Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6385

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

центром, определяемым Федеральной службой по финансовым рын-
кам.

Электронная среда

 взаимодействия федеральных органов госу-

дарственной власти обеспечивает интеграцию и совместную работу
государственных информационных систем, автоматизированный об-
мен данными между ними на межведомственном уровне и формируется
на основе создания: 1) реестра, содержащего описание государствен-
ных информационных систем и ресурсов, способов и интересов взаи-
модействия с ними, а также используемых схем организации обмена
данными; 2) инфраструктуры и механизмы маршрутизации, транс-
формации и гарантированной доставки сообщений и данных между
отдельными государственными информационными системами.

Развитие электронной среды взаимодействия федеральных ор-

ганов позволяет устранить дублирование ввода на уровне ведомств
однотипных данных, обеспечить согласованное функционирование
государственных информационных систем отдельных федеральных
органов в рамках общего информационного пространства федераль-
ных органов государственной власти.

В целях интеграции, совместного использования и информаци-

онного взаимодействия государственных информационных систем на
межведомственном уровне утверждаются: 1) стандарты метаданных
информационных объектов; 2) стандарты описания государственных
информационных систем и ресурсов; 3) стандарты предоставления
информационных сервисов; 4) стандарты информационного элек-
тронного обмена и сетевого взаимодействия.

Общегосударственные информационные ресурсы, включая ре-

гистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в целях пре-
доставления оперативного доступа к целостной, актуальной, досто-
верной и непротиворечивой информации об основных объектах,
формах, способах и результатах государственного управления и ее
совместного использования на межведомственном уровне органами
государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов по-

зволяет устранить дублирование, упорядочить и регламент лровать
процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей инфор-
мации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их исполь-
зования.

В целях повышения эффективности управления процессом ис-

пользования информационных технологий в деятельности федераль-
ных органов государственной власти осуществляется

 мониторинг

использования информационных технологий,

 в рамках которого обес-

311


background image

печивается контроль эффективности выполнения государственных
программ и проектов, проводится анализ текущих и перспективных
потребностей в информационных технологиях, формируются предло-
жения по корректировке государственной политики в данной сфере.

Если говорить о тенденциях в области информационных техно-

логий, то здесь совершенно определенно просматривается все усили-
вающееся стремление перехода от управления данными к управле-
нию знаниями. В прошлом большинство гражданских служащих
толком вообще не понимало смысла автоматизации, компьютер рас-
сматривали как печатный инструмент для подготовки различных бумаг.
И совершенно абстрактно воспринимали разговоры о корпоративных
информационных системах, об электронном документообороте.

Сегодня государственные органы, государство в целом уже вышли

на достаточно достойный уровень автоматизации своей деятельно-
сти: это и система корпоративного управления, система документо-
оборота, финансовая деятельность, демократические процессы. Госу-

дарство стремится автоматизировать все, что только поддается этой
задаче. Уже существуют концепции корпоративных систем управле-

ния знаниями. Они означают, что создается единый информацион-
ный ресурс государства, который на практике реализуется как элек-
тронное правительство. Если Интернет — это не очень организованное
информационное пространство, то концепция семантического Ин-
тернета, т.е. пространства знаний, представляет собой четко органи-

зованную систему управления информационными ресурсами. За ней —
будущее.

В последнее время в обществе распространилось такое негатив-

ное явление как компьютерофобия. Что это такое?

 Компьютерофо-

бия

 (гр.

 phobos

 — страх, боязнь) —

 это страх, боязнь, связанные с ги-

пертрофированным представлением о сложностях работы на
компьютере. К сожалению, эта боязнь имеет место в реальной жиз-
ни и ограничивает навыки большинства гражданских служащих.

 Обыч-

но она замыкает их на использовании установленных для всех пользо-
вателей трех основных прикладных программ пакета Microsoft Office,
необходимых в повседневной практической работе, т.е. текстового
редактора Word для подготовки документов, браузера Internet Explorer
для просмотра информации в сетях Интернет и Интранет, а также
одной из двух почтовых программ Outlook.

Нарастающий вал документов требует принятия федерального

закона об электронном документообороте. Необходимы дальнейшее
развитие этого закона и более точная регламентация вопросов, связан-
ных с его внедрением в федеральные органы государственной власти.

312


background image

Выводы

• В составе гражданской службы выделяют, как минимум, две

основные обеспечивающие группы — информационные и организа-
ционные, которые являются базовыми для любого управления.

• Информация — это совокупность сведений о состоянии уп-

равляющей и управляемой подсистем, а также внешней среды. Это
основа управления. Все стадии и этапы процесса управления связа-
ны с переработкой информации. В социальной жизни она является
средством коммуникации между людьми, а в социальном управле-
нии — средством воздействия на людей.

• Архитектура создаваемой информационной системы должна

соответствовать иерархии органов государственного управления. По-
этому представляется целесообразным иметь многоуровневую сис-
тему сбора, обработки и передачи информации. В ней, очевидно, долж-
ны быть стратегическое, тактическое и оперативное управление,
которые на муниципальном уровне преобразуются в текущие произ-
водственно-хозяйственные планы. Иерархическое строение и функ-
ционирование информационно-телекоммуникационной системы обус-
ловливает необходимость координации низших уровней системы со
стороны ее высшего уровня.

• Система удостоверяющих центров в области электронной

цифровой подписи уполномоченных лиц федеральных органов госу-
дарственной власти позволяет обеспечить реализацию основных фун-
кций электронного документооборота и включает: 1) федеральный

удостоверяющий центр в области электронной цифровой подписи;

2) удостоверяющие центры федеральных органов государственной
власти и их территориальных подразделений.

• Уполномоченный федеральный орган исполнительной влас-

ти в области использования электронной цифровой подписи ведет:

1) единый государственный реестр сертификатов ключей подписей

удостоверяющих центров и 2) реестр сертификатов подписей упол-
номоченных лиц федеральных органов государственной власти.

• Электронная среда взаимодействия федеральных органов

государственной власти обеспечивает интеграцию и совместную ра-
боту государственных информационных систем, автоматизированный
обмен данными между ними на межведомственном уровне и формиру-
ется на основе создания: 1) реестра, содержащего описание государ-
ственных информационных систем и ресурсов, способов и интерфей-
сов взаимодействия с ними, а также используемых схем организации
обмена данными; 2) инфраструктуры и механизмов маршрутизации,

313


background image

трансформации и гарантированной доставки сообщений и данных

между отдельными государственными информационными системами.

Контрольные вопросы

1. Что такое информация?

2. Каково информационное обеспечение государственного управле-

ния?

3. В чем специфика аналитического и экспертного обеспечения?
4. Какую роль в управлении играет целевое и нормативное обеспе-

чение?

5. Почему необходимо документационное обеспечение?
6. Каков социальный смысл информационных технологий?

7. Что означает «система удостоверяющих центров» и «электрон-

ная среда»?

Рекомендуемая литература

О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-

ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Электронная Россия (2002—2010 годы). Федеральная целевая программа.

Утв. Правительством РФ 28 января 2002 г. № 65.

Концепция использования информационных технологий в деятельности

федеральных органов государственной власти до 2010 года. Рас-
поряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р.

Василенко В.И., Василенко Л.А.

 Интернет в системе государственной служ-

бы. М., 1998.

Гаврилов О.А.

 Курс правовой информатики: учебник. М., 2000.

Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становле-

ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М, 2005.

Граждан В.Д.

 Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.

Документационное обеспечение государственной службы: уч.-практ. посо-

бие / под общ. ред. А.И. Горбачева и Н.Н. Шуваловой. М., 2004.

Каймин В.А.

 Информатика: учебник. М., 2001.

Карпичев B.C.

 Управление мыслительными процессами. Технологии. М., 1998.

Колин К.К.

 Социальная информатика: учеб. пособие. М., 2003.

Организация работы с документами: учебник / под ред. В.А. Кудряева. М,

2001.

Социальное управление: курс лекций / ред. кол. B.C. Карпичев и др. М.,

2000.

314


background image

ГЛАВА 15

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые

 организационное обеспечение; кадровое обеспече-

понятия:

 ние; корпоративное обеспечение; компьютерное

обеспечение

Любое управление, в том числе и государственное, не может ог-

раничиваться лишь информационным обеспечением. Информация
говорит лишь о содержании управления. А для того, чтобы управле-
ние смогло что-либо реальное осуществить в объективном мире, оно
должно быть дополнено организационным обеспечением.

Организационное обеспечение гражданской службы есть способ

опредмечивания информации в процессе коммуникативной деятельно-
сти в относительно устойчивую межиндивидуальную определенность
в виде структур государственных органов.

 Другими словами, орга-

низация опредмечивает информацию, вырабатываемую в процессе
соответствующей деятельности. Именно организация дает наиболее
полное представление о качественном аспекте данной деятельности,
тогда как информация проявляет себя как количественный аспект

1

.

Организационное обеспечение гражданской службы достаточно

сложно. Обычно здесь выделяют корпоративное, кадровое, компью-
терное и другое обеспечение. Они придают действенность инфор-
мационному обеспечению, имеют материальный характер и способ-
ствуют тому, что государственное управление всегда рассматривается
как одна из важных составляющих общественного развития.

§ 15.1. Корпоративное обеспечение

Материальное обеспечение управления с необходимостью ста-

вит вопрос об объединении профессиональных работников в какие-
либо организации. Что это такое?

1

 См.:

 Граждан В.Д.

 Теория управления: учеб. пособие. М., 2004. С. 113.

315