Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6367

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рис. 15. Технология государственного решения

в гражданской службе

346


background image

каждой из которых в общем количестве управленческих решений
приходится следующий процент: 1) неполадки в управляемой под-
системе — 27%; 2) указания вышестоящих органов — 24%; 3) истече-
ние срока действия предыдущего решения — 17%; 4) необходимость
корректировки ранее принятого решения — 15%; 5) новое состояние
управляющей подсистемы — 14%. Кроме этих пяти есть и другие при-
чины, но на их долю приходится обычно незначительный процент.

Стало быть, непосредственными причинами, побуждающими осу-

ществлять подготовку и принятие государственных решений, явля-
ются те или иные социальные (в том числе и управленческие) про-
блемы. Они связаны, прежде всего, с различными отклонениями
фактического состояния управляемой подсистемы от запрограмми-
рованного, а также со всякого рода нарушениями в механизме функ-
ционирования системы в целом. При этом если характер и частота
каких-либо отклонений и нарушений оказываются не случайными
(эпизодическими), а проявляются достаточно последовательно и ус-
тойчиво, то это может рассматриваться в качестве свидетельства
несовершенства данной системы.

Технологии подготовки политических, административных, эко-

номических и других решений, по существу, не отличаются сколько-
нибудь значительно друг от друга. Модели данной деятельности в глав-
ном и основном везде совпадают.

Деятельность по подготовке государственного решения (см.

рис. 15) начинается с выявления актуальной социальной проблемы,
а завершается представлением оптимального проекта нормативного
акта государственному органу, политическому или административ-
ному должностному лицу, с которыми согласовывается процедура
принятия этого решения.

За счет чего можно добиваться повышения качества и обосно-

ванности подготавливаемых государственных решений?

 Оптимиза-

цию подготавливаемых решений можно обеспечить главным образом
за счет соблюдения двух основных условий: 1) привлечения компетен-
тных и высокопрофессиональных специалистов, разрабатывающих эти

решения; 2) последовательного использования принципов своевремен-

ности, цикличности и законности государственных решений.

 Когда

речь заходит о компетентных и высокопрофессиональных работни-
ках, то надо иметь в виду, что в этой роли могут выступать как сами
работники аппарата, так и привлекаемые к выработке решений спе-
циалисты со стороны — научные и практические работники.

Принцип своевременности означает, что всякое государственное

решение должно приниматься в свое, достаточно определенное вре-

347


background image

мя, с тем чтобы не допускать ненужной торопливости или перерас-
тания возникшей проблемы в конфликт. Преждевременно принима-
емое решение может оказаться неправильным или недостаточно точ-
ным, поскольку в момент его подготовки проблема еще не была
обозначена должным образом. Нельзя и запаздывать с принятием
решения, ибо в этом случае оно в лучшем случае просто теряет смысл,
а в худшем — приводит к обострению ситуации.

Принцип цикличности требует учитывать периодичность госу-

дарственной деятельности, связанную с наличием различных доста-

точно определенных периодов (месяц, квартал, год и т.д.). Каждое
конкретное решение должно возникать лишь в рамках соответству-
ющей фазы какого-либо цикла. При этом «повторяемость» каждый

раз будет облекаться в форму нового решения на базе предыдущего.

В этом случае вместо поспешного и сумбурного реагирования на от-

дельные «сигналы», подготовки запоздалых и нередко уже ненуж-
ных нормативных актов появится возможность обеспечения доста-
точно планомерного процесса выработки актуальных решений.

Периодичность решений (шаг управления) должна определяться в за-

висимости от регулярности изменения ситуации в системе, повторя-
емости совершения тех или иных событий.

Принцип законности предполагает необходимость согласования

проекта каждого нового государственного решения с ранее приняты-
ми законами и другими нормативными актами. Чтобы все протекало

успешно, здесь важно учитывать три момента. Во-первых, внешнюю
межсистемную согласованность, когда решения одного органа госу-
дарственной власти должным образом стыкуются с решениями дру-
гих государственных органов соответственно их месту в механизме
управления делами государства и общества. Во-вторых, внешнюю
внутрисистемную согласованность, когда стыкуются решения раз-
личных государственных органов одного и того же министерства или
ведомства. Наконец, в-третьих, внутреннюю согласованность различ-
ных решений одного и того же государственного органа. Соблюде-
ние данного принципа обеспечивается разными способами, в том числе

установлением ряда юридически обязательных требований как об-

щего, так и специального и организационно-технического характера.
Несоблюдение данных требований, естественно, влечет за собой сни-
жение качества подготавливаемого проекта государственного реше-
ния, что чревато различными негативными последствиями.

Кроме рассмотренных принципов, здесь действуют также прин-

ципы непротиворечивости, преемственности, ресурсной и докумен-
тационной обеспеченности государственных решений и т.д.

348


background image

Для поддержки законотворческой деятельности Президент РФ

В.В. Путин выдвинул идею о создании Общественной палаты как
площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены

и подробно обсуждены гражданские инициативы. По его мнению, та-
кая палата должна стать местом проведения общественной экспер-
тизы тех ключевых государственных решений и, прежде всего, зако-
нопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны
и имеют общенациональное значение.

После достаточно активных дискуссий 4 апреля 2005 г. такой

закон был принят. Предназначение Общественной палаты — обеспе-
чить взаимодействие российских граждан с федеральными и регио-
нальными органами государственной власти, органами местного са-
моуправления в целях учета их потребностей и интересов, защиты
прав и свобод при формировании и реализации государственной по-
литики, а также в целях осуществления общественного контроля за
деятельностью федеральных и региональных органов исполнитель-
ной власти и органов местного самоуправления.

Состава палат формируется из сорока двух граждан РФ, утвер-

ждаемых Президентом РФ, сорока двух представителей общероссий-
ских общественных объединений и сорока двух представителей меж-
региональных и региональных общественных объединений. Членом
Общественной палаты может быть гражданин РФ, достигший возра-
ста 18 лет. Не допускаются к выдвижению кандидатов в члены
Общественной палаты объединения, зарегистрированные менее
чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Об-
щественной палаты действующего состава, а также политические
партии.

Не могут быть членами Общественной палаты политические ру-

ководители (представители нанимателя), государственные и муни-
ципальные служащие; лица, замещающие выборные должности в ор-
ганах местного самоуправления; лица, признанные недееспособными
на основании решения суда, имеющие непогашенную или неснятую
судимость, членство которых в Общественной палате ранее было пре-
кращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 15 настоящего закона.

Первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть

проведено не позднее чем через тридцать дней со дня формирования
правомочного состава. Общественная палата является правомочной,
если в ее состав вошло более трех четвертей от установленного на-
стоящим законом числа членов Общественной палаты. Срок полно-
мочий членов Общественной палаты истекает через два года со дня
первого пленарного заседания.

349


background image

Член Общественной палаты приостанавливает свое членство

в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
Объединение членов Общественной палаты по принципу националь-
ной, религиозной, региональной или партийной принадлежности не
допускается.

Член Общественной палаты на время участия в работе пленарного

заседания Общественной палаты, Совета Общественной палаты, ко-
миссий и рабочих групп Общественной палаты, а также на время
осуществления полномочий, установленных ст. 20 настоящего зако-
на, освобождается работодателем от выполнения трудовых обязанно-
стей по основному месту работы с сохранением за ним места работы
(должности). Члену Общественной палаты возмещаются расходы,
связанные с осуществлением им полномочий члена Общественной
палаты, а также выплачивается компенсация в размере, определен-
ном законом, иным нормативным правовым актом, за счет средств
федерального бюджета. Отзыв члена Общественной палаты не до-
пускается.

Обеспечение деятельности Общественной палаты осуществляет

аппарат Общественной палаты, который является государственным

учреждением,

 имеет печать с изображением Государственного герба

РФ и со своим наименованием. Руководитель аппарата Обществен-
ной палаты назначается на должность и освобождается от должнос-

ти Правительством РФ по представлению Совета Общественной
палаты. По поручению данного совета общее руководство деятель-
ностью аппарата осуществляет секретарь Общественной палаты.

Общероссийские государственные организации телерадиовеща-

ния должны еженедельно выпускать в эфир на одном из общероссий-
ских телеканалов и одном радиоканале обзорные информационно-
просветительские программы по плану, утвержденному Общественной
палатой. Объем эфирного времени на каждом из указанных телека-
налов и радиоканалов не может быть менее 60 минут в месяц. Кроме
того, Общественная палата в соответствии с законодательством РФ
учреждает периодическое издание.

Гражданским служащим чрезвычайно важно знать место и меха-

низмы участия Общественной палаты в системе государственного
и муниципального управления, те возможности, которые дает эта
структура в формировании гражданского общества в России.

350