Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6328

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

отдыха. И, наконец, все они, поскольку были «своими» людьми, были
полностью ограждены от правоохранительных органов.

После переворота, совершенного в декабре 1991 г. тремя прези-

дентами союзных республик Б.Н. Ельциным (Россия), Л.М. Кравчу-
ком (Украина) и С.С. Шушкевичем (Белоруссия), без энтузиазма
и с опасениями поддержанного Президентом СССР М.И. Горбаче-
вым и 12 руководителями других союзных республик, начинается не
только развал некогда мощного СССР, но и всех без исключения
союзных республик. Особую остроту данный развал приобрел в Рос-
сийской Федерации. После распада СССР во всех странах, объеди-
нившихся в Содружество Независимых Государств (СНГ), достаточ-
но быстро, но с разными темпами началось формирование нового
для этих стран класса — буржуазии.

Каковы пути «входа» в этот новый класс? Практика СНГ пока-

зала, что для этого использовались три возможности:

• предшествующая работа в партийном, советском, комсомоль-

ском и профсоюзном аппаратах и должности, занимаемые до начала
реформ;

• многообразные связи, включая родственные, личные, дружес-

кие, служебные, в том числе с инофирмами и криминальными струк-
турами;

• личные способности в сфере предпринимательства, уровень

образования, профессионализм.

Более трех четвертей экспертов считают, что большинство бога-

тых людей имели влиятельных покровителей, почти две трети пред-
принимателей говорят, что они были в команде, держались своих

друзей. По мнению подавляющего большинства экспертов, лишь еди-
ницы самостоятельно добились успеха и вошли в экономическую
элиту.

Кто же, по мнению экспертов, имеет наибольшие шансы разбога-

теть в России сегодня? Во-первых, это те, кто уже успел разбога-
теть. Во-вторых, немного меньше шансов у тех, кто находится

у власти. В-третьих, хорошие шансы разбогатеть и у людей, близких

к криминальным структурам. Наконец, в-четвертых, могут сделать
богатство и предприимчивые люди.

 Минимальные шансы к богат-

ству имеют все остальные граждане. Интересно, что и образованное
сословие (интеллигенция) имеет весьма посредственные шансы за-
иметь имущество (богатство), и эксперты оценивают их шансы ниже,

чем у иностранцев.

Что означает быть богатым в России? По мнению многих, поня-

тие «богатый» человек весьма условно. Поэтому и у экспертов,

446


background image

и у населения наблюдается весьма широкий разброс мнений относи-
тельно минимального и максимального уровней, которые определя-
ют принадлежность к «богатым». В среднем по России богатыми
считаются люди, имеющие душевой доход более 60 тыс. долларов
в год. Богатые в Москве — это богатые по мировым критериям. Их
годовой доход на человека составляет более 120 тыс. долларов. В то
же время средняя оценка месячной нижней границы составила
4875 долларов. С учетом мнения всего состава экспертов, а также
определенных макропоказателей, выявленных в процессе анализа до-
ходов и сбережений населения в 1996 г., ученые пришли к выводу
о том, что минимальная граница отнесения человека к группе «бога-
тых» — 2000 долларов на душу в месяц.

Столь же сложной оказалась задача о представительстве бога-

тых, по мнению населения. Чаще всего называлась величина в ин-
тервале 8—12% от работающих. Очевидно, что эта доля тесно связана
с размером «границы». Если размеры доходов «богатых» поднима-
лись выше 10 тыс. долларов в месяц, то эта доля определялась в пре-
делах 1%. И наоборот, если каждый четвертый-пятый считался «бо-
гатым» (т.е. 25—20% от работающих), то размер доходов назывался
в интервале 100—200 долларов в месяц

1

. Но от этого «бытового» пред-

ставления о «богатых» до действительного богатства дистанция «ог-
ромного размера». Уже говорилось, что в России одних миллиарде-
ров, причем долларовых, насчитывается более 40 человек.

Подавляющее большинство российских миллионеров и милли-

ардеров — это не «родовитые потомки» прежних дворян, финансо-
вой аристократии, а «новые русские», или, точнее, нувориши в чис-
том виде. Определяющая характеристика социального лица этих
людей — умение делать большие, быстрые и легкие деньги. Многие
рассматривают нуворишей и современных олигархов в качестве «под-
нявшегося из грязи» слоя современных российских богачей. При этом
они считают, что богатство, происхождение которого надо скрывать,
создает у многих «новых русских» комплекс неполноценности и стра-
ха, часто сочетающихся с наглостью и снобизмом.

Генезис

 (гр. происхождение)

 «новых русских» в теоретическом

плане имеет три возможных варианта. Один — порождение денег
властью. Это наиболее часто встречающийся вариант.

 Те формы

коррупции, которые были рассмотрены выше, дают лишь примерное
представление об алчности и стяжательстве политических руково-

1

 См.:

 Римашевская Н.М.

 «Новые русские»: социально-экономическая роль

в российском обществе // Власть. 2003. № 7.

447


background image

дителей и государственных служащих. Но форм этих значительно
больше.

Следующая возможность, которую следует назвать как второй

вариант,— порождение власти деньгами. Главный из них — организо-
ванная преступность и мафия, которые уже давно рвутся к власти.

Наконец,

 третий вариант движения к власти через богатство —

формирование «корпоративной буржуазии».

 Это новая прослойка

в формирующемся классе богатых. Представители корпоративной бур-
жуазии сосредоточены в верхнем эшелоне наемных администрато-
ров, которые заняты в крупных и средних деловых организациях,
относящихся к различным формам собственности.

В классическом варианте «буржуазность» этой прослойки обу-

словлена получением формально наемными управленческими слу-
жащими солидной доли прибавочной стоимости, которой готов «по-
делиться» собственник предприятия (индивидуальный, коллективный,
государственный). Эта практика постепенно прокладывает себе путь
и в экономических джунглях России, хотя многие государственные
чиновники и общественное мнение рассматривают ее как противо-
естественную.

Корпоративная буржуазия — это тонкая, но исторически пер-

спективная прослойка экономических администраторов, которой свой-
ственна многовариантность развития. Фарватер ее формирования

лежит в русле «смешанной экономики»

1

.

Как и во многих странах афро-азиатского региона, частным слу-

чаем феномена «новых русских» в России служит группа «новых

компрадоров» (исп.

 comprador

 — покупатель) — российских граждан,

посредничающих в сделках с иностранным капиталом не в пользу
России. Эта категория сочетает производственные и паразитические
функции части региональных предпринимателей и бюрократов, а так-
же олицетворяет современные формы сотрудничества россиян (пре-
имущественно подрядно-контрактные связи и другие операции ТНК)
с иностранным и крупным инновационным капиталом. При этом ин-
ститут неокомпрадорства нередко выступает в качестве спутника

«бюрократического капитала», стимулирует распространение поли-

тической и экономической коррупции, а в некоторых случаях и орга-
низованной преступности.

Эксперты считают, что

 и сегодня в России есть возможность ско-

лотить крупные состояния.

 Для реализации этих возможностей со-

1

 См.:

 Гевелинг Л.В.

 Контуры российской плутократии: Подчинят ли себе

миллиардеры политическое пространство России? // Власть. 2002. № 10.

448


background image

всем необязательно быть образованным человеком. Претенденты на
богатство должны демонстрировать жесткость, целеустремленность,

уметь пренебрегать законом. В то же время от них требуются дело-
витость, решительность, предприимчивость, умение общаться с людь-
ми. Профессионализм при этом необязателен

1

.

Итак, возможно ли «новых русских» причислить к

 -«плутокра-

тии»

 (гр.

 plutocratia —

 власть богатства)? Слово «да» напрашивается

постольку, поскольку подчеркивается их способность к быстрым и во-
роватым деньгам. Уже говорилось, что почти все нынешние богатые

люди использовали для этого власть. Именно она стала для них ис-

точником быстрого обогащения. Коррупция сыграла в этом опреде-

ляющую роль.

Немалую роль в формировании «новых русских», естественно,

сыграл новоявленный лоббизм. Отечественный лоббизм имеет свою
историю. В советские времена, продолжая оставаться политически
«чуждым» явлением, он реально существовал, правда, в весьма свое-
образных административных формах. Процесс фрагментации государ-
ственной власти на рубеже 1980—1990-х гг. стимулировал подлин-
ный «взрыв» лоббистской деятельности. Что касается парламентского

лоббизма, то в своем становлении и развитии он прошел несколько
важных этапов.

В кулуарах первой Государственной Думы (1993—1995) наиболь-

шей активностью отличались представители интересов таких круп-
ных концернов и коммерческих банков, как «Газпром», «ЮКОС»,

«ЛУКОЙЛ», «ЛогоВАЗ», Инкомбанк, «Менатеп», Альфабанк, Рос-

бизнесбанк. Влиятельное лобби сложилось у газовиков, нефтяни-
ков, банкиров, аграриев. Лоббизм стал превращаться в весьма при-
быльный бизнес, в котором начали вращаться солидные капиталы.
Появились структуры, такие, как Институт российского парламен-
таризма, сделавшие лоббизм нормальным явлением нашей действи-
тельности.

Во второй Государственной Думе (1995—1999) «кулуарный» лоб-

бизм получил еще большее развитие. Тон в нем стали задавать мощ-
ные финансово-промышленные группы, интересы которых зачастую
совпадали, но нередко приходили в столкновение друг с другом. Явных
фаворитов среди лоббистских структур в это время не было. Посте-
пенно вюзникли группировки профессиональных лоббистов, среди
которых наиболее эффективными себя зарекомендовали потерпев-

1

 См.:

 Римашевская Н.М.

 «Новые русские»: социально-экономическая роль

в российском обществе // Власть. 2003. № 7.

15 Государственная гражданская служба

4 4 9


background image

шие поражение на выборах депутаты, бывшие руководители отрас-
левых ведомств, сотрудники аппаратов правительства и Федераль-
ного Собрания. За отдельными законодателями и целыми депутатс-
кими фракциями закрепилась устойчивая репутация представителей
определенных корпоративных интересов. Правда, из-за чрезмерной
политизированности, обусловленной доминирующими позициями

левых, итоги работы второй Государственной Думы не стали продук-
тивными для корпоративных лоббистов. Значительное количество
инициированных ими законопроектов «зависло» на различных ста-
диях рассмотрения.

Еще более интенсивная, хотя и более хаотичная, лоббистская

деятельность развернулась в третьей Государственной Думе (1999—

2003), где корпоративные, отраслевые, региональные и частные ин-

тересы выражены еще более рельефно. Ведущую роль стали играть
командные технологии, тогда как роль идеологического фактора су-
щественно уменьшилась. Первоначально казалось, что эта Дума по
своему составу изначально предрасположена к разностороннему ди-
алогу с разнообразными группами интересов. В дополнение к уже
существующим группировкам в ней складывается сильное профсо-
юзное лобби, а также неплохо представлены интересы страховых
компаний. Внешне менее заметной стала деятельность в думских
коридорах представителей «ЛУКОЙЛа», «Газпрома», «ЮКОСа»

1

.

В четвертой Государственной Думе (2002—2006) верх взяла про-

президентская партия «Единая Россия», которая заняла все руково-

дящие должности. В этой ситуации несколько снизился накал лоб-
бистских схваток. Но колоссальное давление, которое испытывают

институты государственной власти со стороны отдельных олигархи-

ческих структур, со всей очевидностью диктует необходимость чет-
кого законодательного регулирования лоббистской деятельности.

В условиях монопольного влияния в Думе партии «Единая Россия»
вполне возможно принятие соответствующих законов.

Очевидно, что

 лоббизм представляет собой важный механизм

принятия взвешенных государственных решений на основе согласова-
ния различных позиций и интересов.

 Наступило время и у нас выве-

сти «теневой» отечественный лоббизм «на свет», превратить его в пол-
ноценный политический институт, каковым он, к примеру, является
в США и Западной Европе. В этих странах в органах власти пред-
ставлены не только мощные корпоративные структуры, но и интере-
сы различных сегментов общества.

1

 См.: Российская газета. 2000. 16 мая.

450