Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Царство периодически воевало с Речью По-

сполитой, стремясь освободить ее население

от  чужеземной  власти  иноверцев.  Казацкие

войны, результатом которых стала Переяслав-

ская Рада - тоже один из эпизодов этой дли-

тельной  освободительной  войны.  После

раздела Речи Посполитой большая часть За-

падной Руси – Белая и Малая Русь вошли в со-

став  Российской  империи.  Во  все  времена

опорой русского сопротивления окатоличива-

нию и полонизации на Западной Руси была

церковь и западнорусские просветители. Как

только появилась возможность, после вхожде-

ния в состав России, начался процесс разрыва

унии, и возвращения образования на русском

языке. Сейчас в Белоруссии и на Украине мно-

гие историки, особенно из националистиче-

ского  лагеря  утверждают,  что  это  была

насильственная  русификация  белорусов  и

украинцев русскими властями. Это не так, во-

первых, белорусов и украинцев не было и в

помине, поскольку они себя считали людьми

русскими и веры русской. Инициатива шла от

самого населения Белоруссии и Украины и его

образованной части, в основном вышедшей из

среды священников. 

В 19-м веке появилась целая плеяда западно-

русских просветителей - выходцев как их Ма-

лороссии, так и Белой Руси. Это Митрополит

Могилевский  Георгий  Конисский,  родив-

шейся в семье малорусских казаков, Митропо-

лит  Литовский  Иосиф  Семашко,  также

выходец  из  Малороссии  и  подготовивший

разрыв церковной унии, выдающийся историк

Михаил Коялович, заложивший основы клас-

сического  учения  западнорусизма,  филолог

Евфимий  Карский  написавший  фундамен-

тальный труд «Белорусы», и многие другие.

Наибольшее развитие деятельность западно-

русистов  получило  на  белорусских  землях,

благодаря помощи выдающихся российских

политических  деятелей  графа  Муравьева  и

Столыпина. Но западнорусизм имеет прямое

отношение и к Малороссии – Украине, и если

бы Киевским генерал-губернатором была лич-

ность, подобная Муравьеву, то возможно не

появилось бы украинство. Что касается Столы-

пина, то именно он, когда был Гродненским

губернатором, помог с финансированием га-

зеты «Северо-Западная жизнь», которую изда-

вал Иван Солоневич и его сын, который потом

написал известную книгу «Народная монар-

хия». Результатом деятельности западноруси-

стов  стало  то,  что  процесс  полонизации

окатоличивания был приостановлен, и народ

Белой Руси вернул свое русское начало и веру

отцов.

Население Белоруссии было одним из самых

верных подданных империи. При выборах в

Думу наибольшее количество голосов монар-

хисты получали именно в белорусских губер-

ниях.  Если  кратко,  то  основой  взглядов

западнорусистов было то, что белорусы и ма-

лороссы  являются  самобытной  частью  еди-

ного  русского  народа.  Вся  история  русских

Белой Руси и Малороссии есть борьба за свое

русское имя и православную веру. Язык, на ко-

тором говорили белорусы и малороссы, запад-

норусисты считали наречием русского языка,

таким же как, например, другие русские наре-

чия в Поволжье или под Архангельском. То,

что в Белоруссии говорят на белорусском на-

речии русского языка, доказал Евфимий Кар-

ский, и это так и не смог никто до сих пор

опровергнуть. Этот не удобный факт, который

сейчас стараются умалчивать. Так же западно-

руссты никогда не занимались русификацией,

как в этом их постоянно обвиняют белорус-

ские националисты. Считая, что необходимо

изучать русский литературный язык как язык

высокой куль туры и науки, и который является

общим достоянием всех трех русских племен,

западнорусисты  также  составляли  учебники

для младших классов белорусского наречия.

Западнорусисты считали, что белорусское на-

речие нельзя утратить, и что оно, как и прочие

русские говоры, только украсит общерусскую

культуру. Таким образом, западнорусизм есть

учение, на которое значительное влияние ока-

зало славянофильство. 

Западнорусисты считали, что высокая Русская

культура и православие есть основа государст-

венности трех ветвей русского народа, и что

только  в  лоне  Российской  Империи  может

http://interaffairs.ru

101

 

    

 


background image

свободно развиваться культура белорусов и ма-

лороссов.  Это  утверждение  западнорусисты

также доказали на деле, вернув белорусов из

польско-католического  гнета  и  заложив  ос-

новы их русского возрождения. 

После революции судьба всех западноруси-

стов сложилась трагически. Все они были ре-

прессированы,  поскольку  их  деятельность

мешала большевикам разделять русский народ

на отдельные нации: собственно русских бе-

лорусов и украинцев. Результат этого разделе-

ния  мы  видим  сегодня,  когда  три  ветви

русского этноса разделены государственными

границами. Но и сегодня мы, современные за-

паднорусисты, считаем, что опыт и богатей-

шее  наследие  западнорусизма  можно

использовать в деле воссоединения России,

Белоруссии и Украины.

Несмотря на преследования западнорусизма в

советское время, учение не исчезало никогда.

В Белоруссии его продолжали развивать такие

историки, как профессор БГУ Игорь Орже-

ховский, умерший в 2005 году, и профессор

истории  Могилевского  университета  Яков

Трещенок,  умерший  в  августе  этого  года.

Именно Яков Трещенок преподавал историю

Александру Лукашенко. И президент Белорус-

сии всегда очень тепло отзывался о своем учи-

теле. Возможно благодаря Якову Трещенку в

Белоруссии два государственных языка, и, воз-

можно, в память о своем учителе,Александр

Лукашенко вчера опубликовал в «Известиях»

ответную статью Путину о необходимости по-

строения Евразийского союза, написанную в

духе западнорусизма. Но надо констатировать,

что сегодня учение западнорусизма в Белорус-

сии стало терять свои позиции. Учёные стар-

шего поколения сохранили его традиции, но

всё-таки  наложили  на  него  отпечаток  сове-

тизма. Многие позиции этого «советизирован-

ного»  западнорусизма  легли  в  основу

идеологии белорусского государства. Успехи

развития Белоруссии в конце 90-х и начале

2000-х во многом благодаря этим основам за-

паднорусизма. Но надо признать, что потом

эта идеология стала проигрывать национали-

стам. И это объективно. Необходимо было из-

бавиться  от  советизма,  поскольку  марксизм

чужд идеологии, основанной на православии,

а  также  требуется  дальнейшее  современное

осмысление классического западнорусизма.

Развитием современного западнорусизма и за-

нялась группа историков, философов, поли-

тологов 

и 

экономистов, 

которые

объединились вокруг проекта «Западная Русь».

Притом, что основное ядро проекта находится

в Белоруссии, но членами проекта также яв-

ляются известные ученые и публицисты, про-

живающие и на Украине, и в России. Таким

образом, наш проект можно считать общерус-

ским. Проект имеет свой сайт «Западная Русь»,

также мы проводим круглые столы, небольшие

конференции, на которых обмениваемся мне-

ниями и координируем свою работу. Надо от-

метить,  что  наш  проект  абсолютно

независимый,  поскольку  не  имеет  никакого

финансирования и существует благодаря эн-

тузиазму его членов.

Далее по теме конференции о видении воз-

можных путей интеграции с точки зрения со-

временного западнорусизма.

В  чем  ценность  Русской  цивилизации  для

постсоветского пространства?

Сейчас все более очевидным становится то,

что  наступает  переломный  период  нашей

постсоветской истории, которую иногда назы-

вают Великой смутой. 

Двадцать лет минуло после «цивилизованного

развода» бывших советских республик. 

История этого «развода» немного напоминает

случай,  когда  супруги  развелись,  но  разъ-

ехаться не могут. Продолжают жить в одной

квартире и постепенно начинают осознавать,

что  разрыв  был  поспешным,  что  можно  и

нужно найти путь к восстановлению отноше-

ний, и этому способствуют добрые воспоми-

нания  о  прожитых  вместе  годах.  Для

большинства постсоветских государств такой

общей «жилплощадью» является единое гео-

политическое пространство от Карпат до Ти-

хого океана, а «добрые воспоминания» - это

ценности Русской цивилизации, давно став-

шие общим достоянием всех народов стран

СНГ.

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

102


background image

Однако при установлении новых союзных от-

ношений остро стоит вопрос о суверенитете

государств  и  объеме  полномочий,  которые

будут  переданы  наднациональным  органам

управления в союзных образованиях. Правда,

этот вопрос больше волнует не сами народы,

а их новые национальные элиты, боящиеся по-

терять полноту власти. Но надо ли бояться по-

тери  элементов  суверенности  отдельными

государствами, и надо ли вообще так ставить

вопрос? Может в процессе интеграции госу-

дарств  СНГ,  а  вернее  восстановления  есте-

ственных  связей,  эта  суверенность  даже

усилится? Если строительство союзных отно-

шений будет основано на данности общего

геополитического  и  экономического  про-

странства, а главное - на ценностях Русской

цивилизации, общих для всех постсоветских

государств, то, как не парадоксально, суверен-

ность  отдельных  государств  в  таком  Союзе

будет только укрепляться.

Если учитывать, что мировым консорциумом

спекулятивного финансового капитала, кото-

рый после развала Советского Союза запустил

проект глобализации, в случае успеха кото-

рого все народы будут унифицированы под

определенные  стандарты,  а  государства,  как

английская королева, будут нести только пред-

ставительские функции, когда общественные

отношения перестанут регулироваться зако-

ном, а все будет определять группа трансна-

циональных  корпораций  (или  как  говорят,

кластеров), и этот порядок вещей будет под-

держиваться частными корпоративными ар-

миями,  на  которых  не  распространяются

международное право ведения войн, то всем

государствам гарантирована утеря суверени-

тета, а нации и народы постепенно раство-

рятся  в  человеческой  биомассе.  Само

существование человека как личности станет

под вопросом, наступит время, описанное в

пророчествах. Этому, уже запущенному про-

екту, сейчас не может противостоять ни одно

государство. США и ЕС уже являются частью

этого проекта, и существуют только как ин-

струмент глобализации, на территории кото-

рых 

размещены 

штаб-квартиры

транснациональных корпораций.

Для России, Белоруссии и Украины в пер-

спективе грозит утеря последних атрибутов су-

веренности,  полная  де-индустриализация  и

депопуляция.  А  сфера  услуг  как  производ-

ственный фактор постиндустриальной эконо-

мики, про которую нам толкуют теоретики

либеральной экономики, для нас сузится до

рамок обслуживания источников сырья. Поли-

тический класс и элиты наших стран не смогут

вписаться  в  процесс  глобализации  и  найти

себе тёплое местечко. Все места заняты. Уже

сейчас многими крупными российскими ком-

паниями управляют западные менеджеры. На

базе российских или белорусских компаний

не будет создано ни одной транснациональ-

ной компании – им этого не позволят. Так что

когда национальные элиты опасаются поте-

рять часть своей власти и капитала в процессе

интеграции, они должны знать, что в любом

ином случае они гарантированно потеряют

все. А потеряв голову, о волосах не плачут. 

Россия, Украина и Белоруссия смогут сохра-

нить себя только при условии создания поли-

тико-экономического  Союза,  который  как

бывший  СССР,  будет  самодостаточен  в  ре-

сурсном, людском и технологическом потен-

циале, в котором можно воссоздать полный

цикл производства всего спектра товаров по-

требления и внедрять собственные новые тех-

нологии.

Понимание того, что только крупное союзное

образование может противостоять глобальной

власти спекулятивного финансового капитала,

никогда не покидало здравомыслящих поли-

тиков наших стран. Благодаря этому понима-

нию,  путем  проб  и  ошибок  уже  появились

реально работающие модели нового экономи-

ческого  и  политического  союза.  Это  и  Со-

юзное государство России и Белоруссии, и

Таможенный союз России, Белоруссии и Ка-

захстана, и недавно анонсированный Влади-

миром  Путиным  как  один  из  пунктов  его

предвыборной  программы  -  Евразийский

Союз. Замечательно то, что эта программа по-

строения новой интеграционной общности не

вызвала реакции отторжения, у руководства

http://interaffairs.ru

103

 

    

 


background image

Белоруссии и Казахстана. Более того, прези-

дент  Казахстана  Нурсултан  Назарбаев  сам

давно говорил о ЕврАзЭс, а президент Респуб-

лики Беларусь Александр Лукашенко в своей

ответной статье Владимиру Путину, опубли-

кованной в Известиях 3.10.2011, подтвердил

готовность Белоруссии двигаться по пути ин-

теграции.

Пока в стороне стоит Украина, но это пока,

хотя она объективно должна была бы одной

из первых участвовать в интеграционных про-

цессах. В данном случае играют больше субъ-

ективные и чисто политические факторы, а

также наличие значительного населения на За-

падной Украине, много веков проживавшего

под властью Австро-Венгрии и Польши, и по-

тому с трудом вписывавшегося даже в украин-

скую  государственность.  Но  всегда  была  и

остается уверенность, что на Украине чаша

весов склонится к пониманию необходимости

интеграции  в  рамках  Таможенного  союза,

ЕЭП и будущего Евразийского союза. За это

говорит то, что, как бы ни хотелось некоторым

политикам, они не в состоянии изменить гра-

ницы цивилизаций, складывавшихся веками в

определенном геополитическом пространстве.

Сейчас все больше экспертов склоняются к

мысли, что в установлении союзных отноше-

ний между государствами важную роль играют

ментальные установки и культурная идентич-

ность,  которые  определяют  комплементар-

ность  между  людьми.  Эти  субъективные

факторы становятся объективными, если их

рассматривать с позиции существующих ци-

вилизаций. В этом ключе правомерно гово-

рить  о  существовании  особой  Русской

цивилизации, границы которой четко совпа-

дают с Евразийским геополитическим про-

странством,  протянувшимся  от  Карпат  до

Камчатки.

Народы,  проживающие  на  этом  огромном

участке континента, могут мирно сосущество-

вать и процветать, только находясь в составе

государственного образования в виде союза,

конфедерации, федерации или империи.

Так было испокон веков - от скифских времен

до ордынских. Всегда, после потери господ-

ства над этим пространством какого-то одного

племени, наступало время хаоса, войн и пере-

селений,  пока  не  появлялся  новый  народ,

силой покорявший эту стихию и устанавли-

вающий свой порядок. Но только Россия уми-

ротворила просторы Евразии и смогла дать

народам приемлемую для всех форму обще-

жития.  Россия  имеет  уникальную  историю

мирного освоения континента, когда под ее

сильную руку добровольно входили народы,

чтобы иметь защиту от агрессивных соседей.

Наступление России диктовалось только из

соображений обороны с целью закрепления

границ по естественным географическим ру-

бежам. Стремясь к этим рубежам, русские ос-

воили громадную территорию и установили

законы  мирного  сосуществования  населяю-

щих ее народов. Сложилась уникальная циви-

лизация,  имеющая  в  своей  основе  русскую

культуру и православие, и которая была всегда

открыта для представителей всех народов Рос-

сии. Благодаря своей открытости русский язык

и культура стали в один ряд с величайшими

культурами и богатейшими языками человече-

ства.  От  достижений  Русской  цивилизации

вряд ли смогут отказаться народы, ранее вхо-

дившие в Российскую империю и Советский

Союз. Иначе они рискуют оказаться на пути

регресса, поскольку их собственная культура и

язык получили развитие при заботливой под-

держке русской культуры. Таким образом, к

Русской цивилизации причастны не только

русские, белорусы и украинцы, а и все народы

Евразии.  Таким  образом,  у  государств  СНГ

есть мощный интегрирующий фактор - общее

геополитическое пространство и достижения

общей  для  всех  Русской  цивилизации.  По-

этому гуманитарный аспект при реализации

интеграционных  проектов  должен  быть  не

менее  значимым,  чем  экономический.  Это

прекрасно понимают наши противники, и по-

этому основной их удар нацеливается на рус-

ский  язык  и  русскую  культуру.  Поэтому  и

американцы, и европейцы не жалеют сил на

создание НПО в области гуманитарных про-

грамм.

Все  в  этом  мире  повторяется,  и  многому

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

104


background image

можно научиться на собственном опыте, огля-

нувшись в прошлое.   Русский мир переживает

великую смуту, но сейчас наметился процесс

выхода из нее.

И как с пришествием Романовых началось со-

бирание русских земель, так и сейчас без со-

бирания  всех  русских  земель  из  смуты  не

выйдем. Основной задачей сейчас стоит во-

прос объединения ядра Русской цивилизации

– России, Украины и Белоруссии.  Во времена

Российской Империи после присоединения

Белоруссии  и  Украины  остро  встал  вопрос

культурного и духовного объединения и про-

тивостояния полонизации, униатству и като-

лицизму. Без решения этих задач населения

Западной Руси было бы враждебным Импе-

рии.  Эти  задачи  удалось  решить  благодаря

движению западнорусизма. Русский мир сей-

час тяжело болен украинством – центробеж-

ными процессами по разрыву русского этноса

и враждебное противопоставление друг другу

отдельных его частей.   Свое украинство есть

и в России, например, сибирство, и в Белорус-

сии в виде литвинства, свядомства и прочих

форм  белорусского  национализма.  Сегодня

украинство и литвинство играют ту же роль,

как и в 19 веке, - полонизация. Цель та же –

отрыв украинцев и белорусов от русской ци-

вилизации и, соответственно, формирование

буферных лимитрофных государств.  И сего-

дня уже современный западнорусизм может

играть такую же роль, как и в 19 веке его пред-

шественник в деле духовного и культурного, а,

следовательно, ментального единения украин-

цев и белорусов с Русским миром. Практиче-

ски это видно на том положительном отклике,

который имеют публикации на сайте «Запад-

ная Русь».

Сейчас в Белоруссии в условиях общественно-

политического и экономического кризиса есть

все предпосылки для формирования новой го-

сударственной идеологии на базе современ-

ного западнорусизма. Основные тезисы:

- Белорусы - самобытная часть большого рус-

ского  этноса.  Было  много  фальсификаций,

что белорусы - не славяне, а смесь из балтов и

славян, и не имеют ничего общего с русскими.

Последние исследования генотипа доказали,

что у белорусов и русских одинаковый гено-

тип.  Археологи  доказали,  что  русские  засе-

лили белорусские земли, будучи уже единым

народом на всей территории Руси. Племена

балтов и финно-угров находились на более

низкой стадии развития и потому были немно-

гочисленны и утонули в массе русских посе-

ленцев  без  следа.  Так  никто  и  не  смог

опровергнуть утверждение Карского, что бе-

лорусы говорят на белорусском наречии рус-

ского  языка.  Современный  белорусский

литературный язык во многом искусственный,

и сельское население, которое ещё говорит на

белорусском наречии, не принимает его как

свой язык, и предпочитает переходить на рус-

ский литературный язык. Это полностью под-

твердила 

последняя 

перепись,

зафиксировавшая значительное сокращение

белорусов, употребляющих белорусский язык.

Минск, в котором проживает почти четверть

населения, полностью русскоязычный, за ис-

ключением горстки творческой интеллиген-

ции.

- При реальном двуязычии может развиваться

и белорусский язык, и культура. Западноруси-

сты считают, что в результате попыток грубой

белорусизации в 20-х – 30-х годах и в 90-х

годах 20 века было уничтожено живое бело-

русское  наречие.  Ответственность  за  почти

полное исчезновение разговорной белорус-

ской речи лежит на большевиках и на нацио-

налистах. Если освободить белорусский язык

от чуждых полонизмов, то еще возможно его

возрождение как разговорного наречия бело-

русов.

- Белоруссию необходимо строить как одно

из русских государств. По мнению западнору-

систов, Белоруссию необходимо строить как

русское государство, которое, сохраняя свою

суверенность, будет естественным образом ин-

тегрироваться с двумя другими русскими госу-

дарствами  -  Украиной  и  Российской

Федерацией. Если будет понимание общности

судьбы Русского мира, то экономические связи

естественным  образом  укрепятся,  появится

общая валюта, сформируются общие транс-

http://interaffairs.ru

105