Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1176
Скачиваний: 2
теряет ли белорусская элита перед напором
более агрессивной и мощной экономики Рос-
сии. Если в России начнут воспринимать бе-
лорусскую элиту на равных, тогда получатся
общие интересы у народа и политической
элиты.
Максименко В.И.:
Прежде всего, по поводу
арабов и китайцев. Один из фундаменталь-
ных разделов в современном мире, так назы-
ваемый «The West and the Rest». Вызовы со
стороны китайской, арабо-мусульманской ци-
вилизаций – это увеличение удельного веса
того самого «the Rest» в современном мире по
отношению к Западу. Суть вашего вопроса:
будет ли это помогать консолидации трех
восточнославянских государств? Простите,
ответ простой. Все будет зависеть от целепо-
лагания российской элиты. Если мы не сде-
лаем выводов из того, что, как справедливо
заметил Владимир Григорьевич Соколенко:
«Нельзя весь мир превратить в Запад». Если
мы будет продолжать повторять, что мы –
часть Большой Европы, то чем дольше мы
будем это делать, тем хуже будут наши пози-
ции в конфликте «The West and the Rest». Это
мое мнение. Отсюда короткий комментарий
к докладу Владимира Григорьевича. Я хочу
всецело солидаризоваться с той мыслью, ко-
торую он высказывал, и которую я выражу
своими словами. Противоречия между уни-
фикацией жизни в современном мире, уни-
фикацией техносферы, информационной и
финансовой сферы, и акцентировкой, обост-
рением чувства культурной идентичности в
самых разных культурных ареалах, обостре-
нием чувства самобытности самых различных
культур мира – это противоречие, на мой
взгляд, является коренным противоречием со-
временного мира. Оно неизбежно будет об-
остряться, и самое существенное в том, что
это накладывает прямой отпечаток на внеш-
неполитические курсы целого ряда госу-
дарств. Это заметно по Китаю и Турции, о
которых говорил Владимир Григорьевич, это
заметно по Венесуэле и по Ирану, в меньшей
степени можно найти в политических курсах
Бразилии и Пакистана. С этой точки зрения
очень важно искать опору в том, что является
собственным наследием, в том числе, с точки
зрения выработки новой парадигмы россий-
ской внешней политики. Новой в свете того,
насколько является новым интеграционный
проект для постсоветской Евразии. Здесь
важно решить: на кого мы будем опираться.
Владимир Григорьевич совершенно справед-
ливо упомянул Самуэля Хантингтона, он по-
следний в ряду наиболее известных западных
теоретиков цивилизаций (Тойнби, Арнольд
Джозеф, Шпенглер, Освальд, Сорокин, Пи-
тирим Александрович).
Но я должен заметить, что есть один автор,
которого нам-то русским забывать стыдно,
который глубже, фундаментальнее и актуаль-
нее для современного мира и для России,
Украины и Белоруссии - это Николай Яков-
левич Данилевский с его книгой «Россия и
Европа». Первый в мире теоретик культурно-
исторических типов, предваривший все
последующие теории цивилизации. Будучи
человеком естественнонаучного образования,
он доказал неустранимость культурно-исто-
рических типов из международной практики.
Жаль, что русские забыли такого выдающе-
гося ученого. Вы вспоминали здесь конфе-
ренцию, на которой я присутствовал,
«Столыпин и современность». Международ-
ная конференция «Данилевский и современ-
ность» дала бы не меньше, а больше для того,
что я назвал необходимостью выработки
новой парадигмы российской внешней поли-
тики. Спасибо.
Оганесян А.Г.:
Да, такую конференцию ин-
тересно было бы провести, тем более что мы
на Крымской земле. Данилевский связан с
Крымом: здесь он жил и писал.
Давайте перейдем к следующему докладу на
тему « Интеграционные проекты на постсо-
ветском пространстве как проблема для
Украины».
http://interaffairs.ru
21
Уважаемые участники конференции! Дамы и
господа!
Возможно, название моего доклада покажется
кому-то несколько провокативным. Тем не
менее, по моему мнению, оно достаточно
точно определяет ту ситуацию, в которой на-
ходится сегодня Украина. Ведь интеграцион-
ные проекты на постсоветском пространстве,
разработка и реализация которых активизиро-
валась в последние годы, что, судя по всему,
связано с общим пересмотром системы меж-
государственных отношений на пространстве
СНГ, действительно являются проблемой, с
которой столкнулась сегодня украинская
власть. Почему сложившуюся ситуацию я оце-
ниваю прежде всего как проблему, вызов?
Во-первых, следует принять во внимание, что
Украина не является инициатором этих про-
ектов и связанных с их реализацией процес-
сов.
Украина традиционно достаточно осторожно
относится к новым объединительным процес-
сам на постсоветском пространстве. В каче-
стве наиболее яркого примера можно
вспомнить, что будучи одним из государств-
учредителей СНГ Украина, тем не менее, так
и не стала его полноценным членом, по-
скольку протокол Соглашения о создании
СНГ Киевом так и не был ратифицирован.
При этом нельзя не признать, что Киев не-
однократно выступал инициатором локаль-
ных интеграционных проектов, таких как
ГУАМ,
Балто-Черноморско-Каспийский
союз или Содружество демократического вы-
бора. Впрочем, все эти проекты в полной мере
не были реализованы, а фактически — увен-
чались неудачей, по моему мнению, во мно-
гом потому, что были направлены против
такого влиятельного игрока в регионе как Рос-
сия.
Во-вторых, необходимо признать, что для
Украины усиление интеграционных процес-
сов на постсоветском пространстве далеко не
во всем выгодно.
Как показали годы украинской независимости,
Киев, как правило, поддерживал такую модель
взаимоотношений на постсоветском про-
странстве, в рамках которой бы не создавались
барьеры на пути украинских товаров на внеш-
ние рынки, но без какого-либо ограничения
независимости страны (отступила от своей
стратегии Украина только при президенте
В.Ющенко, при котором внешняя политика
страны определялась идеологическими, а не
экономическими соображениями, чем, к при-
меру, не преминула воспользоваться Россия,
которая фактически «выдавила» Украину из
Центральной Азии). Отсюда и сегодняшняя
заинтересованность Киева в подписании до-
говора о создании Зоны свободной торговли
в рамках СНГ. Ведь в рамках именно такой мо-
дели межгосударственных отношений украин-
ские правящие круги чувствовали и чувствуют
себя наиболее комфортно. (Модель взаимо-
отношений между Белоруссией и Россией не
рассматривается как приемлемая для Украины,
элиты которой заинтересованы в сохранении
своей экономической самостоятельности).
Проблема поиска оптимальных путей интег-
рации на постсоветском пространстве не
стоит сегодня перед Украиной. В условиях не-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
22
Кирюхин
Денис Игоревич
политолог Аналитического
центра политических исследо-
ваний и конфликтологии
(Украина):
изменности закрепленного на законодатель-
ном уровне курса Украины на вступление в
Европейский союз, активизация с российской
стороны интеграционных процессов ставит
украинское руководство перед необходи-
мостью поиска ответа на этот вызов.
Показательна в этом отношении предложен-
ная В.Януковичем формула отношений
Украины с Таможенным союзом — «3+1»,
предусматривающая сохранение существую-
щего уровня торгово-экономического сотруд-
ничества между Украиной и странами,
вошедшими в Таможенный союз, без полно-
ценного присоединения Украины к этому
объединению. Данная формула как раз и есть
один из предложенных вариантов решения за-
дачи.
Украинская сторона демонстрирует неготов-
ность к такой тесной экономической интегра-
ции с Россией, Белоруссией и Казахстаном,
которая предполагается в рамках Таможен-
ного союза. Причем в данном случае мы на-
блюдаем не только и не столько
демонстрацию позиции нынешнего руковод-
ства страны, сколько последовательность во
внешнеполитической стратегии. Ведь
Украина еще на момент создания Единого
экономического пространства (т.е. еще во вре-
мена президентства Л.Кучмы) хоть и поддер-
жала идею ЕЭП, но с самого начала обставила
различными условиями свое участие в этом
проекте. Так, соглашение о формировании
ЕЭП Верховная Рада ратифицировала с ого-
воркой: «Украина будет принимать участие в
формировании и функционировании Еди-
ного экономического пространства в преде-
лах, которые отвечают Конституции
Украины». Очевидно, что подобная формули-
ровка предоставляет правительству страны
широкие возможности для ограничения сте-
пени своего участия в этом экономическом
объединении.
Официальный Киев, насколько можно судить
по публичной позиции, занимаемой руковод-
ством страны, сегодня исходит из того, что
Украине следует продвигаться на рынок ЕС и,
вместе с тем, сохранить уже завоеванные по-
зиции на рынках СНГ. Именно поэтому
Украина продолжает, похоже, не безуспешно,
переговоры с Европейским союзом о подпи-
сании соглашения о Зоне свободной торговли
и, одновременно, ищет формулу взаимоотно-
шений с Таможенным союзом (в частности,
для Киева важно, чтобы ограничительные
меры в отношении украинских товаров, кото-
рые имеет каждая из стран-членов Таможен-
ного союза по отдельности, не
распространились на всех участников этого
объединения).
Украина сегодня сталкивается с достаточно
жесткой позицией Российской Федерации,
руководство которой неоднократно давало
понять, что ставит Киев перед выбором: либо
полноценное участие в экономическом союзе,
либо введение ограничительных мер против
украинских товаров. Однако такая жесткая аль-
тернатива в отношении Украины вряд ли спо-
собствует
продуктивному
развитию
двухсторонних торгово-экономических свя-
зей. Следует принимать во внимание два об-
стоятельства.
Во-первых, Украина, в отличие от России, яв-
ляется членом ВТО, что налагает на нее опре-
деленные ограничения.
В частности, у нас в среднем уровень таможен-
ных пошлин составляет 4,5%, в то время как в
Таможенном союзе — 10%. Соответственно,
полноценное членство в Таможенном союзе
потребовало бы от Украины пересмотра усло-
вий своего членства в ВТО (это займет доста-
точно много времени и еще не известно,
насколько выгодно для себя сможет Киев эти
условия пересмотреть), либо выхода из этой
организации, что, конечно же, немыслимо.
Во-вторых, закрытие «экономических границ»
невыгодно не только Украине, но и самим
странам-членам Таможенного союза.
Не стоит забывать, что не только Украина за-
интересована продавать, но и, в частности,
Россия заинтересована в ряде украинских то-
варов. В качестве примера можно вспомнить
о продукции двух крупнейших предприятий
http://interaffairs.ru
23
украинского энергомаша — Сумского НПО
им. Фрунзе и «Запорожтрансформатора», ко-
торая уникальна и сегодня крайне востребо-
вана в России.
Так что для обеих стран был бы выгоден отказ
от политики, требующей однозначного вы-
бора «или—или», в пользу поиска взаимопри-
емлемой
(«гибкой»)
модели
торгово-экономических взаимоотношений,
по примеру того, как Европейский союз умеет
выстраивать различной степени интенсивно-
сти и глубины экономические отношения с
разными странами.
Говоря об отношениях с Таможенным сою-
зом, нельзя не упомянуть о представленном в
недавней статье В.Путина в газете «Известия»
новом интегративном проекте на постсовет-
ском пространстве — Евразийском союзе.
Мне кажется, что Украина сегодня не готова
дать однозначный ответ относительно воз-
можности своего в нем участия. Многие укра-
инские эксперты, чье мнение поддерживаю и
я, сходятся во мнении, что на данном этапе
данный проект остается слишком неопреде-
ленным — и по процедурам вхождения в него,
и по правилам экономического взаимодей-
ствия (насколько они будут или не будут соот-
ветствовать нормам ВТО, членом которой
стремится сегодня стать и Россия), и, наконец,
по тем политическим требованиям, которые
выдвигаются в государствам, которые будут
намерены к нему присоединиться.
И пока вопрос о Евразийском союзе не стоит
на повестке дня, представляется необходимым
строить взаимоотношения между Украиной и
Россией исходя из понимания того, какой мы
хотим видеть украинскую (и российскую) эко-
номику, хотим ли мы сохранять и развивать
свой экономический потенциал? Готовы ли
мы продолжать делать ставку на сырьевую
экономику и производство продукции низ-
кого уровня переработки?
Наиболее перспективным в рамках украино-
российского торгово-экономического сотруд-
ничества является отраслевая интеграция, в
особенности в сфере наукоемкого производ-
ства. В частности, речь может идти об углуб-
лении и развитии сотрудничества в сфере во-
енно-технического сотрудничества. Причем
пересмотреть свои подходы в данном вопросе
следует не только Украине, но и России.
Страны Запада не стремятся видеть Украину и
Россию в будущем высокоразвитыми в техно-
логическом отношении государствами. Пока-
зателен пример, который приводит президент
ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев:
«Мотор Сич» уже несколько лет не может при-
обрести в Германии высококлассное оборудо-
вание, поскольку в Европейском союзе
созданы списки нежелательных предприятий
и «не рекомендовано продавать самое совре-
менное технологическое оборудование на те
предприятия России и Украины, которые ра-
ботают на оборонный комплекс» [См.: Вій-
ськово-технічне співробітництво в умовах
глобалізації: український вимір. – К., 2011. –
с.18]. Так что если Украина и Россия не нач-
нут совместно развивать сотрудничество в
сфере наукоемкого производства, они пооди-
ночке проиграют конкуренцию в этой от-
расли.
Перспективным представляется развитие со-
трудничества и в сфере транзита. Строитель-
ство Россией обходных газопроводов, так
называемого Северного и Южного потоков,
крайне негативно сказывается на процессе раз-
вития украинского транзитного потенциала.
Между тем в этой отрасли наши страны, как
представляется, могли бы от модели конкурен-
ции перейти к модели сотрудничества. По-
следняя, кроме прочего, предполагает
предоставление Украине гарантий на транзит
российских энергоносителей (возможно,
путем создания международного консорциума
по управлению украинской ГТС) и развитие
транзитных возможностей в рамках междуна-
родного транспортного коридора ЕврАзЭС и
ШОС (особенно если ШОС будет эволюцио-
нировать не в сторону превращения в военно-
политический альянс, а, например, в подобие
Организации по безопасности и сотрудниче-
ству в Европе).
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
24
Наконец, объективно интерес Украины со-
стоит и в развитии сотрудничества с ОДКБ,
причем не только военного. Киев заинтересо-
ван в расширении тематики такого сотрудни-
чества. Потенциал ОДКБ, как представляется,
Киевом в недостаточной мере используется,
поскольку упор делается на сотрудничество с
НАТО.
По поводу развития сотрудничества Украины
с НАТО на современном этапе — тема, кото-
рая необычайно болезненно воспринимается
Россией — хочется остановиться отдельно.
Ни по существу, ни по форме взаимоотноше-
ния Украины и НАТО не изменились за по-
следние три года, когда на юбилейном
Бухарестском саммите Североатлантического
Альянса в 2008 году Украине было отказано в
немедленном подписании Плана достижения
членства. Бухарестское решение отнюдь не
означало, что тем самым Альянс отказался от
своей политики «открытых дверей» по отно-
шению к Украине. Ведь тогда фактически
было принято решение о том, что интеграция
Украины в Альянс будет проходить не через
получение ПДЧ, а через реализацию Годовой
национальной программы, аналогичной по
своему содержанию ПДЧ.
Неизменность курса на вступление Украины
в НАТО подтверждена и Хартией о стратеги-
ческом партнерстве между США и Украиной,
подписанной госсекретарем США К.Райс и
главой украинского МИДа В.Огрызко в де-
кабре 2008 года.
Как известно, после победы В.Януковича на
президентских выборах был законодательно
закреплен внеблоковый статус Украины, кото-
рый, тем не менее, не закрывает возможности
для сотрудничества с НАТО (равно как и, на-
пример, с ОДКБ), в том числе и в рамках реа-
лизации Годовой национальной программы.
Иными словами, та логика сотрудничества
Альянса и Украины, которая была определена
на Бухарестском саммите, не была подверг-
нута пересмотру.
Сегодня Украина, впрочем, как и Россия, ак-
тивно сотрудничает с Североатлантическим
Альянсом. Вопрос же о присоединении к Аль-
янсу на повестке дня не стоит и вряд ли в бли-
жайшие годы он будет актуален. Тем не менее,
успешная реализация Годовой национальной
программы, как представляется, способна соз-
дать условия, при которых будут устранены су-
ществующие сегодня военно-технические
препятствия для присоединения Украины к
Альянсу.
На этом фоне нельзя не отметить снижения
объемов военно-технического сотрудничества
Украины с Россией. Хотя Россия и остается
главным партнером Украины в этой сфере,
тем не менее за последнее десятилетие объем
торговли оружием Украины с Россией сни-
зился с 30-32% (2000-2002 гг.) до 20-24%;
(2007-2008 гг.), а в дальнейшем ожидается со-
кращение до 12%-15% от общих объемов.
[Данные приведены по: Військово-технічне
співробітництво в умовах глобалізації. – с.15].
Причем, как отмечают эксперты, происходит
это сокращение во многом вследствие россий-
ской военно-стратегической политики.
В завершении своего выступления не могу
чрезвычайно кратко не коснуться сферы гума-
нитарного сотрудничества. Сохранение еди-
ного информационного пространства
России, Украины и Белоруссии представ-
ляется чрезвычайно важным для культурного
и научного развития наших стран. И именно
на это, как мне представляется, должны быть
направлены основные усилия наших госу-
дарств в этой сфере.
Таким образом, говорить о полноценном уча-
стии Украины в интеграционных проектах на
постсоветском пространстве сегодня не при-
ходится. Но задача состоит в выработке гиб-
кой позиции, позволяющей Украине
развивать и расширять сотрудничество на
постсоветском пространстве без политиче-
ской интеграции. И задача эта стоит не только
перед Украиной, но и перед Россией и Бело-
руссией.
Оганесян А.Г.:
Очень интересный доклад.
Спасибо большое. Следующая тема «Транс-
формация парадигмы экономического взаи-
http://interaffairs.ru
25