Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6339
Скачиваний: 32
пример, в сети по развалу уголовных дел и по перехвату чуждого
бизнеса»
1
.
Неэффективность государства проявляется и в том, что после
разрушения номенклатурной системы не появилась современная си-
стема отбора и продвижения государственных служащих. В резуль-
тате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, иду-
щих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями
использования своего служебного положения в целях, весьма дале-
ких от благородных. Нередко и прямое делегирование «агентов вли-
яния» из коммерческих структур в государственные органы
2
.
Так, по данным Transparency International, замерявшей мнение
россиян в 2005 г., уровень коррупции в разных сферах составляет
(максимальный уровень — 10, минимальный — 1):
• правоохранительные органы — 4,2;
• политические партии — 4;
• парламент — 3,9;
• суд - 3,9;
• налоговые органы — 3,8;
• бизнес — 3,8;
• таможня — 3,7;
• образование — 3,7;
• медицина — 3,5;
• регистрационные органы — 3,5;
• армия — 3,5;
• СМИ - 3,4;
• ЖКХ - 3,1;
• некоммерческие организации — 2,7;
• церковь — 2,2.
К числу проблем, порождающих коррупцию, несомненно, долж-
на быть отнесена и слабость гражданского общества, его отрыв от
государственной власти. Демократическое государство в состоянии
решать свои проблемы только в кооперации с институтами граждан-
ского общества. Обнищание российского общества, спад социально-
экономической активности граждан, всегда сопровождающий началь-
ные стадии модернизации, вызываемые этим разочарование,
приходящее на смену прежним надеждам, — все это способствует
отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем
ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без
' См.: Известия. 2004. 25 окт.
2
См.: Российская газета. 1998. 19 фев.
411
усилий общественных организаций гражданского общества. Значи-
тельную роль здесь могут сыграть федеральная и региональные об-
щественные палаты.
Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на
все стороны жизни российского общества. В чем конкретно сказыва-
ются эти метастазы коррупции? И, в частности, каковы проблемы
и условия, порождаемые коррупцией?
В 80-90-х гг. XX в. очень расширилась теневая экономика. Это
привело к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюд-
жета. Как следствие — государство в это время утрачивает финансо-
вые рычаги управления экономикой, обостряются социальные про-
блемы из-за невыполнения бюджетных обязательств. Неэффективно
используются бюджетные средства, в частности, при распределении
государственных заказов и кредитов.
Соответственно замедлилось появление эффективных частных
собственников, в первую очередь из-за нарушений в ходе приватиза-
ции. В той мере, в какой нарушаются конкурентные механизмы рынка,
в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а часто
тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это приводит к сни-
жению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной кон-
куренции.
Коррупция подстегивает несправедливое и противоправное пере-
распределение средств в пользу узких власть имущих группировок
за счет наиболее уязвимых слоев населения. Дискредитируется пра-
во как основной инструмент регулирования жизни государства и об-
щества. В общественном сознании формируется представление о без-
защитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.
В результате уменьшается доверие к власти, растет ее отчужде-
ние от общества. Расширяются масштабы коррупции в органах вла-
сти и правоохранительных органах, что способствует укреплению
организованной преступности. Последняя сращивается с коррумпи-
рованными группами политиков и чиновников, усиливаются еще
больше возможности отмывания денег
1
.
§ 19.3. Коррупционное формирование
класса собственников
Как известно, в начале 1990-х гг. был выдвинут лозунг: «Даешь
класс собственников». Его-то и взяли на вооружение многие люди
1
См.: Российская газета. 1998. 19 февраля.
412
из ельцинских властных структур. Именно они, используя должност-
ные полномочия, стали сколачивать свой капитал. Формы и методы
для этого использовались самые разные: от откровенного воровства
и взяточничества до махинаций с акциями предприятий и создания
теневых структур. В течение только 1996-1997 гг. по фактам корруп-
ции были сняты с работы десятки высших должностных лиц государ-
ства, занимавших руководящие посты в Генеральной прокуратуре,
ФАПСИ, МВД, ГТК, Госналослужбе, Центробанке, Минсотрудниче-
стве, МВЭС, бывших Роскомдрагметалле, Минздравпроме и некото-
рых других министерствах и ведомствах.
Поскольку в России была серьезно разбалансирована вся систе-
ма управления и утрачен контроль за исполнением принятых реше-
ний, коррупция оказалась доминирующим процессом в социальных
отношениях. Безответственность, расхлябанность стали обычным явле-
нием во многих структурах власти. На низком уровне находилась
исполнительская дисциплина, о чем не раз говорилось в заявлениях
президента на заседаниях правительства, а также в широкой печати.
К сожалению, и само правительство до последнего времени было
далеко не образцом организованности, оперативности и деловитости.
Ныне действующая Конституция РФ устранила всякий парла-
ментский контроль за исполнительной и судебной властью, что, не-
сомненно, способствовало злоупотреблению служебным положени-
ем и формированию коррупции. Например, в Совете Федерации нет
ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и за-
явления на действия государственных руководителей, судей трех
высших судов и прокуратуры Российской Федерации. Здесь не вы-
работана четкая система не только отчетов, но даже представления
информации о проделанной ими работе.
Президент Б.Н. Ельцин, как первый в послесоветское время пре-
зидент, сосредоточив в своих руках огромную власть, оказался не-
способным эффективно ее реализовать, выполнить все возложенные
на него полномочия и обязанности. Распространенный в это время
криминальный лоббизм в органах власти, инвестирование коммер-
ческих структур за счет бюджета в ущерб государству и гражданам,
необоснованная и убыточная для общества передача государствен-
ного имущества в управление некомпетентным лицам, создание лже-
предприятий, совмещение государственной службы с участием в ком-
мерческих предприятиях и организациях стали обычным явлением
российской действительности. Все это неизбежно сопровождалось
корыстными злоупотреблениями должностных лиц, получением ими
огромных взяток.
413
Именно таким путем накапливался достаточный ресурсный по-
тенциал для проникновения уголовников во властные структуры, рас-
цвета коррупции, метастазами поразившей все отрасли государствен-
ной деятельности.
На подкуп должностных лиц криминалитет тратит
почти половину похищенных средств.
Например, войти в непосред-
ственный контакт с важным должностным лицом в высших эшело-
нах власти, чтобы оно только выслушало вас и вникло в ваши про-
блемы, стоит примерно 1 тыс. долларов. Разумеется, сам политик
или чиновник ничего от взяткодателя обычно не брал. Этим занима-
лись посредники. Например, зарегистрировать без проволочек авто-
мобиль, даже украденный, стоит 2 тыс. долларов. Закрыть уголовное
дело — 30 тыс. долларов. Однако там, где преступления очень серь-
езные, подчас платят и 200 тыс. долларов, лишь бы уйти от ответ-
ственности
1
.
В СМИ публикуются такие данные, что доход государственных
мужей, которые по роду своей деятельности способны лоббировать
интересы коммерческих или криминальных структур и активно за-
нимаются этим, достигает 300 тыс. долларов. Причем им совершенно
не обязательно получать взятку классическим путем — пачку купюр
в конверте. Сегодня существует масса вполне законных способов от-
благодарить «нужного человека». Среди них завышенные гонорары
за лекции и консультации, издание книг с баснословным авторским
вознаграждением, выдача беспроцентных долгосрочных кредитов, пе-
редача акций родственникам или доверенным лицам, прием средств
в кредитно-финансовые учреждения под большие проценты, созда-
ние всевозможных фондов, предоставление после отставки с госу-
дарственной службы высокооплачиваемых должностей в негосудар-
ственных структурах и т.д.
По оценкам сотрудников подразделений правоохранительных
органов, занимающихся борьбой с коррупцией,
на оплату услуг чи-
новников и политических руководителей у коммерсантов идет от 20
до 50% прибыли.
Но взятки окупаются сторицей. Коррупция все
больше и больше разъедает органы власти как в центре, так и на
местах. Ею охвачены и верхние этажи власти, которые принимают
решения, формирующие экономику страны. Нередко эти решения
принимаются в обход установленного порядка и касаются перерас-
пределения денежных потоков, материальных ресурсов, различных
льгот и преференций.
1
См.: Российская газета. 1998. 18 фев.
414
Известного политолог Л. Радзиховский полагает: «Гниль — в са-
мом стволе государства. Нет страха. Нет чувства чести и долга. Есть
только голый расчет. Я, разумеется, не говорю про всех — есть много
честных чиновников в штатском и в мундире. Но не они, увы, задают
тон. А личный корыстный расчет в соединении с гарантированной
безответственностью — это не „полицейское государство". Это, ско-
рее, уж „воровское государство"»
1
.
В коррупции можно выделить три уровня. Первый позволяет
при помощи взяток вовлечь политического руководителя или госу-
дарственного служащего в противозаконные действия. Второй дает
преступным группировкам возможность через коррумпированных по-
литиков и чиновников полностью или частично подчинить себе го-
сударственную организацию или учреждение посредством создания
при них разных коммерческих структур. Третий открывает кримина-
литету доступ к государственным средствам через незаконные кре-
диты и субсидии, занижение реальной стоимости государственной
собственности в период приватизации, присвоение валютной выруч-
ки от реализации за рубежом сырьевых ресурсов страны
2
.
Находящиеся у власти политики и чиновники, как правило, со-
здают свои «запасные аэродромы». Для этого широко используются
различные посреднические фирмы и фонды, в которые перекачива-
ют бюджетные и другие деньги. Свои фонды, коммерческие банки,
финансовые структуры имеют многие бывшие руководители феде-
ральных государственных органов.
За рубежом уже оценили размах коррупции в России. Отдель-
ные иностранные спецслужбы завели целые тома информации на
наших коррумпированных чиновников. Своим бизнесменам предста-
вители спецслужб настоятельно рекомендуют сообщать о всех фак-
тах подкупа ими российских должностных лиц. В дальнейшем сум-
ма взятки исключается из налогооблагаемых сумм как законные
производственные издержки. Ведется также учет лиц, приезжающих
из России на дорогие зарубежные курорты.
§ 19.4. ЛжеГУПы и квазитендеры
Наиболее обстоятельно коррупционная деятельность проявля-
ется в деятельности федеральных государственных унитарных пред-
приятий (ФГУПах) и тендерных закупках.
1
См.: Российская газета. 2004. 6 сент.
2
См.: Российская газета. 1998. 18 фев.
415