Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6334

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Подобное обстоятельство объясняется тремя причинами. Во-первых,
одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать
позиции масштабной коррупции; борьба с коррупцией — не только
криминальная, но в основном общесоциальная проблема, о чем уже
говорилось ранее. Во-вторых, всплеск коррупции в этот период со-
провождался низким качеством работы правоохранительных орга-
нов, которые сами в это время разъедались коррупцией, а професси-
ональный уровень работников как тогда, так и сейчас в своей общей
массе не соответствует сложности проблемы. В-третьих, правоохра-
нительная система не может в одиночку справиться с этой пробле-
мой; ее должны решать совместно государство и общество.

По данным Transparency International, к сожалению, уровень кор-

румпированности при В.В. Путине сровнялся с коррумпированно-
стью эпохи Ельцина (максимальный уровень — 10, минимальный — 1):

1996 г.

 -

 2,6; 1997 г. - 2,4; 1998 г. - 2,4; 1999 г. - 2,4; 2000 г. - 2,1;

2001 г. - 2,3; 2002 г. - 2,7; 2003 г. - 2,7; 2004 г. - 2,8; 2005 г. - 2,4.

Коррупцию нельзя подавить только законодательными метода-

ми и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда кор-
рупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие
уровни власти, более эффектна борьба против условий, порождающих
коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. Борьба
с коррупцией достигнет успеха, если будет всеохватна и комплексна.
Данную работу следует вести постоянно. На это следует направлять
все силы власти и общества.

Антикоррупционная программа, прежде всего, должна реализо-

ваться на высшем уровне политического руководства страны и при

максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут от коррупции государство и общество в Рос-

сии, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию
антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколь-
ко десятков раз превышающую вложения

1

.

Несколько вяло, но борьбу с коррупцией начинают вести и ре-

гионы. В некоторых из них уже подготовлены проекты, а иногда
и приняты законы на эту тему. Например, в Приморской краевой
администрации принят закон «О ненадлежащих вознаграждениях (по-
дарках) гражданских служащих Приморского края», в котором до-
статочно подробно описываются различные незаконные вознаграж-

дения, от которых следует воздерживаться служилому чиновнику.

1

 См.: Российская газета. 1998. 19 фев.

426


background image

Основная причина экспансии коррупции в переходный период —

несоответствие между новыми условиями, в которых должен функ-
ционировать государственный организм, и разрушенными, подчас
патологически, механизмами этого функционирования. Значит, ос-
новные усилия антикоррупционной программы должны быть направ-
лены на налаживание работы государственной машины в новых ус-

ловиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным
изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы
поведения и политиков, и чиновников, и остальных граждан.

Выводы

• Формирующаяся в России рыночная экономика никак не

может обрести стабильность, а существующие демократические ин-
ституты под разными предлогами разрушаются. В этих условиях про-
должает сохраняться экономическое и политическое неравенство на-
селения, по-прежнему в обществе доминирует бедность, не ослабевает
социальная напряженность. Хищения государственных средств и кор-
рупция приобрели в «ельцинское десятилетие» (90-е гг. XX в.) не-
бывалые масштабы. В результате стране и обществу нанесен невос-
полнимый ущерб.

и Коррупция (лат. подкуп, продажность должностных лиц) —

это преступная деятельность в органах государственной власти, вы-
ражающаяся в использовании должностями лицами своих властных
полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.
При этом должностное лицо, как правило, вовлекает в свою проти-
воправную деятельность и других работников. Коррупция носит по
большей части коллективный характер.

• На подкуп должностных лиц криминалитет тратит почти

половину похищенных средств, а на оплату «услуг» чиновников и по-
литических руководителей у предпринимателей и коммерсантов идет
от 20 до 50% прибыли.

• Коррупция обычно вызывает мощный рост организованной

преступности. В последнее десятилетие XX в. организованная преступ-
ность в России контролировала до 40% частных предприятий, до 60%
государственных предприятий и от 50 до 85% банков. Практически
ни один сектор экономики не был защищен от ее воздействия.

• Коррупция имеет три разновидности: верхушечная, низовая

и вертикальная. Первая охватывает политиков, высшее и среднее
чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высо-
кую стоимостную цену. Вторая распространена на среднем и низшем

427


background image

уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чи-
новников и граждан (штрафы, регистрации, выдача справок и пр.).
Третья выступает в качестве моста между верхушечной и низовой
коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о перехо-
де коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющих-
ся организованных форм.

• Ныне действующая Конституция РФ устранила всякий пар-

ламентский контроль за исполнительной и судебной властью, что,

несомненно, способствовало злоупотреблению служебным положе-
нием и формированию коррупции.

• В коррупции можно выделить три уровня. Первый позволя-

ет при помощи взяток вовлечь политического руководителя или
гражданского служащего в противозаконные действия. Второй дает
преступным группировкам возможность через коррумпированных по-

литиков и чиновников полностью или частично подчинить себе го-
сударственную организацию или учреждение посредством создания
разных коммерческих структур. Третий открывает криминалитету
доступ к государственным средствам через незаконные кредиты и суб-
сидии, занижение реальной стоимости государственной собственно-
сти во время приватизации, присвоение валютной выручки от реа-
лизации за рубежом сырьевых ресурсов страны.

• Организованная преступность и мафия — это два социально

схожих, но качественно различных явления. Организованная пре-
ступность — это устойчивое преступное сообщество с руководством
и организационной структурой, имеющее целью личную наживу.
В равной мере мафия тоже преступная организация, но она в той
или иной мере сливается с государством, пользуется содействием
политиков и чиновников, но также имеет целью личную наживу.

• В России можно выделить восемь основных форм мафий:

территориальную, отраслевую, национальную, военную, милицейскую,
правоохранительную, а также чеченскую мафиозную войну и «чер-
ных» мэров.

Контрольные вопросы

1. Что такое коррупция?

2. Какие имеются разновидности коррупции?
3. Можно ли выделить уровни коррупции?
4. Имеется ли какая-либо связь между переходными социально-эко-

номическими условиями России и коррупцией?

428


background image

5. Что такое организованная преступность и мафия? Их единство

и различия.

6. Каковы основные мафии в России?
7. Каковы актуальные вопросы борьбы с коррупцией?

Рекомендуемая литература

О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-

ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Граждан В.Д.

 Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.

Мухин А.А.

 Российская организованная преступность и власть. История

взаимоотношений. М., 2003.

Николаев И.А., Шульга И.Е.

 Главное в административной реформе: Аналити-

ческий доклад. М. : ФБК, 2002.

Роуз Аккерман С.

 Коррупция и государство. Причины, следствия, рефор-

мы / пер. с англ. О.А. Алякринского. М., 2003.

Тилле А.

 Звездный час ворократии // Советская Россия. 1998. 24 янв.

Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик МЛ.

 Россия и коррупция: кто кого? //

Российская газета. 1998. 19 фев.


background image

ГЛАВА 20

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ

И ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Ключевые

 сущность и особенности гражданского общества;

понятия:

 функции организованных групп интересов и групп

давления; взаимодействие гражданского общества

с политической властью и гражданской службой

Гражданская служба, будучи необходимой составной частью де-

ятельности государства, осуществляется в обществе и для общества.

Однако особенностью ее положения в современных условиях явля-
ется то, что она, как правило, имеет очень ограниченные связи (кон-
такты) с обществом.

Как же происходит это

 взаимодействие гражданской службы и об-

щества? Оно осуществляется опосредованно — через политических

руководителей государственных органов (политическую власть)

и структуры гражданского общества (социальную власть).

 Послед-

нее для защиты интересов конкретных индивидов формирует «орга-
низованные группы интересов», а они для эффективного влияния на

деятельность государства и гражданскую службу создают «группы
давления».

§ 20.1. Состояние и проблемы формирования
гражданского общества

В советское время гражданское общество как определенный со-

циальный феномен практически не исследовалось. Первые работы
на эту тему появились в конце 60-х гг. XX в. в период «хрущевской
оттепели». Более обстоятельно гражданское общество стало изучаться
в 1980—1990-е гг. в процессе подготовки и проведения «перестрой-
ки», а затем «радикальных экономических и политических реформ»,
что, видимо, не случайно. Преодоление господствовавшего в про-

шлом в стране тоталитаризма (1920—1990-е гг.) возможно как теоре-
тически, так и практически главным образом через создание разви-

430