Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6364
Скачиваний: 32
зывает сомнения. В таких случаях возникает вопрос об уровне ком-
петентности как отдельных работников, так и государственных орга-
нов. Нужно, однако, подчеркнуть, что соответствие результатов це-
лям — это существенный, но далеко не главный критерий качества
управленческой деятельности.
Сказанное позволяет заключить, что технологический цикл по
работе с государственными решениями не завершается стадией непо-
средственного организаторского выполнения этих решений. Здесь
нужна по крайней мере еще одна стадия, а именно контроль за
выполнением государственных решений. Без такого контроля труд-
но и даже просто невозможно определиться: действительно ли выпол-
нены эти решения? И если они реально выполнены, то решены ли те
актуальные проблемы, которым были посвящены данные решения?
Что такое управленческий контроль? Какова его роль в процес-
се государственной деятельности?
Управленческий контроль
(от фр.
controle
— проверка)
есть проверка качества управленческой деятель-
ности посредством сопоставления фактически достигнутых резуль-
татов этой деятельности с теми целями, которые были поставлены
в нормативных актах при решении актуальных социальных проблем,
а также с уровнем решения этих проблем.
Управленческий контроль,
как завершающая стадия при работе с государственными решения-
ми, позволяет гражданским служащим не только выявлять, но и пре-
дупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резер-
вы и возможности.
С помощью управленческого контроля осуществляется служеб-
ное наблюдение за процессом выполнения государственного реше-
ния, выявляются результаты воздействия субъекта управления на
объект управления. Выступая средством обратной связи, управлен-
ческий контроль дает управляющей подсистеме необходимую инфор-
мацию о фактах запланированного или отклоняющегося поведения
управляемой подсистемы. Выявляя отклонения и их причины, кон-
троль определяет необходимые пути корректировки дальнейшей уп-
равленческой деятельности, способствует выработке различных форм
ее оптимизации.
Управленческий контроль технологически включает четыре ос-
новные фазы: 1) учет достигнутых результатов; 2) сравнение этих
результатов с поставленными в управленческих актах целями; 3) оцен-
ку уровня решения актуальной социальной проблемы; 4) корректи-
ровку и оптимизацию дальнейшей управленческой деятельности.
На третью и четвертую фазы нередко не обращается внимания
при проведении контроля, что является очевидным упущением. При
356
этом эффективность (или качество) государственного управления
определяется не простым соответствием фактических результатов
запланированным целям, а именно тем, насколько она удовлетворя-
ет социальные потребности при решении (снятии) актуальных соци-
альных проблем. Чем быстрее и полнее решаются назревающие со-
циальные проблемы, тем выше качество государственного управления.
Следует отметить, что в процессе ликвидации советской власти
в стране были ликвидированы прежние системы государственного,
партийного и народного контроля. Однако взамен новых систем кон-
троля не было создано. Действенных структур с аналогичными пол-
номочиями до последнего времени в России пока не было, и это чрез-
вычайно негативно сказывалось на состоянии государственного
и социального управления. Отсутствие эффективного государствен-
ного и социального контроля способствовало нарастанию в государ-
стве и других органах бюрократизма, фактов коррупции и вовлече-
нию работников в мафиозные и другие криминальные структуры.
Для преодоления данных явлений по Указу Президента РФ «О си-
стеме и структуре федеральных органов исполнительной власти» и за-
кону об Общественной палате необходимо в возможно сжатые сроки
создать заново систему государственного и общественного контроля.
Конечно, она должна учитывать новые политико-экономические ре-
алии, всемерно содействовать повышению качества государственно-
го и социального управления, быть надежной защитой против кри-
минализации российского государства.
Государственный и социальный контроль необходим обществу,
так как позволяет проверять эффективность принимаемых государ-
ственных решений с точки зрения общественных интересов. Поэто-
му он должен сопутствовать каждому решению, в подготовке приня-
тии и выполнении которого участвуют политические руководители
и гражданские служащие. Постоянный государственный и социальный
контроль является одним из необходимых условий оптимальности
управленческих решений, всего государственно-социального управ-
ления в целом.
Выводы
• Государственное решение — это альтернативный выбор со-
циальной цели и нормы, вырабатываемой субъектом управления для
направленного воздействия на объект управления. Основу основ вся-
кого государственного решения составляет выбор управленческой цели
и нормы при решении какой-либо социальной, проблемы.
357
• Классификация решений в государственном управлении
проводится по следующим основаниям: 1) по субъектам управления
решения делятся: а) на федеральные, региональные, районные (го-
родские); б) принимаемые законодательной, исполнительной и су-
дебной властями; в) единоличные, коллегиальные, коллективные,
общественные; 2) по времени действия — стратегические (долгосроч-
ные), тактические (среднесрочные), оперативные (краткосрочные);
3) по социальному характеру — общие, частные; 4) по содержанию —
политические, экономические, организационные, технологические;
5) по форме — письменные, устные, на электронных носителях; 6) по
механизму действия — прямого действия, рамочные.
• Технология государственного решения означает систему под-
ходов, методов, приемов и этапов работы гражданских служащих
с управленческими действиями и процедурами.
• Выработано два подхода к государственным управленческим
решениям: нормативный (количественный) и дескриптивный (каче-
ственный). При первом подходе преимущество отдастся формализо-
ванным моделям управленческого решения, изучаемым формальными,
преимущественно экономико-математическими, инженерно-экономи-
ческими и компьютерными методами. При втором подходе опора
делается на качественном описании и анализе проблем технологий
государственного решения, осуществляемых в основном в рамках
традиционной социологии и психологии. Изучение показывает, что
ни одному из этих подходов нельзя отдать очевидного предпочте-
ния. Все зависит от конкретной ситуации — при наличии линейных
зависимостей успешнее срабатывает нормативный подход, при не-
линейных — дескриптивный.
• Оптимизация подготавливаемых государственных решений
осуществляется главным образом за счет соблюдения двух основных
условий: 1) привлечения компетентных и высокопрофессиональных
специалистов, разрабатывающих эти решения; 2) последовательного
использования принципов своевременности, цикличности и закон-
ности государственных решений.
• Технология государственного решения в гражданской служ-
бе включает три основных этапа: 1) подготовка государственного ре-
шения; 2) обеспечение процедур принятия и принятие государствен-
ного решения; 3) выполнение государственного решения. Качество
(эффективность) государственного решения напрямую зависит от тща-
тельного соблюдения всех технологических требований на каждом
из этих трех этапов.
358
ш Репрезентативные (представительные) критерии осуществ-
ления оптимального выбора государственной цели и нормы: систем-
ная самодостаточность; политическая целесообразность; экономиче-
ская выгодность (или хотя бы доступность); социальная позитивность
(возможность положительных социальных последствий); экологичес-
кая приемлемость; нравственная обеспеченность.
• Специфика выполнения государственных решений состоит
в том, что если подготовка и принятие решений всегда духовны, то
деятельность по реализации этих решений в основном материальна,
в какой бы социальной сфере она не осуществлялась. Исполнение
государственных решений — это практическая, а следовательно, ма-
териальная сторона государственной управленческой деятельности.
Контрольные вопросы
1. Что такое государственное решение?
2. Какова технология государственного решения в гражданской служ-
бе?
3. Каковы основные причины, вызывающие необходимость приня-
тия государственного решения?
4. В чем суть подготовки государственного решения?
5. Каковы процедуры принятия государственного решения? Что такое
регламент?
6. В чем специфика выполнения государственных решений? Како-
вы основные стадии выполнения государственных решений?
7. Что такое государственный контроль?
Рекомендуемая литература
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Об Общественной палате Российской Федерации. Федеральный закон
от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ
Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314.
Голубков Е.П.
Технология принятия управленческих решений. М., 2005.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Документационное обеспечение государственной службы: уч.-иракт. посо-
бие / под общ. ред. А.И. Горбачева и Н.Н. Шуваловой. М., 2004.
Организация работы с документами: учебник / под ред. В.А. Кудрявцева.
М., 2001.
Теория управления: учебник / В.Ф. Уколов и др. М., 2003.
359
ГЛАВА 17
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ
НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Ключевые
социально-правовой контроль; типы и виды контро-
понятия:
ля; принципы контроля; система социально-право-
вого контроля; прокурорский надзор; финансовый
контроль
Уже говорилось, что завершающей стадией в процессе выпол-
нения гражданскими служащими управленческих решений является
социально-правовой контроль, который является не кратковременной
кампанией, а повседневной функцией государственного и существу-
ющего в гражданском обществе социального управления. Обеспече-
ние их систематичности, последовательности и целеустремленности
предполагает наличие специальных контрольных служб. Особенно
важно это для регулирования финансовых потоков, денежного обра-
щения в обществе.
В царской России государственный контроль входил в структу-
ру правительства, обладал широкими полномочиями и определен-
ными гарантиями.
В советском государстве органы контроля сочетали государствен-
ную и общественную проверку исполнения и образовывали единую
систему, возглавляемую союзно-республиканским органом — коми-
тетом народного контроля. Он имел широкие права, в том числе право
налагать на виновных должностных лиц взыскания, производить де-
нежные начеты, отстранять от занимаемой должности и др.
И в целом контрольная функция советского государства на всех
этапах считалось наивысшей задачей государственного строитель-
ства. Во многом благодаря тотальному и жесткому контролю уда-
лось мобилизовать материальные и финансовые ресурсы на решение
поистине грандиозных задач — индустриализации промышленности,
коллективизации сельского хозяйства, электрификации страны, со-
здания мощного военного потенциала.
360