Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1171
Скачиваний: 2
Царство периодически воевало с Речью По-
сполитой, стремясь освободить ее население
от чужеземной власти иноверцев. Казацкие
войны, результатом которых стала Переяслав-
ская Рада - тоже один из эпизодов этой дли-
тельной освободительной войны. После
раздела Речи Посполитой большая часть За-
падной Руси – Белая и Малая Русь вошли в со-
став Российской империи. Во все времена
опорой русского сопротивления окатоличива-
нию и полонизации на Западной Руси была
церковь и западнорусские просветители. Как
только появилась возможность, после вхожде-
ния в состав России, начался процесс разрыва
унии, и возвращения образования на русском
языке. Сейчас в Белоруссии и на Украине мно-
гие историки, особенно из националистиче-
ского лагеря утверждают, что это была
насильственная русификация белорусов и
украинцев русскими властями. Это не так, во-
первых, белорусов и украинцев не было и в
помине, поскольку они себя считали людьми
русскими и веры русской. Инициатива шла от
самого населения Белоруссии и Украины и его
образованной части, в основном вышедшей из
среды священников.
В 19-м веке появилась целая плеяда западно-
русских просветителей - выходцев как их Ма-
лороссии, так и Белой Руси. Это Митрополит
Могилевский Георгий Конисский, родив-
шейся в семье малорусских казаков, Митропо-
лит Литовский Иосиф Семашко, также
выходец из Малороссии и подготовивший
разрыв церковной унии, выдающийся историк
Михаил Коялович, заложивший основы клас-
сического учения западнорусизма, филолог
Евфимий Карский написавший фундамен-
тальный труд «Белорусы», и многие другие.
Наибольшее развитие деятельность западно-
русистов получило на белорусских землях,
благодаря помощи выдающихся российских
политических деятелей графа Муравьева и
Столыпина. Но западнорусизм имеет прямое
отношение и к Малороссии – Украине, и если
бы Киевским генерал-губернатором была лич-
ность, подобная Муравьеву, то возможно не
появилось бы украинство. Что касается Столы-
пина, то именно он, когда был Гродненским
губернатором, помог с финансированием га-
зеты «Северо-Западная жизнь», которую изда-
вал Иван Солоневич и его сын, который потом
написал известную книгу «Народная монар-
хия». Результатом деятельности западноруси-
стов стало то, что процесс полонизации
окатоличивания был приостановлен, и народ
Белой Руси вернул свое русское начало и веру
отцов.
Население Белоруссии было одним из самых
верных подданных империи. При выборах в
Думу наибольшее количество голосов монар-
хисты получали именно в белорусских губер-
ниях. Если кратко, то основой взглядов
западнорусистов было то, что белорусы и ма-
лороссы являются самобытной частью еди-
ного русского народа. Вся история русских
Белой Руси и Малороссии есть борьба за свое
русское имя и православную веру. Язык, на ко-
тором говорили белорусы и малороссы, запад-
норусисты считали наречием русского языка,
таким же как, например, другие русские наре-
чия в Поволжье или под Архангельском. То,
что в Белоруссии говорят на белорусском на-
речии русского языка, доказал Евфимий Кар-
ский, и это так и не смог никто до сих пор
опровергнуть. Этот не удобный факт, который
сейчас стараются умалчивать. Так же западно-
руссты никогда не занимались русификацией,
как в этом их постоянно обвиняют белорус-
ские националисты. Считая, что необходимо
изучать русский литературный язык как язык
высокой куль туры и науки, и который является
общим достоянием всех трех русских племен,
западнорусисты также составляли учебники
для младших классов белорусского наречия.
Западнорусисты считали, что белорусское на-
речие нельзя утратить, и что оно, как и прочие
русские говоры, только украсит общерусскую
культуру. Таким образом, западнорусизм есть
учение, на которое значительное влияние ока-
зало славянофильство.
Западнорусисты считали, что высокая Русская
культура и православие есть основа государст-
венности трех ветвей русского народа, и что
только в лоне Российской Империи может
http://interaffairs.ru
101
свободно развиваться культура белорусов и ма-
лороссов. Это утверждение западнорусисты
также доказали на деле, вернув белорусов из
польско-католического гнета и заложив ос-
новы их русского возрождения.
После революции судьба всех западноруси-
стов сложилась трагически. Все они были ре-
прессированы, поскольку их деятельность
мешала большевикам разделять русский народ
на отдельные нации: собственно русских бе-
лорусов и украинцев. Результат этого разделе-
ния мы видим сегодня, когда три ветви
русского этноса разделены государственными
границами. Но и сегодня мы, современные за-
паднорусисты, считаем, что опыт и богатей-
шее наследие западнорусизма можно
использовать в деле воссоединения России,
Белоруссии и Украины.
Несмотря на преследования западнорусизма в
советское время, учение не исчезало никогда.
В Белоруссии его продолжали развивать такие
историки, как профессор БГУ Игорь Орже-
ховский, умерший в 2005 году, и профессор
истории Могилевского университета Яков
Трещенок, умерший в августе этого года.
Именно Яков Трещенок преподавал историю
Александру Лукашенко. И президент Белорус-
сии всегда очень тепло отзывался о своем учи-
теле. Возможно благодаря Якову Трещенку в
Белоруссии два государственных языка, и, воз-
можно, в память о своем учителе,Александр
Лукашенко вчера опубликовал в «Известиях»
ответную статью Путину о необходимости по-
строения Евразийского союза, написанную в
духе западнорусизма. Но надо констатировать,
что сегодня учение западнорусизма в Белорус-
сии стало терять свои позиции. Учёные стар-
шего поколения сохранили его традиции, но
всё-таки наложили на него отпечаток сове-
тизма. Многие позиции этого «советизирован-
ного» западнорусизма легли в основу
идеологии белорусского государства. Успехи
развития Белоруссии в конце 90-х и начале
2000-х во многом благодаря этим основам за-
паднорусизма. Но надо признать, что потом
эта идеология стала проигрывать национали-
стам. И это объективно. Необходимо было из-
бавиться от советизма, поскольку марксизм
чужд идеологии, основанной на православии,
а также требуется дальнейшее современное
осмысление классического западнорусизма.
Развитием современного западнорусизма и за-
нялась группа историков, философов, поли-
тологов
и
экономистов,
которые
объединились вокруг проекта «Западная Русь».
Притом, что основное ядро проекта находится
в Белоруссии, но членами проекта также яв-
ляются известные ученые и публицисты, про-
живающие и на Украине, и в России. Таким
образом, наш проект можно считать общерус-
ским. Проект имеет свой сайт «Западная Русь»,
также мы проводим круглые столы, небольшие
конференции, на которых обмениваемся мне-
ниями и координируем свою работу. Надо от-
метить, что наш проект абсолютно
независимый, поскольку не имеет никакого
финансирования и существует благодаря эн-
тузиазму его членов.
Далее по теме конференции о видении воз-
можных путей интеграции с точки зрения со-
временного западнорусизма.
В чем ценность Русской цивилизации для
постсоветского пространства?
Сейчас все более очевидным становится то,
что наступает переломный период нашей
постсоветской истории, которую иногда назы-
вают Великой смутой.
Двадцать лет минуло после «цивилизованного
развода» бывших советских республик.
История этого «развода» немного напоминает
случай, когда супруги развелись, но разъ-
ехаться не могут. Продолжают жить в одной
квартире и постепенно начинают осознавать,
что разрыв был поспешным, что можно и
нужно найти путь к восстановлению отноше-
ний, и этому способствуют добрые воспоми-
нания о прожитых вместе годах. Для
большинства постсоветских государств такой
общей «жилплощадью» является единое гео-
политическое пространство от Карпат до Ти-
хого океана, а «добрые воспоминания» - это
ценности Русской цивилизации, давно став-
шие общим достоянием всех народов стран
СНГ.
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
102
Однако при установлении новых союзных от-
ношений остро стоит вопрос о суверенитете
государств и объеме полномочий, которые
будут переданы наднациональным органам
управления в союзных образованиях. Правда,
этот вопрос больше волнует не сами народы,
а их новые национальные элиты, боящиеся по-
терять полноту власти. Но надо ли бояться по-
тери элементов суверенности отдельными
государствами, и надо ли вообще так ставить
вопрос? Может в процессе интеграции госу-
дарств СНГ, а вернее восстановления есте-
ственных связей, эта суверенность даже
усилится? Если строительство союзных отно-
шений будет основано на данности общего
геополитического и экономического про-
странства, а главное - на ценностях Русской
цивилизации, общих для всех постсоветских
государств, то, как не парадоксально, суверен-
ность отдельных государств в таком Союзе
будет только укрепляться.
Если учитывать, что мировым консорциумом
спекулятивного финансового капитала, кото-
рый после развала Советского Союза запустил
проект глобализации, в случае успеха кото-
рого все народы будут унифицированы под
определенные стандарты, а государства, как
английская королева, будут нести только пред-
ставительские функции, когда общественные
отношения перестанут регулироваться зако-
ном, а все будет определять группа трансна-
циональных корпораций (или как говорят,
кластеров), и этот порядок вещей будет под-
держиваться частными корпоративными ар-
миями, на которых не распространяются
международное право ведения войн, то всем
государствам гарантирована утеря суверени-
тета, а нации и народы постепенно раство-
рятся в человеческой биомассе. Само
существование человека как личности станет
под вопросом, наступит время, описанное в
пророчествах. Этому, уже запущенному про-
екту, сейчас не может противостоять ни одно
государство. США и ЕС уже являются частью
этого проекта, и существуют только как ин-
струмент глобализации, на территории кото-
рых
размещены
штаб-квартиры
транснациональных корпораций.
Для России, Белоруссии и Украины в пер-
спективе грозит утеря последних атрибутов су-
веренности, полная де-индустриализация и
депопуляция. А сфера услуг как производ-
ственный фактор постиндустриальной эконо-
мики, про которую нам толкуют теоретики
либеральной экономики, для нас сузится до
рамок обслуживания источников сырья. Поли-
тический класс и элиты наших стран не смогут
вписаться в процесс глобализации и найти
себе тёплое местечко. Все места заняты. Уже
сейчас многими крупными российскими ком-
паниями управляют западные менеджеры. На
базе российских или белорусских компаний
не будет создано ни одной транснациональ-
ной компании – им этого не позволят. Так что
когда национальные элиты опасаются поте-
рять часть своей власти и капитала в процессе
интеграции, они должны знать, что в любом
ином случае они гарантированно потеряют
все. А потеряв голову, о волосах не плачут.
Россия, Украина и Белоруссия смогут сохра-
нить себя только при условии создания поли-
тико-экономического Союза, который как
бывший СССР, будет самодостаточен в ре-
сурсном, людском и технологическом потен-
циале, в котором можно воссоздать полный
цикл производства всего спектра товаров по-
требления и внедрять собственные новые тех-
нологии.
Понимание того, что только крупное союзное
образование может противостоять глобальной
власти спекулятивного финансового капитала,
никогда не покидало здравомыслящих поли-
тиков наших стран. Благодаря этому понима-
нию, путем проб и ошибок уже появились
реально работающие модели нового экономи-
ческого и политического союза. Это и Со-
юзное государство России и Белоруссии, и
Таможенный союз России, Белоруссии и Ка-
захстана, и недавно анонсированный Влади-
миром Путиным как один из пунктов его
предвыборной программы - Евразийский
Союз. Замечательно то, что эта программа по-
строения новой интеграционной общности не
вызвала реакции отторжения, у руководства
http://interaffairs.ru
103
Белоруссии и Казахстана. Более того, прези-
дент Казахстана Нурсултан Назарбаев сам
давно говорил о ЕврАзЭс, а президент Респуб-
лики Беларусь Александр Лукашенко в своей
ответной статье Владимиру Путину, опубли-
кованной в Известиях 3.10.2011, подтвердил
готовность Белоруссии двигаться по пути ин-
теграции.
Пока в стороне стоит Украина, но это пока,
хотя она объективно должна была бы одной
из первых участвовать в интеграционных про-
цессах. В данном случае играют больше субъ-
ективные и чисто политические факторы, а
также наличие значительного населения на За-
падной Украине, много веков проживавшего
под властью Австро-Венгрии и Польши, и по-
тому с трудом вписывавшегося даже в украин-
скую государственность. Но всегда была и
остается уверенность, что на Украине чаша
весов склонится к пониманию необходимости
интеграции в рамках Таможенного союза,
ЕЭП и будущего Евразийского союза. За это
говорит то, что, как бы ни хотелось некоторым
политикам, они не в состоянии изменить гра-
ницы цивилизаций, складывавшихся веками в
определенном геополитическом пространстве.
Сейчас все больше экспертов склоняются к
мысли, что в установлении союзных отноше-
ний между государствами важную роль играют
ментальные установки и культурная идентич-
ность, которые определяют комплементар-
ность между людьми. Эти субъективные
факторы становятся объективными, если их
рассматривать с позиции существующих ци-
вилизаций. В этом ключе правомерно гово-
рить о существовании особой Русской
цивилизации, границы которой четко совпа-
дают с Евразийским геополитическим про-
странством, протянувшимся от Карпат до
Камчатки.
Народы, проживающие на этом огромном
участке континента, могут мирно сосущество-
вать и процветать, только находясь в составе
государственного образования в виде союза,
конфедерации, федерации или империи.
Так было испокон веков - от скифских времен
до ордынских. Всегда, после потери господ-
ства над этим пространством какого-то одного
племени, наступало время хаоса, войн и пере-
селений, пока не появлялся новый народ,
силой покорявший эту стихию и устанавли-
вающий свой порядок. Но только Россия уми-
ротворила просторы Евразии и смогла дать
народам приемлемую для всех форму обще-
жития. Россия имеет уникальную историю
мирного освоения континента, когда под ее
сильную руку добровольно входили народы,
чтобы иметь защиту от агрессивных соседей.
Наступление России диктовалось только из
соображений обороны с целью закрепления
границ по естественным географическим ру-
бежам. Стремясь к этим рубежам, русские ос-
воили громадную территорию и установили
законы мирного сосуществования населяю-
щих ее народов. Сложилась уникальная циви-
лизация, имеющая в своей основе русскую
культуру и православие, и которая была всегда
открыта для представителей всех народов Рос-
сии. Благодаря своей открытости русский язык
и культура стали в один ряд с величайшими
культурами и богатейшими языками человече-
ства. От достижений Русской цивилизации
вряд ли смогут отказаться народы, ранее вхо-
дившие в Российскую империю и Советский
Союз. Иначе они рискуют оказаться на пути
регресса, поскольку их собственная культура и
язык получили развитие при заботливой под-
держке русской культуры. Таким образом, к
Русской цивилизации причастны не только
русские, белорусы и украинцы, а и все народы
Евразии. Таким образом, у государств СНГ
есть мощный интегрирующий фактор - общее
геополитическое пространство и достижения
общей для всех Русской цивилизации. По-
этому гуманитарный аспект при реализации
интеграционных проектов должен быть не
менее значимым, чем экономический. Это
прекрасно понимают наши противники, и по-
этому основной их удар нацеливается на рус-
ский язык и русскую культуру. Поэтому и
американцы, и европейцы не жалеют сил на
создание НПО в области гуманитарных про-
грамм.
Все в этом мире повторяется, и многому
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
104
можно научиться на собственном опыте, огля-
нувшись в прошлое. Русский мир переживает
великую смуту, но сейчас наметился процесс
выхода из нее.
И как с пришествием Романовых началось со-
бирание русских земель, так и сейчас без со-
бирания всех русских земель из смуты не
выйдем. Основной задачей сейчас стоит во-
прос объединения ядра Русской цивилизации
– России, Украины и Белоруссии. Во времена
Российской Империи после присоединения
Белоруссии и Украины остро встал вопрос
культурного и духовного объединения и про-
тивостояния полонизации, униатству и като-
лицизму. Без решения этих задач населения
Западной Руси было бы враждебным Импе-
рии. Эти задачи удалось решить благодаря
движению западнорусизма. Русский мир сей-
час тяжело болен украинством – центробеж-
ными процессами по разрыву русского этноса
и враждебное противопоставление друг другу
отдельных его частей. Свое украинство есть
и в России, например, сибирство, и в Белорус-
сии в виде литвинства, свядомства и прочих
форм белорусского национализма. Сегодня
украинство и литвинство играют ту же роль,
как и в 19 веке, - полонизация. Цель та же –
отрыв украинцев и белорусов от русской ци-
вилизации и, соответственно, формирование
буферных лимитрофных государств. И сего-
дня уже современный западнорусизм может
играть такую же роль, как и в 19 веке его пред-
шественник в деле духовного и культурного, а,
следовательно, ментального единения украин-
цев и белорусов с Русским миром. Практиче-
ски это видно на том положительном отклике,
который имеют публикации на сайте «Запад-
ная Русь».
Сейчас в Белоруссии в условиях общественно-
политического и экономического кризиса есть
все предпосылки для формирования новой го-
сударственной идеологии на базе современ-
ного западнорусизма. Основные тезисы:
- Белорусы - самобытная часть большого рус-
ского этноса. Было много фальсификаций,
что белорусы - не славяне, а смесь из балтов и
славян, и не имеют ничего общего с русскими.
Последние исследования генотипа доказали,
что у белорусов и русских одинаковый гено-
тип. Археологи доказали, что русские засе-
лили белорусские земли, будучи уже единым
народом на всей территории Руси. Племена
балтов и финно-угров находились на более
низкой стадии развития и потому были немно-
гочисленны и утонули в массе русских посе-
ленцев без следа. Так никто и не смог
опровергнуть утверждение Карского, что бе-
лорусы говорят на белорусском наречии рус-
ского языка. Современный белорусский
литературный язык во многом искусственный,
и сельское население, которое ещё говорит на
белорусском наречии, не принимает его как
свой язык, и предпочитает переходить на рус-
ский литературный язык. Это полностью под-
твердила
последняя
перепись,
зафиксировавшая значительное сокращение
белорусов, употребляющих белорусский язык.
Минск, в котором проживает почти четверть
населения, полностью русскоязычный, за ис-
ключением горстки творческой интеллиген-
ции.
- При реальном двуязычии может развиваться
и белорусский язык, и культура. Западноруси-
сты считают, что в результате попыток грубой
белорусизации в 20-х – 30-х годах и в 90-х
годах 20 века было уничтожено живое бело-
русское наречие. Ответственность за почти
полное исчезновение разговорной белорус-
ской речи лежит на большевиках и на нацио-
налистах. Если освободить белорусский язык
от чуждых полонизмов, то еще возможно его
возрождение как разговорного наречия бело-
русов.
- Белоруссию необходимо строить как одно
из русских государств. По мнению западнору-
систов, Белоруссию необходимо строить как
русское государство, которое, сохраняя свою
суверенность, будет естественным образом ин-
тегрироваться с двумя другими русскими госу-
дарствами - Украиной и Российской
Федерацией. Если будет понимание общности
судьбы Русского мира, то экономические связи
естественным образом укрепятся, появится
общая валюта, сформируются общие транс-
http://interaffairs.ru
105