Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6379
Скачиваний: 32
Некоторые авторы считают, что организация — это «совместная
деятельность людей, объединенных общими интересами, стремящихся
к достижению как личных, так и общеорганизационных целей»
1
.
Другие полагают, что организация «представляет собой сознательно
координируемое социальное образование с определенными граница-
ми, функционирующее на относительно постоянной основе для до-
стижения общей цели или целей»
2
.
Таким образом, существует два достаточно различных определе-
ния. Но при этом авторы сходятся во мнении, что для организации
характерны как минимум три особенности: это человеческие общ-
ности (социальная группа, социальное образование) с набором це-
лей и нормативным порядком. Очевидно, что первые две особенно-
сти действительно имеют место. Что здесь упущено?
Во-первых, не просто «нормативный порядок», а необходимый
уровень развития технологии — профессиональной и обыденной.
В какой-то мере данный фактор обозначен в приведенных определе-
ниях, но неконкретно. Чтобы осуществлять производство (вещей, идей,
людей), личности должны объединяться не просто в какие-либо груп-
пы, социальные образования, а в необходимые сообщества на основе
профессиональных и обыденных технологий.
Во-вторых, ни в одном из определений ничего не сказано о ру-
ководителях организации, которые осуществляют субординационные
и координационные действия среди данных личностей. Если поды-
тожить эти особенности, то можно предложить следующее определе-
ние:
социальная организация — это возглавляемое руководителем объе-
динение индивидов для достижения совместных целей деятельности
посредством вырабатываемых профессиональных и обыденных тех-
нологий.
В XX в. категория «организация» стала весьма популярной и ей
посвящен ряд специальных работ, статей, учебников. Она рассмат-
ривается как некая четко определенная социальная целостность,
которая представляет собой неотъемлемую часть общества. При этом
не существует организаций вообще, безотносительно к социально-
экономическим, историческим, производственно-техническим и иным
условиям. Ее всегда связывают со специфическими закономерностя-
ми, действующими в той или иной части, стороне социального орга-
низма. Главное ее достоинство связано с эффектом прироста соци-
альной энергии или того, что К. Маркс и Ф. Энгельс называли
1
См.: Теория управления / В.Ф. Уколов и др. М., 2003. С. 125.
2
См.:
Милънер Б.З.
Теория организаций: Курс лекций. М., 1998. С. 12.
316
«умноженной производительной силой»
1
. В «Капитале» К. Маркс про-
анализировал эту «производительную силу» под названием «коопе-
рация» и рассмотрел три ее варианта: кооперация труда множества
работников, кооперация фаз какого-либо трудового процесса, коопе-
рация задач этого трудового процесса
2
.
В последнее время понятие «кооперация» используется не очень
часто. Его заменили первоначально на понятие «корпорация» (лат.
объединение, сообщество), а теперь еще и на понятие «синергетиче-
ский эффект» (гр. совместно действующий)
3
. Все они означают рост
результативности корпораций при осуществлении кооперативной де-
ятельности.
Общество при организации трудовой и другой деятельности с не-
обходимостью было вынуждено ввести принцип соподчиненности
(субординированности), когда каждый индивид должен был переда-
вать часть своей свободы избираемым или назначаемым руководите-
лям. По мере повышения уровня организации и накопления власти
число носителей властных функций от уровня к уровню сокраща-
лось, а ее концентрация (соподчиненность) при этом все более воз-
растала. Именно таким путем организация приобрела необходимую
устойчивость, а также единство целей и порядка. За все время своего
существования человечество не нашло более универсального прин-
ципа построения организации, чем субординация (иерархия). Коор-
динационные системы возникали и осуществляли свою деятельность
в основном на основе субординационных систем.
В качестве примера субординационного взаимодействия можно
привести факт, когда после победы Октябрьской революции в Рос-
сии при организации железнодорожного транспорта возник вопрос
о совмещении единоличной распорядительной власти с коллегиаль-
ными началами в управлении. При этом было распространено мне-
ние, будто единоличная диктаторская власть несовместима ни с де-
мократизмом, ни с советским типом государства. Но впоследствии
это заблуждение было преодолено. В результате централизация была
положена в основу создаваемых предприятий и в целом отраслей
промышленности.
1
Маркс К., Энгельс Ф.
Собр. соч. Т. 3. С. 33.
2
Там же. Т. 23. С. 337, 338, 353, 356.
3
См.:
Пригожий А.И.
Современная социология организаций: учебник.
М., 1995. С. 47;
Граждан В Д.
Деятельностная теория управления: учеб. пособие.
М., 1997. С. 116;
Фролов С.С.
Социология организаций: учебник. М., 2001. С. 17.
317
Общество всегда состоит из личностей, но они обычно предста-
ют в виде каких-то коллективов, союзов, ассоциаций и т.д. Говоря
о материальных носителях управленческих функций, следует обра-
тить внимание на то, что здесь происходит объединение объектов
двоякого рода: людских и организационно-технологических. Каждый
из них обладает собственной спецификой и имеет свое особое место
в социальной системе связей.
В процессе социальной деятельности личности вырабатывают
свои организационные технологии, т.е. совокупность методов, при-
емов, навыков изменения состояния, свойств, формы организационных
связей, структур, отношений в процессе материального или духов-
ного производства. Корпоративное обеспечение связано с возраста-
нием эффективности при осуществлении совместной деятельности.
Организационный (синергетический) эффект, дающий прирост
социальной энергии, возникает посредством вырабатываемых про-
фессиональных и обыденных технологий. Вместе с тем организаци-
онные технологии не следует смешивать с производственно-техни-
ческими и духовно-идеологическими технологиями. Они имеют
материальный характер, но действуют в духовной сфере.
Почему возникают социальные организации (корпорации) и что
заставляет людей входить в них? Очевидно, что этот вопрос решает-
ся только при опоре на деятельностную теорию управления. Органи-
зации возникают и осуществляют свою деятельность как обособлен-
ные структурные элементы в связи с тем, что в результате разделения
труда выделяются отдельные специализированные функции, требу-
ющие для выполнения профессионально подготовленных людей, ко-
торые на определенном уровне перерастают в корпорации.
Каково соотношение организации (корпорации) и социальной
группы? Несомненно, что социальная группа — это тоже объедине-
ние людей для совместной деятельности. Но она имеет двоякий смысл:
1) как некоторая часть, элемент корпорации (например, отдел, уп-
равление какого-либо министерства) и 2) как достаточно целостное
объединение людей на основе какого-либо признака — семейного,
территориального, национального, классового, государственного,
профессионального и т.д. (одинокие матери, москвичи, русские, ра-
бочие и пр.).
Схема любой организации (корпорации) показывает состав от-
делов, секторов, цехов, участков и других материальных единиц. Од-
нако следует иметь в виду, что такой фактор, как человеческое пове-
дение, который влияет на порядок взаимодействия и на усилия по
согласованию действий в процессе достижения цели, не может быть
318
изображен на схеме. Именно человеческое поведение определяет
эффективность функционирования организационной структуры в
большей мере, чем формальное распределение функций между под-
разделениями
1
.
На протяжении последних трех столетий в развитии организа-
ций произошли фундаментальные изменения, которые можно раз-
бить на два периода. Первый пришелся на XVIII в. и был связан
с отделением управленческих функций от собственников, что приве-
ло к превращению управления в профессиональную деятельность.
А второй произошел в XX в. и ознаменовался переходом к организа-
циям, базирующимся на широком использовании компьютерно-ком-
муникативных технологий, приведших к формированию корпораций.
§ 15.2. Типы управления корпорациями
За прошедшие годы увеличилась численность корпораций, услож-
нились их характер и качество. В идеологической сфере преимуще-
ственное развитие получили государственные организации и организа-
ции гражданского общества. Между ними, естественно, сформировались
свои организационные структуры. Это позволило обобщить их дея-
тельность, сконструировать определенную классификацию типов
управления. В качестве основных здесь следует взять следующие три
типа управления: линейное (субординационное), функциональное
(координационное) и линейно-функциональное (штабное)
2
.
Линейное (субординационное) управление
— самый простой тип
организационной структуры управления. Его сущность состоит в том,
что во главе каждой корпорации стоит руководитель, осуществляю-
щий все функции управления. Каждый член корпорации в целом
непосредственно подчиняется только ему. В свою очередь, последний
подотчетен вышестоящему руководителю. Подчиненные выполняют
распоряжения только своего непосредственного руководителя. Выше-
стоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работ-
никам, минуя их непосредственного руководителя. При этом звенья
линейного управления в общем соответствуют звеньям организации,
между которыми установлены четкие и простые взаимосвязи. В этом
главное преимущество данного типа связей (рис. 10).
1
См.:
Милънер Б.З.
Теория организаций: учеб. пособие. М., 1998. С. 59.
2
См.: Теория управления социалистическим производством: учебник / под
ред. О.В. Козловой. М„ 1979. С. 136.
319
Рис. 10. Линейное управление
Очевидно, что линейное управление вырастает непосредственно
из характера и особенностей корпорации, которая строится на су-
бординационных началах. Именно соподчиненность взаимодействия
руководителя и членов корпорации лежит в основе линейного уп-
равления.
Преимуществами линейного управления являются: 1) получе-
ние подчиненными непротиворечивых и увязанных между собой
заданий и распоряжений; 2) возможность организации работать в ре-
жиме простых и быстрых решений; 3) обеспечение единства руко-
водства сверху донизу, т.е. осуществление принципа единства распо-
рядительства; 4) минимизация числа руководителей в организации.
Недостатки этого типа управления; 1) руководитель должен обла-
дать универсальными знаниями, которые позволят ему выполнять
многие функции, требующие специальной подготовки; 2) отсутствие
в структуре управления профильных специалистов по реализации
отдельных управленческих функций; 3) определенные сложности
возникают здесь и при адаптации к любым изменениям внешней среды
как на уровне центрального руководства организации, так и на уров-
не руководства подразделениями
1
.
Использование линейных структур не отвечает в полной мере
все возрастающим требованиям современных корпораций, основным
тенденциям развития их технологий. В то же время линейная форма
отношений руководитель — подчиненный как способ реализации орга-
низационного принципа единоначалия является обязательным эле-
ментом практически всех формальных структур. Объем и содержа-
ние полномочий линейных органов по распорядительству ресурсами
в основном определяют такую важную характеристику системы уп-
равления, как уровень ее централизации. Последняя, в свою очередь.
1
См.:
Фролов С.С.
Социология организаций: учебник. М., 2001. С. 90—91;
Теория управления социалистическим производством: учебник / под ред. О. В.
Козловой. М., 1979. С. 151.
320