Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1079
Скачиваний: 1
ния должен быть чреват угрозой применения адекватного санкциям или к созданию каких-либо еще искусственных препятствий ответом.
Именно для этого и необходимо сотрудничество в военной сфере. Как минимум для этого. Разговоры о развитии внутреннего рынка (под таковым я сейчас подразумеваю рынки России, Украины и Белоруссии) почему-то всегда начинаются с обсуждения тарифной политики, таможенных сборов и прочих, дезинтегрирующих факторах. Да, они важны. Но на данный момент, я уверен, второстепенны, потому что так называемый рост благосостояния граждан, определяющий структуру и объем внутреннего потребления, о котором любят говорить политики и чиновники, вызван отнюдь не ростом внутреннего производства в наших странах и совсем не им. Развитие общего внутреннего рынка, по моему мнению, должно начаться с объединения усилий в области формирования образовательного поля, имеющего общие стандарты для наших стран и учитывающее как настоящую ситуацию с дефицитом кадров в преподавательской сфере, так и отвечающего интересам государств в области не только экономической политики, но и стратегического развития.
Здесь следует учесть, что и Россия, и Украина практически полностью утратили базу для подготовки профессионально-технического образования молодежи и излишне увлеклись катастрофически вредоносными по своим последствиям «западными стандартами». К счастью, есть опыт Беларуси, позитивный опыт, но у нее не хватит ресурсов самостоятельно сохранять Status Quo в этом вопросе. Следует немедленно отказаться от тестовой системы оценок в школах и ВУЗах как не соответствующей современным реалиям, не обеспечивающей достаточно квалификации кадров. Напомню, что экс-глава ФРС Алан Гринспен в своей книге «Эпоха Потрясений» всячески критиковал такую систему, утверждая, что благодаря ей начальное и среднее образование в США практически нивелировано до уровня «угадайки», а американские вузы вынуждены искать студентов за рубежом, потому как уровень подготовки абитуриентов внутри страны не дает возможности им учиться, так как они просто не понимают, о чем идет речь на занятия в вузах. Также следует буквально уничтожить все «инновации» Болонской системы, которая в принципе не подходит для подготовки специалистов для реального сектора экономики: инженер, не знающий высшей математики, но прослушавший курс культурологи, не может работать ни в качестве инженера, ни как культуролог. Если этого не сделать вовремя, то уже в ближайшие 10—15 лет ни о каком внутреннем производстве речь уже идти не будет — в самом прекрасном варианте останется только крупноузловая сборка и все. Собственное производство умрет.
Вступление в ВТО много лет провозглашалось панацеей для национальных экономик стран эск-СССР. Но результат оказался намного более прозаическим и плачевным. Вместо «панацеи», как лекарства от всех болезней, Украина, вступив в ВТО, получила изрядную порцию избирательно действующего яда замедленного действия, который постепенно разрушал и разрушает национальную экономику и препятствует рациональному использованию собственных ресурсов для увеличения национального богатства. Переход на некие «международные стандарты» оказался очень дорогостоящим и фактически ненужным, поскольку советские ГОСТы во многом не уступали, а то и превосходили западные аналоги (потому ликвидация их и была одним из основных условий вступления в ВТО), а западные рынки как были, так и остались закрытыми для наших товаров. Мало того, уничтожение системы собственных стандартов лишило Украину фактически единственного инструмента нетарифного регулирования импорта, разрешенного в рамках ВТО.
Использование общих стандартов на внутрен
нем рынке необходимо как один из путей для нивелирования недобросовестной конкуренции среди местных производителей. В частности, отсутствие необходимости получать европейские сертификаты качества существенно снизит финансовую нагрузку на предприятия-изготовители. Если кому-то кажется, что от этого пострадает качество, то он может сравнить на вкус, к примеру, похожую на пластилин вареную колбасу, произведенную по «европейским технологиям» в Украине и нормальную вареную колбасу, сделанную по советским еще ГОСТАм из Белоруссии... К тому же, общие стандарты позволят решить проблему с совместимостью полуфабрикатов и комплектующих да и существенно упростят подготовку кадров и повысят мобильность трудовых ресурсов.
15 октября Кабинет министров Украины назвал условия вступления ее в Таможенный союз с РФ, Беларусью и Казахстаном. Первое - отмена экспортных пошлин на нефть, это 3 млрд долларов, второе - отмена экспортных пошлин на нефтепродукты... Далее - снижение цен на газ. Кроме того, по словам замминистра экономики Украины Мунтияна, необходимо также добиться отмены российских защитных мер и урегулирования вопроса о гарантиях погашения возможных - в случае вступления Украины в ТС - компенсационных требований ВТО, цена этого вопроса - около 2 млрд долларов. «В Украине дефицит бюджета, этих двух миллиардов долларов нет. Украина может пойти на переговоры со странами ВТО, сказать, что мы вступаем в новую организацию при условии, если у нас будут гарантии, что эти компенсации будут обеспечены», - сказал он. Мунтиян назвал и еще одно условие - «обеспечение загрузки украинской газотранспортной системы», поскольку Украина не может себе позволить потерять свой транзитный потенциал. Примечательно, что как только ЕС озвучило свое недовольство приговором Тимошенко, украинская власть моментально сменила свой курс на диаметрально противоположный и решила вступать в Таможенный союз. Это глупейшая позиция никак не соответствует ни интересам Украины, ни интересам других членов Таможенного союза, поскольку Таможенный союз рассматривается не как инструмент экономической кооперации, а как политический институт и элемент в торговле Украины с Россией и ЕС за некие бонусы и преференции.
До тех пор, пока ТС будет рассматриваться именно в политическом контексте, вреда от него будет намного больше, чем пользы, поскольку любые переговоры из сферы рационального будут переходить в категорию иррационального, а также будет смещен акцент с государственных интересов на личные интересы политиков, поддерживающих их олигархов и принадлежащих им бизнес-структур. В таких условиях сам по себе факт вхождения Украины в Таможенный союз не только не даст ни ей, ни остальным участникам тех выгод и преимуществ, которых можно было бы ожидать от данного шага, а вызовет лишь большую напряженность в отношениях между странами.
К сожалению, и российское руководство в определенной мере рассматривает Таможенный союз как политический инструмент, что еще больше усугубляет и без того сложную ситуацию.
До тех пор пока руководство наших стран не придет к консенсусу относительно того, что согласованная экономическая политика принесет больше выгод всем, нежели конфронтация или взаимные интриги, пользы от таких инструментов, как Таможенный союз, будет немного.
Нельзя быть сильным везде. Этот нехитрый военный принцип в полной мере применим и в сегодняшней ситуации на мировых рынках. Прежде чем говорить о том, что и как делать на внешних рынках, желательно бы определиться с приоритетами (которые основаны не на «виртуальном прожектерстве», очень популярным сейчас у политиков, а на аудите имеющихся возможностей и рацио
нальных, просчитанных и подкрепленных ресурсами планах на будущее). На сегодня я вижу такие возможные приоритеты сотрудничества на внешних рынках: рынок продовольствия (зерна и масличных); рынок вооружений; рынок энергоносителей; рынок металла; рынок химических удобрений; рынок авиапрома (самолеты и ремонт); рынок строительных материалов; рынок сервисных IT-технологий; рынок продовольствия (зерна и масличных)
Основным инструментом на этом рынке может быть зерновой пул. Но. на его пути встал вопрос о приватизации земли в Украине. По факту, это будет не приватизация, а закрепление итогов многолетней работы черного рынка земли и ее распродажа иностранцам и иностранным компаниям. Те ограничения, которые предусмотрены в законе «о рынке земли» обходятся элементарно, особенно с учетом того, что регистрация объектов собственности и прав собственности на землю в Украине разделена. Корреляция между этими процедурами — максимально непрозрачна.
Даже
далекому от зернового рынка
человеку
понятно,
что интересы латифундистов в
Южной
Америке, к примеру, которые войдут
на
украинский рынок земли, будут в корне
от-
личаться
от интересов как украинских компа-
ний,
так и российских. Так что в интересах
именно
российского бизнеса — сделать
все
возможное
для блокирования продажи земли
в
Украине в нынешних условиях.
Что
касается рынка вооружений Еще пя-
тилетка
противостояния на этом рынке, и Рос-
сия,
и Украина, и Белоруссия вообще
рискуют
лишиться его, кроме каких-то совер-
шенно
мелких и незначительных сегментов.
Причем
лишиться — исключительно по
своей
собственной
инициативе, за счет самостоя-
тельного
уничтожения оборонпрома, задача
которого
продавать столько вооружений,
чтобы
полученная прибыль шла на обеспече-
ние
выполнения госзаказа по перевооруже-
нию
собственных армий. Это и есть задача
номер
1. Не получение прибыли как таковой,
а
поддержание паритета. Избыточная
при-
быль
должна инвестироваться в разработку
новых
видов вооружений.
Касательно
рынка энергоносителей. Я не
специалист
в климатологии, но неплохо вла-
дею
методами статистического анализа. А
они
говорят
о том, что, не смотря на все про-
граммы
экономии энергии и вывод про-
изводств
из ЕС в Китай и т.д.,
энергопотребление
Европы не падает, а рас-
тет.
Следовательно, все «газовые войны»
-
только
вредят нашим странам и вместо при-
былей
приносят убытки. Всем. Либо мы
соз-
даем консорциум в
формате
«производители+транзитеры»,
либо сюда вла-
зят
«западники». В итоге, пытаясь нажиться
друг
на друге, наши страны теряют стратеги-
ческие
деньги.
Рынок металла. Не думаю, что тут нужны особые выкладки. Если не снизить себестоимость металла, то скоро с этого рынка нас выкинет Китай, помочь ему в этом процесс сможет Турция.
Рынок химических удобрений. Этот рынок будет развиваться. Проблема нехватки продовольствия уже есть и с течением времени она будет усугубляться. Согласованная политика на этом рынке должна обеспечивать низкие внутренние цены и конкурентные внешние, так как на продовольствии можно зарабатывать больше — рынок лабильнее. Рынок авиапрома (самолеты и ремонт). Если сейчас не слить в единый картель оставшиеся КБ, производственные мощности и подготовку инженеров и рабочих, то с собственными самолетами можно будет вскоре просто попрощаться.
Рынок строительных материалов. Пример строительной империи Елены Батуриной показывает, что и этот рынок вполне возможно расширять вовне и отвоевывать у европейцев и азиатов.
Оганесян А.Г.: Всеобъемлющий доклад, конечно, провоцирует дискуссию. Но это будет немного позже. Следующий доклад на тему
П искунова Наталья Игоревна
кандидат политических наук, заведующая сектором Института международных исследований, МГИМО (У) МИД РФ (Россия):
Я
постараюсь отметить три основных
мо-
мента
своего доклада: это момент теории,
мо-
мент позитивных
воздействий
интеграционных
процессов в системе между-
народных
отношений и негативные воздей-
ствия,
которые могут возникнуть.
В
настоящее время система международных
отношений
как в теории, так и на практике
является
предметом достаточно сильных из-
менений.
Сегодня изменилась конфигурация
как
самой системы, так и конфигурация
без-
опасности.
В частности, в международных на-
учных
кругах все больше идет разделение
на
так
называемые «силовую коннотацию
без-
опасности»
или
«hard power»
и на так назы-
ваемые
«мягкие угрозы, вызовы» или мягкие
компоненты
(разнятся переводы) —
«soft secu-
rity^).
В блок мягкой безопасности междуна-
родники
включают, в том числе, проблемы
мягкой
интеграции.
Эти процессы и явления могут как позитивно, так и негативно воздействовать как на региональную систему безопасности, так и на глобальную структуру безопасности. Здесь, прежде всего, надо отметить, что сам по себе термин «интеграция» как таковой означает не только объединение некоторых общностей, групп, регионов, стран и т.д. В основном базу интеграции составляет восполнение утраченного, восстановление того, что было разрушено в ходе предыдущих трансформаций, изменений, революционных явлений и т.д. Трактовка интеграции как восстановительного элемента наиболее применима к России, Украине и Белоруссии. Если брать более широко, то и на всем пространстве СНГ, это явление именно восстановительное, даже больше носит охранительную коннотацию. Интересно, что сегодня интеграция рассматривается как символ реализации матричной теории международных отношений, т.е. за-данность интеграции международных отношений и способствование укреплению, усилению субъектов на постсоветском пространстве. Если Россия, Украина, Белоруссия действуют в одиночку, безусловно, они могут добиваться определенных успехов в вопросах международного права и в других вопросах. Сила и потенциал с точки зрения матричной теории усиливается кратно. Известный политолог и исследователь системной истории М. Каплан писал, что мак-симилизация политическая и экономическая кратно усиливается при наличии интеграционной группировки. В настоящий момент это принципиально важно. Процесс интеграции может менять всю конфигурацию безопасности на региональном уровне, он воздействует как изнутри этого процесса и может являться выражением внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности государств, которые являются субъектами этой интеграции. В 1990-х годах процесс интеграции рассматривался как текущий, незавершенный, из которого сложно делать какие-либо выводы,
извлекать проблемы и возможности их решения. То сейчас интеграция как таковая становится процессом системным, и более того системообразующим. Сейчас интеграция — это не выражение действий одного, двух или трех участников, а это повод для взаимодействия некоторых участников. Чтобы отметить позитивные моменты, которые может и должна нести интеграция, её можно разбить на три блока: политические, экономические и социально-культурные аспекты интеграции.
Что касается политики, здесь надо отметить, что интеграция призвана приводить к тому, чтобы при усилении межгосударственных политических взаимодействий, а может быть и внешнеполитических, по дипломатическим каналам взаимодействия на уровне форумов, межпарламентской дискуссии - при всех такого рода взаимодействиях идет диалог между элитами: правящими, политическими и перспективными. Это имеет фундаментальное воздействие на страновую политическую систему, если элиты стран откликаются и включаются регулярно на формы, посвященные интеграции, то соответственно в течение времени вырабатывается общее видение как перспектив, так и проблем и способов решения, на которые должна ориентироваться правящая элита группировок или стран, которые участвуют в этих объединениях. С точки зрения экономики, интеграция как аспект направлена и призвана на усиление торгово-экономических связей между государствами. Это взаимодействие на уровне таможенных союзов, валютных союзов. Интеграция — элемент открытия того или иного предприятия. Приведу пример, текстильная промышленность в России и Беларуси — это интеграция между городами, которая приводит к тому, что конкретные локальные предприятия в Московской области или в Гомельской области начинают свою внешнеэкономическую деятельность, исключительно направленную на какой-то город извне. Например, есть предприятия Белоруссии, которые направлены на торговлю с Россией и наоборот — есть российское производство, предприятия, которые направлены на торговлю с Украиной и Белоруссией. До этого были предприятия, которые ориентировались только на внутренний рынок. С точки зрения системы интеграция способствовала направленности деятельности определенных предприятий.
С точки зрения социальной культуры и обмена происходит достаточно интересная вещь: несмотря на то что все три страны славянские, всех стран объединяет общая история, общие моменты, такие как язык, культура, что является огромнейшим пластом для взаимодействия, интеграция является также способом усиления и поддержания межэтнических и межгрупповых коммуникаций. Здесь достаточно простые примеры, когда приезжают и собираются молодежные форумы, и в течение первого же дня наблюдается феномен, состоящий из всех русскоговорящих групп. Этот феномен я наблюдаю последние семь лет. Для молодежи характерно стремление объединяться с подобными себе, представителями тех стран, кто обладает той же культурой, тем же языком. Это достаточно распространенное явление, о котором не пишут журналы, и о котором очень редко говорят. В социально-политическом плане интеграция может и должна служить еще и инструментом для урегулирования конфликтов. Понятно, что в случае разгорания конфликтов это весомо сможет оказать принципиальное воздействие на немедленное гашение конфликта. Но долгосрочные системы воздействия в любой интеграционной группировке могут быть полезны для предотвращения и закрытия возможности вооруженного конфликта. То есть, чем больше существует форумов и каналов коммуникации между участниками интеграционной группировки, тем более велика возможность договориться и предотвратить конфликт. Говоря об интеграционных процессах как на пространстве СНГ, так и на пространстве вос