Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1174
Скачиваний: 2
граничные промышленные холдинги. И все
это не станет считаться ущемлением суверени-
тета или распродажей национальной собст-
венности чужакам. Это даст базу для
модернизации и успешной конкуренции с
остальным миром.
- Только в лоне Русской цивилизации возмо-
жен подлинный суверенитет Белоруссии.
С.А.Трахимёнок:
Слово докладчику Резинки-
ной Ирине Викторовне - директору информа-
ционного агентства «Правда». Тема доклада:
«Возможные сценарии будущего Украины в
условиях цивилизационных вызовов в союзе с
Россией и Белоруссией и вне союза с этими
странами».
Украина из трех государств – Россия, Бела-
русь, Украина – наиболее уязвима в части це-
леполагания
(смысла)
существования
государства, из-за чего за 20 лет независимо-
сти не случилось ни одного созидательного
порыва и, тем более, прорыва, а демографи-
ческие показатели плачевны: минус 6 миллио-
нов физические потери (9 миллионов
родившихся и 15 миллионов умерших) и 6,5
миллионов разбежавшихся из страны (офи-
циальная, государственная статистика – 1,2
миллиона, 5 миллионов – данные Всемирного
банка, 6,5 – данные ООН). Но, несмотря на
это, Украина остается крупнейшей страной,
обладающей большой территорией, боль-
шим сельскохозяйственным потенциалом,
природными ресурсами, выходом к Черному
морю, развитой инфраструктурой, в этом
смысле – в смысле потенциала – страна пре-
тендует на субъектность.
Главный вызов, который стоит перед Украи-
ной, и который будет определять ее будущее
как государства – вызов выбора (не выборов, а
выбора!). Так или иначе, а Украина будет вы-
нуждена выбирать, к какому берегу пристать,
на что согласиться в обмен на возможность су-
ществовать в сегодняшнем формате – фор-
мате государства, за 20 лет построившего
тоталитарный капитализм латиноамерикан-
ского образца. На собственный проект
Украина уже претендовать в рамках суще-
ствующей модели общественно-политиче-
ского устройства не может. Для собственного
проекта нет ни ресурсов (ресурсы УССР про-
едены), ни кадров, способных осилить задачи
государственного масштаба. Для собственного
проекта не существует плана задач (а только
для того, чтобы такой план создать, нужна на-
пряженная работа в течение многих месяцев,
а то и года), ни партнеров в мире, готовых
поддержать такой проект.
Вызов выбора, остро стоящий перед Украи-
ной, не сумевшей за годы независимости соз-
дать собственный проект, это, так или иначе,
вызов раскола вследствие внешних или внут-
ренних потрясений. «Врожденная» предпо-
сылка – цивилизационный разлом, о котором
говорил Сэмюэль Хантингтон в «Столкнове-
нии цивилизаций»: в случае Украины - это
разлом между русской и западной цивилиза-
циями. Украина, обладая в 1991 году прекрас-
ными стартовыми условиями – наличие 4-й
экономики в Европе и высокоразвитой ин-
фраструктуры, наукоемкой промышленности,
мощных вооруженных сил и ядерных техно-
логий, а также чрезвычайной распространен-
ности русского языка при достаточных
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
106
Резинкина
Ирина Викторовна
директор
информационного
агентства «Правда» (г. Киев):
условиях для культурного и языкового разви-
тия украинцев, -вместо созидательного порыва
получила полную зависимость от иностран-
ных кредитов и фрагментацию общества,
определяемую маркерами «свой-чужой» для
основных групп населения:
Маркер 1. Вектор внешней политики – Евро-
пейский Союз или союзнические отношения
с Российской Федерацией.
Маркер 2. Отношение к членству Украины в
НАТО (и, соответственно, к пребыванию ЧФ
РФ в Севастополе).
Маркер 3. Отношение к статусу русского
языка.
При этом украинские СМИ, как правило,
транслируют только ту «картинку» чаяний
украинцев, которая соответствует видению на-
стоящего и будущего Украины в рамках запад-
ного проекта. Истинная же картина, которая
разительно отличается от сценариев вовлече-
ния Украины в западный проект, игнориру-
ется либо значительно искажается. В
результате искусственно поддерживается
точка зрения о том, что выбор украинцев – это
союз с Европой, но не с Россией. Хотя на
самом деле, по данным исследований Инсти-
тута социологии НАН Украины, к идее со-
юзнических отношений с Россией и
Белоруссией позитивно относятся (данные
2010 года) 61,4% респондентов, негативно –
22,1%. В то же время сторонниками вступле-
ния Украины в НАТО являются только 15,7%
(в 2000 году – 24,9%), противниками 53,3% (в
2000 году – 33,5%). Причем, конфликт между
геополитическими симпатиями украинцев
лежит не в плоскости «Восток-Запад», как при-
нято думать, а в плоскости «Большая Украина
– Запад» или, иным языком, «Большая
Украина – Большая Галичина». Если на Боль-
шой Украине западный проект в большей или
меньшей степени неприемлем, то Большая
Галичина отдает предпочтение именно ему.
Если галичане негативно настроены к союзу
с Россией (53,9% - против, 20,2 – за, 25,9 – за-
труднились с ответом), то в центре (исключая
Киев), на юге и востоке большинство граждан
Украины выступают за такой союз. Центр
(23,9 – против, 55,2 – за, 20,9 – затруднились с
ответом), юг (10,4/77,9/11,7), восток
(7,1/85,1/7,8), однако точка зрения Большой
Украины не доминирует в СМИ, напротив,
доминирует точка зрения Большой Га-
личины. Дискриминация большинства, пред-
ставленного Большой Украиной, усугубляется
еще и тем, что Киев имеет по вопросу выбора
украинцев «особое мнение», как бы уравни-
вающее позиции: 39% жителей Киева отно-
сятся к союзническим форматам с РФ скорее
негативно, 37 – скорее позитивно, 24 затруд-
няются в выборе вектора. В результате обще-
ство получает абсолютно кривую картину
реальности: мнение меньшинства выдается за
мнение большинства, мнение же большин-
ства игнорируется или подается как марги-
нальное, присущее узкой группе людей,
территориально проживающих где-то в Дон-
бассе или в Севастополе.
То же самое происходит и с русским языком,
вопрос которого играет роль разменной по-
литической монеты, но не решается для насе-
ления в соответствии с реальным выбором
большинства людей. Институт Гэллапа, ис-
следовавший распространенность русского
языка в постсоветских государствах в 2008
году, приводит данные, указывающие на вы-
сочайшую распространенность русского
языка на Украине – 83%. В то же время
Украина остается страной, где столь высокие
показатели не подтверждены официальным
статусом – русский язык не является государст-
венным, не преподается наравне с украинским
(или – вообще не преподается), число русских
школ уменьшается из года в год. В то же время
по данным исследований Института социоло-
гии НАН Украины 69,5% опрошенных граж-
дан считают необходимостью обязательное
изучение русского языка в общеобразователь-
ных школах (стоит отметить, что в 2002 году
так считали 75,8%). Однако мнение большин-
ства и здесь искривляется СМИ, существую-
щие же политические «элиты» не выражают
волю большинства и, соответственно, не сле-
http://interaffairs.ru
107
дуют этой воле.
В самом же обществе отсутствует общий сце-
нарий будущего. То есть, даже будучи неудов-
летворенными в целом социальной
политикой правящей группировки, основная
часть населения представляет разные полюса
– прозападный и евразийский. Ни общество,
ни элита не способны создать модель, которая
позволяла бы в рамках одного государства
мирно сосуществовать и развиваться группам
населения, исповедующим разные ценности.
В принципе такая модель возможна – при
условии смены целей существования украин-
ского государства, на практике же в Украине
случился капитализм латиноамериканского
образца, когда несколько десятков семей яв-
ляются владельцами страны, им принадлежат
экономика и финансы, парламент и государст-
венные должности, все центральные СМИ. В
таких условиях невозможна власть государст-
венников, способных «перевести стрелки», пе-
ренаправить Украину на путь созидания,
придать созидательный импульс, сменить
цели. Все, что происходило и происходит за
20 лет независимости, – проедание наследия
Украины Советской, под разными лозунгами.
В то время как окружающие Украину страны
проявляют все больше настойчивости, поли-
тической воли и стремления к новым завоева-
ниям (в экономическом, территориальном и
геополитическом смыслах), вся жизнь украин-
ского государства проходит в карнавале бес-
конечных выборов, где власть и оппозиция
сменяют друг друга, но элита остается несме-
няемой. Вся энергия правящего класса уходит
на передел оставшихся ресурсов и охрану их
от посягательств от соратников по классу.
Элита, не будучи обремененной задачами го-
сударственного масштаба, стремительно вы-
рождается, поэтому она неспособна
конкурировать ни с польской, ни с румын-
ской, ни, тем более, с российской, турецкой,
немецкой или французской элитами.
Поэтому Украина всегда проигрывает – хоть
влияние в Крыму, где совершенно свободно
себя чувствуют около десятка террористиче-
ских организаций, (случалось, их лидеров
даже приглашают на ток-шоу на националь-
ных телеканалах «Шустер-лаве»!), хоть румын-
скую
экспансию
(шельф
отдали,
паспортизация Буковины идет полным ходом,
известны и не скрываются территориальные
претензии Румынии к Украине – вернуть Бу-
ковину и Бессарабию, если получится – при-
соединить к Румынии Закарпатье).
На территории Украины проживает 190900
этнических румын (0,3%). Из них 92,7% счи-
тают румынский язык родным. Сама Румыния
настаивает, что румын на Украине не менее
500 тысяч. Официальных данных о количе-
стве выданных румынских паспортов не суще-
ствует. В поддержку румынской диаспоры
ежегодно выделяется Румынией и ее зарубеж-
ными партнерами порядка 700 млн долларов
в год.
Правящий украинский класс неспособен не
то, что адекватно отвечать, но и оценивать се-
годня подобные вызовы.
Украина проигрывает и Польше, восприни-
мающей себя как лидера восточной Европы
после распада Варшавского договора и вклю-
чающей Украину в орбиту собственных инте-
ресов. Польской элите необходим союзник
(«младшая сестра»), вместе с ней противостоя-
щий в Европе мощному партнерству России
и Германии. Польша категорически против
самостоятельных российско-германских отно-
шений «через голову ЕС» в сфере энергетиче-
ской политики и проекта Договора о
европейской безопасности. Польша четко
ориентирована на США и продвижение
НАТО в Европе. Россия в этом смысле –
угроза для Польши. В 2010 году президент
Польши Бронислав Коморовский подтвердил
незыблемость основ внешнеполитического
вектора Польши: Россия как угроза; содей-
ствие расширению НАТО в республики быв-
шего Советского Союза; поддержка планов
США в Европе.
Включение Украины в орбиту польской по-
литики происходит через многие «точки до-
ступа», например: а) информационная сфера
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
108
– польские передачи и новости на националь-
ных радиостанциях и телеканалах (разумеется,
Западная Украина имеет возможность смот-
реть польские телеканалы, где даже погоду
предсказывают гораздо точнее! Уровень поль-
ской журналистики не сравним с уровнем жур-
налистики украинской, поэтому о настоящем
уровне коррупции вокруг проектов Евро га-
личане читают в польских газетах!); б) обра-
зование – в Польше множество программ,
позволяющих получить образование за те же
деньги (или дешевле), что и в Украине; в) биз-
нес – простота «старта»; г) карта поляка, кото-
рую выдают не только тем украинцам,
которые имеют этнические польские корни,
но и тем, которые активно работают в обще-
ственных организациях на польские или аме-
риканские гранты с тем, чтобы насаждать
польское мировосприятие на Украине.
Польша не скрывает своего отношения к
«младшей сестре». Чего стоит фильм Ежи
Гофмана «Огнем и мечом», который беско-
нечно транслировался украинскими телекана-
лами. Чего стоит статья в «Виртуальной
Полонии», во многих смыслах знаковая – «По-
говорим об Украине откровенно». Польша
считает, «для Путина и для российских вла-
стей в целом, да и вообще для каждого рус-
ского Украина в контексте Киевской Руси
является ни чем иным, как колыбелью русской
цивилизации», поэтому важнейшее завоева-
ние Запада – отторжение Украины от России.
«Сам факт проживания на территории
Украины 10 миллионов русских и 32 миллио-
нов людей, использующих русский в своем
повседневном общении», представляет собой
серьезную угрозу Украине». Доминирование
русского населения Польша считает главным
вызовом и предлагает США способствовать
разделению Украины на «украинскую
Украину», которая, по мнению поляков, зани-
мает территорию в 346 тысяч квадратных ки-
лометров и «русскую Украину» с территорией
257 тысяч квадратных километров. Видение
Польши – необходимо как можно быстрее из-
бавиться от «русской обузы».
То же самое – разделение – предлагает
Украине и из США та часть экспертов, кото-
рая не увлечена планами сохранения целост-
ности страны путем полного подавления
русского фактора. Так, в 2005 году профессор
Итан Бергер писал: «Украинцы, которым не-
безразлично будущее страны, могут заду-
маться о перспективе разделения. Это трудно
сделать, особенно решить, где проводить гра-
ницу. Но альтернативы могут быть еще хуже,
чем разделение, которое может привести к
сильной нестабильности в стране. Украинцы,
которые не хотят вновь подчиняться Москве,
выиграют в том смысле, что у них появится
возможность создать новое государство, кото-
рое будет больше соответствовать их пред-
почтениям. Реализовать такой проект можно
путем референдума, проводимого под наблю-
дением ОБСЕ».
Но оказалось, вопрос «Где проводить гра-
ницу?» не имеет простого ответа, поскольку
вообще видят границы Украины иными, чем
они существуют, а линия цивилизационного
раскола между «Большой Украиной» и «Боль-
шой Галичиной» не устраивает Запад, по-
скольку раздел Украины на «украинскую» и
«русскую» усиливает Россию, а в американ-
ском прочтении противоречит плану Зби-
гнева Бжезинского оторвать Украину от
России и тем самым воспрепятствовать воз-
рождению империи. Вырождающаяся
Украина, где народ доведен до полного отчая-
ния, а элита заточена под западный проект,
Украина без России будет устраивать Запад до
самого последнего своего дня и часа, пока
остатки украинской государственности не рас-
сыплются в прах.
Трахимёнок С.А.:
Представляю следующего
докладчика - Сергея Павловича Горбачёва,
к.п.н., ведущий военный обозреватель по ве-
дущим проблемам Черноморского флота,
старший преподаватель кафедры журнали-
стики Филиала МГУ в г. Севастополе и до-
клад: «Новейшая история ЧФ России:
прецеденты и феномены. Историко-полити-
ческий обзор».
http://interaffairs.ru
109
Было бы нелогично, если бы на нашей кон-
ференции, проводимой в Крыму, на берегу
Чёрного моря, мы бы в прямой постановке не
затронули комплекс проблем Черноморского
флота. Собственно, именно благодаря нали-
чию здесь военного флота Россия смогла
включить в состав Империи Крым, опираясь
при этом, прежде всего, на военно-морскую
компоненту созданной в Екатерининские вре-
мена системы обеспечения безопасности го-
сударства и отстаивания его интересов. В этом
смысле и примечательной, и показательной
является сама хронология событий тех лет: 19
апреля 1783 г. Государыней Екатериной под-
писан «Рескрипт о присоединении к Россий-
ской Империи Крыма и Тамани», 13 мая 1783
г. в Ахтиарскую (ныне Севастопольскую)
бухту зашла эскадра кораблей, ставшего пер-
вым командующим ЧФ вице-адмирала Ф.А.
Клокачёва, а 14 июня 1783 г. был заложен Се-
вастополь - Святой город, или, как его чаще
называют, город славы, ставший главной мор-
ской крепостью Юга России.
В этой связи, обратив ваше внимание на неко-
торые аспекты вчерашней дискуссии, хотел
бы отметить: именно на юге российское дер-
жавное руководство искало выходы в мир,
начав «рубить окно в Европу» много веков
назад.
Как известно, истоки зарождения и развития
флота и мореплавания на Руси неразрывно
связаны именно с Черным морем, которое в
древности называлось Русским. Наиболее глу-
бокие корни русское мореплавание имело на
юге. Отсюда же в течение длительного вре-
мени исходили главные угрозы. В этой связи,
начиная с XVII века, Россия ведет здесь целый
ряд кровопролитных войн, в результате побед
прирастая территориями, повышая свой ста-
тус и способность эффективно решать ком-
плекс масштабных геополитических задач.
Говоря об этом, надо отметить: главным теат-
ром Восточной (Крымской) войны по своим
целям, участвующим силам, театрам, послед-
ствиям, ставшей, по сути, Первой мировой
войной, были Крым, Кавказ и Придунавье.
Именно с Турцией Россия больше и чаще
всего воевала как на суше, так и на море. Если
же боевых действий не велось, то всегда учи-
тывались потенциальные угрозы, исходившие
с южного направления, со стороны Турции,
как, например, в Великую Отечественную
войну или в эпоху «холодной войны». Доста-
точно сказать, что одним из поводов Кариб-
ского кризиса (1962 г.) стало размещение на
территории Турции американских ракет типа
«Луна», направленных на южные районы
СССР.
Более того, метаморфозы и трансформации
последних двух с половиной десятилетий сви-
детельствуют о том, что бассейн Черного
моря и прилегающие к нему территории на
рубеже веков превратились в одну из самых
конфликтных зон. При этом стоит подчерк-
нуть: очаги некоторых конфликтов располо-
жены в пределах границ СССР (Нагорный
Карабах, Южная Осетия, Абхазия, бывшие се-
верокавказские автономии, Крым, Приднест-
ровье). Рядом - Балканы, Курдистан, Ближний
Восток, где, собственно, и варится сегодня
кухня мировой политики. К слову, Россия,
присутствуя на ней, всегда оперировала по-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
110
Горбачёв
Сергей Павлович
кандидат политических наук, ве-
дущий военный обозреватель по
проблемам ЧФ РФ (Украина):