Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1175
Скачиваний: 2
рия всех остальных, не своих стран. Напомню,
что государства с названием Белоруссия в ис-
тории не существовало. Первые попытки
собственно белорусского государственного
строительства появились только в период
Гражданской войны в России. Первая попытка
создать государственность в форме Белорус-
ской народной республики оказалась фор-
мальностью. Государство было объявлено на
оккупированной немецкими войсками терри-
тории, а сами немцы признавали эти земли
частью России. И хотя некоторые немецкие
военачальники говорили, что оккупирован-
ные территории не вернуться «под пяту Рос-
сии», тем не менее, немцы не пытались
признавать на официальном уровне доморо-
щенные национальные режимы.
Итак, в таблице будет три столбца. В первом
будет отражена информация о том, в составе
какого государства находились земли, на ко-
торых сегодня располагается Белоруссия, во
втором – какое государство или его часть изу-
чается в курсе истории Белоруссии, в третьем
– изучаются ли в курсе всеобщей истории го-
сударства, в которые на тот момент входила
территория Белоруссии. Оказывается, что не-
которые государства, в которые входила бело-
русская территория, изучаются в курсе
всемирной истории, хотя было бы логично
изучать их как свои. Иные же государства из-
учаются только в курсе истории Белоруссии,
т.е. можно предположить, что они не рассмат-
риваются как «чужие».
Итак, теперь проанализируем таблицу. Изна-
чально территория Белоруссии находилась в
составе Древнерусского государства. Первое
упоминание о Полоцке – самом древнем бе-
лорусском городе – в летописи содержится
среди населённых пунктов, подчиняющихся
Рюрику, т.е. Полоцк изначально был частью
Новгородской земли и не имел самостоятель-
ности, что так пытались опровергнуть некото-
рые белорусские историки конца 90-х гг.
Рецидивы этого встречаются до сих пор. Но в
истории Белоруссии изучаются только те тер-
ритории Киевской Руси, на которых сейчас
существует белорусское государство, осталь-
ные же части Руси отнесены к всемирной ис-
тории. Таким образом, Киевская Русь является
«не своим» государством для белорусской ис-
ториографии.
Второй период – это существование белорус-
ских земель в составе Великого княжества Ли-
товского. В курсе истории Белоруссии
изучается собственно Великое княжество Ли-
товское. Его система власти, социальные
группы и т.д. Также изучаются сражения, ко-
торые вело княжество за пределами своих тер-
риторий. В курсе всеобщей истории других,
«небелорусских» частей Литовского княжества
не изучается. Хотя, если брать современные
границы государств, Великое княжество Ли-
товское располагалось на землях, занимаемых
ныне не только Белоруссией, но и Украиной,
Литвой, Польшей, Россией, Латвией. Есте-
ственно, что современные территории Рос-
сии, Польши или Латвии входили в состав
Литовского княжества лишь небольшим про-
центом своих сегодняшних земель, но ведь и
в Киевскую Русь входила далеко не вся терри-
тория современной России. Таким образом,
Великое княжество Литовское изучается
только в учебнике по истории Белоруссии.
Следовательно, оно является «своим» госу-
дарством.
В 1569 г. Королевство Польское и Великое
княжество Литовское объединились в одно
государство – Речь Посполитую. В курсе ис-
тории Белоруссии о Речи Посполитой ска-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
96
зано много. В частности, рассмотрена система
высших органов власти, положение социаль-
ных групп, состояние города и деревни, фор-
мирование единого шляхетского сословия и
т.д. Если мы обратимся к курсу всеобщей ис-
тории этого периода, то в ней нет не только
Речи Посполитой, но и даже Польши. Таким
образом, получается интересный парадокс –
«небелорусские» части Киевской Руси изуча-
ются в разделе всеобщей истории, т.е. как «не
свое государство», а «небелорусские» части
Речи Посполитой в курсе всемирной истории
не изучаются, т.е. Речь Посполитая пол-
ностью воспринимается как «своё госу-
дарство».
В конце XVIII в. Речь Посполитая была раз-
делена между более эффективно развиваю-
щимися соседними государствами – Россией,
Австрией и Пруссией. Территория современ-
ной Белоруссии вошла в состав Российской
империи. Если открыть школьный учебник
по истории Белоруссии, получается, что в
этот период там изучается только современная
территория Белоруссии с небольшой терри-
ториальной прибавкой в виде части Вилен-
щины. Вильна традиционно считается в среде
белорусских интеллектуалов белорусским го-
родом. С точки зрения развития белорусского
национализма это полностью оправданное
мнение, поскольку именно в Вильне базиро-
валось большинство националистических ор-
ганизаций периода зарождения белорусского
национализма, именно Вильна была центром
распространения белорусской печатной про-
паганды. Кроме того, Вильна имела статус сто-
лицы бывшего Великого княжества
Литовского, которое ещё с конца XIX в. по-
степенно начало рассматриваться заинтересо-
ванными личностями как белорусское
государство. Итак, в период существования
Белоруссии в составе Российской империи,
школьный учебник истории Белоруссии даёт
как «своё государство» территорию земли ны-
нешней Белоруссии с небольшой прибавкой
нынешних литовских земель. А вот в курсе
всемирной истории изучается Российская им-
перия. Таким образом, Россия является «не
своим государством» для белорусов.
Период советской власти рассматривается
аналогично периоду Российской империи. В
учебнике истории Белоруссии изучается тер-
ритория собственно Белоруссии. Надо ска-
зать, что тогда нынешняя Белоруссия была в
составе как СССР (восточная часть), так и в со-
ставе Польши (западная часть). Учебник изу-
чает в основном БССР, и только отдельный
параграф посвящён ситуации в Западной Бе-
лоруссии. Как вы уже догадались, Советский
Союз изучается в курсе всемирной истории,
то есть как «не своё государство».
Таким образом, получается парадоксальная
ситуация. Киевская Русь – государство восточ-
ных славян, как принято сейчас говорить. Вос-
точные славяне – предки современных
русских, белорусов и украинцев. В период
Киевской Руси эти предки нынешних народов
вообще не разделялись на разные народы, то
есть это государство одного народа – русского.
Если уж говорить более пространно, то
предки белорусов делили его с предками рус-
ских и украинцев в составе одного народа.
Киевская Русь, тем не менее, представляется
«не своим государством».
Великое княжество Литовское являлось госу-
дарством, в котором существовали славяне и
балты. Вообще, большая часть Великого кня-
жества была территорией восточнославян-
ского расселения, т.е. оно занимало
территории предков современных белорусов
и украинцев, но там было много и балтских
территорий. Это государство считается в учеб-
никах «своим».
Речь Посполитая – государство, которое
было, если мерить современными мерками о
существовании тех или иных народов, поль-
ско-белорусско-украинско-литовским. Но там
практически не было предков современных
русских (опять же, если мерить современными
мерками о существовании народов). Речь По-
сполитая выступает как «своё государство».
В Российской империи белорусы стали жить
с русскими в одном государстве. Оно не счи-
http://interaffairs.ru
97
тается «своим», т.к. изучается в курсе всемир-
ной истории.
В СССР белорусы также были объединены с
русскими в рамках одной большой страны.
СССР также является «не своим государством».
Обратите внимание. Если белорусы или их
предки проживают совместно с русскими или
их предками (Российская империя, Советский
Союз) или даже являются одним народом
(Древняя Русь), тогда эти «общие» государства
не рассматриваются в белорусских учебниках
как «свои». Если же белорусы или их предки
проживают в одном государстве совместно с
балтами-литовцами, украинцами или поля-
ками, но отдельно от русских или их предков
(Великое княжество Литовское, Речь Поспо-
литая), тогда такое государство рассматрива-
ется только в курсе истории Белоруссии, т.е.
является «своим».
В качестве заключения можно сказать, что
этот доклад – только первая попытка проана-
лизировать способы национализации исто-
рии
в
белорусском
историческом,
историко-политическом и историко-идеоло-
гическом дискурсах. Существуют и другие ме-
тоды формирования «правильных» и
«объективных» исторических знаний. Во вся-
ком случае современная ситуация в Белорус-
сии располагает к тому, что изобретатели
новых концепций без особого труда могут по-
лучить себе в качестве подопытных те или
иные группы приверженцев различных исто-
рических концепций. Думаю, что особую
опасность представляет поддержка таких
взглядов на уровне некоторых государствен-
ных чиновников. Проникновение концепций,
национализирующих историю, в школьные
учебники говорит о том, что именно этот
взгляд становится официальной версией объ-
яснения исторических событий.
Моисеев А.Н.:
Вопрос Александру Дмитрие-
вичу. Вы сейчас рассказали много интерес-
ного, и я понял, что это основная
официальная политика союзного государства
Беларусь. Кто издаёт учебники?
Гронский А.Д.:
Государственная типография
при университетах «Народная света».
Моисеев А.Н.:
Почему я спрашиваю: в про-
шлом году, когда ещё я был дипломатом, то
наблюдал такую сцену на Кубе в честь юбилея
Победы. Были приглашены все четыре посла
России, Украины, Белоруссии и Азербай-
джана. Все послы выступали. Говорили о
дружбе народов. Вспоминали о том, как была
добыта эта победа. После выступления посла
Белоруссии я был (и не только я) в шоке. Ока-
зывается, России в этой войне вообще не
было, была только Белоруссия и гитлеровская
Германия, которую Белоруссия успешно раз-
громила. Вы можете прокомментировать?
Гронский А.Д.: Это то, что я называю крипто-
ревизионизмом. Первыми американцы за-
явили, что это они выиграли Вторую
мировую войну. Это попытка найти какие-то
значимые события для народа, но поскольку
они делятся с другими народами, то прихо-
дится их каким-то образом национализиро-
вать. То е. ради того, чтобы быть более или
менее объективными, приходится учитывать
события, которые были за пределами Бело-
руссии. Да, была Сталинградская битва, была
Курская битва, но вклад Белоруссии несрав-
ним. Официальные лица сознательно или
бессознательно искажают историю ВОВ. Но
пока это Белоруссии выгодно.
Думаю, что это недоработка российской сто-
роны. В 2006 году я был на конференции в
Москве и предположил, что война в Белорус-
сии будет рассматриваться именно так. По-
чему?
Потому
что
российское
информационное влияние на территории Бе-
лоруссии очень минимизировано. Новости в
любой стране идеологичны. А в декабре 2009
года я предположил, что такое же будет и по
отношению к Первой мировой войне, и прак-
тически угадал цитату чиновника. Я мотиви-
ровал тем, что россияне не понимают, что
научное общение даёт возможность быть объ-
ективными, а у нас получается такая ситуация:
белорусские учёные не хотят никуда ездить,
свою значимость повышают такими заявле-
ниями, а российские коллеги говорят, что у
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
98
нас скучно и неинтересно.
Моисеев А.Н.:
Это же опасно. Потому что
молодое поколение не сможет правильно
ориентироваться в истории Второй мировой
войне, будет иначе воспринимать историю.
Тогда, какое же Союзное государство мы
строим? Мы скоро перестанем друг друга по-
нимать.
Гронский А.Д.:
Поднимался вопрос о том,
чтобы написать совместный учебник по исто-
рии. Но у всех будет настолько много претен-
зий друг к другу, что ничего не получится.
Надо каким-то образом менять свое отноше-
ние к истории и только потом писать общие
учебники истории.
Язькова А.А.:
Мне известно, что существует
комиссия российских и украинских истори-
ков, где такого рода вопросы периодически
обсуждаются. Есть ли белорусско-российская
комиссия?
Гронский А.Д.:
Комиссии нет. А вот по-
пытаться создать такую имеет смысл. Может
быть, что-то и получится.
Кожокин Е.М.:
Пользы от таких комиссий
никакой. Что мы получили в результате от
действия российско-украинской комиссии?
Ничего. Как писалось в украинских учебниках
про «украинского» князя Игоря и «украин-
скую» княгиню Ольгу, так и пишется. По-
этому, если возникнет такая же комиссия с
Белоруссией, толку не будет. Ну, поставим мы
ещё одну «галочку». Всё зависит о позиции
участников комиссии.
Гулевич В.А.:
Мой коллега Владимир Стус,
украинский философ, заметил, что в России,
в Украине, в Белоруссии история перестала
быть наукой, она перестала искать знания, она
стала элементом политического пиара. Рос-
сия, насколько я понимаю, собирается отме-
чать
1150-летие
российской
государственности. Исходя из 860 года, от кня-
гини Ольги, которая не была не только рус-
ской, она не была славянкой. Это приведет к
тому, что через некоторое время мы будем
пользоваться не местными учебниками исто-
рии, а написанными где-то на Западе. У нас на
Украине был период безвременья, когда одно-
временно в школах и вузах пользовались
тремя учебниками: учебник Аркоса, ещё гене-
рала Российской Армии, написанный в Рос-
сийской империи, учебники Грушевского и
Павловской-Василенко - абсолютно концеп-
туально различные подходы к одному и тому
же вопросу. Однако как-то мы даже умудря-
лись сдавать экзамены. К сожалению, это не
проблема учёных, это политический вопрос.
Максименко В.И.:
Во что превращаются
учебники истории в Белоруссии - это далеко
не единственное случай. На всём «Великом
лимитрофе», в 14 из 15 стран произошла пол-
ная ревизия того, чему учат детей и студентов
на основе учебников. Мы в своём институте
этим немного занимались. Могу сказать, что
от России, - что Н. Нарочницкая называет по-
нятием историческая Россия, - если сложить
все новые учебники вместе, то от историче-
ской России останется территория не намного
больше территории времён Ивана III. Это уже
состоявшийся факт, ответственно утверждаю:
никакого противодействия этому нет по сей
день.
Оганесян А.Г.:
Пока у нас тут царит, цитируя
Е.Лигачёва, «идеологическая растерянность»,
Джордж Сорос высказался: «Если русским так
трудно найти свою национальную идею, то
давайте им поможем». Вот он и помог учебни-
ками.
Гаврилечко Ю.В.:
К сожалению, мы посте-
пенно теряем точку отсчёта, проходит время,
и мы не сможем договориться о базовых по-
нятиях. По проблемам фальсификации исто-
рии и разных смыслах. Если мы не сможем
договориться, то через некоторое время при-
мер Сороса или ещё кого-то будет принят за
точку отсчёта.
Оганесян А.Г.:
Вопрос к Владиславу Алек-
сандровичу о Крыме – поподробнее о влия-
нии турецкого фактора, если он здесь есть.
Были публикации о том, что они вкладывают
немалые деньги в приобретение СМИ, инфра-
структур, услуг. Но действуют не напрямую, а
через крымских татар. Три четыре года назад
http://interaffairs.ru
99
была такая волна. Что сейчас с турецким фак-
тором в Крыму?
Гулевич В.А.:
Как правило, турки стараются
опекать интеллектуалов из крымско-татарской
среды, обеспечивать им обучение в Турции,
помогать крымско-татарским активистам, в
том числе, их семьям финансовыми сред-
ствами, учреждают турецкие лицеи и кол-
леджи на турецкие деньги, возят студентов к
себе. Турция предпочитает проникать в Крым
либо через экономику, либо через гуманитар-
ную сферу.
Трахимёнок С.А.:
Следующий выступаю-
щий - Зеленковский Игорь Фёдорович, глав-
ный редактор интернет издания Западная
Русь. Тема доклада - «Современный западный
русизм как подлинная идея».
Мой доклад посвящён западнорусизму. Он о
том, как современный западнорусизм может
помочь процессу интеграции России, Бело-
руссии и Украины.
Меня как руководителя белорусского научно-
просветительского проекта «Западная Русь»
организаторы этой конференции пригласили
выступить с докладом по современному запад-
норусизму как возможному подходу в реше-
нии вопроса построения новых союзных
отношений между Россией, Белоруссией и
Украиной. Поэтому для начала я кратко на-
помню о том, что такое западнорусизм, не-
много расскажу о самом проекте.
После татаро-монгольского нашествия Древ-
няя Русь была разделена на долгие столетия, ее
восточная часть с центром во Владимиро-Суз-
дальской земле, а потом в Московском княже-
стве оказалась под властью Золотой Орды, а
западная часть - современная территория
Украины и Белоруссии была захвачена литов-
скими и польскими магнатами. Термины Вос-
точная и Западная Русь - это довольно
поздние и чисто академические, которые по-
явились в 19-м веке. На самом деле все всегда
называли эти земли Русью, население русским,
а политически делили на Московскую Русь и
Великое Княжество Литовское или просто
Литва. Позже появились названия историко-
географических областей: Великая, Малая и
Белая Русь, так же как были и Красная Русь, и
Черная, и Угорская, и Холмская Русь, и Забуж-
ская Русь. Само же население вплоть до начало
20-го века называло себя русскими (были пра-
вославным или греко-католиками), и у всех в
основе культуры была память об общем про-
исхождении от Киевской Руси, что отражено
в песнях и былинах, и церковно-славянский
язык в богослужении.
Длительная власть Литвы и Польши над тепе-
решними украинскими и белорусскими зем-
лями наложили определённый отпечаток на
население, когда на протяжении веков русские
были угнетены, православие преследовалось и
проводилась полонизация, а главное эти тер-
ритории были оторваны от Восточной части
Руси.
Все время население Западной Руси вело
борьбу за свое русское имя, отцовскую веру и
язык. Периодически эта борьба выливалась в
восстания и даже на небольшое время, дважды
в 15 и 18 веках, образовывались государства,
которые назывались Великое Княжество Рус-
ское. Русские цари всегда по праву считали
земли Западной Руси своей вотчиной и в
своем титуле указывали самодержец Великой,
Малой и Белой Руси. И поэтому Русское
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
100
Зеленковский
Игорь Федорович
главный редактор интернет-изда-
ния «Западная Русь»
http://zapadrus.su (г. Минск):