Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6350
Скачиваний: 32
§ 18.3. Административная реформа и бюрократизм
После развала Советского Союза (1991 г.), с началом «ельцин-
ского десятилетия», которое не просто противоречило демократии,
но и воспроизводило на новом этапе антидемократическую, антина-
родную логику номенклатурного управления, начался новый этап в
развитии отечественной бюрократии. Перспективы социально-эко-
номического развития страны всегда зависели от эффективности
работы государственного административного аппарата. Но за годы
ельцинских реформ никаких серьезных целенаправленных усилий
по повышению эффективности работы государственного аппарата не
предпринималось. В результате
система государственного управле-
ния, содержащая в себе очень серьезные недостатки, к началу XXI в.
превратилась в мощный тормоз модернизации российской экономики,
а следовательно, всего общества в целом.
Проблемы начинались уже с верхних этажей властной иерар-
хии. Как свидетельствуют данные Главного контрольного управле-
ния Администрации Президента РФ, в среднем выполнялись в срок
немногим более половины от общего количества поручений прези-
дента Правительству РФ. Эти выводы были обнародованы в сентяб-
ре 2002 г. после проверки исполнительской дисциплины в Минимуще-
стве, Минфине, Минэкономразвития, Минтрансе и Госстрое. В 2001 г.
Президент РФ дал 891 поручение в адрес указанных органов, из ко-
торых было выполнено в изначально установленный срок только 48%
от их общего числа. Что касается поручений правительства феде-
ральным органам исполнительной власти, то здесь пропорция при-
мерно такая же. Естественно, трудно рассчитывать на эффективность
работы государственного аппарата, если его работники не желают
брать ответственность на себя и это становится стилем их работы.
Естественно, возникает вопрос: как такое могло произойти на
самом верху властной пирамиды? Ответ оказывался достаточно три-
виален:
квалификация работников федеральных органов исполнитель-
ной власти оставляла желать лучшего.
И это самая мягкая формули-
ровка, которую можно здесь употребить. Причем самое тревожное
в том, что этот уровень неуклонно снижался с начала 1990-х гг. Наи-
более способные работники шли в коммерческие структуры, посред-
ственности — оставались на гражданской службе.
Условно федеральных чиновников можно разделить на две кате-
гории: тех, которые честно трудятся за зарплату (их большинство),
и тех, для которых уровень зарплаты не имеет значения. В числе
первых: молодые специалисты,
которым пообещали что-нибудь зна-
чимое;
люди зрелого возраста,
которые никак не рискуют уйти
391
с государственной службы;
«предпенсионеры»,
главная задача которых
заработать пенсию государственного (гражданского) служащего.
Среди второй
категории можно выделить следующие группы:
нашедшие свою «кормушку»,
которая обеспечивает им в итоге прилич-
ное вознаграждение. В подавляющем большинстве — это начальству-
ющий состав. Но есть среди них и главные специалисты, которые
потихоньку «стригут купоны», к примеру, на кураторстве какой-ни-
будь федеральной целевой программы;
патриоты,
которых ничтож-
ное меньшинство;
рассматривают работу как «клуб по интересам»,
которых также очень немного;
«прикомандированные»,
направленные
бизнесом в федеральные структуры, главная задача которых лобби-
рование интересов своих хозяев
1
.
Среди всех категорий и групп гражданских служащих подавля-
ющее большинство составляют женщины. Уже говорилось, что всего
в российских органах власти их насчитывается 71,9%, а на федераль-
ном уровне — 59,2%.
Таким образом,
«за зарплату» трудятся большинство федераль-
ных чиновников.
И именно уровень их квалификации является опре-
деляющим среди федеральных гражданских служащих, поскольку
в подавляющем большинстве исполнителями являются как раз эти
люди. Но среди них найти высококвалифицированных специалистов
достаточно трудно. Если говорить о молодежи, то среди них лишь
немногие удовлетворяют необходимым требованиям, действующим
на гражданской службе. Люди зрелого возраста, кто не решился уйти
с гражданской службы, потому, видимо, и не решились, что оказа-
лись не востребованы рыночными структурами. Наконец, «предпен-
сионеры» озадачены лишь одним — удержаться на гражданской службе
до выхода на пенсию.
Очевидно, что всех этих людей надо или увольнять, или как-то
«доучивать». Но при таком слабом контингенте работающих система
повышения квалификации своих функций, как правило, не выпол-
няет. В России есть специальные учебные заведения (Российская
академия государственной службы при Президенте РФ, Академия
народного хозяйства и Финансовая академия при Правительстве РФ),
укомплектованные высокопрофессиональными преподавателями, но
они работают в основном вхолостую. Во-первых, к спускаемым раз-
нарядкам по количеству чиновников, которых надо направить на по-
вышение квалификации в названные учебные заведения, руководители
1
См.:
Николаев И.А., Шульга И.Е.
Главное в административной реформе.
Аналитический доклад. М.: ФБК, 2002.
392
федеральных и региональных органов исполнительной власти отно-
сятся как к досадной необходимости и потому выбирают наименее
способных. И, во-вторых, подучившиеся гражданские служащие (в
основном из молодежи), набравшись некоторого опыта, стремятся
«нырнуть» в какую-либо коммерческую, предпринимательскую и дру-
гую структуру. Почему это происходит?
Дело, оказывается, в оплате. Нетерпимое положение с уровнем
и системой оплаты труда федеральных чиновников имеет следстви-
ем негативные явления. Так, одним из самых простых решений по
повышению уровня оплаты труда чиновников — это увеличение числа
руководящих должностей. Реализовывалось это в следующих фор-
мах: 1) увеличивалось количество федеральных органов исполнитель-
ной власти; 2) происходил рост числа заместителей руководителей
федеральных органов исполнительной власти; 3) увеличивалось ко-
личество структурных подразделений в министерствах и ведомствах
1
.
В ноябре 1991 г. при правительстве Е.Т. Гайдара было 32 федераль-
ных органа. Через 10 лет, т.е. в ноябре 2002 г., их число достигло 60,
т.е. увеличилось почти в 2 раза. В это время было: министерств — 24,
государственных комитетов — 6, федеральных комиссий — 2, феде-
ральных служб — 13, российских агентств — 2, федеральных над-
зоров — 2, иных федеральных органов исполнительной власти — 5.
Низкий уровень заработной платы,
отсутствие зависимости оп-
латы труда от эффективности работы и проистекающее отсюда же-
лание использовать административный ресурс для получения мате-
риальных выгод
имели следствием беспрецедентный рост числа
заместителей руководителей федеральных органов исполнительной
власти.
Эта должность дает большие полномочия и соответству-
ющие материальные блага (санаторно-курортное обслуживание, обес-
печение персональным служебным автотранспортом, правительствен-
ной связью и т.д.). Но главное в этой должности — финансовые
возможности: распределение денег, курирование федеральных госу-
дарственных унитарных предприятий (ФГУПов) и др.
В ноябре 2002 г. в 60 федеральных органах исполнительной вла-
сти насчитывалось более 410 заместителей руководителей. Совершен-
но определенно можно сказать, что это примерно в 3 раза больше,
чем было 10 лет назад. Известны и рекордсмены: Минэкономразви-
тия — 17 замов, Минпромнауки — 15, МИД — 14, Минтранс — 13,
МПС — 12, Минфин — 12
2
. Небезынтересно вспомнить, что во вре-
1
Николаев И.А., Шульга И.Е.
Главное в административной реформе. Анали-
тический доклад. М.: ФБК, 2002.
2
Там же.
3 9 3
мена СССР в таких мощнейших министерствах, как Минприбор, Ми-
нэлектротехпром, Минсредмаш и др., которые руководили тысячами
подведомственных предприятий, было по 5 — 6 заместителей. И это —
в экономике командно-административного типа.
«Успехи» федерального чиновничества не могли остаться неза-
меченными на региональном уровне. Абсолютный рекорд установил
бывший губернатор Нижегородской области И.С. Скляров — у него
было 24 заместителя. С большим отрывом следовали за ним коллеги:
В.И. Платов (Тверская область) — 15 замов; В.Ф. Чуб (Ростовская
область) — 15 замов; А.А. Ефремов (Архангельская область) —
14 замов и т.д. Кому-то такое количество замов не помогло, и на оче-
редных выборах пришлось уступить губернаторское кресло сопернику.
А кто-то до сих пор командует шеренгами заместителей.
Фонд ИНДЕМ (руководитель Г.А. Сатаров) в своих исследова-
ниях показал, что
государственные должности стали товаром, они
хорошо продаются.
Естественно, спрос рождает предложение. Под-
готовленный работниками ИНДЕМа доклад, в основе которого ле-
жат интервью экспертов, содержит такие оценки:
суммы «стоимости
должностей» в зависимости от профиля ведомства варьируются в на-
стоящее время от 40 тыс. до 500 тыс. долларов.
Но «продаются»
только должности, от подписи которых что-то зависит в смысле
финансов и ресурсов (оценочно — одна треть от общего числа)
1
.
Неудивительно, что должность «зама» любого руководителя в пос-
ледние годы стала достаточно массовой профессией. Роуз Аккерман
С. справедливо замечает: «При низкой оплате труда государствен-
ных служащих коррупция — единственный путь к выживанию»
2
.
Резкое увеличение количества начальников, имеющих доступ
к распределению средств, имеет самые негативные последствия. Во-
первых, растет доля нерационально распределяемых финансовых
средств (попросту говоря — разворовываемых). Очевидно, чем боль-
шее количество начальников допущено к «общественному пирогу»,
тем больше в итоге будет перераспределено в их пользу. Во-вторых,
снижается качество работы. Исполнителей становится все меньше,
начальников прирастает все больше. Работать и начальствовать, ви-
димо, все-таки разные вещи. И, в-третьих, формируется нездоровая
атмосфера в самих трудовых коллективах центральных и региональ-
1
См.: Диагностика российской коррупции: социологический анализ. Док-
лад. М., 2002.
2
Роуз Аккерман С.
Коррупция и государство. Причины, следствия, рефор-
мы / пер. с англ. О.А. Алекринского. М, 2003. С. 94.
394
ных аппаратов органов исполнительной власти. Рядовые сотрудни-
ки все видят и в какой-то мере понимают. Но в этой ситуации труд-
но, не будучи «допущенным к кормушке», выкладываться на рабо-
те
1
.
Все эти обстоятельства обусловливают формирование низкого
уровня квалификации федеральных служащих и низкой производитель-
ности их труда. Российское общество все еще экономит на зарплате
гражданских служащих, что и привело к депрофессионализации и де-
морализации кадров государственного управления.
§ 18.4. Условия преодоления основных форм
бюрократизма
Рассмотренные выше формы административного увеличения
материальной обеспеченности государственных служащих можно от-
нести к числу обыденных, тривиальных. Более серьезными и неред-
ко социально наказуемыми являются
«административные барьеры»,
представляющие собой одну из наиболее «эффективных» возможно-
стей извлечения чиновниками «статусной ренты», которую дает их
правовое положение в системе государственного управления.
«Ста-
тусная рента»
—
это узаконенные правовые установления («адми-
нистративные барьеры»), за разрешение пользоваться которыми по-
литические руководители и государственные служащие могут брать
взятки с граждан, особенно с бизнеса.
Исторически административные барьеры возникли в новейшей
истории России в конце 80-х гг. прошлого столетия в период горба-
чевской «перестройки». Именно тогда при министерствах и ведом-
ствах было образовано множество фирм, куда направлялись желаю-
щие получить лицензии, регистрации, аккредитации и т.п. Это был
самый простой и самый «безобидный» источник извлечения статус-
ной ренты.
При такой технологии чиновники не воровали бюджетные сред-
ства. Фактически они лишь перераспределяли часть средств от биз-
неса в свою пользу. Здесь практически не было коррупции, которая
появилась в основном в «ельцинское десятилетие». В это время еще
относительно сильна была система финансового, народного и партий-
ного контроля, еще не укоренилась психология вседозволенности.
1
См.:
Николаев И.А., Шульга И.Е.
Главное в административной реформе.
Аналитический доклад. М., 2002.
395