Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6385
Скачиваний: 32
центром, определяемым Федеральной службой по финансовым рын-
кам.
Электронная среда
взаимодействия федеральных органов госу-
дарственной власти обеспечивает интеграцию и совместную работу
государственных информационных систем, автоматизированный об-
мен данными между ними на межведомственном уровне и формируется
на основе создания: 1) реестра, содержащего описание государствен-
ных информационных систем и ресурсов, способов и интересов взаи-
модействия с ними, а также используемых схем организации обмена
данными; 2) инфраструктуры и механизмы маршрутизации, транс-
формации и гарантированной доставки сообщений и данных между
отдельными государственными информационными системами.
Развитие электронной среды взаимодействия федеральных ор-
ганов позволяет устранить дублирование ввода на уровне ведомств
однотипных данных, обеспечить согласованное функционирование
государственных информационных систем отдельных федеральных
органов в рамках общего информационного пространства федераль-
ных органов государственной власти.
В целях интеграции, совместного использования и информаци-
онного взаимодействия государственных информационных систем на
межведомственном уровне утверждаются: 1) стандарты метаданных
информационных объектов; 2) стандарты описания государственных
информационных систем и ресурсов; 3) стандарты предоставления
информационных сервисов; 4) стандарты информационного элек-
тронного обмена и сетевого взаимодействия.
Общегосударственные информационные ресурсы, включая ре-
гистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в целях пре-
доставления оперативного доступа к целостной, актуальной, досто-
верной и непротиворечивой информации об основных объектах,
формах, способах и результатах государственного управления и ее
совместного использования на межведомственном уровне органами
государственной власти.
Создание общегосударственных информационных ресурсов по-
зволяет устранить дублирование, упорядочить и регламент лровать
процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей инфор-
мации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их исполь-
зования.
В целях повышения эффективности управления процессом ис-
пользования информационных технологий в деятельности федераль-
ных органов государственной власти осуществляется
мониторинг
использования информационных технологий,
в рамках которого обес-
311
печивается контроль эффективности выполнения государственных
программ и проектов, проводится анализ текущих и перспективных
потребностей в информационных технологиях, формируются предло-
жения по корректировке государственной политики в данной сфере.
Если говорить о тенденциях в области информационных техно-
логий, то здесь совершенно определенно просматривается все усили-
вающееся стремление перехода от управления данными к управле-
нию знаниями. В прошлом большинство гражданских служащих
толком вообще не понимало смысла автоматизации, компьютер рас-
сматривали как печатный инструмент для подготовки различных бумаг.
И совершенно абстрактно воспринимали разговоры о корпоративных
информационных системах, об электронном документообороте.
Сегодня государственные органы, государство в целом уже вышли
на достаточно достойный уровень автоматизации своей деятельно-
сти: это и система корпоративного управления, система документо-
оборота, финансовая деятельность, демократические процессы. Госу-
дарство стремится автоматизировать все, что только поддается этой
задаче. Уже существуют концепции корпоративных систем управле-
ния знаниями. Они означают, что создается единый информацион-
ный ресурс государства, который на практике реализуется как элек-
тронное правительство. Если Интернет — это не очень организованное
информационное пространство, то концепция семантического Ин-
тернета, т.е. пространства знаний, представляет собой четко органи-
зованную систему управления информационными ресурсами. За ней —
будущее.
В последнее время в обществе распространилось такое негатив-
ное явление как компьютерофобия. Что это такое?
Компьютерофо-
бия
(гр.
phobos
— страх, боязнь) —
это страх, боязнь, связанные с ги-
пертрофированным представлением о сложностях работы на
компьютере. К сожалению, эта боязнь имеет место в реальной жиз-
ни и ограничивает навыки большинства гражданских служащих.
Обыч-
но она замыкает их на использовании установленных для всех пользо-
вателей трех основных прикладных программ пакета Microsoft Office,
необходимых в повседневной практической работе, т.е. текстового
редактора Word для подготовки документов, браузера Internet Explorer
для просмотра информации в сетях Интернет и Интранет, а также
одной из двух почтовых программ Outlook.
Нарастающий вал документов требует принятия федерального
закона об электронном документообороте. Необходимы дальнейшее
развитие этого закона и более точная регламентация вопросов, связан-
ных с его внедрением в федеральные органы государственной власти.
312
Выводы
• В составе гражданской службы выделяют, как минимум, две
основные обеспечивающие группы — информационные и организа-
ционные, которые являются базовыми для любого управления.
• Информация — это совокупность сведений о состоянии уп-
равляющей и управляемой подсистем, а также внешней среды. Это
основа управления. Все стадии и этапы процесса управления связа-
ны с переработкой информации. В социальной жизни она является
средством коммуникации между людьми, а в социальном управле-
нии — средством воздействия на людей.
• Архитектура создаваемой информационной системы должна
соответствовать иерархии органов государственного управления. По-
этому представляется целесообразным иметь многоуровневую сис-
тему сбора, обработки и передачи информации. В ней, очевидно, долж-
ны быть стратегическое, тактическое и оперативное управление,
которые на муниципальном уровне преобразуются в текущие произ-
водственно-хозяйственные планы. Иерархическое строение и функ-
ционирование информационно-телекоммуникационной системы обус-
ловливает необходимость координации низших уровней системы со
стороны ее высшего уровня.
• Система удостоверяющих центров в области электронной
цифровой подписи уполномоченных лиц федеральных органов госу-
дарственной власти позволяет обеспечить реализацию основных фун-
кций электронного документооборота и включает: 1) федеральный
удостоверяющий центр в области электронной цифровой подписи;
2) удостоверяющие центры федеральных органов государственной
власти и их территориальных подразделений.
• Уполномоченный федеральный орган исполнительной влас-
ти в области использования электронной цифровой подписи ведет:
1) единый государственный реестр сертификатов ключей подписей
удостоверяющих центров и 2) реестр сертификатов подписей упол-
номоченных лиц федеральных органов государственной власти.
• Электронная среда взаимодействия федеральных органов
государственной власти обеспечивает интеграцию и совместную ра-
боту государственных информационных систем, автоматизированный
обмен данными между ними на межведомственном уровне и формиру-
ется на основе создания: 1) реестра, содержащего описание государ-
ственных информационных систем и ресурсов, способов и интерфей-
сов взаимодействия с ними, а также используемых схем организации
обмена данными; 2) инфраструктуры и механизмов маршрутизации,
313
трансформации и гарантированной доставки сообщений и данных
между отдельными государственными информационными системами.
Контрольные вопросы
1. Что такое информация?
2. Каково информационное обеспечение государственного управле-
ния?
3. В чем специфика аналитического и экспертного обеспечения?
4. Какую роль в управлении играет целевое и нормативное обеспе-
чение?
5. Почему необходимо документационное обеспечение?
6. Каков социальный смысл информационных технологий?
7. Что означает «система удостоверяющих центров» и «электрон-
ная среда»?
Рекомендуемая литература
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Электронная Россия (2002—2010 годы). Федеральная целевая программа.
Утв. Правительством РФ 28 января 2002 г. № 65.
Концепция использования информационных технологий в деятельности
федеральных органов государственной власти до 2010 года. Рас-
поряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р.
Василенко В.И., Василенко Л.А.
Интернет в системе государственной служ-
бы. М., 1998.
Гаврилов О.А.
Курс правовой информатики: учебник. М., 2000.
Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становле-
ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М, 2005.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Документационное обеспечение государственной службы: уч.-практ. посо-
бие / под общ. ред. А.И. Горбачева и Н.Н. Шуваловой. М., 2004.
Каймин В.А.
Информатика: учебник. М., 2001.
Карпичев B.C.
Управление мыслительными процессами. Технологии. М., 1998.
Колин К.К.
Социальная информатика: учеб. пособие. М., 2003.
Организация работы с документами: учебник / под ред. В.А. Кудряева. М,
2001.
Социальное управление: курс лекций / ред. кол. B.C. Карпичев и др. М.,
2000.
314
ГЛАВА 15
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые
организационное обеспечение; кадровое обеспече-
понятия:
ние; корпоративное обеспечение; компьютерное
обеспечение
Любое управление, в том числе и государственное, не может ог-
раничиваться лишь информационным обеспечением. Информация
говорит лишь о содержании управления. А для того, чтобы управле-
ние смогло что-либо реальное осуществить в объективном мире, оно
должно быть дополнено организационным обеспечением.
Организационное обеспечение гражданской службы есть способ
опредмечивания информации в процессе коммуникативной деятельно-
сти в относительно устойчивую межиндивидуальную определенность
в виде структур государственных органов.
Другими словами, орга-
низация опредмечивает информацию, вырабатываемую в процессе
соответствующей деятельности. Именно организация дает наиболее
полное представление о качественном аспекте данной деятельности,
тогда как информация проявляет себя как количественный аспект
1
.
Организационное обеспечение гражданской службы достаточно
сложно. Обычно здесь выделяют корпоративное, кадровое, компью-
терное и другое обеспечение. Они придают действенность инфор-
мационному обеспечению, имеют материальный характер и способ-
ствуют тому, что государственное управление всегда рассматривается
как одна из важных составляющих общественного развития.
§ 15.1. Корпоративное обеспечение
Материальное обеспечение управления с необходимостью ста-
вит вопрос об объединении профессиональных работников в какие-
либо организации. Что это такое?
1
См.:
Граждан В.Д.
Теория управления: учеб. пособие. М., 2004. С. 113.
315