
национные и координационные системы также отличаются высоким
уровнем надежности и продолжительным временем существования.
В процессе анализа рассмотрение общетеоретической проблемы
идет от характеристики отдельных свойств государственной граж-
данской службы к ее целостной характеристике. Каждый последу-
ющий раздел опирается на предшествующий и исходит из него во
всех отправных положениях. В учебнике дается лишь краткий
исторический анализ категории «государственная гражданская служ-
ба», а все внимание сосредоточено на современных проблемах.
Выводы
• Государственная административная власть в дальнейшем из-
ложении будет называться так, как она называется в тех законах,
которые будут анализироваться, т.е. «государственной службой» до
мая 2003 г. или «государственной гражданской службой» («граждан-
ской службой») после мая 2003 г.. Эти понятия не синонимы (и это
будет показано в дальнейшем), но в историческом плане они неред-
ко отождествляются.
• Понятие «государственная гражданская служба» употребля-
ется в двух смыслах: во-первых, для обозначения объективного про-
цесса регулирования (упорядочения) административной (аппарат-
ной) деятельности государства, а во-вторых, для выделения науки
и учебной дисциплины об этом регулировании (упорядочении) дан-
ной государственной деятельности.
28
• Объектом науки «Государственная гражданская служба» яв-
ляется государственное управление, государство как таковое, частью
которого она является. Тогда как ее предметом служат государствен-
ная административная власть, объективные законы и принципы граж-
данской службы.
• Государственная гражданская служба как вид профессиональ-
ной деятельности возможна и действительно происходит только в сис-
теме государственного управления, которое использует не только пра-
вовые, но и нравственные (моральные) регуляторы. В особенности
моральные нормы широко используются в государственной службе. На
этом основании вполне возможно утверждение, что государственная
гражданская служба есть не только публично-правовой, но и публично-
нравственный институт. В некоторых государствах приняты специаль-
ные этические кодексы для гражданских служащих. В России пока
выработаны лишь «общие принципы служебного поведения государ-
ственных служащих».
• Правовая и нравственная составляющие ни сами по себе, ни
в совокупности не играют какой-либо определяющей роли в граж-
данской службе. Они явно решают лишь те задачи, выстраиваются
лишь в том порядке, который задает им политика. Именно политика
определяет все то главное и значительное в гражданской службе
и государственном управлении в целом.
• Государственная гражданская служба, действительно, с од-
ной стороны, политическая наука, а с другой — управленческая,
поскольку играет значительную роль в упорядочении данных поли-
тических процессов.
• В гражданской службе, очевидно, есть правовая и моральная
составляющие. Конечно, и право, и мораль резонно могут рассчиты-
вать на формирование при соответствующих условиях своих особых
дочерних наук. В праве уже сделана заявка Ю.Н. Стариловым на та-
кую научную правовую дисциплину, как «Служебное право», а в мо-
рали предлагается «Моральный кодекс гражданских служащих».
• Начиная с 1998 г. в России проводится «административная
реформа». Это понятие используется в двух смыслах: широком
и узком. О широком аспекте говорят, если речь идет о глубоких
и масштабных изменениях государственных органов. Об узком, ког-
да административная реформа связана с коренной перестройкой граж-
данской службы (государственного аппарата), нацеливанием его на
«предоставление услуг» политическим руководителям и особенно на-
селению.
29
Контрольные вопросы
1. Каков объект и предмет государственной гражданской службы?
2. В чем специфика политической и правовой концепции государ-
ственной (гражданской) службы?
3. Какие методы управления использует гражданская служба?
4. Каковы особенности административных моделей управления граж-
данской службой?
5. Что нового дала административная реформа в России?
Рекомендуемая литература
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный
закон от 31 июля 1995 г. М., 1995.
О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Положение о федеральной государственной службе. Указ Президента РФ
от 22 декабря 1993 г.
Атаманчук Г.В.
Сущность государственной службы: история, теория, закон,
практика. М., 2002.
Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становле-
ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.
Государственная служба: теория и организация: курс лекций / под общ. ред.
Е.В. Охотского. Ростов-н/Д, 1998.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Гришковец А.А.
Правовое регулирование государственной гражданской служ-
бы в Российской Федерации: учеб. курс. М., 2003.
Ноздрачев А.Ф.
Государственная служба: учебник. М., 1999.
Овсянко ДМ.
Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-
бие. 3-е изд., перераб. и доп. М, 2005.
Старилов Ю.Н.
Служебное право: учебник. М., 1996.