Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6346
Скачиваний: 32
Выводы
• Существует два подхода к истолкованию понятий «бюро-
кратия» и «бюрократизм»: традиционный и веберовский (по имени
М. Вебера). При традиционном подходе, во-первых, между этими
понятиями не делаются различия и они используются как синони-
мы; а во-вторых, оба являются обозначением искаженной формы
государственного управления, системой политического и социаль-
ного руководства, основанной на отрыве исполняющей власти от воли
членов общества и направленной на удовлетворение своих корпо-
ративных, узкокорыстных интересов. При веберовском подходе эти
понятия определенно различаются тем, что «бюрократизм» — это
форма отрыва органов власти от населения, «электората» со всеми
вытекающими отсюда последствиями, тогда как «бюрократия» — это
форма действий чиновников по строго формальным и рациональ-
ным правилам. Отсюда у него родилась идея о «рациональной бю-
рократии», которая была и остается теоретической мечтой выдающе-
гося социолога, которая никогда не имела эмпирического осущест-
вления ни в одном из государств.
• Бюрократия как целесообразная деятельность аппарата го-
сударственных органов естественно отличается от бюрократизма как
искаженной деятельности этого же аппарата по удовлетворению своих
корыстных интересов. Первое нацелено на добросовестное обслужи-
вание общества, второе ориентировано на себя. Но между этими
состояниями управления нет пропасти. Бюрократия при определен-
ных условиях может перерасти в бюрократизм. И напротив, бюро-
кратизм под воздействием социального и государственного контро-
ля может стать рациональной бюрократией или административным
(аппаратным) управлением.
ш Особенностями советской бюрократической командно-адми-
нистративной системы являлись, во-первых, ее партократический
характер, следование не законам, провозглашенным Конституцией,
а партийным программам и уставам, а во-вторых, тоталитаризм, ого-
сударствление всех сфер и отраслей социальной действительности.
• Социальными предпосылками современной бюрократии вы-
ступают: 1) отставание деятельности управляющей подсистемы (или
субъекта государственного управления) от уровня деятельности уп-
равляемой подсистемы (или объекта управления); 2) отсутствие или
несовершенство механизмов контроля со стороны управляемой под-
системы (или народа) за деятельностью управляющей подсистемы
(или политических руководителей и гражданских служащих). Именно
401
отсутствие этого механизма в виде правовых регламентации, гласно-
сти, демократии и т.д. привело к тем многочисленным беззакониям
и искажениям, которые характерны для нашей системы государствен-
ного управления.
• Серьезными и нередко социально наказуемыми являются
«административные барьеры», представляющие собой одну из наи-
более «эффективных» возможностей извлечения чиновниками и по-
литическим руководителями «статусной ренты», которую дает их пра-
вовое положение в системе государственного управления. Обычно
выделяют семь основных барьеров на пути бизнеса: 1) регистрация
предприятия; 2) лицензирование деятельности; 3) согласование про-
ектной документации; 4) сертификация; 5) идентификация и марки-
рование; 6) регистрация товарных знаков и доменных имен; 7) дея-
тельность различных инспекций и надзорных органов.
• Основным путем преодоления негативных последствий за-
кона самовозрастания бюрократизма в нашем обществе может и долж-
но послужить резкое сокращение функций государства, ограничение
круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все
еще сложной иерархической системы государственного управления
всем и вся необходимо повсеместно вводить различные формы соци-
ального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные
организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д.) мо-
гут послужить действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.
Контрольные вопросы
1. Что такое бюрократия и ее основные формы?
2. В чем особенности бюрократии, ее отличие от бюрократизма?
3. Что представляет собой государственная бюрократическая власть?
4. Каковы особенности современной бюрократии?
5. Что такое «административные барьеры» и «статусная рента»?
6. Каковы условия преодоления основных форм бюрократизма?
7. Возможна ли антибюрократическая революция?
Рекомендуемая литература
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
О государственной гражданской службе Российской
Федерации.
Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
О системе
и
структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ
Президента РФ от 9 марта 2004 г. Собрание № 314.
402
Диагностика российской коррупции: социологический анализ. Доклад. М.:
ИНДЕМ, 2002.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Николаев И.А., Шульга И.Е.
Главное в административной реформе. Аналити-
ческий доклад. М. : ФБК, 2002.
Приоритеты проекта бюджета-2003. Аналитический доклад. М.: ФБК, 2002.
Роуз Аккерман С.
Коррупция и государство. Причины, следствия, рефор-
мы / пер. с англ. О.А. Алякринского. М., 2003.
Смольков ВТ.
Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к миниму-
му? // Государственная служба. 2002. № 1(15).
ГЛАВА 19
КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые
коррупция и организованная преступность; виды кор-
понятия:
рупции; уровни коррупции; мафия и ее формы; борьба
с коррупцией
В России формирующаяся рыночная экономика никак не может
обрести стабильность, а существующие демократические институты
под разными предлогами разрушаются. В этих условиях продолжает
сохраняться экономическое и политическое неравенство населения,
по-прежнему в обществе доминирует бедность, не ослабевает соци-
альная напряженность.
Хищения государственных средств и корруп-
ция приобрели в «ельцинское десятилетие» (90-е гг. XX в.) небывалые
масштабы. В результате стране и обществу нанесен невосполнимый
ущерб.
XXI в. несколько поумерил размах этой противоправной де-
ятельности, но коррупция все еще не сдает своих позиций.
Сохранение целостности страны и ее конституционного строя
в этих условиях по-прежнему ставятся под сомнение. Тем самым кор-
рупция превращается в проблему, угрожающую национальной безо-
пасности.
§ 19.1. Понятие и особенности коррупции
Вопрос о современной коррупции возник вскоре после прихода
к власти Б.Н. Ельцина. Уже в 1992 г. был издан его указ «О борьбе
с коррупцией в системе государственной службы». Но из-за отсут-
ствия механизмов реализации этот указ оказался одним из самых
игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нор-
мы о необходимости должностным лицам представлять декларации
о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять
лет после выхода дополнительного указа в 1997 г. А норма, запреща-
ющая политическим руководителям и государственным служащим
404
заниматься предпринимательской деятельностью, не выполнялась
вплоть до ухода Ельцина с президентского поста.
Что такое коррупция? Некоторые авторы считают, что у нее, как
у всякого сложного явления, во-первых, не существует единственно-
го канонического определения, а во-вторых, она относится преиму-
щественно к государственному управлению. В ней всегда одной из
сторон служит лицо, находящееся на службе у государства,— поли-
тический руководитель или государственный служащий. В связи
с этим коррупции дается следующее определение: «Государственная
коррупция существует постольку, поскольку существует возможность
чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем
принятия или непринятия тех или иных решений»
1
.
К сожалению, данное определение, во-первых, страдает некото-
рой абстрактностью и применимо, вероятно, лишь к прошлым усло-
виям, а во-вторых, в нем не подчеркивается главное в коррупции,
а именно, присвоение коррупционером (политическим руководите-
лем или государственным служащим) в той или иной форме госу-
дарственных и иных средств. Нередко подобные действия касаются
перераспределения государственной собственности, движения капи-
талов, налоговых и таможенных льгот, лицензирования, инвестиро-
вания и пр. Они отвечают интересам только узкого круга лиц, зача-
стую связанных с криминалитетом. Но в любом случае коррупция
начинается тогда, когда государственные и иные ресурсы начинают
перетекать в собственность каких-либо официальных лиц.
Следовательно,
коррупция
(лат.
corruptio —
подкуп, продажность
должностных лиц) —
это преступная деятельность в органах госу-
дарственной власти, выражающаяся в использовании должностными
лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях
личного обогащения.
Она существует постольку, поскольку есть воз-
можность политика или чиновника распоряжаться не принадлежа-
щими им ресурсами с целью их присвоения путем принятия или
непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут
входить бюджетные средства, государственная или муниципальная
собственность, сбор налогов, назначение на ответственные посты и др.
Коррупция начинается тогда, когда социальные цели государ-
ственного управления подменяются стяжательскими, алчными инте-
ресами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.
В вэридической практике эти действия обычно квалифицируют как
злоупотребление служебным положением.
И редко добавляется, что
См.: Российская газета. 1998. 19 февр.
405