Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6334
Скачиваний: 32
Подобное обстоятельство объясняется тремя причинами. Во-первых,
одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать
позиции масштабной коррупции; борьба с коррупцией — не только
криминальная, но в основном общесоциальная проблема, о чем уже
говорилось ранее. Во-вторых, всплеск коррупции в этот период со-
провождался низким качеством работы правоохранительных орга-
нов, которые сами в это время разъедались коррупцией, а професси-
ональный уровень работников как тогда, так и сейчас в своей общей
массе не соответствует сложности проблемы. В-третьих, правоохра-
нительная система не может в одиночку справиться с этой пробле-
мой; ее должны решать совместно государство и общество.
По данным Transparency International, к сожалению, уровень кор-
румпированности при В.В. Путине сровнялся с коррумпированно-
стью эпохи Ельцина (максимальный уровень — 10, минимальный — 1):
1996 г.
-
2,6; 1997 г. - 2,4; 1998 г. - 2,4; 1999 г. - 2,4; 2000 г. - 2,1;
2001 г. - 2,3; 2002 г. - 2,7; 2003 г. - 2,7; 2004 г. - 2,8; 2005 г. - 2,4.
Коррупцию нельзя подавить только законодательными метода-
ми и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда кор-
рупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие
уровни власти, более эффектна борьба против условий, порождающих
коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. Борьба
с коррупцией достигнет успеха, если будет всеохватна и комплексна.
Данную работу следует вести постоянно. На это следует направлять
все силы власти и общества.
Антикоррупционная программа, прежде всего, должна реализо-
ваться на высшем уровне политического руководства страны и при
максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
Потери, которые несут от коррупции государство и общество в Рос-
сии, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию
антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколь-
ко десятков раз превышающую вложения
1
.
Несколько вяло, но борьбу с коррупцией начинают вести и ре-
гионы. В некоторых из них уже подготовлены проекты, а иногда
и приняты законы на эту тему. Например, в Приморской краевой
администрации принят закон «О ненадлежащих вознаграждениях (по-
дарках) гражданских служащих Приморского края», в котором до-
статочно подробно описываются различные незаконные вознаграж-
дения, от которых следует воздерживаться служилому чиновнику.
1
См.: Российская газета. 1998. 19 фев.
426
Основная причина экспансии коррупции в переходный период —
несоответствие между новыми условиями, в которых должен функ-
ционировать государственный организм, и разрушенными, подчас
патологически, механизмами этого функционирования. Значит, ос-
новные усилия антикоррупционной программы должны быть направ-
лены на налаживание работы государственной машины в новых ус-
ловиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным
изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы
поведения и политиков, и чиновников, и остальных граждан.
Выводы
• Формирующаяся в России рыночная экономика никак не
может обрести стабильность, а существующие демократические ин-
ституты под разными предлогами разрушаются. В этих условиях про-
должает сохраняться экономическое и политическое неравенство на-
селения, по-прежнему в обществе доминирует бедность, не ослабевает
социальная напряженность. Хищения государственных средств и кор-
рупция приобрели в «ельцинское десятилетие» (90-е гг. XX в.) не-
бывалые масштабы. В результате стране и обществу нанесен невос-
полнимый ущерб.
и Коррупция (лат. подкуп, продажность должностных лиц) —
это преступная деятельность в органах государственной власти, вы-
ражающаяся в использовании должностями лицами своих властных
полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.
При этом должностное лицо, как правило, вовлекает в свою проти-
воправную деятельность и других работников. Коррупция носит по
большей части коллективный характер.
• На подкуп должностных лиц криминалитет тратит почти
половину похищенных средств, а на оплату «услуг» чиновников и по-
литических руководителей у предпринимателей и коммерсантов идет
от 20 до 50% прибыли.
• Коррупция обычно вызывает мощный рост организованной
преступности. В последнее десятилетие XX в. организованная преступ-
ность в России контролировала до 40% частных предприятий, до 60%
государственных предприятий и от 50 до 85% банков. Практически
ни один сектор экономики не был защищен от ее воздействия.
• Коррупция имеет три разновидности: верхушечная, низовая
и вертикальная. Первая охватывает политиков, высшее и среднее
чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высо-
кую стоимостную цену. Вторая распространена на среднем и низшем
427
уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чи-
новников и граждан (штрафы, регистрации, выдача справок и пр.).
Третья выступает в качестве моста между верхушечной и низовой
коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о перехо-
де коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющих-
ся организованных форм.
• Ныне действующая Конституция РФ устранила всякий пар-
ламентский контроль за исполнительной и судебной властью, что,
несомненно, способствовало злоупотреблению служебным положе-
нием и формированию коррупции.
• В коррупции можно выделить три уровня. Первый позволя-
ет при помощи взяток вовлечь политического руководителя или
гражданского служащего в противозаконные действия. Второй дает
преступным группировкам возможность через коррумпированных по-
литиков и чиновников полностью или частично подчинить себе го-
сударственную организацию или учреждение посредством создания
разных коммерческих структур. Третий открывает криминалитету
доступ к государственным средствам через незаконные кредиты и суб-
сидии, занижение реальной стоимости государственной собственно-
сти во время приватизации, присвоение валютной выручки от реа-
лизации за рубежом сырьевых ресурсов страны.
• Организованная преступность и мафия — это два социально
схожих, но качественно различных явления. Организованная пре-
ступность — это устойчивое преступное сообщество с руководством
и организационной структурой, имеющее целью личную наживу.
В равной мере мафия тоже преступная организация, но она в той
или иной мере сливается с государством, пользуется содействием
политиков и чиновников, но также имеет целью личную наживу.
• В России можно выделить восемь основных форм мафий:
территориальную, отраслевую, национальную, военную, милицейскую,
правоохранительную, а также чеченскую мафиозную войну и «чер-
ных» мэров.
Контрольные вопросы
1. Что такое коррупция?
2. Какие имеются разновидности коррупции?
3. Можно ли выделить уровни коррупции?
4. Имеется ли какая-либо связь между переходными социально-эко-
номическими условиями России и коррупцией?
428
5. Что такое организованная преступность и мафия? Их единство
и различия.
6. Каковы основные мафии в России?
7. Каковы актуальные вопросы борьбы с коррупцией?
Рекомендуемая литература
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Граждан В.Д.
Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.
Мухин А.А.
Российская организованная преступность и власть. История
взаимоотношений. М., 2003.
Николаев И.А., Шульга И.Е.
Главное в административной реформе: Аналити-
ческий доклад. М. : ФБК, 2002.
Роуз Аккерман С.
Коррупция и государство. Причины, следствия, рефор-
мы / пер. с англ. О.А. Алякринского. М., 2003.
Тилле А.
Звездный час ворократии // Советская Россия. 1998. 24 янв.
Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик МЛ.
Россия и коррупция: кто кого? //
Российская газета. 1998. 19 фев.
ГЛАВА 20
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ
И ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
Ключевые
сущность и особенности гражданского общества;
понятия:
функции организованных групп интересов и групп
давления; взаимодействие гражданского общества
с политической властью и гражданской службой
Гражданская служба, будучи необходимой составной частью де-
ятельности государства, осуществляется в обществе и для общества.
Однако особенностью ее положения в современных условиях явля-
ется то, что она, как правило, имеет очень ограниченные связи (кон-
такты) с обществом.
Как же происходит это
взаимодействие гражданской службы и об-
щества? Оно осуществляется опосредованно — через политических
руководителей государственных органов (политическую власть)
и структуры гражданского общества (социальную власть).
Послед-
нее для защиты интересов конкретных индивидов формирует «орга-
низованные группы интересов», а они для эффективного влияния на
деятельность государства и гражданскую службу создают «группы
давления».
§ 20.1. Состояние и проблемы формирования
гражданского общества
В советское время гражданское общество как определенный со-
циальный феномен практически не исследовалось. Первые работы
на эту тему появились в конце 60-х гг. XX в. в период «хрущевской
оттепели». Более обстоятельно гражданское общество стало изучаться
в 1980—1990-е гг. в процессе подготовки и проведения «перестрой-
ки», а затем «радикальных экономических и политических реформ»,
что, видимо, не случайно. Преодоление господствовавшего в про-
шлом в стране тоталитаризма (1920—1990-е гг.) возможно как теоре-
тически, так и практически главным образом через создание разви-
430