Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6364

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

зывает сомнения. В таких случаях возникает вопрос об уровне ком-
петентности как отдельных работников, так и государственных орга-

нов. Нужно, однако, подчеркнуть, что соответствие результатов це-

лям — это существенный, но далеко не главный критерий качества
управленческой деятельности.

Сказанное позволяет заключить, что технологический цикл по

работе с государственными решениями не завершается стадией непо-
средственного организаторского выполнения этих решений. Здесь
нужна по крайней мере еще одна стадия, а именно контроль за
выполнением государственных решений. Без такого контроля труд-
но и даже просто невозможно определиться: действительно ли выпол-
нены эти решения? И если они реально выполнены, то решены ли те
актуальные проблемы, которым были посвящены данные решения?

Что такое управленческий контроль? Какова его роль в процес-

се государственной деятельности?

 Управленческий контроль

 (от фр.

controle

 — проверка)

 есть проверка качества управленческой деятель-

ности посредством сопоставления фактически достигнутых резуль-
татов этой деятельности с теми целями, которые были поставлены
в нормативных актах при решении актуальных социальных проблем,
а также с уровнем решения этих проблем.

 Управленческий контроль,

как завершающая стадия при работе с государственными решения-
ми, позволяет гражданским служащим не только выявлять, но и пре-
дупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резер-
вы и возможности.

С помощью управленческого контроля осуществляется служеб-

ное наблюдение за процессом выполнения государственного реше-
ния, выявляются результаты воздействия субъекта управления на
объект управления. Выступая средством обратной связи, управлен-

ческий контроль дает управляющей подсистеме необходимую инфор-
мацию о фактах запланированного или отклоняющегося поведения
управляемой подсистемы. Выявляя отклонения и их причины, кон-
троль определяет необходимые пути корректировки дальнейшей уп-
равленческой деятельности, способствует выработке различных форм
ее оптимизации.

Управленческий контроль технологически включает четыре ос-

новные фазы: 1) учет достигнутых результатов; 2) сравнение этих

результатов с поставленными в управленческих актах целями; 3) оцен-
ку уровня решения актуальной социальной проблемы; 4) корректи-
ровку и оптимизацию дальнейшей управленческой деятельности.

На третью и четвертую фазы нередко не обращается внимания

при проведении контроля, что является очевидным упущением. При

356


background image

этом эффективность (или качество) государственного управления
определяется не простым соответствием фактических результатов
запланированным целям, а именно тем, насколько она удовлетворя-
ет социальные потребности при решении (снятии) актуальных соци-
альных проблем. Чем быстрее и полнее решаются назревающие со-
циальные проблемы, тем выше качество государственного управления.

Следует отметить, что в процессе ликвидации советской власти

в стране были ликвидированы прежние системы государственного,
партийного и народного контроля. Однако взамен новых систем кон-
троля не было создано. Действенных структур с аналогичными пол-
номочиями до последнего времени в России пока не было, и это чрез-
вычайно негативно сказывалось на состоянии государственного

и социального управления. Отсутствие эффективного государствен-
ного и социального контроля способствовало нарастанию в государ-
стве и других органах бюрократизма, фактов коррупции и вовлече-
нию работников в мафиозные и другие криминальные структуры.
Для преодоления данных явлений по Указу Президента РФ «О си-
стеме и структуре федеральных органов исполнительной власти» и за-
кону об Общественной палате необходимо в возможно сжатые сроки
создать заново систему государственного и общественного контроля.

Конечно, она должна учитывать новые политико-экономические ре-

алии, всемерно содействовать повышению качества государственно-
го и социального управления, быть надежной защитой против кри-
минализации российского государства.

Государственный и социальный контроль необходим обществу,

так как позволяет проверять эффективность принимаемых государ-
ственных решений с точки зрения общественных интересов. Поэто-
му он должен сопутствовать каждому решению, в подготовке приня-
тии и выполнении которого участвуют политические руководители
и гражданские служащие. Постоянный государственный и социальный
контроль является одним из необходимых условий оптимальности
управленческих решений, всего государственно-социального управ-
ления в целом.

Выводы

• Государственное решение — это альтернативный выбор со-

циальной цели и нормы, вырабатываемой субъектом управления для
направленного воздействия на объект управления. Основу основ вся-
кого государственного решения составляет выбор управленческой цели
и нормы при решении какой-либо социальной, проблемы.

357


background image

• Классификация решений в государственном управлении

проводится по следующим основаниям: 1) по субъектам управления
решения делятся: а) на федеральные, региональные, районные (го-

родские); б) принимаемые законодательной, исполнительной и су-
дебной властями; в) единоличные, коллегиальные, коллективные,
общественные; 2) по времени действия — стратегические (долгосроч-

ные), тактические (среднесрочные), оперативные (краткосрочные);
3) по социальному характеру — общие, частные; 4) по содержанию —
политические, экономические, организационные, технологические;
5) по форме — письменные, устные, на электронных носителях; 6) по
механизму действия — прямого действия, рамочные.

• Технология государственного решения означает систему под-

ходов, методов, приемов и этапов работы гражданских служащих
с управленческими действиями и процедурами.

• Выработано два подхода к государственным управленческим

решениям: нормативный (количественный) и дескриптивный (каче-

ственный). При первом подходе преимущество отдастся формализо-
ванным моделям управленческого решения, изучаемым формальными,
преимущественно экономико-математическими, инженерно-экономи-
ческими и компьютерными методами. При втором подходе опора

делается на качественном описании и анализе проблем технологий
государственного решения, осуществляемых в основном в рамках
традиционной социологии и психологии. Изучение показывает, что
ни одному из этих подходов нельзя отдать очевидного предпочте-
ния. Все зависит от конкретной ситуации — при наличии линейных
зависимостей успешнее срабатывает нормативный подход, при не-
линейных — дескриптивный.

• Оптимизация подготавливаемых государственных решений

осуществляется главным образом за счет соблюдения двух основных
условий: 1) привлечения компетентных и высокопрофессиональных
специалистов, разрабатывающих эти решения; 2) последовательного
использования принципов своевременности, цикличности и закон-
ности государственных решений.

• Технология государственного решения в гражданской служ-

бе включает три основных этапа: 1) подготовка государственного ре-

шения; 2) обеспечение процедур принятия и принятие государствен-
ного решения; 3) выполнение государственного решения. Качество
(эффективность) государственного решения напрямую зависит от тща-

тельного соблюдения всех технологических требований на каждом
из этих трех этапов.

358


background image

ш Репрезентативные (представительные) критерии осуществ-

ления оптимального выбора государственной цели и нормы: систем-
ная самодостаточность; политическая целесообразность; экономиче-
ская выгодность (или хотя бы доступность); социальная позитивность

(возможность положительных социальных последствий); экологичес-
кая приемлемость; нравственная обеспеченность.

• Специфика выполнения государственных решений состоит

в том, что если подготовка и принятие решений всегда духовны, то
деятельность по реализации этих решений в основном материальна,
в какой бы социальной сфере она не осуществлялась. Исполнение
государственных решений — это практическая, а следовательно, ма-
териальная сторона государственной управленческой деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что такое государственное решение?

2. Какова технология государственного решения в гражданской служ-

бе?

3. Каковы основные причины, вызывающие необходимость приня-

тия государственного решения?

4. В чем суть подготовки государственного решения?
5. Каковы процедуры принятия государственного решения? Что такое

регламент?

6. В чем специфика выполнения государственных решений? Како-

вы основные стадии выполнения государственных решений?

7. Что такое государственный контроль?

Рекомендуемая литература

О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-

ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Об Общественной палате Российской Федерации. Федеральный закон

от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ.

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ

Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314.

Голубков Е.П.

 Технология принятия управленческих решений. М., 2005.

Граждан В.Д.

 Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.

Документационное обеспечение государственной службы: уч.-иракт. посо-

бие / под общ. ред. А.И. Горбачева и Н.Н. Шуваловой. М., 2004.

Организация работы с документами: учебник / под ред. В.А. Кудрявцева.

М., 2001.

Теория управления: учебник / В.Ф. Уколов и др. М., 2003.

359


background image

ГЛАВА 17

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ
НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Ключевые

 социально-правовой контроль; типы и виды контро-

понятия:

 ля; принципы контроля; система социально-право-

вого контроля; прокурорский надзор; финансовый
контроль

Уже говорилось, что завершающей стадией в процессе выпол-

нения гражданскими служащими управленческих решений является
социально-правовой контроль, который является не кратковременной
кампанией, а повседневной функцией государственного и существу-
ющего в гражданском обществе социального управления. Обеспече-
ние их систематичности, последовательности и целеустремленности
предполагает наличие специальных контрольных служб. Особенно
важно это для регулирования финансовых потоков, денежного обра-
щения в обществе.

В царской России государственный контроль входил в структу-

ру правительства, обладал широкими полномочиями и определен-
ными гарантиями.

В советском государстве органы контроля сочетали государствен-

ную и общественную проверку исполнения и образовывали единую
систему, возглавляемую союзно-республиканским органом — коми-
тетом народного контроля. Он имел широкие права, в том числе право

налагать на виновных должностных лиц взыскания, производить де-
нежные начеты, отстранять от занимаемой должности и др.

И в целом контрольная функция советского государства на всех

этапах считалось наивысшей задачей государственного строитель-
ства. Во многом благодаря тотальному и жесткому контролю уда-
лось мобилизовать материальные и финансовые ресурсы на решение
поистине грандиозных задач — индустриализации промышленности,
коллективизации сельского хозяйства, электрификации страны, со-
здания мощного военного потенциала.

360