Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6383
Скачиваний: 32
своеобразное место в системе сознания. Дальнейший прогресс в ин-
формационных технологиях, думается, напрямую будет связан с иссле-
дованиями и достижениями в освоении данных информационных бло-
ков. В настоящее время компьютеры могут работать в основном
с цифровыми технологиями. И только намечаются новые техноло-
гии, которые будут работать уже со знаниями.
§ 14.4. Информационные технологии
государственного управления
С середины XX в.
обработка и использование социальной инфор-
мации становятся самостоятельным видом деятельности.
В насто-
ящее время перед страной поставлена суперзадача но формирова-
нию единого общероссийского информационного пространства. Это
возможно только на базе современных информационно-коммуника-
ционных технологий, которые с необходимостью влекут за собой фор-
мирование специфической структуры гражданского общества.
Архитектура создаваемой информационной системы должна со-
ответствовать иерархии органов государственного управления. По-
этому представляется целесообразным иметь многоуровневую сис-
тему сбора, обработки и передачи информации.
Основная задача высшего уровня —
стратегическое управление
страной, определяющее долгосрочную ориентацию развития ее в це-
лом или отдельных сфер, объектов, территорий, задающее направле-
ние деятельности каждому звену управления. Оно, как правило, тес-
но увязывается с общим политическим курсом государства или с той
или иной доктриной.
На федеральном уровне информационно-телекоммуникационная
система должна обеспечить информационное обслуживание такти-
ческого и оперативного управления страной.
Тактическое управление
выражается в конкретных действиях для
реализации стратегических установок. При этом на базе надежной
информации сравниваются показатели стратегического плана с дос-
тигнутыми результатами за определенный период. Если имеются от-
клонения, то принимаются меры по исправлению положения, среди
которых может быть и пересмотр каких-то целей, если выявилось
действие ранее неучтенных и неконтролируемых факторов. Важно
постоянно следить за результатами, правильно выбрать момент для
корректировки, стимулировать гибкость, масштабность мышления,
инициативность всех участвующих в тактическом управлении.
306
Оперативное управление
призвано решать текущие или возника-
ющие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит
конкретные, количественно измеряемые ориентиры (задачи) и исполь-
зует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый
вариант, исходя из сложившихся условий. Информационное обеспе-
чение в данном случае осуществляется федеральными, ведомствен-
ными и региональными ситуационно-аналитическими центрами.
На
муниципальном уровне
стратегические установки и замыслы
преобразуются через структуры местного управления в текущие про-
изводственно-хозяйственные планы, собирается и анализируется ин-
формация об их выполнении.
Каждый уровень является открытой системой, имеет входные
и выходные каналы, зависит от внешней среды. Иерархическое стро-
ение и функционирование информационно-телекоммуникационной
системы обусловливает необходимость координации низших уров-
ней системы со стороны ее высшего уровня.
XXI в. — это век высоких технологий, а информационно-комму-
никационный сектор занимает одно из ведущих мест. Страны, сде-
лавшие ставку на IT-технологии и технопарки, смогли вывести свои
экономики на новый уровень. В то время как в некоторых государ-
ствах доля информационно-коммуникационного сектора в ВВП со-
ставляет до 30%, у нас это всего лишь 5,2%, а технопарков решено
пока открыть всего семь.
Тем не менее в последние годы IT-сфера становится все более
важной составляющей социально-экономического потенциала стра-
ны и развивается в целом быстрее всей экономики и многих ее сек-
торов. Темпы ее роста составляют 20% в год. Общий объем отрасли
в 2005 г. в денежном выражении приблизился к одному триллиону
рублей. Доля сектора в структуре занятости населения составляет
около 2%. Но по производительности труда Россия серьезно уступа-
ет другим высокоразвитым странам. Этот показатель у нас составля-
ет лишь 40% от того уровня, что существует в США.
За прошедшие годы среди российских регионов наметились ли-
деры по развитию IT-сферы. В их числе Москва, Санкт-Петербург,
Чувашия, Карелия, Краснодарский край, Томская, Ярославская, са-
марская, Смоленская, Новгородская и ряд других областей. Но пока
в стране существуют серьезные различия между субъектами в ис-
пользовании информационно-коммуникационных технологий граж-
данами, организациями и органами власти. Ключевая причина такой
дифференции — уровень развития регионов. Те, что побогаче, могут
использовать свое положение для реализации масштабных программ
307
по информатизации. А бедным просто не хватает собственных средств
для вложения их в высокие технологии.
К числу отрицательных факторов в этом процессе следует отне-
сти уровень использования современных технологий среди населе-
ния. Потребительский спрос на них низкий, а именно он двигает
развитые экономики. Крайне плохо IT-технологии используются в об-
разовании. Здесь, очевидно, необходимо сконцентрировать усилия
государства на устранение информационного неравенства между
субъектами, обеспечив при этом высокий уровень доступности со-
временных технологий для населения.
В настоящее время IT-технологии в телерадиовещании начина-
ют переходить на цифровые методы доставки программ. По суще-
ству это новая технологическая революция в IT-отрасли. Первым
шагом в этом направлении стало распоряжение правительства от
25 мая 2004 г. № 706р, в котором признано целесообразным внедре-
ние в России европейской системы цифрового телевизионного ве-
щания DVB.
Вначале казалось, что проблема «цифровизации» телерадиове-
щания чисто техническая. Однако по мере перехода к практическим
шагам в этом направлении стали очевидными и социально-полити-
ческие аспекты проблемы. Переход с аналогового на цифровое веща-
ние затронет интересы всех россиян. Нам необходимо сохранить
единое информационное пространство и обеспечить всем без исклю-
чения гражданам конституционное право на получение информации.
Таким образом, проблема перехода на цифровое телерадиовеща-
ние стала межведомственной, что предполагает достаточно значи-
тельное время для их разрешения. В этом плане показателен пример
Великобритании, которая одна из первых серьезно занялась пробле-
мой «цифровизации». Предполагалось полное прекращение анало-
гового телевещания в 2008 г. Однако недавно это решение пересмот-
рено, и сроки отодвинуты на несколько лет вперед.
Поэтому в проектах концепции развития телерадиовещания пред-
лагаются различные этапы и сроки перехода на «цифру».
Одна из основных задач при создании системы цифрового теле-
радиовещания — определение на государственном уровне состава па-
кета программ свободного доступа или так называемого «социально-
го» пакета, доставка которого каждому гражданину гарантируется
государством без какой-либо абонентской платы за просмотр этих
программ. Состав пакета программ свободного доступа сейчас об-
суждается как в заинтересованных министерствах и ведомствах, так
и широкой общественностью, в частности, в рамках общественной
308
палаты и Национальной ассоциации телерадиовещателей (HAT). При
решении этой задачи, безусловно, надо учитывать сложившийся рынок
телевизионного вещания.
Для широкомасштабной программы по переходу в цифровой
формат Российской телерадиовещательной сети создано российско-
французское предприятие Almaz-Antey Thomson Broadcast 000. На
территории России эту задачу взяло на себя созданное в 2001 г. фе-
деральное государственное унитарное предприятие «Российская те-
левизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которая призвана
обеспечить население страны качественным телевизионным и радио-
вещанием. Она построила федеральную сеть в 43 городах России,
а с 1 октября 2006 г. начал вещать ее канал «ТРК Петербург». Это —
общенациональный канал российских регионов.
§ 14.5. Роль электронной цифровой подписи
В части нормативно-правового регулирования необходимо в бли-
жайшее время перейти к внедрению электронной цифровой подписи
и разработке единого Информационного кодекса, который смог бы
заменить устаревшее законодательство в части использования ин-
формационно-коммуникационных технологий. Личная подпись до сих
пор остается главным способом зафиксировать финансовые и граж-
данские отношения. Электронная личная подпись необходима в том
числе и для перевода государственной машины на безбумажные тех-
нологии. Электронный документ юридически должен быть равен
бумажному.
Но новому документообороту негласно сопротивляется сам бю-
рократический аппарат, для которого новые технологии означают
начало больших перемен. Любой столоначальник силен тем, что он
любую бумагу может рассмотреть, а может и в долгий ящик поло-
жить. А с компьютером такой «порядок» не приемлем. Внедрение
информационных технологий разрушает вертикальные связи и вы-
страивает на их месте горизонтальные. К такому подходу огромная
масса чиновников в основном не готова: они привыкли жить, если не
по указке сверху, то хотя бы с оглядкой. Причем, чем дальше, тем
с большей легкостью делегируется наверх все то, за что еще совсем
недавно готовы были «идти на баррикады».
Информационное общество строится снизу, от пользователей,
а компьютерная революция идет сверху. Придумано даже новое пра-
вило «первого лица»: если руководитель любого уровня начинает
использовать компьютер в своей работе, то очень быстро заставляет
309
пользоваться этой технологией и своих подчиненных. Для этого ему
стоит перестать принимать в работу документы, не прошедшие элек-
тронной обработки, и через пару недель все будут заполнять даже
заявления на отпуск в электронной форме.
Какова ситуация с электронным документооборотом в государ-
ственных органах? Изучение показывает, что далеко не все смогли
освоить данную технологию. В некоторых структурах используется
«смешанный» документооборот: бумага существует только на входе
и выходе, а все внутренние согласования делаются в электроном виде.
Но это не решает проблемы. Нужен закон об электронном докумен-
те, который, к сожалению, пока не входит в число приоритетных
в повестке дня федеральных законодателей. По данным ООН, циф-
ровое неравенство сокращается. На чаше весов — будущее нашей
экономики, всего экономического пространства, а также экономи-
ческие горизонтальные связи. Если не сделать рывка сегодня, завтра
мы будем встроены в вертикаль экономической власти, вершину ко-
торой занимать будет отнюдь не Россия.
В стране осуществляется развитие единой защищенной телеком-
муникационной инфраструктуры для государственных нужд, в том
числе системы удостоверяющих центров в области электронной циф-
ровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечиваю-
щей эффективный межведомственный информационный обмен.
Система удостоверяющих центров в области электронной циф-
ровой подписи
уполномоченных лиц федеральных органов государ-
ственной власти позволяет обеспечить реализацию основных функ-
ций электронного документооборота и
включает: 1) федеральный
удостоверяющий центр в области электронной цифровой подписи;
2) удостоверяющие центры федеральных органов государственной вла-
сти и их территориальных подразделений.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
(удостоверяющий центр) в области использования электронной циф-
ровой подписи ведет: единый государственный реестр сертификатов
ключей подписей удостоверяющих центров и реестр сертификатов
подписей уполномоченных лиц федеральных органов государствен-
ной власти.
Электронные документы должны по содержанию соответство-
вать документам на бумажном носителе, требования к которым уста-
новлены федеральными законами и иными правовыми актами. Элек-
тронные документы, предоставляемые в Федеральную службу по
финансовым рынкам, должны быть подписаны электронной цифро-
вой подписью. Сертификат ключа подписи выдается удостоверяющим
310