Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1082
Скачиваний: 1
— польские передачи и новости на национальных радиостанциях и телеканалах (разумеется, Западная Украина имеет возможность смотреть польские телеканалы, где даже погоду предсказывают гораздо точнее! Уровень польской журналистики не сравним с уровнем журналистики украинской, поэтому о настоящем уровне коррупции вокруг проектов Евро галичане читают в польских газетах!); б) образование — в Польше множество программ, позволяющих получить образование за те же деньги (или дешевле), что и в Украине; в) бизнес — простота «старта»; г) карта поляка, которую выдают не только тем украинцам, которые имеют этнические польские корни, но и тем, которые активно работают в общественных организациях на польские или американские гранты с тем, чтобы насаждать польское мировосприятие на Украине. Польша не скрывает своего отношения к «младшей сестре». Чего стоит фильм Ежи Гофмана «Огнем и мечом», который бесконечно транслировался украинскими телеканалами. Чего стоит статья в «Виртуальной Полонии», во многих смыслах знаковая — «Поговорим об Украине откровенно». Польша считает, «для Путина и для российских властей в целом, да и вообще для каждого русского Украина в контексте Киевской Руси является ни чем иным, как колыбелью русской цивилизации», поэтому важнейшее завоевание Запада — отторжение Украины от России. «Сам факт проживания на территории Украины 10 миллионов русских и 32 миллионов людей, использующих русский в своем повседневном общении», представляет собой серьезную угрозу Украине». Доминирование русского населения Польша считает главным вызовом и предлагает США способствовать разделению Украины на «украинскую Украину», которая, по мнению поляков, занимает территорию в 346 тысяч квадратных километров и «русскую Украину» с территорией 257 тысяч квадратных километров. Видение Польши — необходимо как можно быстрее избавиться от «русской обузы».
То же самое — разделение — предлагает Украине и из США та часть экспертов, которая не увлечена планами сохранения целостности страны путем полного подавления русского фактора. Так, в 2005 году профессор Итан Бергер писал: «Украинцы, которым небезразлично будущее страны, могут задуматься о перспективе разделения. Это трудно сделать, особенно решить, где проводить границу. Но альтернативы могут быть еще хуже, чем разделение, которое может привести к сильной нестабильности в стране. Украинцы, которые не хотят вновь подчиняться Москве, выиграют в том смысле, что у них появится возможность создать новое государство, которое будет больше соответствовать их предпочтениям. Реализовать такой проект можно путем референдума, проводимого под наблюдением ОБСЕ».
Но оказалось, вопрос «Где проводить границу?» не имеет простого ответа, поскольку вообще видят границы Украины иными, чем они существуют, а линия цивилизационного раскола между «Большой Украиной» и «Большой Галичиной» не устраивает Запад, поскольку раздел Украины на «украинскую» и «русскую» усиливает Россию, а в американском прочтении противоречит плану Зби-гнева Бжезинского оторвать Украину от России и тем самым воспрепятствовать возрождению империи. Вырождающаяся Украина, где народ доведен до полного отчаяния, а элита заточена под западный проект, Украина без России будет устраивать Запад до самого последнего своего дня и часа, пока остатки украинской государственности не рассыплются в прах.
Трахимёнок С.А.: Представляю следующего докладчика - Сергея Павловича Горбачёва, к.п.н., ведущий военный обозреватель по ведущим проблемам Черноморского флота, старший преподаватель кафедры журналистики Филиала МГУ в г. Севастополе и доклад: «Новейшая история ЧФ России: прецеденты и феномены. Историко-полити-ческий обзор».
Горбачёв Сергей Павлович
кандидат политических наук, ведущий военный обозреватель по проблемам ЧФ РФ (Украина):
Было бы нелогично, если бы на нашей конференции, проводимой в Крыму, на берегу Чёрного моря, мы бы в прямой постановке не затронули комплекс проблем Черноморского флота. Собственно, именно благодаря наличию здесь военного флота Россия смогла включить в состав Империи Крым, опираясь при этом, прежде всего, на военно-морскую компоненту созданной в Екатерининские времена системы обеспечения безопасности государства и отстаивания его интересов. В этом смысле и примечательной, и показательной является сама хронология событий тех лет: 19 апреля 1783 г. Государыней Екатериной подписан «Рескрипт о присоединении к Российской Империи Крыма и Тамани», 13 мая 1783 г. в Ахтиарскую (ныне Севастопольскую) бухту зашла эскадра кораблей, ставшего первым командующим ЧФ вице-адмирала Ф.А. Клокачёва, а 14 июня 1783 г. был заложен Севастополь - Святой город, или, как его чаще называют, город славы, ставший главной морской крепостью Юга России. В этой связи, обратив ваше внимание на некоторые аспекты вчерашней дискуссии, хотел бы отметить: именно на юге российское державное руководство искало выходы в мир, начав «рубить окно в Европу» много веков назад.
Как известно, истоки зарождения и развития флота и мореплавания на Руси неразрывно связаны именно с Черным морем, которое в древности называлось Русским. Наиболее глубокие корни русское мореплавание имело на юге. Отсюда же в течение длительного времени исходили главные угрозы. В этой связи, начиная с XVII века, Россия ведет здесь целый ряд кровопролитных войн, в результате побед прирастая территориями, повышая свой статус и способность эффективно решать комплекс масштабных геополитических задач. Говоря об этом, надо отметить: главным театром Восточной (Крымской) войны по своим целям, участвующим силам, театрам, последствиям, ставшей, по сути, Первой мировой войной, были Крым, Кавказ и Придунавье. Именно с Турцией Россия больше и чаще всего воевала как на суше, так и на море. Если же боевых действий не велось, то всегда учитывались потенциальные угрозы, исходившие с южного направления, со стороны Турции, как, например, в Великую Отечественную войну или в эпоху «холодной войны». Достаточно сказать, что одним из поводов Карибского кризиса (1962 г.) стало размещение на территории Турции американских ракет типа «Луна», направленных на южные районы
СССР.
Более того, метаморфозы и трансформации последних двух с половиной десятилетий свидетельствуют о том, что бассейн Черного моря и прилегающие к нему территории на рубеже веков превратились в одну из самых конфликтных зон. При этом стоит подчеркнуть: очаги некоторых конфликтов расположены в пределах границ СССР (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, бывшие северокавказские автономии, Крым, Приднестровье). Рядом - Балканы, Курдистан, Ближний Восток, где, собственно, и варится сегодня кухня мировой политики. К слову, Россия, присутствуя на ней, всегда оперировала по
средством сил Черноморского флота, с 1964 года на постоянной основе решавшего задачи в Средиземном море, которое вместе с Азово-Черноморским бассейном составляло операционную зону флота. Особо подчеркну для тех, кто не знает или заблуждается: наш флот, безраздельно доминировавший в Черном море, был предназначен для действий за Черноморскими проливами. В этой связи следует отметить: степень использования сил ЧФ по сравнению с другими флотами СССР была самой высокой, что, в том числе, было обусловлено периодическим обострением военно-политической обстановки в Восточном Средиземноморье в связи с активизацией арабо-израильского противостояния. Это и 67-й, и 73-й, и 82-й годы, Кипрский кризис 74-го, а также рецидивы «дипломатии канонерок», проводимой 6-м флотом США в отношении той же Ливии в 80-е годы. Наличие постоянно развернутой советской Средиземноморской эскадры, костяк которой составляли силы ЧФ, в значительной мере позволяло сдерживать силу и гасить конфликты, а нашей стране быть полноправным игроком на этой площадке. Коренным образом ситуация изменилась двадцать лет назад, после событий «августа-91», юбилей которых негромко был отмечен в России, впрочем, как и на Украине. В сущности, именно с тех событий ведет свое начало новейшая история Черноморского флота. Напомню: уже 24 августа 1991 года с провозглашением Акта о независимости Украины ее Верховный Совет принял постановление «О воинских формированиях на Украине», в соответствии с которым ставшее независимым Украинское государство, правда, пока формально брало под свою юрисдикцию все объединения и части Советских Вооруженных Сил, находившиеся на ее территории. Реализация этого решения заняла некоторое время, но уже 6 декабря 1991 г. украинский парламент принял пакет документов по военным вопросам, впоследствии было объявлено, что это - день рождения ВС Украины (приняты Законы «О Вооруженных Силах» и «Об обороне»). Киев перешел к практической реализации продекларированного им. Процесс этот шел неоднозначно, противоречиво, что было вполне естественным, т.к. именно на украинской территории располагалась самая мощная (после нашей группы войск в европейских странах) группировка. (О том, как это было, в частности, рассказано адмиралом И.В. Касатоновым в розданном участникам нашей конференции специальном выпуске журнала «Международная жизнь» - «История без купюр»). Основой военного строительства на Украине также стали заявления ее руководства о безъядерном статусе и внеблоковости государства. В этой связи сразу же возник комплекс проблем, к разрешению которых 30 декабря приступили главы государств Содружества, подписав соглашение по стратегическим силам и о вооруженных силах и пограничных войсках. При этом Черноморский флот был отнесен к стратегическим силам, решающим задачи в интересах всего СНГ. Однако в этот же день президент Л.М. Кравчук заявил о реализации права Украины на создание собственной армии с 3 января 1992 года. Это заявление подвело итог уже проделанного в течение четырех месяцев пути, продемонстрировавшего как наличие особой позиции Украины по военным вопросам, так и стремление Киева к быстрому дезавуированию или постепенной ревизии ранее достигнутых договоренностей. Такая практика в последующем, как правило, носила деструктивный характер, что со всей очевидностью продемонстрировал растянувшийся на годы процесс разрешения судьбы Черноморского флота бывшего СССР и определения его нового статуса, для краткости его назвали флоторазделом. При этом в основу своей деятельности Киев положил традиционные, проверенные столетиями принципы. Основные из них: «Не зъим, так надкусю», «Ласкаво телятко двух маток сосет» и «Трех «Х» - «хуторянство, холопство и ха-пужничество». Приверженность этим принци
пам проявилась с первых же дней «незалежно-сти», была апробирована и используется сегодня на всех властных и иных уровнях - и по «вертикали», и по «горизонтали». Черноморский флот результаты практического применения идеологии и механизмов «надкусывания», «трех «Х» и «ласкавого те-лятки» ощутил практически первым. Парадокс, но факт: когда в Киеве и Москве в 1991-1992 годах делили властные кресла и, как говорится, в одном контексте с этим распихивали по карманам и банковским ячейкам «распиленное» наследство почившего в Бозе СССР, моряки-черноморцы смогли для России сохранить свой флот, основные силы которого оказались на территории, находящейся под юрисдикцией Украинского государства. Именно моряки обеспечили его пребывание и функционирование в своих исторических, созданных ими же базах, в одночасье оказавшись за рубежом. При этом было создано не только несколько уникальных прецедентов, но и проявлены настоящие феномены, повторить которые уже никому не возможно. Прежде всего, говоря об этом, необходимо отметить: события на южном флоте страны стали, по сути, первым межгосударственным конфликтом обретших независимость держав. (Я не говорю в данном случае о конфликтах, своими корнями уходящих в последние годы истории СССР). Черноморский флот, происходившее в Севастополе стали лакмусовой бумажкой состояния и вектора зародившихся и проходивших свое становление российско-украинских отношений. И даже сегодня, спустя 20 лет, о какой бы проблеме, существующей между Киевом и Москвой, ни говорилось, всегда вспоминается околофлотская проблематика, в т.ч. «временная» дислокация Российского ЧФ на украинской территории, даже устраиваются провокации, типа попыток захвата «Студенческим братством» черноморских маяков. Российско-украинские отношения и сегодня выстраиваются с обязательным учетом именно флотского фактора.
Второе. Черноморцы явили миру прецедент: многотысячный военно-морской организм (военнослужащие и гражданский персонал -порядка двухсот тысяч человек), оперативно-стратегическое объединение, обладающее ядерным оружием, жизненные органы которого расположились на огромной территории от Измаила до Батуми, от сирийского Тартуса до Киева, отказался подчиняться распоряжениям новой политической элиты, в миг прозревшей от ранения осколками национального самосознания. В этом смысле напрашиваются определённые исторические параллели: именно военные моряки шли в авангарде революционных событий в 1905 году (вспомним восстание на «Потемкине», крейсер «Очаков», лейтенанта П.П. Шмидта). Также вспомним 1917-й год. Моряки также участвовали в разгоне Учредительного собрания в январе 1918 года (тогда матрос Железняк заявил: «Караул устал...»), а также вспомним март 1921 года - Кронштадтский мятеж, изменивший конфигурацию экономики введением НЭПа.
Третий прецедентный момент. Черноморский флот в течение нескольких месяцев (с декабря
-
г. до августа 1992 г., т.е. до официального начала т.н. переходного периода), не поднимая мятежных флагов, на деле никому не подчинялся. При этом моряки, стремясь сохранить единство флота, надеялись на принятие руководством Российской Федерации, ставшей правопреемницей Советского Союза, конкретных и эффективных решений, соответствующих их чаяниям. Скорее на основе интуиции (хотя она базировалась на знании истории, опыте флотской службы и здравом смысле) они прекрасно понимали: раздел флота в любом его виде может привести лишь к одному - его гибели. В конце концов, к очереди на понимание роли и значения Черноморского флота для России дошло и руководство страны, наконец, решившись на принятие принципиальных решений в апреле
-
г. и в дальнейшем - Ялтинских соглашений от 3 августа 1992 г.
Четвёртое. С 5 по 20 января 1992 г. практически безропотно, без явных протестов в трех военных округах - Киевском, Одесском и Прикарпатском, а также в других военных формированиях, личный состав был приведен к новой военной присяге. Черноморцы отказались это делать. Флот удалось сохранить единым, в воинских и трудовых коллективах не произошло раскола по национальному признаку. При этом в течение почти шести лет флот решал свойственные ему задачи под символикой несуществующего государства. Боевые корабли и вспомогательные суда выходили, в том числе, и за пределы Черного моря под Военно-морским флагом СССР (до 12 июня 1997 г.).
Ещё один важный момент. В условиях декларируемой департизации и деидеологизации как в Вооруженных Силах, так и в целом в стране, флот проявил себя мощной политической силой. При этом мы вправе говорить о «феномене адмирала Касатонова» - «первого лица» в процессе разрешения флотской судьбы, своими действиями опровергшего популярный в начале 90-х лозунг «Армия - вне политики». Занимая должность командующего флотом в начале флотораздела, по сути, на пике российско-украинского противостояния, он проявил себя как масштабная личность, настоящий лидер, поддержанный массами. Причём, не только моряками-черноморцами, но и севастопольцами и крымча-нами, своё прошлое, настоящее и будущее связывающими с Россией. И таких - большинство. Он проявил себя и как дипломат, и как флотоводец, и как успешный администратор. Вполне закономерно: его фамилия в тот период находилась в верхних строчках рейтингов самых влиятельных политических деятелей страны. При этом мы можем назвать фамилии военачальников, также проявивших себя в 90-е годы на политическом поприще: Лебедь, Рохлин, Макашов, впоследствии -Трошев и др. Но адмирал И.В. Касатонов выделяется из их ряда тем, что, в отличие от них, достиг конкретного результата - благодаря ему для России сохранен Черноморский флот. Подчеркнем: он - единственный, кто реализовал свой замысел в полном объеме. Дальновидные, обоснованные и просчитанные действия (зачастую, правда, присутствовал и элемент случайности) обеспечили защиту интересов России, всего Содружества (и объективно - Украины) в регионе Причерноморья, на Юго-Западном стратегическом направлении. Морская составляющая оборонной системы страны сохранена. Следует также особо отметить: именно Черноморский флот стал гарантом стабильности в бассейне Черного моря, минимизировав региональные конфликты (Грузия, Абхазия) и не допустив превращения Крыма, находящегося в центре «коромысла» «Дуги нестабильности» (Синьцзян-Памир-Центральная Азия-Каспий-Кавказ-Черное море-Балканы-Адриатика), в регион «горячего» конфликта. Следующий момент, представляющийся принципиальным. Околофлотская проблематика и сегодня является фактором влияния на характер, темпы международной деятельности, внешнеполитических инициатив всех сил, так или иначе имеющих интересы в окончательно оформляющемся Каспийско-Черно-морском геополитическом пространстве. Сегодня Черное море стало, как отмечалось, внутренним европейским морем, где каждая страна ЕС, включая далекую Португалию, имеет свои интересы. О своих жизненно важных интересах здесь еще в 1996 г. заявили США. И это вполне объяснимо. Черное море - важнейший узел энергопотоков и транспортных коридоров, перспективным является и его шельф. В этой связи трудно переоценить роль Черноморского Флота в обеспечении как безопасности в регионе, так и необходимого баланса сил после утраты нашей доминанты в Причерноморье, продолжающегося состояния замороженности российско-грузинских отношений, стремления к региональному лидерству Турции и Румынии, реализации замыслов по размещению американской ПРО у рубежей России, а также в связи с Олимпиа