Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6377

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

на них управленческого персонала, создании банков данных, удов-
летворяющих потребности учреждения или ведомства в управлен-

ческой информации, а также подключении к транснациональным

сетям (Интернет, Интранет и др.). Персональные компьютеры созда-
ют возможность разработки и практического использования безбу-
мажной технологии управления. Современный руководитель должен

уметь обращаться с компьютером и компьютерными сетями.

Введение компьютеризированной технологии управления осно-

вано на системном подходе, который предполагает изменение управ-
ленческого процесса, начиная с нижнего звена. Уже первоначальная
отчетность (исходный статистический материал) должна записываться
на магнитных носителях и поступать в электронные хранилища (базы
и банки данных). Трудности и затраты окупаются в результате сокра-
щения аппарата государственных служащих, уменьшения расходов
на оргтехнику и материалы. За счет компьютеризации повышается
качество государственного и иного управления, скорость и надежность

управленческих решений. Она создает новые возможности для уп-
равления, а именно, способствует возникновению компьютерно-орга-
низационных технологий.

Компьютерное обеспечение — это деятельность людских корпо-

раций, компьютеров и компьютерных сетей на основе совместных
коммуникативных технологий по повышению качества и результа-
тивности государственного управления. Узлы, структуры этих тех-
нологий носят технические (технико-информационные) названия, но
за ними скрываются людские корпорации с их неизменным и во много
раз возросшим синергетическим эффектом.

В практике государственного управления в настоящее время ис-

пользуется достаточно широкий спектр коммуникативных техноло-
гий. Эффективность их применения особенно заметна при комбини-
ровании с управленческими технологиями. На этой основе создаются
и функционируют различные информационно-аналитические систе-
мы, что эффективно сказывается на процессах подготовки и приня-
тия государственных решений.

Построение демократического правового государства, становление

рыночной экономики — эти и другие проблемы выдвинули на пер-
вый план формирование в России правовой информированности всех
структур общества и каждого гражданина в отдельности. Потребите-
лями правовой информации являются в первую очередь органы госу-
дарственного управления Российской Федерации различных уровней.

Функции по реализации программ информатизации

 прежде осу-

ществляло Федеральное агентство правительственной связи и ин-

331


background image

формации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Поз-
же они были

 переданы Федеральной службе безопасности (ФСБ)

и Федеральной службе охраны (ФСО).

 Эти органы, опираясь на раз-

витые средства телекоммуникаций и обеспечения целостности ин-
формации, должны были в оптимальные сроки обеспечить построе-
ние общегосударственной системы информации. В составе ФСО
имеется 71 центр правительственной связи, который осуществляет
организацию, эксплуатацию и развитие правительственной и иных
видов специальной связи, меры по обеспечению криптографической
и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, а так-
же информационное обеспечение органов государственной власти.

В последнее время руководство этой работой было поручено

Министерству информационных технологий и связи РФ. Естествен-
но, оно опирается на результаты, которые здесь были достигнуты.

В настоящее время эталонный банк

1

 данных только правовой

информации содержит более 56 тыс. текстов нормативных актов
за период с 1917 г. по настоящее время. Разработана информаци-
онно-поисковая система с базой данных Свода законов Российской
империи. Система установлена в Главном государственно-правовом

управлении Президента Российской Федерации и в Информацион-

но-справочном центре Государственной Думы.

Организованы выпуск и распространение в машиночитаемом виде

официальных и периодических сборников правовой информации:
«Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»,
«Бюллетень международных договоров», «Вестник Высшего Арбит-
ражного суда Российской Федерации» и «Бюллетень Верховного суда
Российской Федерации». Для их подготовки и использования разра-
ботана автоматизированная система, включающая подсистему фор-
мирования сборников и пользовательскую подсистему, которая фун-
кционирует в автономном и сетевом вариантах.

Для информационно-правового обеспечения органов государ-

ственной власти субъектов Российской Федерации разработана ин-
формационно-поисковая система «Банк правовых актов», которая
включает правовые акты федерального уровня России. Система ис-
пользуется в 67 субъектах Российской Федерации с регулярной ак-
туализацией правовой информации по каналам связи. Возможности

1

 Под эталонным банком понимается совокупность эталонных электрон-

ных копий правовых актов. —

 Примеч. автора.

332


background image

системы позволяют организовать ведение региональной базы право-
вой информации субъектами Российской Федерации.

В результате проведенных работ для руководителей и сотрудни-

ков федеральных и региональных органов власти, служащих мини-
стерств и ведомств, а также работников многих общественных ор-
ганизаций и коммерческих структур с ее помощью стал возможен
оперативный доступ практически к любым информационным ресур-
сам. Базовыми элементами самой системы стали ситуационные цент-
ры (СЦ), региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ),
ведомственные информационно-аналитические центры (ВИАЦ).

Ъ

 информационном фонде «Электронной России» поддержива-

ются десятки баз данных и систем информации, содержащие свыше
миллиона показателей, характеризующих состояние и развитие клю-
чевых секторов экономики и социально-политической обстановки
в стране и мире.

 Фактически она стала незаменимым инструментом

для эффективного управления страной, регионами и отраслями про-

мышленности как в мирное время, так и при чрезвычайных и кризис-

ных ситуациях.

 Создаваемая информационно-телекоммуникацион-

ная система не только превратилась в основной источник информации
для всех высших и региональных органов исполнительной и законо-
дательной власти Российской Федерации, но и позволила подняться
на качественно новый уровень взаимодействия. Для межрегиональ-
ного и межведомственного обмена данными применяется сеть «Ат-
лас», а также коммутируемые телефонные каналы.

Специалисты-аналитики с помощью «Электронной России», ис-

пользуя штатные подсистемы, оценивают и прогнозируют социаль-
но-экономическую обстановку в отраслях народного хозяйства и ре-
гионах Российской Федерации. Так, например, подсистемы «Паспорт
региона», «Товары и цены», «Реестр собственности» и Банк эконо-
мико-географической информации (БЭГИ) применяются при соци-
ально-экономическом мониторинге регионов, городов и населенных
пунктов; подсистема «Топливно-энергетический комплекс» — для мо-
ниторинга, прогноза и планирования развития этой сферы. Кроме
того, с ее помощью организован ежедневный мониторинг СМИ, со-
зданы и поддерживаются базы нормативно-правовой информации.
Наконец, эта система служит основой для развития информацион-
ных структур всех органов управления.

Особую роль в составе «Электронной России» играет Автомати-

зированная система информационного обслуживания стран — участ-
ниц Содружества Независимых Государств (АСИО СНГ), благодаря
которой информацию получают соответствующие высшие органы

333


background image

власти этих государств. Она дает им возможность непосредственно
взаимодействовать между собой и Исполнительным секретариатом
СНГ в Минске и включает информационно-справочные услуги и те-
лекоммуникационный сервис.

Концепция развития подсистемы АСИО СНГ предусматривает

дальнейшую интеграцию и модернизацию действующих и разработ-

ку новых аппаратно-программных средств системы телекоммуника-
ции, информационно-аналитических центров и информационных
пунктов различного уровня, а также информационного и лингвисти-
ческого обеспечения во всех звеньях на единой методологической
основе.

Создаваемая система должна действовать как в мирное время,

так и в особые периоды, должна способствовать оптимизации реше-
ний по управлению государством в нормальных, критических и эк-
стремальных условиях. Организационное обеспечение гражданской
службы, ее компьютерно-коммуникативные технологии должны вы-
вести государственное управление на формирование и функциони-
рование в России электронного правительства.

Выводы

• Организационное обеспечение гражданской службы есть спо-

соб опредмечивания информации в процессе коммуникативной дея-
тельности в относительно устойчивую межиндивидуальную опреде-
ленность посредством кадрового, корпоративного, компьютерного
и другого обеспечения.

• Социальная организация есть возглавляемая руководителем

корпорация индивидов для достижения совместных целей деятель-
ности посредством профессиональных и обыденных технологий.

• Корпоративное обеспечение выражается в том, что граждан-

ские служащие объединяются в государственные организации с тем,
чтобы достигался корпоративный, синергетический эффект по при-
ращению их производительных сил. Организационные технологии
не следует смешивать с производственно-технологическими и духовно-
идеологическими технологиями. Они имеют материальный характер,
но действуют в духовной сфере.

• Кадровое обеспечение гражданской службы означает, что

любая социальная деятельность, в том числе и государственная, осу-

ществляется материальными носителями или кадрами. Кадры — это
индивиды, приобретающие социальную профессию, результаты дея-
тельности которой жизненно необходимы для других индивидов.

334


background image

• Федеральная гражданская служба использует в основном три

типа управления — линейное, функциональное и штабное, правда,
со своей спецификой. В любом министерстве все подразделения, осу-
ществляющие базовые функции и укомплектованные базовыми спе-
циалистами, используют линейный (субординационный) тип; все
подразделения, осуществляющие вспомогательные функции и уком-
плектованные обеспечивающими специалистами, используют функци-
ональный (координационный) тип, а гражданские служащие, занятые
в работе коллегий, различных советов, комиссий и др., используют
штабной (субординационно-координационный) тип. Естественно,
в некоторых случаях применяются и другие организационные формы.

• Компьютерное обеспечение — это деятельность гражданских

служащих (людских корпораций), компьютеров и компьютерных се-
тей на основе совместных компьютерных технологий по повышению
качества и результативности государственного управления. В практике
используется достаточно широкий спектр подобных технологий. На
этой основе создаются и функционируют различные информацион-
ные и информационно-аналитические системы, что эффективно ска-
зывается на процессе подготовки и принятии государственных уп-
равленческих решений.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой организационное обеспечение граждан-

ской службы?

2. Что такое социальная организация?
3. Что представляет собой корпоративное обеспечение?
4. Какие типы корпоративного управления используются в граж-

данской службе?

5. В чем сущность кадрового обеспечения народного хозяйства и го-

сударственного управления?

6. Каково содержание компьютерного обеспечения?

Рекомендуемая литература

О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-

ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Об утверждении положения об Управлении Президента Российской Феде-

рации по кадровым вопросам и государственным наградам. Указ

Президента РФ от 25 июня 2004 г. № 799.

335