Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6359

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

телеи представления различных документов, проведения проверок
и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших во-

просов.

В тех случаях, если устанавливается факт нарушения закона, то

прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно
подвергнутых административному задержанию, принести протест на
противоречащие закону акты, внести представление об устранении
нарушений закона. Он должен также возбудить производство об ад-
министративном правонарушении либо уголовное дело, обратиться
в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан,
общества и государства (ст. 24 и 25).

Отрасль надзора за соблюдением прав и свобод человека и граж-

данина

 введена в закон о прокуратуре сравнительно недавно. В ка-

кой-то мере эта отрасль выделилась из общего надзора, но имеет
свои специфические задачи. Осуществляя возложенные на него функ-
ции (ст. 26—28), прокурор рассматривает и проверяет жалобы и иные
сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяс-
няет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает
меры по предупреждению и пресечению нарушений этих прав и сво-
бод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и воз-
мещению причиненного ущерба. В этой деятельности прокурор ис-
пользует полномочия общего надзора (ст. 22).

При нарушении прав и свобод человека и гражданина, защища-

емых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадав-
ший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может

лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свобо-
ды, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан
либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое
общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде
или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Отрасль надзора за исполнением законов органами, осуществля-

ющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предвари-
тельного следствия

 связана с установлением порядка разрешения за-

явлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения
оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования,
а также законностью принимаемых соответствующими органами ре-
шений.

В этом случае полномочия прокурора в данной сфере установле-

ны уголовно-процессуальным законодательством. Так, ст. 108, 146,
221 и 226 УПК выделяют следующие основные прокурорские пол-
номочия: проверку уголовных дел, материалов и иных сведений о со-

371


background image

вершенных преступлениях; дачу письменных указаний следователям
и дознавателям по вопросам расследования; контроль за правомер-
ностью их решений о возбуждении уголовных дел или о производ-
стве следственных действий, ограничивающих конституционные права
граждан; отмену незаконных и необоснованных постановлений сле-

дователей и дознавателей; дачу письменных указаний о расследова-
нии преступлений; возвращение уголовных дел для дополнительно-

го расследования; изъятие дела от органов дознания и передачу его
следователю, передачу дела от одного следователя другому; возбуж-

дение уголовных дел, их приостановление и прекращение и т.д.

Отрасль надзора за исполнением законов администрациями ор-

ганов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями мест содержания за-
держанных и заключенных под стражу

 имеет своим предметом за-

конность нахождения в местах содержания задержанных (изолято-
рах временного содержания — ИВС), предварительного заключения
(следственных изоляторах — СИЗО), исправительных учреждениях,
исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии
и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудитель-
ных мерах воспитательного и медицинского характера и т.д. В ме-
стах лишения свободы прокуратура надзирает за установленным уго-

ловно-исполнительным законодательством порядком и условиями
содержания лиц в перечисленных выше учреждениях.

После принятия в 1992 г. закона о прокуратуре

 участие про-

курора в рассмотрении дел судами

 потеряло значение отрасли надзо-

ра и

 стало считаться особым направлением деятельности прокура-

туры.

 Это связано с проведением в жизнь принципа разделения вла-

сти, а также с тем, что органы судебной власти самостоятельны
и в своей деятельности не поднадзорны никаким другим органам
государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 102) и законом о про-

куратуре Генеральный прокурор РФ назначается на должность сро-
ком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации

по представлению Президента РФ. Если предложенная Президен-
том РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не
получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации,
то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации
новую кандидатуру. Генеральный прокурор РФ имеет первого заме-
стителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом
Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осу-
ществляется Генеральным прокурором РФ.

372


background image

При рассмотрении уголовных дел прокурор выступает в суде

в качестве государственного обвинителя лично либо может поручить
эту миссию следователю или дознавателю, если по данному делу
расследование производилось в форме дознания. В ходе судебного
разбирательства он принимает участие в допросах подсудимого, по-
терпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и ве-
щественных доказательств. Прокурор выступает в судебных прениях
по уголовным делам с обвинительными речами, в которых анализи-
рует исследованные доказательства, высказывает предложения по во-
просам, которые суд будет обсуждать и решать в совещательной ком-
нате при вынесении приговора.

Работники прокуратуры имеют право на собственное мнение по

решению суда. После оглашения судом приговора прокурор вправе
принять в установленном законом порядке меры по исправлению
ошибок, если они были допущены. Для этого он наделен определен-
ными полномочиями независимо от того, вступил или не вступил
приговор суда в законную силу.

§ 17.4. Счетная палата
как государственный финансовый контроль

В нашей стране, где бесполезная растрата бюджетных средств

считается неотъемлемой частью национального колорита, до сих пор
нет законодательно установленной системы государственного финан-
сового контроля. Контрольные функции сосредоточены в основном
внутри исполнительной власти. Например, у министерств имеются
собственные органы проверки, отслеживающие внутреннюю текущую
финансовую деятельность. Таким образом, исполнительная власть
как бы «проверяет» сама себя. В Федеральном Собрании давно зреет
идея о «переброске» части полномочий главному органу парламент-
ского контроля — Счетной палате.

Естественно, аппарат исполнительной власти в этом совершен-

но не заинтересован. А у традиционно слабого российского парла-
мента может не хватить сил для того, чтобы инициировать эту ре-
форму.

Доверие общества к власти всегда есть основа стабильности и об-

щества, и самой власти. Граждане только тогда будет уважать и под-
держивать государство, когда будут уверены, что те средства, кото-
рые они передают государственным органам в виде налогов,
расходуются в интересах всего общества и используются разумно,
экономно, эффективно. Чтобы все это происходило, нужна внешняя

373


background image

контрольная финансовая организация, в качестве каковой и должна
выступать Счетная палата Российской Федерации.

Что она собой представляет? Счетная палата Российской Феде-

рации — это единственный конституционный орган, внешний по от-
ношению к исполнительной власти, который от имени общества
должен осуществлять контроль за деятельностью власти в сфере рас-
поряжения государственными финансами и имупдеством, относящимся
к ведению Российской Федерации.

По закону Счетная палата обладает организационной и функци-

ональной независимостью (ст. 1 Закона о Счетной палате), уполно-
мочена не только наблюдать за деятельностью государственных ор-
ганов и фиксировать финансовые недостатки, но и принуждать их
к исполнению закона. Ее предписания обязательны к исполнению
для всех должностных лиц, в том числе и для руководителей орга-
нов исполнительной власти (ст. 24).

К задачам Счетной палаты относится также оперативный конт-

роль за исполнением федерального бюджета (ст. 14), за состоянием
государственного внутреннего и внешнего долга России и за исполь-
зованием кредитных ресурсов (ст. 16), за поступлением в федераль-
ный бюджет средств от распоряжения и управления государствен-
ной собственностью (ст. 18). Ее полномочия распространяются на
все государственные органы и учреждения в Российской Федера-
ции, а также на органы местного самоуправления, предприятия, орга-
низации, банки, страховые компании, негосударственные учрежде-
ния и организации, если они получают, перечисляют, используют
федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют пре-

доставленные федеральным законодательством или федеральными
органами государственной власти налоговые, таможенные или иные
льготы и преимущества (ст. 12).

При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе по-

лучать от проверяемых органов государственной власти, Централь-
ного банка, местного самоуправления, учреждений, предприятий,
банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую
документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компе-
тенцию (ст. 3). Неправомерный отказ в предоставлении или уклоне-
ние от предоставления информации (документов, материалов), а также
предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счет-
ной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмот-
ренную ст. 287 Уголовного кодекса РФ.

Контрольные органы президента, правительства, министерств

и иных органов обязаны оказывать содействие Счетной палате, пред-

374


background image

оставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ре-
визий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных ме-
роприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе
привлекать государственные контрольные органы и их представите-

лей, а также на договорной основе — негосударственные аудитор-
ские службы и отдельных специалистов (ст. 22).

Для рассмотрения вопросов планирования и организации рабо-

ты Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятель-
ности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Сове-
ту Федерации и Государственной Думе, образована коллегия Счетной
палаты. В ее состав входят председатель, его заместитель и аудиторы
Счетной палаты (ст. 7). Согласно регламенту на заседаниях колле-
гии, которые проводятся, как правило, еженедельно, рассматривают-
ся отчеты о результатах всех проведенных контрольных мероприя-

тий, а также экспертно-аналитические заключения Счетной палаты
на законопроекты, оперативные отчеты о ходе исполнения федераль-
ного бюджета и другие вопросы.

Осуществление контроля в деятельности Счетной палаты про-

водится по 12 направлениям, которые возглавляют аудиторы. Кроме
того, в состав подразделений Счетной палаты входит 45 инспекций,
которые специализируются на определенных задачах и непосредствен-
но реализуют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

В Счетной палате сложилась единая система контроля федераль-

ного бюджета. Она предполагает непрерывный трехлетний конт-
рольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года,
состоящий из следующих стадий: 1) предварительного контроля
проекта бюджета будущего года; 2) оперативного контроля в ходе
исполнения бюджета текущего года; 3) комплексной документаль-
ной ревизии уже исполненного бюджета. Таким образом, в течение
каждого календарного года Счетная палата одновременно работает
с бюджетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находит-
ся в одной из фаз трехлетнего цикла

1

.

Практика последних лет показала, что Государственная Дума по

инициативе федеральной исполнительной власти почти регулярно
принимает законы, которые ограничивают Счетную палату в опера-
тивном контроле за расходованием бюджетных средств. Судя по все-
му, здесь также нужен внешний контроль, который, вероятно, может

1

 См.: Контрольно-счетные органы Российской Федерации (в вопросах

и ответах) / под общ. ред. СВ. Степашина. М., 2001. С. 25.

375