ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 592
Скачиваний: 1
Активные операции коммерческого банка – это размещение собственных и привлеченных средств банка. По российскому законодательству к активным банковским операциям относятся:
-
кредитные, расчетные, кассовые, валютные, с драгметаллами и драгоценными камнями;
-
выдача банковских гарантий и поручительств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
-
приобретение прав требований от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
-
доверительное управление денежными средствами и другим имуществом, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции, вложения банка в ценные бумаги;
-
другие операции.
В зависимости от вида активные операции банка делятся на ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, комиссионные и гарантийные.
Доходность активных операций определяется как отношение дохода от их использования к среднему размеру активов за рассматриваемый период в виде эквивалентной ставки простых процентов по формуле:
,
где Е – доход за период;
А – средний размер активов в течение периода;
t – длительность периода в днях;
К – количество дней в году,
и сложных процентов при анализе за несколько лет:
,
где n – длительность рассматриваемого периода в годах.
Данные о доходах приводятся в отчете о прибылях и убытках.
Для более детального анализа доходности активов рассматривается ее структура по составляющим активов.
Доходность операций с краткосрочными ценными бумагами определяется по формуле:
,
где Е – финансовый результат, полученный за анализируемый период;
Т – налог на доход;
Р – размер вложений банка;
W – дополнительные затраты, связанные с проведением операций.
Доходность операций с долгосрочными ценными бумагами определяется в виде эквивалентной ставки сложных процентов по формуле:
,
где n – длительность периода в годах.
Доходность (убыточность) от валютных операций в связи с изменением валютных курсов определяется по формуле:
,
где dпот – потенциальная доходность;
t – продолжительность периода в днях;
ОВП – величина открытой валютной позиции, со знаком «+» или «-».
К – количество дней в году;
КЦБ1 – официальный курс инвалюты, установленный банком России;
Дпот – потенциальный доход от состояния ОВП, определяемый как результат от умножения величины ОВП на разницу в официальном курсе иностранной валюты на даты Т1 и Т2.
Доходность операций покупки иностранной валюты определяется по формуле:
,
где d – доходность операции;
Дпок – сумма дохода, полученного по операциям покупки, определяемая как результат от умножения объема купленной иностранной валюты на разницу в курсе покупки, установленный Банком России и коммерческим банком;
Рр.затр. – сумма в рублях, затраченная на покупку валюты.
Доходность операции при продаже иностранной валюты, рассчитывается по формуле:
,
где Дпрод. – сумма дохода, полученного по операциям продажи валюты
;
Ипр. – объем проданной иностранной валюты;
Кпр. – курс продажи, установленный коммерческим банком;
КБР – курс Банка России;
Рруб.пол. – сумма в рублях, полученная от продажи иностранной валюты.
При проведении активных операций возникают многочисленные банковские риски, часть которых рассматривается в различных темах дисциплины. В числе финансовых рисков – кредитный риск, риск ликвидности, процентный риск, валютный риск и т.д. В результате превышения лимитов риска, устанавливаемых банком, возникают убыточные активы, которые содержатся на балансе до тех пор, пока не будут испробованы все средства их возврата или списываются с баланса за счет созданных резервов.
В соответствии с положением Банка России от 20.03.06г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» по основным активам: вложения в ценные бумаги, средства, размещенные на корреспондентских счетах, требования по прочим операциям, участие в уставных капиталах, активы, переданные в доверительное управление и др., создаются резервы на возможные потери.
Порядок создания резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности изложен в Положении Банка России от 26.03.04г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Резерв создается при обесценении активов вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения контрагентом (заемщиком) обязательств перед кредитной организацией либо при существовании реальной угрозы такого неисполнения.
На основании мотивированного профессионального суждения активы группируются в одну из пяти категорий качества (табл. 4).
Таблица 4
Категории качества активов
Категории качества |
Размер расчетного резерва в процентах |
1 |
2 |
I категория качества (высшая, стандартные ссуды, нет реальной и потенциальной угрозы потерь) |
0 |
Окончание таблицы 4 |
|
1 |
2 |
II категория качества (существует умеренная потенциальная угроза потерь, нестандартные ссуды) |
от 1 до 20 |
III категория качества (существует серьезная потенциальная или умеренная реальная угроза потерь, сомнительные ссуды) |
от 21 до 50 |
IV категория качества (одновременное существование потенциальных и умеренных реальных угроз или реальных угроз частичных потерь, проблемные ссуды) |
от 51 до 100 |
V категория качества (потери банка очевидны, безнадежные ссуды) |
100 |
Резерв создается в пределах балансовой стоимости актива (ссуды).
Для определения категории качества производится оценка финансового положения контрагента (заемщика), анализ деятельности и функционирования на рынке, а также качество обслуживания долга (по ссудной и приравненной к ней задолженности).
Определение категории финансового положения рассмотрим на примере заемщика.
Таблица 5
Критерии оценки заемщика
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
1 |
2 |
3 |
I Финансовое положение |
||
Комплексный анализ производственной и финансовой деятельности свидетельствует о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности, |
Комплексный анализ деятельности и/или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению при наличии в его деятельности негативных явлений (тенденций), которые в обозримом будущем могут привести к проявлению трудностей, если он не |
Заемщик признан банкротом, анализ деятельности свидетельствует об угрожающих явлениях, убыточная деятельность, отрицательная величина или снижение |
Окончание таблицы 5 |
||
1 |
2 |
3 |
отсутствие негативных явлений, способных повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе. |
примет меры, позволяющие улучшить ситуацию. Наличие карточки к расчетному счету, просроченные платежи перед бюджетом, безнадежная дебиторская задолженность ≥ 25% от величины чистых активов, убытки, неплатежи по обязательствам банку в течение года. |
чистых активов, падение объемов производства, существенный рост дебиторской и/или кредиторской задолженности. |
II Качество обслуживания долга перед банком |
||
Платежи по ссуде и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме, а имеющие единичные случаи просрочки платежей в течение 180 календарных дней, в т.ч.: - по ссудам юридическим лицам до 5 календарных дней включительно; - по ссудам физическим лицам до 30 календарных дней включительно. |
Платежи банку осуществляются за счет денежных средств, ссуда была предоставлена для погашения долга по ранее просроченной ссуде, ссуда реструктурирована. Просрочка платежа по ссуде и процентам: - юридическим лицам от 6 до 30 календарных дней; - физическим лицам от 31 до 60 дней. |
Ссуда реструктурирована и по ней просроченные платежи: - юридическим лицам свыше 30 календарных дней; - физическим лицам > 60 дней, а финансовое положение заемщика – плохое. |
С учетом этих критериев определяется качество кредита.
Таблица 6
Категория качества
Финансовое положение заемщика |
Качество обслуживания долга |
||
хорошее |
среднее |
плохое |
|
хорошее |
1 |
2 |
3 |
среднее |
2 |
3 |
4 |
плохое |
3 |
4 |
5 |
Классификация и оценка ссуды, а также определение размера резерва производится не реже одного раза в месяц на отчетную дату.
Вопросы для самостоятельной работы
4.1. Порядок проведения расчетных и кассовых операций коммерческого банка.
4.2. Процентный риск и методы управления.
4.3. Порядок списания с баланса банка безнадежных ссуд.
Тема 5. Кредитные операции коммерческого банка
Цель лекции. Ознакомить студентов с технологией осуществления кредитных операций, а также методами управления кредитным риском.
План лекции.
-
5.1. Понятие кредита, базовые элементы системы кредитования.
-
5.2. Кредитный процесс коммерческого банка, структура управления кредитным процессом.
-
5.3. Кредитная политика и кредитный портфель коммерческого банка. Способы предоставления кредита в РФ.
-
5.4. Система методов управления кредитным риском, факторы, воздействующие на величину риска. Лимиты кредитования. Порядок определения кредитоспособности заемщика.
-
5.5. Способы обеспечения обязательств по кредитному договору: виды, характеристика, способы взыскания, требования к договорам поручительства, залога, договора банковской гарантии.
-
5.6. Модели ценообразования при кредитовании юридических лиц.
-
Кредит – это временное позаимствование вещи или денежных средств, при его помощи приобретаются товарно-материальные ценности, он отражает движение стоимости. Одной из сторон кредитных отношений является коммерческий банк.
-
Кредитная операция - это операция выдачи заемщику денежных средств в качестве банковского кредита.
-
Базовые элементы системы кредитования:
-
- субъекты процесса кредитования (банк и заемщик);
-
- объекты кредитования (элементы материальных запасов, капитальные затраты, потребность в дополнительных ресурсах и временный разрыв в платежном обороте);
-
- обеспечение кредита;
-
- условия кредитования (требования, которые предъявляются к субъектам, объектам и обеспечению кредита: совпадение интересов обеих сторон кредитной сделки; наличие возможностей у кредитора и заемщика выполнить свои обязательства, возможность реализации залога и наличие гарантий, обеспечение коммерческих интересов кредитора).
-
Кредитный процесс в банке может быть представлен схемой.
Рис. 6 Схема кредитного процесса
1 – предоставление заявки на кредит, комплект необходимых для рассмотрения документов;
2 – регистрация заявки, переговоры;
3 – заключение по документации и возможности выдачи кредита под определенное обеспечение;
4 – анализ кредитоспособности заемщика и заключение о целесообразности кредитования и информирование клиента о согласии (несогласии) на предоставление ссуды, формирование кредитного досье и заключение кредитного договора;
5 – передача распоряжения на открытие ссудного счета, выдачу кредита и оригиналы договоров;
6 – предоставление ресурсов;
7 – выдача кредита, текущий мониторинг и контроль за его погашением.
Структура управления кредитным процессом включает в себя:
- кредитный Комитет, определяющий стратегию и тактику развития кредитных операций, принимающий решение о выдаче крупных кредитов и уровне процентных ставок;
- кредитное управление, формирующее кредитный портфель, осуществляющее контроль за снижением кредитного риска и своевременным исполнением заемщиками условий кредитного договора;
- юридическое управление, определяющее соответствие кредитной документации законодательству, достаточность обеспечения возвратности кредита, в том числе по возврату просроченной задолженности;
- операционное управление, обеспечивающее исполнение распоряжений кредитного управления по зачислению и списанию ссуды, начислению резервов на возможные потери по ссудам и его использованию;
- служба безопасности, обеспечивающая проверку кредитной истории заемщика.
Кредитная политика – это деятельность, регулирующая отношения между банком и клиентом в определенном периоде и направленная на реализацию их интересов.
Кредитная политика представляет собой официальный документ, содержащий политику и задачи управления кредитным портфелем. Принимается она советом директоров банка, через нее делегируются полномочия исполнителям – сотрудникам кредитных подразделений.
Кредитная политика содержит:
-
принципы определения категории кредита;
-
географические лимиты кредитования;
-
полномочия сотрудников и кредитного комитета по предоставлению кредита;
-
типы, сроки, методы оценки кредита;
-
объем финансовой информации;
-
принципы кредитования;
-
процедуры погашения кредита, цели управления кредитным портфелем;
-
порядок наблюдения за кредитами, превышающими установленный уровень;
-
работа с проблемными кредитами.
В кредитной политике банка также должна содержаться как минимум следующая аналитическая информация, касающаяся управления кредитным портфелем банка:
- установление определенных пропорций между выдаваемыми кредитами предприятиям, физическим лицам, кредитным организациям и т.д.;
- наиболее предпочтительные для банка виды используемых им кредитных инструментов;
- максимальные сроки кредитов каждого их вида;
- основные способы кредитного ценообразования.
Для выработки эффективной кредитной политики банку необходимо:
- иметь ясные цели общего развития на предстоящий период, и в первую очередь в отношении доходности и ликвидности ссудных операций;
- анализировать кредитный рынок (уровень спроса на кредитные услуги и их предложения) по стране в целом и по соответствующему региону;
- оценить перспективы развития ресурсной базы банка;
- иметь эффективные инструменты оценки качества своего кредитного портфеля;
- учитывать уровень квалификации персонала и его динамику.
Кредитный портфель – совокупность требований банка по предоставленным кредитам.