Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6355

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

осуществлять лишь гражданское общество и, прежде всего, Обще-
ственная палата.

Согласно закону обязательному включению в планы и програм-

мы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации
и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего
числа членов Совета Федерации и Государственной Думы, а также
запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат Федерального
Собрания, Правительства РФ, органов власти субъектов Федерации.

Кандидатуры председателя Счетной палаты и его заместителя

с декабря 2004 г. предлагаются Федеральному Собранию Президен-
том РФ. Половина состава ее аудиторов назначаются и освобожда-
ются от должности Государственной Думой, а другая половина —
Советом Федерации. Срок полномочий председателя Счетной пала-
ты, его заместителя и аудиторов составляет шесть лет. Деятельность
Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском

Государственной Думы.

Законом о Счетной палате определены серьезные гарантии

правового статуса сотрудников (ст. 29), что затрудняет давление на

них, в том числе и со стороны Федерального Собрания. Председа-

тель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы не могут быть за-
держаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без
согласия той палаты Федерального Собрания, которая назначила их
на должность. Уголовное дело в отношении председателя, его заме-
стителя и аудиторов может быть возбуждено только Генеральной про-
куратурой РФ. Инспектор Счетной палаты при выполнении им слу-
жебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной
ответственности без согласия коллегии этой палаты.

Важное значение для обеспечения принципа объективности имеет

право членов коллегии Счетной палаты на особое мнение (ст. 25).

Отчеты о результатах проверок и ревизий представляются на рас-

смотрение коллегии аудиторами, ответственными за их проведение.
По итогам их рассмотрения коллегия принимает решение, которое
подписывается председательствующим на заседании. При этом член
или группа членов коллегии, несогласные с ее решением, вправе в трех-

дневный срок обратиться к председателю Счетной палаты с особым
мнением, которое прилагается к решению коллегии и подлежит опуб-
ликованию совместно с ним. При представлении материалов прове-
рок и ревизий палатам Федерального Собрания особое мнение чле-

нов коллегии оглашается в обязательном порядке. В случае если
с особым мнением выступает председатель Счетной палаты или его
заместитель, им предоставляется слово для содоклада.

376


background image

Вступивший в действие с 1 января 2000 г. Бюджетный кодекс

РФ установил вертикальное распределение компетенции между уров-
нями власти, закрепил трехуровневую структуру бюджетной систе-

мы РФ: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных вне-
бюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) мест-
ные бюджеты. Однако вне сферы компетенции Счетной палаты РФ
остаются средства бюджетов субъектов Федерации, бюджеты терри-
ториальных государственных внебюджетных фондов, местные бюд-
жеты. Эти средства также должны находиться под надежным, неза-
висимым от исполнительной власти, государственным финансовым
контролем.

Обеспечить такой контроль в силу существующего законодатель-

ства могут только контрольно-счетные органы. При организации кон-
троля одни субъекты Федерации пошли по пути создания контрольно-
счетных органов в составе аппаратов органов законодательной
(представительной) власти, а другие (и эта тенденция получает боль-
шее развитие) независимых органов государственного финансового
контроля, имеющих статус юридического лица.

Начиная с 1995 г. и по настоящее время в субъектах Федерации

образованы и действуют 69 контрольно-счетных органов (в том чис-
ле в 11 республиках), из которых 32 функционируют в составе зако-
нодательных (представительных) органов, а 37 являются самостоя-
тельными. Они имеют различные названия: государственный
контрольный комитет, контрольно-счетная комиссия и др., но боль-
шинство — «контрольно-счетная палата»

1

.

В то же время приходится констатировать, что в масштабах Рос-

сии целостная система независимого государственного финансового
контроля, составными частями которой являлись бы контрольно-счет-
ные органы субъектов Федерации, еще не сложилась. Представитель-
ные органы власти отдельных субъектов Федерации еще не везде
осознали важность и актуальность решения этой проблемы. Не сек-
рет, что бюджетные трудности многих регионов связаны с неэффек-
тивным управлением региональными финансами. Часто ответствен-
ность за собственное неумение распорядиться доверенными ресурсами
региональные руководители пытаются переложить на центр, т.е. «вы-
бить» трансферты для покрытия своей бесхозяйственности. А эти

1

 См.: Контрольно-счетные органы Российской Федерации (в вопросах

и ответах) / под общ. ред. СВ. Степашина. М., 2001. С. 104.

377


background image

трансферты нередко используются ими совсем не на те цели, на ко-
торые были предоставлены. Естественно, что такие руководители как
огня боятся объективного, независимого от них государственного
финансового контроля.

Поэтому Счетная палата, используя силу своего авторитета, в про-

цессе оказания регионам

 организационной,

 методической, консульта-

ционной и другой помощи создала в декабре 2000 г. Ассоциацию
контрольно-счетных органов Российской Федерации, которая имеет
отделения в большей части субъектов Федерации и федеральных
округах, что позволяет установить более тесную связь между всеми
контрольными органами. В процессе деятельности ассоциации основ-
ной упор делается на повышение профессионализма контрольно-счет-
ных органов, для чего разрабатываются стандарты и единые методики
их деятельности. Они укомплектовываются высокопрофессиональ-
ными кадрами.

Выводы

• Социально-правовой контроль — это такой этап деятельно-

сти гражданских служащих в процессе выполнения государственных
решений, который направлен на обнаружение

 и

 ликвидацию откло-

нений от принятых целей и норм. Это проверка качества государ-
ственной деятельности посредством сопоставления фактически до-

стигнутых результатов с теми стандартами, которые были поставлены
в государственных решениях.

• Выделяют два типа социально-правового контроля: государ-

ственный и общественный (организуемый гражданским обществом).

Оба типа могут иметь шесть видов: представительный и фактиче-

ский, внутренний и внешний, формальный и исполнительский.

В свою очередь, государственный контроль также имеет две формы:

общий (общероссийский) и отраслевой. Общий контроль осущест-
вляют два государственных органа — Генеральная прокуратура и Счет-
ная палата, а отраслевой — федеральные министерства.

• Генеральная прокуратура РФ есть единая федеральная цен-

трализованная система органов, осуществляющих от имени государ-
ства надзор (контроль) за соблюдением Конституции РФ и исполне-
нием законов, действующих на всей территории России. Особенности
прокурорского надзора: во-первых, он распространяется на испол-
нение Конституции РФ и всех нормативных правовых актов, об-
ладающих юридической силой закона, а во-вторых, не уполномочен
надзирать за высшими органами законодательной и исполнитель-

378


background image

ной власти и соответственно высшими должностными лицами госу-
дарства.

и Деятельность прокуратуры строится на определенных прин-

ципах, среди которых следует выделить принципы единства и цент-
рализации; независимости от федеральных, субъектов Федерации
и местных органов; гласности.

• Прокурорский надзор осуществляется обычно по четырем

отраслям: 1) общего надзора; 2) надзора за соблюдением прав и сво-
бод человека и гражданина; 3) надзора за исполнением законов орга-
нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, до-
знания и предварительного следствия; 4) надзора за исполнением
законов администрациями органов и учреждений, исполняющих
наказание.

и После принятия в 1992 г. закона о прокуратуре участие про-

курора в рассмотрении дел судами потеряло значение отрасли над-
зора и стало считаться особым направлением деятельности прокура-
туры. Это связано с проведением в жизнь принципа разделения власти,
а также с тем, что органы судебной власти самостоятельны и в своей
деятельности не поднадзорны никаким другим органам государства.

и В соответствии с Конституцией РФ и законом о прокурату-

ре Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на
пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по пред-
ставлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кан-
дидатура на должность Генерального прокурора не получит требу-
емого количества голосов Совета Федерации, то Президент РФ
в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандида-
туру. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заме-
стителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации.

Распределение обязанностей между заместителями осуществляется
Генеральным прокурором РФ.

и Счетная палата РФ — это единственный конституционный

орган, внешний по отношению к исполнительной власти, который от
имени общества должен осуществлять контроль за деятельностью
власти в сфере распоряжения государственными финансами и иму-
ществом, относящимся к ведению Российской Федерации.

и Счетная палата обладает организационной и функциональ-

ной независимостью, действует на основе принципов законности,
объективности, независимости и гласности. Она уполномочена не

только наблюдать за деятельностью государственных органов и фик-
сировать финансовые недостатки, но и принуждать их к исполнению

379


background image

закона. Ее предписания обязательны для всех должностных лиц, в том
числе и для руководителей органов исполнительной власти.

• Контроль в деятельности Счетной палаты осуществляется

по 12 направлениям, которые возглавляют аудиторы. В ее составе
работают 45 инспекций, которые специализируются на определен-
ных задачах и непосредственно реализуют контрольные и эксперт-
но-аналитические функции.

• В Счетной палате сложилась единая система контроля феде-

рального бюджета. Она предполагает непрерывный трехлетний кон-
трольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года,
состоящий из следующих стадий: 1) предварительного контроля про-
екта бюджета следующего года; 2) оперативного контроля в ходе ис-
полнения бюджета текущего года; 3) комплексной документальной
ревизии уже исполненного бюджета. Таким образом, в течение каж-
дого календарного года Счетная палата одновременно работает с бюд-
жетами трех лет, а бюджет каждого финансового года находится в од-
ной из фаз трехлетнего цикла.

• Председатель Счетной палаты РФ и половина состава ее ауди-

торов назначаются и освобождаются от должности Государственной
Думой, а заместитель председателя и другая половина состава ее ауди-
торов — Советом Федерации. Срок полномочий председателя Счет-
ной палаты, ее заместителя и аудиторов составляет шесть лет. Дея-
тельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи
с роспуском Государственной Думы.

• В масштабах России целостная система независимого госу-

дарственного финансового контроля, составными частями которой
являлись бы контрольно-счетные органы субъектов Федерации, еще
не сложилась. Представительные органы власти отдельных субъек-
тов Федерации еще не везде осознали важность и актуальность ре-

шения этой проблемы.

• Счетная палата в процессе оказания регионам организаци-

онной и методической помощи создала в декабре 2000 г. Ассоциа-
цию контрольно-счетных органов Российской Федерации, которая
имеет отделения в большей части субъектов Федерации и федераль-
ных округах, что позволяет установить более тесную связь между
всеми контрольными органами.

Контрольные вопросы

1. Что такое социально-правовой контроль?

2. Какие существуют типы и виды социально-правового контроля?

380